Хлеб – всему голова
проект (подготовительная группа) на тему
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка.
С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу.
Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hleb.docx | 237.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
________________________________________________________________
Тема проекта: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Москва
Введение
Наименование проекта: «Хлеб – всему голова»
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный:
( дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной группы, учитель – логопед Гаева Наталья Николаевна, воспитатели Титова Викторина Николаевна, Васильева Светлана Викторовна, родители. В работе над проектом осуществлялось взаимодействие со старшим воспитателем Орловой Светланой Васильевной, с воспитателем по физкультуре Бухольц Ольгой Владимировной, с музыкальным руководителем Кривко Людмилой Евгеньевной.
Сроки и этапы реализации
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя - 22.10.2012 - 26.10.2012
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка.
С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу.
Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
- Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
- Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
- Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
- Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
- Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
- Продолжить знакомить с картинами известных художников;
- Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
- Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
- Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
- Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
- Оформить кулинарную книгу детскими рецептами приготовления хлебобулочных изделий.
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
1.Рисунок «Колосья»;
2.Аппликация «На мельницу»;
3. Лепка из соленого теста.
4.Конструирование из конструктора «Мельница»,
5.Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе.
6.Разыгрывание сценки «Колосок», составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий
7. Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» и чаепитие
Для создания данного проекта использовалось:
Программное обеспечение Microsoft Windows Vista, офисный пакет Microsoft Office 2010. Была подготовлена презентация, в результате которой дети узнали, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
«Познание (формирование целостной картины мира)», «Продуктивная (конструктивная деятельность)», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура», «Труд», «Безопасность»).
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь 2012)
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта (октябрь 2012 года)
3 этап. Обобщающий (октябрь 2012 года)
На подготовительном этапе мы подобрали художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили детей и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, создали презентацию на тему «Как хлеб на стол попал»
I этап
Разработка проекта и реализация проекта
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:
- Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
- Как люди выращивают хлеб?
- Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок
Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Хлеб делают из муки. (Никита) Муку делают из зерен. (Илья) Хлеб покупают в магазине. (Варя) Хлеб бывает белый, черный. (Артем) Мама дома печет хлеб в хлебопечке. (Гоша) |
Что мы хотим узнать? | Когда появился хлеб? (Полина) Как раньше выращивали хлеб? (Ксюша) Как выращивают хлеб в наше время? (Максим) Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? (Кирилл) Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? (Полина) Как сделать тесто? (Айнур) Что можно сделать из муки еще? (Саша) Почему говорят: Хлеб всему голова (Алеша). Что можно приготовить из черствого хлеба? (Федя) Смогли бы вы прожить без хлеба? Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе? |
Как нам найти ответ? | Сходить на экскурсию (Саша), Спросить у родителей (Полина), Спросить у воспитателя (Варя), Провести опыт, получить муку (Алеша), Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете (Кирилл) |
II этап
Реализация проекта
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями |
Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность) | Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел» Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Организация чаепития с домашней выпечкой. | Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Ярмарка» (дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин») | Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» , как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий |
Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество, музыка) | Аппликация «На мельницу» Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?», конструирование из конструктора «Мельница», рисование «Колосья», рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба» | Раскрашивание раскрасок Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена | Подбор иллюстраций о хлебе |
Познавательно-речевое развитие (коммуникативное познание, чтение) | Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл» экологическая игра «что за чем», Опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением), опыт «Как готовить тесто» Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол», Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова), чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна» | Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Просмотр диафильма В.П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе» Экскурсия в булочную. Экскурсия в Культурно-развлекательный комплекс «Кремль в Измайлово» Музей хлеба. |
Физическое развитие (здоровье, физкультура) | Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», пальчиковые игры, физминутки | Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» Скажи и покажи | Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам «Колобок» |
План работы на неделю
Понедельник
Образовательная деятельность в режимные моменты
Утро
Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья)
Задачи: Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс).
Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.
Чтение стихотворений В.Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день, пахать пора…».
Задачи: Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. Тема: «Откуда хлеб пришёл»
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.
Учить детей узнавать хлеб по внешнему виду, по вкусу и запаху.
Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе.
Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий.
Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб.
Чтение стихотворения С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»
Рассматривание сюжетных картинок и рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл».
Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)
Игра «Хорошо –плохо»(правила обращения с хлебом)
Художественное творчество. Аппликация из цветной бумаги «На мельнице»
Задачи: Закрепить умение детей вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое, развивать зрительный контроль за действием рук при пользовании ножницами. Развивать умение выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. Прививать художественный вкус, учить красиво располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при работе с ножницами.
Вечер
Загадки о хлебе.
Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать умение дослушивать загадку до конца.
Учить понимать иносказательный смысл загадок.
Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Работа с родителями. Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел»
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как хлеб на стол попал».
Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: Учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей.
Непосредственно образовательная деятельность
Логопедическое занятие. Тема: Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».
Музыка. Пение русской народной песни «Блины» в обработке А. Абрамского.
Художественное творчество. Рисование «Колосья»
Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление. Развивать умение рисовать натюрморт с натуры, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей рисовать колосья в вазе, соотносить свой рисунок с натурой и образом. Расширять представления о натюрморте.
Вечер:
Сюжетно ролевые игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба»), «Семья», «Ярмарка»
Словесная игра «Образуй словечко».
Цель: Учить образовывать слова прилагательные от существительных (хлеб – хлебный, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т.д.)
Опытная деятельность «Как получается мука?»
Словесная игра «Продолжи пословицу»
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.
Среда
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро:
Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка»
Игра «Угадай на вкус»
Цель: Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий (батон, ржаной хлеб, сушки, пряник, пирог и т.п.)
Хороводная игра «Каравай»
Чтение сказки «Колосок»
Непосредственно образовательная деятельность
Художественное творчество. Лепка изделий из солёного теста по образцам
Задачи: Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из солёного теста по образцам – рисункам. Развивать навыки лепки: скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание неровностей, сплющивание, вдавливание. Воспитывать аккуратность при работе с тестом.
Вечер
Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»
Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.
Подвижная игра (Скажи и покажи) Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т.п.)
Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот, кто хлебобулочное изделие назовет»
Чтение стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
Рассказывание стихотворения по «цепочке», хором и индивидуально.
Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Четверг
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро:
Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе».
Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать внимание, память, логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе.
Словесная игра «Продолжи пословицу»
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.
Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка», «Колосок»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Непосредственно образовательная деятельность
Логопедическое занятие. Тема: Пересказ русско-народной сказки по картинкам «Колосок».
Вечер:
Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному.
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент.
Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена
Раскрашивание изделий из соленого теста.
Работа с родителями. Принести красиво оформленный рецепт хлебобулочных изделий для составления кулинарной книги рецепты бабушек и мам «Колобок».
Пятница
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро:
Организация выставки домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!».
Цель: Воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих родителей. Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.
Непосредственно образовательная деятельность
Логопедическое занятие. Словообразование. Образование родственных слов.
Пальчиковые игры. Испечем пирожки и плюшки
Познание. Конструирование из конструктора «Мельница», «Хлебозавод»
Задачи: Воспитывать стремление добиваться поставленной цели. Развивать умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали строителя. Учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать представления о производстве хлеба. Закреплять умение обыгрывать постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия.
Вечер:
Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье)
Организация чаепития с домашней выпечкой.
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий акцент на тему недели.
Вспомните пословицы о хлебе.
Рассказы детей о приготовлении своих хлебобулочных изделий.
III этап
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе.
Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
Создали кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам. Колобок»
Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке
Г.Х. Андерсена.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Приложение
Произведения о хлебе
Любим мы блины с вареньем,
С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья
Из рассыпчатой муки.
Но хочу открыть вам тайну:
Пирожков вам не видать,
Если в поле вдруг комбайны
Хлеб не будут убирать.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Дождик, дождик поливай-
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой…
И машины вереницей
Хлеб везут для нас с тобой.
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он - смех детей,
Он - радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта.
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.
В.Воронько «Вот и лето пролетело…»
"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко."
Вешний день, пахать пора…
"Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!"
С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"
П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
Сею в поле зёрна, И зерно в амбары
Раннею весною, Потечёт рекою,
А над ними светит, И его машины
Солнышко родное. Сделают мукою.
На ветру весёлом, На заводе пекарь
Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,
Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!
Золотая осень. Ешьте на здоровье!»
Н.Самкова «О хлебе»
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.
(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. – М., 1984. – С. 17.)
В один день в детский сад пришли двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
– Где работает твоя мама?
– А ты не догадался? – удивился Коля. – От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Если заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?
– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
– И врач? – удивлённо спросил Коля.
– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя.
Задание для внимательных слушателей:
– Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)
Я. Тайц «Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые.
Надя спросила:
- Бабушка, а тут что растет?
- Хлеб, внученька!
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.
В. Крупин
«ОТЦОВСКОЕ ПОЛЕ»
Весь детский сад, кроме группы — малышовки, повели в поле, чтобы посмотреть, как работает комбайн. Они пришли в поле, там было два комбайна, но оба стояли. Там был и Ванин отец. Он озабоченно заглядывал вниз, под комбайн, и спрашивал: «Ну, как? Треснул или совсем?» Снизу, где на земле лежали комбайнеры, доносилось лязганье гаечных ключей.
Отец поздоровался с ребятами, кивнул Ване, не выдержал и полез сам посмотреть неисправность. Ребята обошли вокруг комбайна. Ваня был горд тем, что объяснял: «Это хедер называется, режет колосья, они по транспортеру идут на молотилку, она внутри. Вверху бункер, там копится зерно, а потом его высыпают через этот рукав. А сзади копнитель, туда идет солома и там прессуется, а потом выбрасывается…»
- Юлия Герасимовна, — услышали они голос Ваниного отца, — отпустите Ваню, надо в мастерские сбегать, чтоб срочно сварщика сюда. Вал треснул, надо заварить. А мы пока его вывинтим, приготовим.
Ах, как сорвался с места и побежал Ваня! Даже не подождал разрешения. Дорога, по которой они шли все вместе, показалась сейчас в два раза короче. Вот и мастерские, Ваня, задыхаясь, объяснил, зачем его послали.
- Заводи аварийку! – скомандовал сварщик. Взял Ваню под мышки и посадил в кабину машины «Техническая помощь».
На машине дорога показалась вовсе короткой. В поле один комбайн уже работал, ходил по кругу, а другой стали ремонтировать. Ребятам велели отвернуться, не смотреть на яркий огонь сварки. Трещину на валу заварили, потом, когда вал немного остыл, место сварки зачистили, вал поставили на место.
И вот по огромному просторному желтому полю ходили два комбайна, к ним подъезжали машины. Кузов в этих машинах был застелен брезентом, чтобы ни одно зернышко не пропало. Юлия Герасимовна расставила ребят цепью вдоль скошенного пространства, и они прошли туда и обратно, соревнуясь, кто больше соберет упавших колосков. Каждый набрал немного, штук по десять, но когда они сложили их в одно место, то оказалось много.
Эту грудку колосьев обмолотили отдельно, и ребята своими глазами видели тоненькую струйку золотистого теплого зерна, которое они спасли.
Но радости этого дня на этом не кончились.
- Побудьте еще в поле, Юлия Герасимовна, — сказал отец Вани.
- Ой, не, нам давно пора. Нам обедать пора.
- А вы дойдите до речки, она же рядом, и руки вымойте, — сказал отец. – У нас для вас секрет.
Оказывается, он из полевого вагончика по рации попросил привезти в поле обед не только для механизаторов, но и на ребят, и предупредил, чтобы в детском саду их к обеду не ждали.
Вот уж это был обед так обед! Ребята ели свежий борщ со сметаной, котлеты, пили компот. И все ели с радостью и гордостью. Еще бы – обед был заработанный!
Пальчиковая гимнастика
- Божья коровушка
Божья коровушка,
Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)
- Тесто
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай
В гости друг- друга приглашай.
- Колосок.
Золотистый колосок, кто тебе расти помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки, что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким
Сильным, рослым и большим! Н. Красильников
- Испечем пирожки и плюшки
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются – плюшки получаются.
На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)
Мама снова месит тесто («месим»)
Отдохни,- сказала мама.
Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)
У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,
Рыбку любит кошка, бублики матрешка.
Все я это испеку, только не жалей муку.
- Пироги
Мы печем пшеничные пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра
Пес лохматый со двора.
- Хороводная игра «Каравай»
Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ:
- Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
- Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».
- Константин Ушинский «Два плуга».
- Шведская песенка «Отличные пшеничные».
- Русская народная сказка «Колосок».
- Э.Шим «Хлеб растёт».
- Д.Кугультинов «Кусок хлеба».
- Т.Аргези «Хлеб».
- Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».
10.Ф.Шкулева «Молотьба».
11.Ю.Ждановская «Нива».
12.К.Паустовский «Тёплый хлеб».
13.М.Глинская «Хлеб».
14.Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».
15.А.Ремизов «Хлебный голос».
16.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.
3. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.
7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.
8. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С.Боромыкова (изд. «Детство-пресс»
9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме "Осень" для детей с ОНР.
10. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе".
Автор: Емельянова Э. Л.
- Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб".
Автор: Емельянова Э. Л.
- Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб".
Автор: Емельянова Э. Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....