Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (средняя группа) по теме
Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является важным и нужным делом.
Так как уровень развития мелкой моторики пальцев и координации движений рук – это один из главных показателей интеллектуального развития готовности ребенка к последующему обучению. Ребенок, который имеет хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь.
Мелкая моторика рук также играет значительную роль при овладении письмом. При высоком уровне ее развития ребенок успешно справляется с выполнением незначительных манипуляций в повседневной жизни и быту (застегивание и расстегивание пуговец, кнопок, молний, завязывании шнурков, лямок от шапки и т.д., что позволяет чувствовать себя более уверенным).
Если своевременно не позаботиться о мелкой моторики рук, у детей может сложиться отставание в развитии. Поэтому развитие мелкой моторики рук – тема очень важная, и начинать работу по данной теме нужно задолго до школы.
Существует широкий спектр различных занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики рук.
Одним из способов развития мелкой моторики рук является работа с ножницами. Уже в средней группе детского сада дети осваивают новый вид деятельности – вырезывание.
В начале работы по данной теме необходимо поставить следующие задачи:
1.Познакомить детей с ножницами, как орудием труда.
2.Способствовать овладению у детей среднего дошкольного возраста умения правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Для этого необходимо использовать технику работы с ножницами (см. Приложение). А также познакомить детей с правилами работы с ножницами, т.к. ножницы – это не игрушка, а опасный предмет (см. Приложение).
Для того, чтобы дети правильно держали ножницы и пользовались ими можно использовать теневой театр. Тематика может быть разнообразной.
Например:
1. “Веселый крокодил поет песенку”
2. “Утята крякают, а лягушата квакают”.
3. “Сказка о журавле и цапле”.
Весь эффект в том, чтобы тень была похожа на ту или иную птицу или животное, ножницы необходимо держать правильно. Для того, чтобы “ротики” шевелились, ножницы нужно открывать и закрывать. Ребенок будет стараться правильно держать ножницы. И эта игра детям очень нравится. Постепенно дети научаться открывать и закрывать ножницы, и при этом держать их правильно.
В дальнейшей работе необходимо использовать следующие задачи:
- Учить детей различным приемам вырезывания:
а) резать бумагу по прямой линии (на узкие и широкие полоски).
б) учить детей делать косые срезы
в) вырезать предметы округлой формы
г) вырезывание предметов из бумаги, сложенной вдвое
В начале вырезывания дать детям простую бумагу, газеты, журналы, а когда навык сформировывался, использовать цветную бумагу. Далее предложить детям упражнение с ножницами на один “шаг”, на один нажим. Дать детям узкие полоски, обучать технике работы с ножницами. Чтобы детям было интересно, можно использовать игровые приемы.
Например:
- “Приготовим зернышки для птичек”.
- “Угостим гостей вкусными конфетками”.
- “Попрыгаем по веселым ступенькам”.
Далее для упражнения с ножницами с двумя и более “шагами”, нажимами, дать бумагу и учить детей резать ее на узкие, а затем и широкие полоски, использовать при этом технику продвижения ножниц вперед. “Ножницы шагают”.
Из нарезанных тонких полосок можно выкладывать различные предметы.
Игры с полосками:
- “Скамейка для матрешек”.
- “Солнечные лучики”.
- “Мебель для трех медведей”.
- “Красивая елка”.
- “Цветы для мамы”.
- “Зайкина избушка”.
- “Снежинки”.
Такие игры с выкладыванием предметов также способствуют развитию мелкой моторики рук.
Из широких полосок также можно нарезать билеты для сюжетно-ролевых игр: “Автобус”, “Пароход”, “Поезд”, “Самолет”, “Театр”, “Цирк”, вырезать “денежки” для сюжетно-ролевых игр: “Магазин”, “Аптека”, “Почта”.
Далее необходимо способствовать овладению умения детей делать косые срезы. Разрезать квадрат, прямоугольник по диагонали. Также можно использовать игровые приемы:
- “Запустим рыбок в аквариум”.
- “Красивые мухоморы”.
- “Напоим мишку чаем”.
Следующим этапом работы с ножницами: вырезывание из квадратиков кружочки, из прямоугольников – овалы. Очень сложно детям дается эта часть работы с ножницами. Ребенку нужно держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу, которую нужно поворачивать, чтобы углы получились закругленные (Техника срезания уголков).
Можно использовать такие игровые приемы, как:
- “Угостим зайку сладкой морковкой”.
- “Колобок катиться по дорожке”.
- “Забавные игрушки”.
- “Воздушные шарики”.
- “Мой веселый звонкий мяч”
И последним этапом работы с ножницами является вырезывание предметов из бумаги, сложенной вдвое. Тематика может быть разнообразной.
Всю работу по вырезыванию предметов из бумаги можно брать по 5-10минут 2-3 раза в неделю. Все полученные навыки и умения с ножницами можно использовать в работе по аппликациям в непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Заключение
Работая над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, используя приемы вырезывания, можно добиться определенных результатов. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Систематическая работа в данном направлении дает свои результаты. Большинство детей в этом возрасте уже умеют правильно держать ножницы и работать с ними. Дети становятся более внимательны, ответственны, усидчивы, стараются доводить начатое дело до конца, становятся более общительными как со сверстниками, так и со взрослыми, пополняется словарный запас детей. Работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием ножниц необходимо продолжать в старших группах, чтобы дети вырезали предметы легко, радостно и непринужденно.
Приложение 1. Техника работы с ножницами.
Работа с ножницами на один “шаг”, на один нажим.
Большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу. Концы лезвий направлены от себя вперед. Сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают полоску бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается один разрез.
Работа с ножницами на два и более “шага”, на два или более нажима.
При разрезании широких полосок бумаги, педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы “шагают”.
Работа с ножницами по вырезанию предметов округлой формы.
В правую руку берем ножницы, раскрываем лезвие. В левой руке держим бумагу. Вставляем в лезвие ножниц уголок бумаги, делаем нажим, режем правой рукой, а левой осторожно поворачиваем бумагу, делая закругление. Такую манипуляцию проделываем со всеми уголками квадрата или прямоугольника.
Приложение 2. Правила работы с ножницами
- В детском саду нужно использовать ножницы средних размеров, с тупыми закругленными концами.
- Ножницы нужно держать перед собой в горизонтальном положении, не направляя вверх или в сторону от себя.
- Передают ножницы кольцами вперед, держа за лезвия, кладут кольцами к себе.
- После работы ножницы убирают в специальный чехол или кармашек.
Нельзя:
- Играть с ножницами.
- Оставлять ножницы раскрытыми.
- Оставлять рабочее место в беспорядке.
- Проводить руками по лезвиям ножниц – можно порезаться.
- Нельзя брать ножницы без разрешения.
Приложение 3. Методы и приемы:
- Словесный (объяснение, пояснение, указание, художественное слово, стихи, загадки, поговорки).
- Наглядный (показ приемов вырезывания)
- Игровой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В статье представлен опыт работы по ра...
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
В статье говорится о развитии мелко-моторных навыках у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предлагаются рекомендации "Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость"....
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...
Самообразование не тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Самообразование составила и выполнила воспитатель младшей группыШаламова Алена Руслановна...
Статья на тему:"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский)...
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на примере работы «Чудеса из пуговиц»
В дошкольном возрасте одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков дошкольников, является недостаточное развитие моторики, которое отрицательно сказывает...
Методическая разработка на тему "Развитие мелкой моторики рук для детей 6-7 лет"
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды продуктивной детской деятельности....