Адаптация детей к ДОУ
методическая разработка (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Адаптация детей
к условиям дошкольного учреждения
Поступление ребенка в дошкольное учреждение — серьезный и сложный этап в его жизни. От того, насколько родители подготовят малыша к переходу на новый уровень жизни, зависит характер адаптации и ее длительность (период привыкания может продолжаться от 1 до 6 месяцев).
На характер протекания адаптационного периода влияют также состояние здоровья малыша, его возраст и уровень развития. Эти факторы тесно переплетены между собой, взаимообусловлены и связаны с физическим и психическим здоровьем ребенка. Крепкий, здоровый малыш лучше справляется с трудностями адаптации, нежели их слабые, часто болеющие сверстники.
В период от рождения и до 6-7 месяцев младенец положительно относится ко всем, кто его кормит, укладывает спать, целует, обнимает, носит на руках и поет песенки. В этом возрасте адаптация проходит для ребенка безболезненно. Начиная с 8-9 месяцев он испытывает большие трудности при адаптации. Малыш уже избирательно относится к окружающим взрослым, делит их на своих и чужих, положительно воспринимает домочадцев и тех, кого часто видит (соседка, мамина подруга и др.). Постепенно круг знакомых взрослых расширяется, но происходит это только с помощью и по инициативе любимого ребенком человека (зачастую мамы).
Исследования показали, что ребенок на втором году жизни принимает или не принимает незнакомого взрослого, ориентируясь исключительно на поведение мамы. Ей он привык доверять, рядом с нею испытывает чувство защищенности, комфорта, безопасности. Если мама улыбается при встрече с однокурсницей, то ребенок реагирует улыбкой на ее приветствие. Если мама несколько напряжена при встрече с незнакомым человеком, то малыш сразу же настораживается и его нелегко вывести из этого состояния. Из этого следует, что установить контакт с воспитателями ребенку легче всего при помощи мамы.
С 8-9 месяцев ребенок свободно передвигается и активно знакомится с ближайшим окружением. После года он уже может длительное время занимать себя сам, удовлетворяя собственное любопытство, но при условии, если поблизости находится мама, которая всегда придет на помощь. При контактах с незнакомыми людьми или в новой обстановке малыш сразу же обращается к маме и успокаивается, получив от нее эмоциональную поддержку, начинает проявлять познавательную активность. Все это говорит о необходимости присутствия мамы (бабушки) рядом с малышом в период привыкания его к новым условиям и людям.
Малыш с помощью взрослого постепенно учится разнообразно и длительно действовать с игрушками. Это умение занять себя смягчит острый период привыкания.
Ребенок, понимающий обращенную к нему речь, легче успокаивается, его всегда можно отвлечь, чем-то заинтересовать. Умея говорить, он способен по собственной инициативе обратиться за помощью к малознакомому взрослому по поводу игрушек. Такие контакты не требуют от обеих сторон особой эмоциональной близости, строятся на деловых отношениях и партнерстве, что неизменно положительно скажется на поведении малыша.
С конца первого года жизни ребенка привлекают к активности при одевании, кормлении и т.д. (см. «Показатели развития»). На втором году жизни он начинает самостоятельно есть, частично раздеваться, а затем и одеваться, умеет контролировать собственные отправления. Эти умения позволяют ему не чувствовать свою зависимость от незнакомого взрослого.
Психологи выявили, что погруженный в новую социально значимую среду ребенок начинает осваивать ее, выстраивая определенную линию поведения. На первое место для него выходит незнакомый взрослый. Ребенок ничего и никого не замечает, так как все его помыслы устремлены к нему. Установив со взрослым эмоциональный контакт, а затем и определенный вид общения, малыш начинает присматриваться к ближайшему окружению, отдавая предпочтение игровому материалу. С помощью взрослого он попутно знакомится с помещением, с расположением и назначением мебели, оборудования и т. п. Сверстники его пока не интересуют, так как никакой интересной информации для него не несут (уровень их игровых действий таков же, жизненный опыт также мал). И только под руководством взрослого ребенок начинает включаться во взаимодействия с товарищами.
На первом родительском собрании воспитатель должен рассказать родителям о том, какие трудности испытывают дети в период адаптации. В условиях глубочайшего дискомфорта им приходится без поддержки со стороны идти на контакт с незнакомыми людьми, принимать новый ритм жизни, выстраивать новые формы поведения. Все это вызывает у одних детей бурный протест, резкое снижение эмоционального фона. У них появляется защитная реакция в виде отчаянного плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Другие малыши замы-
каются, становятся безучастными к людям, игрушкам, ярким впечатлениям. Ломка привычных стереотипов приводит к временному снижению у детей качества и уровня приобретенных умений. Малыши, умеющие ходить, с трудом передвигаются; те, кто недавно освоил ходьбу, переходят на ползание. Дети не в силах говорить, понимать обращенную к ним речь. Они не просятся на горшок. В итоге дети начинают жить вне режима, резко нарушается их сон (даже в ночное время в домашних условиях); пропадает аппетит, в поведении преобладают отрицательные эмоции. Все это приводит к переутомлению, истощению нервной системы и болезни.
В ходе адаптации в первую очередь восстанавливается уравновешенное поведение ребенка, затем нормализуется аппетит и в последнюю очередь — сон.
Главная задача взрослых в семье — подготовить ребенка к периоду адаптации так, чтобы у него было как можно меньше поводов для ломки устоявшихся стереотипов. С этой целью следует в оставшиеся 4-6 месяцев до поступления в группу:
- привести домашний режим в соответствие с режимом, по которому ребенок будет жить в дошкольном учреждении;
- познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести новые блюда в рацион ребенка;
- обратить внимание на формирование у малыша необходимых по возрасту навыков самообслуживания. Ребенок, владеющий ими, не будет чувствовать себя беспомощным, оставленным без внимания (нелюбимым). Ему лестно будет слышать от взрослого похвалу в свой адрес, а эмоционально окрашенное положительное отношение воспитателя поможет малышу быстрее и легче вступить с ним в контакт;
- научить ребенка самостоятельно и по назначению пользоваться игровым материалом. Занятый интересным делом, малыш не так остро будет переживать разлуку с мамой;
- снять (если она есть) аффективную привязанность к одному из членов семьи (маме, бабушке и др.), так как это послужит серьезным препятствием для успешного прохождения периода адаптация.
Следует расширить рамки социализации ребенка: ходить с ним в гости к родным и знакомым, оставлять его ночевать у бабушки, обедать у маминой подруги и т. п. Необходимо учить ребенка налаживать контакты с детьми на детской площадке, в общественных местах.
Все члены семьи должны формировать у ребенка положительное отношение к дошкольному учреждению; в период адаптации проявлять интерес к новым событиям в жизни малыша, обсуждать их с ним.
При повторной встрече с родителями, непосредственно перед приходом детей в группу, намечается график их поступления (не более 2-3 человек в течение 7-10 дней); даются рекомендации, позволяющие облегчить период адаптации:
- родители должны помочь малышу быстрее войти в контакт с незнакомым взрослым, сформировать приемлемый для ребенка стиль общения с ним;
- совместно с воспитателем необходимо постепенно ввести малыша в новую для него социальную среду: познакомить с расположением и назначением групповых комнат (раздевалки, игровой, туалетной комнаты), приучить к ритму жизни группы (присутствие на прогулке, участие в занятиях, затем совместный со всеми обед и в последнюю очередь — сон в дошкольном учреждении); вызывать интерес к играм с разнообразным игровым материалом;
- поведение мамы во время нахождения в группе должно быть спокойным, доброжелательным. Ей не следует обнимать, прижимать к себе малыша, а просто сидеть рядом. Через некоторое время она
начинает постепенно увеличивать дистанцию между собой и ребенком. Мама должна прислушиваться к советам персонала группы, обсуждать вместе с ним поведение малыша, выполнять требования педагогов вплоть до окончания этого трудного для ребенка периода.
Адаптационный период можно разделить на несколько периодов.
Первое посещение ребенком детского сада длится 30-40 минут.
Цель посещения — формирование у малыша положительного образа воспитателя.
В утреннее и вечернее время он вместе с мамой приходит на участок детского сада и наблюдает за деятельностью воспитателя. Мама комментирует поведение педагога, дает положительную оценку. Сначала в дружескую беседу с воспитателем вступает мама, а затем и сам малыш, заинтересованный действиями взрослого. С этого момента и мама, и ребенок могут по предложению воспитателя включаться в интересную для всех деятельность: полив цветов, украшение веранды и т.п. Как только ребенок начнет чувствовать себя спокойно рядом со взрослым, можно переходить к следующему этапу: посещению группы, в ходе которого воспитатель вместе с мамой знакомят малыша с групповыми комнатами.
Воспитатель «дарит» ребенку шкафчик для раздевания, а если появляется необходимость, показывает туалетную комнату, где «дарит» малышу горшочек и полотенце. Малышу трудно освоить большое помещение игровой комнаты, познакомиться с обилием игрового материала, расположением мебели, поэтому взрослые должны прийти ему на помощь, заинтересовать интересными играми, поддержать его собственные начинания.
Вместе с другими детьми ребенок выходит на вечернюю прогулку, демонстрируя собственные умения в одевании, что вызывает похвалу воспитателя. Мама, помогая одеваться другим детям, обращает внимание ребенка на внешний вид сверстников, на их умение общаться между собой, совместно играть без ссор (подготавливает ребенка к положительному восприятию образа сверстника).
Когда ребенок привыкнет к новой обстановке, его начинают приводить на утренние занятия с целью расширения представлений о жизни группы.
Наблюдая за действиями ребенка, воспитатель выстраивает собственную линию поведения. Если малыш не в полной мере владеет игровыми навыками, постоянно обращается к маме за помощью, воспитатель ненавязчиво предлагает ему контакт на уровне эмоционального общения: играет с ним в ладушки, прятки, вовлекает в подвижные игры и т. п. Постепенно малыш идет и на телесный контакт, позволяя себя поглаживать, дружески похлопывать и обнимать.
Ребенок, имеющий достаточно высокий уровень игровых действий, по предложению воспитателя с интересом включится в занятие, демонстрируя свои умения и вызывая похвалу взрослого. Такое деловое сотрудничество значительно сократит период адаптации. После интересной деятельности на занятии малыш с удовольствием выйдет на прогулку. Постепенно дистанция между ним и мамой увеличивается. Малыш все чаще остается надолго рядом в воспитателем, который то и дело предлагает всем интересные дела.
После прогулки дети отправляются в группу, а ребенок идет с мамой домой, чтобы спокойно пообедать и в хорошем настроении лечь спать.
Как только малыш будет спокойно отходить от мамы, увлеченный деятельностью воспитателя или игровым материалом, она может на очень короткий срок покинуть помещение группы или участок, предварительно предупредив: «Пойду позвоню папе и сразу же вернусь!». Воспитатель должен поддержать насторожившегося малыша: «Не волнуйся! Мама скоро вернется!».
Со временем мама сможет оставлять ребенка на более длительный срок: «Пока вы тут будете строить большой дом, я сбегаю в магазин и вернусь».
На следующем этапе ребенок остается без мамы до конца прогулки и к обеду возвращается со всеми детьми в группу.
Цель этого этапа: постепенно приучить ребенка к приему пищи в дошкольном учреждении.
Малыш может не садиться за стол, а играть, ожидая маму. Вернувшись, она сядет рядом с ребенком, а он продемонстрирует всем свое умение есть самостоятельно. Теперь малыш может приходить на завтрак и оставаться на обед.
На заключительном этапе адаптации ребенка приучают спать в группе. Воспитатель говорит малышу: «Мама позвонила, задерживается. Я буду укладывать ребят, а ты мне помоги. Разденься сам и помоги раздеться маленьким детям. Ложись в кровать, пусть отдохнут твои руки, ноги. Ты не спи, не закрывай глаза. Я буду рядом». При этих словах ребенок расслабится и тут же заснет. На первых порах он может просыпаться раньше времени. Главное, чтобы во время пробуждения мама была рядом.
Постепенное введение ребенка в новый для него мир позволит ему легко и безболезненно преодолеть этот трудный период его жизни. При таком подходе ребенок не чувствует резкий отрыв от матери, не нарушается режим, его положительный эмоциональный настрой.
Длительность адаптационного периода зависит и от индивидуальных особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период проходит довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, одеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребенку необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке.
Болезненным, стеснительным детям следует 2-3 раза в неделю устраивать «выходные», щадить их нервную систему.
Во время адаптационного периода важно создать дома спокойную обстановку: временно не ходить в гости, пораньше укладывать малыша спать. В этот период нежелательно посещение поликлиник, парикмахерских, чтобы не перегружать ребенка впечатлениями, охранять его нервную систему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....