Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи.
статья (старшая группа) на тему
Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaseychas.docx | 14.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи.
Система работы по формированию культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи с использованием личностно ориентированные образовательных ситуаций.
Личностно ориентированные образовательные ситуации как основа организации детских видов деятельности.
Решение множества задач дошкольного образования сопряжено с переходом от сообщения информации к погружению детей в определённые ситуации. В рамках игровых обучающих, естественных, проблемных ситуаций дети овладевают общими способами действий, «то есть такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения». Это является базовой предпосылкой учебной деятельности.
Очевидно, что для решения актуальных задач дошкольного образования образовательная ситуация как единица педагогического процесса должна быть сконструирована особым образом. Структурной основной образовательной ситуации должна стать учебная задача. Основная цель деятельности в рамках учебных задач заключатся в «усвоении общих способов выделения свойств предметов или явлений» и «в решении определённого класса конкретно-практических задач». Учебная задача должна содержать в себе учебную проблему. Следовательно, в своей работе использую проблемное обучение, позволяющее конструировать различные формы организации детских видов деятельности.
Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления илинедоумения, по словам С.Л. Рубинштейна, обычно начинается мышление. Для того, чтобы стать пусковым механизмом, исходной точкой мыслительного процесса, противоречие, лежащее в основе проблемы, должно быть доступно пониманию детей. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для дошкольников. Осознание сути противоречия наряду с актуализацией знаний и опыта детей позволяет наметить направление размышлений и выбор практических действий по разрешению проблемы.
Стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим» детскую активность. Среди других стимулов включения детей в работу можно выделить, источников мотивации можно выделить познавательную потребность, стремление помочь персонажу (или другому человеку), интерес к способу действия, потребность в самовыражении и самореализации.
Таким образом, при конструировании проблемной ситуации учитываются интересы и потребности детей. В этом случае результатом разрешения проблемы становятся не только новые знания, навыки, компетенции, но и личностные новообразования.
Структура образовательной ситуации:
№п/п | Компоненты деятельности | Этапы работы | Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей |
1 | Проблема-цель и мотивы деятельности детей | Мотивационно-ориентировочный | Выявление сути проблемы, актуализация потребности её разрешить, формулировка цели, волеизъявление детей. |
2 | План | Поисковый | Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий. |
3 | Исполнительские действия | Практический | Реализация плана (использование различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, с другой-решить программные задачи). |
4 | Оценка | Рефлексивно-оценочный | Выявление факта и путей достижения цели (разрешение проблемы), применявшихся знаний, умений, нашедших применение личностных качеств детей. |
При формулировке проблемы необходимо учитывать:
1) Наличие противоречия, его «наглядность для детей;
2) чёткость и ясность формулировки проблемы, отсутствие лишней информации, соответствие языковым нормам;
3) соответствие возрастным возможностям и интересам детей;
4) соответствие содержанию и объёму программных задач;
5) соответствие культурно-эстетическим нормам;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дети с ОНР часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Для них характерна скованность, плохая переключаемость на другие виды деятельности, многим непосильны требования...
РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дети с ОНР часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Для них характерна скованность, плохая переключаемость на другие виды деятельности, многим непосильны требования...
Опыт работы по теме "Художественно-продуктивная деятельность, как средство развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи"
В методической разработке представлен опыт работы по теме, принципы деятельности, методы и приемы и этапы работы....
Дидактическая игра, как средство формирования пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи
Для детей с онр....
Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей
консультация для родителей о роли подвижных игр для творческого развития детей...
Презентация опыта работы." Проблемная ситуация как средмтво формированиу у старших дошкольников с общим недоразвитием речи представлений о форме и величине.
Здесь кратко представлен опыт работы по данной теме....