Отношения между родителями в семье
статья на тему
Отношения между родителями в семье играют важнейшую роль в воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно говорится: лучшее, что может сделать отец для воспитания своих детей, – это любить их мать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Отношения между родителями в семье
Отношения между родителями в семье играют важнейшую роль в воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно говорится: лучшее, что может сделать отец для воспитания своих детей, – это любить их мать.
Семейное общение:
а) как родители слушают друг друга: поза внимания или отстранённости, мимика интереса или безразличия, а может – пренебрежения; взаимопонимание с «полуслова», «поглаживание» или «укол» взглядом, прикосновением, словом и т.д.;
б) как общаются: заинтересованно, приглашая к дальнейшему общению или только информируя; интонация: серьёзная, дружеская или скептически–снисходительная;
в) о чем говорят: в благополучной семье большой диапазон тем для разговора, гибкость переключения; общение часто начинается со слов «А знаешь…», «Как ты считаешь…?»; в неблагополучной – круг обсуждаемых проблем ограничивается бытовыми и прагматическими темами: «Ты поел?», «Опять за собой не убираешь!», «Проверь хоть раз у сына домашнюю работу, он опять двойку получил», «Когда ты, наконец, этот кран починишь?!».
Характер власти и лидерства в семье:
а) Эгалитарная семья (демократический характер отношения к лидерству в семье).
Традиционная (патриархальная) семья.
Современная семья (лидирующее положение женщины).
Отношение родителей к ребёнку
Это, безусловно, важный компонент формирования отношений ребёнка к миру. Об этом говорят многие исследования и педагогические наблюдения.
- Авторитарный стиль отношений – наиболее распространённый в настоящее время.
Его наличию и расцвету в той или иной среде способствует ряд условий:
- собственный опыт воспитания взрослого в такой среде («нас так воспитывали, и ничего – выросли, вон какие хорошие и порядочные»);
2.Либеральный (попустительский) стиль отношений.
Чаще всего данный стиль отношений характеризуется негативно. Суть его в том, что взрослый, на первый взгляд, предоставляет ребёнку полную свободу действий, и, вроде бы, формирует самостоятельность и ответственность. Но реальная позиция взрослого связана со стремлением к покою, нежеланием обременять себя дополнительными проблемами. Демократический стиль отношений.
Позиция взрослого – поддерживающая самоосуществление ребёнка, помогающая ему решить свои проблемы при минимально возможном участии взрослого; взрослый все и всегда определяет вместе с ребёнком, помогает ребёнку понять его сущность, стремится поддержать индивидуальность ребёнка и помочь ему преодолеть негативные особенности, личностные трудности.
Позиция ребёнка – доверие по отношению к взрослому, позволяющее обратиться к нему в случае необходимости за помощью и поддержкой, но в то же время – стремление к самостоятельности, свободе выбора и ответственности.
Ценности данного типа отношений: взаимная любовь, доверие и уважение друг к другу.
Отношение родителей к другим
(знакомым или посторонним) людям
Характер этих отношений, безусловно, связан с предыдущими, но имеет и свою специфику, ибо только целостный, действительно глубоко нравственный человек не меняет принципов своих отношений к людям в зависимости от того, являются ли они его близкими или посторонними, равны они ему по возрасту и служебному или социальному положению или зависят от него (например, младше, старше, подчинены по службе и т.д.), менее удачливы в жизни, менее обеспечены или, наоборот, являются его руководителями по службе, выше по социальному статусу…
У неблагополучной семьи присутствуют 4 вида «голода»:
1. Биологический - потребность в еде, сексе, безопасности, удовольствии, отсутствии боли.
2. Психологический - потребность в прикосновении, понимании, внимании, принятии себя в мире и мира в себе. Потребность в самоуважении и высоком самооценке.
3. Социальный - потребность в принятии, в отношениях, в широком репертуаре социальных ролей.
4. Духовный - потребность в смысле и целях в жизни. Потребность в принадлежности к чему-то большему, чем своя жизнь, семья.
Общение в неблагополучных семьях на низком уровне
- отсутствуют забота, юмор, радость;
- доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
- нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, семья активно избегает поддержки со стороны образовательных учреждений, служб социальной защиты, просто соседей;
- легко возникают состояния тревоги и паники;
- проявляется тенденция разрешать проблемы на эмоциональном уровне.
Таким образом, мы, используя имеющиеся подходы к анализу современной семьи, можем сказать, во-первых, насколько дифференцированы молодые семьи по разным основаниям; во-вторых, опираясь на эти классификации, можем проанализировать те семьи, с которыми мы работаем с точки зрения воспитательного потенциала, отражающегося на нравственном и социальном развитии ребёнка-дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры
В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные п...
Методическая разработка проекта по оптимизации отношений между родителями и детьми "Семья – это семь Я"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...
Родительское собрание "Отношение между родителями и детьми в семье"
Даннй материал предназначен для воспитателй, с целью получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий...
Консультация для родителей: «Развитие отношений между родителями и детьми».
Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад....
«Родительский комитет - как самоуправляемое сообщество в построении партнерских отношений между педагогами и семьями»
Презентация...
Патриотическое воспитание (продолжение) Познакомить с понятием «семья», воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи, закреплять умения определять родственные отношения между близкими членами семьи. В рамках реше
Анкетирование родителей "Семейные традиции"...
Памятка для родителей"Об отношениях между родителями и детьми"
Об отношениях между родителями и детьми...