Роль народной педагогики в воспитании детей
статья (подготовительная группа) на тему
Народной педагогикой называется область народных эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. Применяемых широкими массами трудящихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagogiki.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ибрагимова Зульфия Фариловна
Воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам МБДОУ №88,
г. Нижнекамск
Роль народной педагогики в воспитании детей
Народной педагогикой называется область народных эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. Применяемых широкими массами трудящихся.
Изучая народную педагогику, нам приходится использовать методы исследования и источники других наук, особенно фольклора и этнографии, дающих значительный фактический материал по народному воспитанию.
Важнейшим средством воспитания в народной педагогике является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение к старшим, вежливость, дружба и товарищество, патриотизм, правдивость, честность и т. д.
Педагогическая ценность народного поэтического творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных, нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.
В народной педагогике накоплен многовековой воспитательный опыт трудящихся масс.
Привлечение положительного опыта народной педагогики и простых норм нравственности данного народа в воспитательной практике современной школы и детских садов имеет большое значение для повышения эффективности всего воспитательного процесса. Усвоение определенной суммы морально-этических правил должно сопровождать развитие ребенка в семье, в детском саду, в школе.
Обращается большое внимание на воспитание у детей уважения к старшим. Эта черта считается признаком благовоспитанности молодого человека. Купая ребенка в первый раз, уже повивальная бабка приговаривала:
- Если увидишь старика, обращайся: «дедушка» ,
- Если увидишь старушку, обращайся: « бабушка»,
- Если увидишь молодых, обращайся: « дядя, тетя»,
- Будь вежливым в разговоре!
Это наставление затем многократно повторяется родителями и усваивается детьми очень рано. Детям внушают, что они сами станут взрослыми и будет очень плохо, если их не будут уважать дети.
Гуманность и вежливость проявляются и в гостеприимстве, которое отличается многими исследователями, как характерная черта народа. Умение принимать гостей – большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь.
Слово «гостеприимство» в переводе на татарский язык состоит из слов «сый-хөрмәт – угощение – уважение». Само это выражение говорит уже о том, что угощение не просто кормление гостя, но главным образом, признак уважения к человеку:
- «Пусть тебе и нечем угощать, но гостя принимай приветливо» – говорится в народе.
Народная педагогика выступает против эгоизма, самолюбия. Кто отрывается от коллектива, от масс, ставит себя выше других, тот не может и не в состоянии совершить что-либо существенное:
- «Одна ласточка не делает весны»
- « Из одного волоса каната не сошьешь» и т.д.
Родина – это колыбель человека. С ней связана вся его жизнь.
- « Своя родина – золотая колыбель»
- «Родина моя – и отец, и мать мне» говорится в народных пословицах.
В моральном воспитании значительную роль играют пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки любого народа являются как бы кратким моральным кодексом. Выработанным многовековым опытом трудящихся. Пословицы и поговорки татарского народа всегда использовались как средство убеждения в воспитательной практике. Вот, например, пословица воспитывающая вежливость:
- «Если окажешь уважение старшим, и тебе окажут уважение»
- «Не хвали самого себя, не унижай других, пусть тебя похвалят другие» (о скромности ) и т.д.
Воспитательное воздействие на своих детей коренится в авторитете, личном примере взрослых. Роль родителей в правильном наставлении детей огромна. На это указывают многие народные изречения:
- «Если уже молоко матери не пошло ему впрок, то коровье и подавно».
В татарской народной педагогике о старшем брате принято говорить с особенным уважением и любовью. Старший брат всегда поможет, научит, если нужно – защитит, поддержит. Младшие дети должны подчиняться старшим, как более опытным, прислушиваться к их советам. В народе осуждаются семьи, в которых:
- «Не разберешь, где у них голова, где ноги».
Таким образом, в ходе всей жизни татарского народа сложились моральные нормы и требования к молодежи, а также своеобразные средства и методы нравственного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основоположники отечественной педагогики о роли семьи в воспитании детей
Как известно, семья - это первый социальный институт воспитания детей, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация, включающая в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведен...
Круглый стол: «Роль народной педагогики в воспитании ребенка»
Цель: Повышение активности родителей в использовании народного фольклора в воспитании детей. Задачи: 1. Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений. 2. Способ...
«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».
Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением....
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....
Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не ...
Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не ...