Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rol_narodnoy_pedagogiki.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елена Леонидовна Зацепина, учитель-логопед, МДОУ «Колосок», Серпуховский район

СЛАЙД 1-заголовок

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык,

он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. 

•        Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один   естествоиспытатель;

•        оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,

  среди которого он живет, с его историей и стремлениями,

 как ни мог бы познакомить, ни один историк;

•        оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

•        оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

СЛАЙД 2. Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений. С развитием народной культуры появляются

С веками, передаваясь от поколения к поколению, правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения оттачивались, конкретизировались и дошли до нас. Так постепенно от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания.

СЛАЙД 3. Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Человек – связующее звено, по меньшей мере, трех столетий. Народная педагогика в действии – это сохранение педагогических традиций в роду в течение трех веков. Педагогика неразрывно связана с историей народа, является его коллективным творчеством. Она существует столько, сколько существует народ.

СЛАЙД 4. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Родители, где бы они ни жили, какой бы ни представляли народ, поднимая к свету и жизни ещё зелёные ростки, воспитывают в своих детях любовь к Родине, матери, труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Это «киты» народной педагогики.

СЛАЙД 5. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.              
   
Дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.  Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Повторение потешек способствует раннему развитию речи: ребенок вычленяет часто повторяемые звуки, запоминает их и начинает повторять. Кроме того, сказки и потешки рисуют перед ребенком картину огромного и интересного мира, насыщенного приключениями: так дети получают энциклопедические знания. Наконец, они учат малыша правилам поведения, нравственности и морали, формируют понятие «хорошо- плохо».

СЛАЙД 6. А всевозможные игры с пальцами и ручками («Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.) – это и хороший массаж, и средство развития мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие мозга.  Сила народной педагогики, народных традиций заключается в «облагораживании» человеческой души.

СЛАЙД 7. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. СЛАЙД 8.Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».

СЛАЙД 9. Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Они издавна были самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.

Сказки играют особую роль в нравственном воспитании ребенка. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье")- СЛАЙД 10; как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). СЛАЙД 11. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.  

СЛАЙД 12. В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается он с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

СЛАЙД 13. В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему (отношение Мартынки к животным в сказке «Волшебное кольцо», отношение Аленушки к окружающим объектам в сказке «Гуси-лебеди» и т.д.).

 Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. СЛАЙД 14. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. СЛАЙД 15. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности (2, стр. 4).

СЛАЙД 16. Современные психологи давно уже осознали ценность народных педагогических методов. В наше время почти не слышны призывы отвернуться от наследия прошлого, смотреть вперед, а не назад.

Интуитивно, без всяких научных исследований, лишь доверяя традиции, наши предки занимались ранним развитием детей – сами того не зная. СЛАЙД 17. Они закаляли их, не создавая тепличных условий. Городской ребенок шагнул с тропинки на мокрый от дождя луг: «Нельзя!». Потянул руки к березовой ветке: «Нельзя!». Разулся – и по лужам босиком: «Нельзя!». Как красные флажки на охоте, как светофорный окрик: «Нельзя!». А что можно? Слушаться, молчать, не двигаться… СЛАЙД 18. Сколько своими «нельзя» мы погасили ростков любознательности, радости, желания перемерить мир своими шагами. Черными, как чертова кожа, ступнями, не знающими летом тесных сандалий цепких резинок носков, деревенские ребятишки салютуют о свободе, с которой они познают мир. Их нервную систему трудно «истощить», ибо она всегда в прямом контакте с таким мощным аккумулятором, как земля.

И разве ребенка воспитывают только люди? А птицы, что встают в саду раньше самой проворной хозяйки, - не воспитывают? А цыплята, которые пьют, толкаясь, из старой миски? А река, а лес, а земля?

СЛАЙД 19. Есть педагогика труда, педагогика природы, педагогика сказок и пословиц…

Воспитательная возможность народной педагогики, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. СЛАЙД 20. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающе влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком (2, стр.7).

И в заключение хочется отметить: дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Сейчас, воспитывая подрастающее поколение, необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Свод законов тут прост, но в них огромен многовековой опыт поколений. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного могут найти и ученые-педагоги, и родители.  

СЛАЙД 21. Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём», - сказал Ч. Айтматов.  

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Всему свое место. Но можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

СЛАЙД 22.

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.

3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.

4. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.: «Педагогика», 1991.

5. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М.,1955.

6. http://knowledge.allbest.ru/sport/3c0a65625a3ac68a5d53b89521206c26_0.html

    http://mamuli.info/wiki/russkaja_narodnaja_pedagogika

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...

Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.

В статье дан обзор современному состоянию и основным подходам к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные...

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...

Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не ...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Использование приемов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста. Мастер-класс «Соленое тесто — это красиво, интересно, необычно»

АРТПЕДАГОГИКА-(художественная педагогика) — это синтез двух областей научного знания — искусства и педагогики, изучающая закономерности воспитания и развития человека посредство...