Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры
статья по теме
В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка.
Рассматривая понятие здоровья с точки зрения валоеологических аспектов: единство физического, соматического, духовно-нравственного компонентов; я в организации физкультурной работы с детьми большое место уделяю их эмоционально-нравстенному развитию, основы которого закладываются в семье через близкие контакты с родными людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_detsko-roditelskih_otnosheniy.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы детско-родительских отношений
В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родите лей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ре бенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка. Прослеживается и дальнейшие линии этого влияния на такие проявления личности (подростка, взрослого), как чувство комфорта-дискомфорта в этом мире, как эмоциональная открытость людям, толерантность и многие другие. Рас сматривая понятие здоровья с точки зрения валоеологических аспектов: единство физиче ского, соматического, духовно-нравственного компонентов; я в организации физкультур ной работы с детьми большое место уделяю их эмоционально-нравстенному развитию, основы которого закладываются в семье через близкие контакты с родными людьми. Поэтому в контексте валеологической работы с детьми на первом этапе были поставлены следующие цели:
- выявить характер эмоциональных отношений родителей с ребенком в нашем д\с;
- определить степень осознания родителями значимости положительного эмоциональ но-тактильного контакта личностного развития детей;
- выявить наличие ритуалов и традиций в семейных отношениях и формы их проявле ний;
- имеет ли место тактильный контакт в процессе взаимодействия родителей с ребенком, как часто и в каких ситуациях он проявляется?
Для решения этих целей я использовала комплекс диагностических методик: наблюдение, «силуэтная методика», анкетирование, интервью, проективный рисуночный тест «Моя семья».
• В анкетах я предлагала родителям ответить на ряд вопросов, касающихся межлич ностных отношений,
• Интервью с детьми дало мне возможность выяснить наличие ритуалов и совмест ных традиций. Просила ответить детей на вопросы:
- Кто тебя утром будит?
- Кто тебе читает книжки? Как это происходит?
- Кто тебя укладывает спать на ночь? Как это происходит?
Некоторые выводы для себя я сделала, когда наблюдала как родители утром выра жают свои эмоциональные отношения к ребенку при расставании с ним в детском садус и при встрече с вечером.
• Проективный рисуночный тест «Моя семья» (старший дошкольный возраст) помог мне выявить особенности внутрисемейных отношений и получить информацию о субъективной оценке ребенком собственного места в семье, его отношений с чле нами семьи.
• «Силуэтная методика» дала мне возможность выявить ситуации, побуждающие к временным тактильным контактам родителей с детьми. Анализ результатов ис пользуемых диагностик позволил мне классифицировать семьи, взяв за основу сле дующие критерии:
1. Частота эмоционального взаимодействия родителей с ребенком.
2. Адекватность эмоциональных проявлений родителей в процессе взаимодействия с ре бенком.
3. Осознание родителями значимости положительного эмоционально-тактильного кон такта с ребенком.
В соответствии с этими критериями мною были выделены следующие группы семей ус ловно названные: формально любящие, любящие, игнорирующие.
Обработка результатов диагностирующего этапа показала, что две трети детей испытыва ют дефицит родительской любви и взаимопонимания. Через свои совместные физкуль турные занятия я хотела сблизить родителей и детей. Но после того как на родительском собрании я предложила совместные занятия, то поняла, что большинство родителей были не готовы к совместной двигательно-игровой деятельности с детьми в силу небольшого опыта, наличия определенных психологических барьеров в виде боязни оказаться неуме лым, стыда за собственную физическую неловкость. Поэтому на втором этапе работы я поставила перед собой следующие задачи по подготовке взрослых (воспитателей и роди телей) к участию в совместных занятиях:
- Формирование психологической готовности к совместной двигательно-игровой деятельности с ребенком, которая заключается в следующем:
- В осознании и принятии задач предстоящего взаимодействия с ребенком и психолого-педагогических требований к занятиям;
- в готовности к собственной внутренней перестройке;
- в активном интересе и положительном отношении к предстоящей совместной двига тельной деятельности с ребенком.
- Формирование целостного чувственного опта совместной двигательной деятельно сти, заключающегося:
- В готовности к овладению физическими упражнениями;
- в восстановлении и расширении двигательного опыта;
- в адаптации родителей к пространству спортивного зала и ознакомлению их с функ циональным оборудованием;
- в овладении опытом взаимодействия с ребенком в двигательно-игровой деятельности, проявлении активной поддержки.
- Повышение психолого-педагогической контактности по проблеме взаимодействия взрослого с ребенком, заключающееся:
- В расширении и углублении знаний о базовых потребностях ребенка - дошкольника для его комфортного психофизического развития;
- в ознакомлении с особенностями совместного физкультурного занятия и его содержа нием.
- Способствование развитию и совершенствованию функциональных систем организ ма, двигательных навыков и качеств.
В основу содержания физкультурных занятий легла система физических игр и упражне ний, которые:
- обеспечивают тактильный контакт;
- доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком;
- разнообразны по своему физическому воздействию;
- направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских отношений родителей и детей;
- решают оздоровительные и воспитательные задачи.
В содержание совместных физкультурных занятий вошли детско-родительские игры, взя тые из народного наследия, танцевальные упражнения, подвижные игры, парные контакт ные физические упражнения.
Свои занятия я выстраивала в определенной последовательности: игровые, интегрирован ные, традиционные, досуги и праздники.
Игровые занятия давали возможность адаптировать родителей к совместной двигательной деятельности с детьми, повысили их заинтересованность и эмоциональную включенность.
Интегрированные занятия, включающие выполнение совместных творческих и интеллек туальных заданий на фоне двигательной деятельности, обогащали опыт взаимодействия родителей и детей, способствовали активному развитию у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения.
«Традиционные» занятия, включающие разнообразные физические упражнения, способ ствовали приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта взаи модействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры.
Совместная деятельность детей и родителей по физической культуре со старшими дошкольниками "Фитбол мяч приходит в нашу семью."...
Методическая разработка проекта по оптимизации отношений между родителями и детьми "Семья – это семь Я"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...
Отношения между родителями и детьми.
Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад. Но, в принципе, проблемы ничуть не измен...
Статья "Как воспитать дружеские отношения между родителями и детьми дошкольного возраста "
Данный материал предназначен для родителей детей младшего дошколього возраста....
Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры
В последние десятилетия, наметились серьёзные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми.Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативн...
Консультация для родителей: «Развитие отношений между родителями и детьми».
Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад....
Памятка для родителей"Об отношениях между родителями и детьми"
Об отношениях между родителями и детьми...