Образовательные ситуации как средство формирования двигательного опыта детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему
Статья предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, полноценного и всестороннего развития двигательной активности у детей раннего возраста. Ранний возраст благоприятный период для начала целенаправленной работы по развитию физических качеств: скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости.Несмотря на отработанную систему, педагоги в дошкольном образовательном учреждении всё чаще сталкиваются с нежеланием детей заниматься активной двигательной деятельностью. Играя, ребёнок "незаметно" осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя глубокой технической отработки. Грамотно организованная двигательная активность ребенка стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 311.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные ситуации как средство формирования
двигательного опыта детей раннего возраста
В раннем возрасте высока потребность ребенка в движении, его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования. Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая, при выполнении физических упражнений, стремление к целеполаганию: быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Ранний возраст благоприятный период для начала целенаправленной работы по развитию физических качеств: скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости.
Полноценное и всестороннее развитие у детей раннего возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется использовать игровые образовательные ситуации. Образовательная ситуация – это единица конструирования образовательного процесса; педагогически целесообразный способ взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на решение воспитательно-образовательной задачи, в частности, обогащения двигательного опыта.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности. В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно, образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемых в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области, её структура соответствует данному виду деятельности. Начало образовательной ситуации направляет на мотивацию двигательной активности детей. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые персонажи, создание проблемной ситуации. Когда у ребёнка появилось желание включиться в двигательную деятельность, возникает необходимость в определении её содержания. Для этого ребёнок интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями. При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое. С большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх. Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре. В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, её структура определяется необходимостью решения задач разных видов деятельности и является более сложной. Смена видов деятельности в рамках одной образовательной ситуации связана с изменением расположения детей в группе (стоя, сидя на ковре). Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога, и задания, которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например, с использованием раздаточного материала. Такая организация образовательной ситуации способствует поддержанию непроизвольно внимания детей, предупреждению утомляемости позволяет рассмотреть явление целостно, в единстве разнообразных связей и отношений.
В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к её содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или её часть) и обеспечивает её принятие. В группах раннего возраста эта задача решается за счёт использования игровых и проблемно - игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек.
Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием общих учебно – познавательных умений (наблюдать, сравнивать, доказывать), привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Всё это обеспечивает участие каждого ребёнка в решении учебных задач.
Завершение образовательной ситуации требует подведения её итогов, оценки детских достижений. В группах раннего возраста завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации, и деятельностью детей.
Важно побуждать детей к эмоциональной оценке образовательной ситуации, самостоятельному высказыванию суждений, способствовать установлению связей данной ситуации с последующими видами детской деятельности, это раскрывает детям перспективы, создаёт мотивацию для дальнейшего познания. Диагностика осуществляется педагогом по ходу образовательной ситуации и направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.
Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный характер с воспитателем и другими детьми. Образовательная ситуация протекает в конкретной временной период образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребёнком активности, самостоятельности и творчества.
В группах раннего возраста, несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. Вместе с тем игра остаётся любимой деятельностью, поэтому игровые образовательные ситуации продолжают включаться в организованную образовательную деятельность, но они приобретают проблемность содержания, включают более сложные игровые задачи.
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве интегрирующей основы решения всех образовательных задач. Игра позволяет решать реальные образовательные задачи в воображаемой (условной) ситуации. Практически все виды деятельности в проекте носят игровой характер.
В сетке организованной образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности, основной формой организации образовательного процесса детского сада.
Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, не мешать другим играющим, быстро находить свое место, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. В игре ребенок, подражая действиям товарищей, начинает естественно и непринужденно выполнять самые различные движения. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка.
Хотелось бы отметить значимость проблемных игровых образовательных ситуаций. Проблемная образовательная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.
Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития», т. е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится благодаря помощи взрослого. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
В процессе решения проблемных образовательных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия: ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты. Развивать у детей познавательные процессы невозможно без игр и игровых упражнений.
Педагог творчески конструирует образовательный процесс, единицей которого является проблемно-игровая образовательная ситуация. Проблемно-игровая образовательная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и от правильного разрешения проблемной ситуации.
Подводя итог, следует сказать, что основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому особенности раннего возраста и дошкольного детства определяют ведущее место игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фитбол- гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста."
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей как фундаме...
Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста
Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...
Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи.
Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи....
Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста
Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...
Использование нетрадиционного оборудования,как средства развития двигательной активности детей раннего возраста
Аннотация«Жизнь требует движенийАристотель В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной активности детей.Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей раннего возра...
Презентация на тему: "Использование нестандартного оборудования , как средства развития двигательной активности детей раннего возраста"
Нестандартное физкультурное оборудование-это оборудование сделанное своими руками из подручных средств и материалов.При применении нестандартное оборудование на занятиях по физическому развитию,...
Физкультурный уголок как средство повышения двигательной активности детей раннего возраста.
Физкультурный уголок как средство повышения двигательной активности детей раннего возраста....