Роль народной педагогики в воспитании детей
статья (подготовительная группа) на тему

Ибрагимова Зульфия Фариловна

Народной педагогикой называется область народных эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения.   Применяемых широкими массами трудящихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagogiki.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Ибрагимова Зульфия Фариловна

     Воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам МБДОУ №88,

     г. Нижнекамск

Роль народной педагогики  в воспитании детей

            Народной педагогикой называется область народных эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения.   Применяемых широкими массами трудящихся.

              Изучая народную педагогику, нам приходится использовать методы исследования и источники других наук, особенно фольклора и этнографии, дающих  значительный фактический материал по народному воспитанию.

             Важнейшим средством воспитания в народной педагогике является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение к старшим, вежливость, дружба и товарищество, патриотизм, правдивость, честность и т. д.  

             Педагогическая ценность народного поэтического творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных, нравственных  представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.    

             В народной педагогике накоплен многовековой воспитательный опыт трудящихся масс.              

             Привлечение положительного опыта народной педагогики и простых норм нравственности данного народа в воспитательной практике современной школы и детских садов имеет большое значение для повышения эффективности всего воспитательного процесса. Усвоение определенной суммы морально-этических  правил должно сопровождать развитие ребенка в семье, в детском саду, в школе.

             Обращается большое внимание на воспитание у детей уважения к старшим. Эта черта считается признаком благовоспитанности молодого человека.  Купая ребенка в первый раз, уже повивальная бабка приговаривала:  

  • Если увидишь старика, обращайся: «дедушка» ,        
  • Если увидишь старушку, обращайся: « бабушка»,      
  • Если увидишь молодых, обращайся: « дядя, тетя»,      
  • Будь вежливым в разговоре!      

            Это   наставление затем многократно повторяется родителями и  усваивается детьми очень рано. Детям внушают, что они сами станут взрослыми  и будет очень плохо, если их не будут уважать дети.  

            Гуманность и вежливость проявляются и в гостеприимстве, которое отличается многими исследователями, как характерная черта народа. Умение принимать гостей – большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь.  

           Слово «гостеприимство» в переводе на татарский язык состоит из слов «сый-хөрмәт – угощение – уважение». Само это выражение говорит уже о том, что угощение не просто кормление гостя, но главным образом, признак уважения к человеку:  

  • «Пусть тебе и нечем угощать, но гостя принимай приветливо» – говорится в народе.    

           Народная педагогика выступает против эгоизма, самолюбия. Кто отрывается от коллектива, от масс, ставит себя выше других, тот не может и не в состоянии совершить что-либо существенное:  

  • «Одна ласточка не делает  весны»    
  • « Из одного волоса каната не сошьешь» и т.д.

           Родина – это колыбель человека. С ней связана вся его жизнь.  

  • « Своя родина – золотая  колыбель»            
  • «Родина моя – и отец, и мать мне» говорится в народных пословицах.      

           В моральном воспитании значительную роль играют пословицы и поговорки.  Пословицы и поговорки любого народа являются как бы кратким моральным  кодексом. Выработанным многовековым опытом трудящихся. Пословицы и поговорки татарского народа всегда использовались как средство убеждения в воспитательной практике. Вот, например, пословица воспитывающая вежливость:        

  • «Если окажешь уважение старшим, и тебе окажут уважение»  
  • «Не хвали самого себя, не унижай других, пусть тебя похвалят другие» (о скромности ) и т.д.        

           Воспитательное воздействие на своих детей коренится в авторитете, личном    примере взрослых. Роль родителей в правильном наставлении детей огромна.  На это указывают многие народные изречения:        

  • «Если уже молоко матери не пошло ему впрок, то коровье и подавно».                      

           В татарской народной педагогике о старшем брате принято говорить с особенным уважением и любовью. Старший брат всегда поможет, научит,  если нужно – защитит, поддержит. Младшие дети должны подчиняться старшим, как более опытным, прислушиваться к их советам. В народе  осуждаются семьи, в которых:  

  • «Не разберешь, где у них голова, где ноги».                                                                        

          Таким образом, в ходе всей жизни татарского народа сложились моральные    нормы и требования к молодежи, а также своеобразные средства и методы  нравственного воспитания.

                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основоположники отечественной педагогики о роли семьи в воспитании детей

Как известно, семья - это первый социальный институт воспитания детей, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация, включающая в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведен...

Круглый стол: «Роль народной педагогики в воспитании ребенка»

Цель: Повышение активности родителей в использовании народного фольклора в воспитании детей. Задачи: 1. Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений. 2. Способ...

«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением....

Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не ...

Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не ...