Коррекционно - развивающая программа "Познавательный поход" 2014г.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме
Развитие системной лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznav_pohod.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский сад №10 «Дубравушка»
Коррекционно – развивающая программа
«Познавательный поход»
Для детей 5-6 лет
(Срок реализации программы: октябрь-апрель)
Программа утверждена решением педсовета № 1, от 01.10.14.
Воспитатель:
Комарова
Наталия
Константиновна
I квалификационная
категория
г. Нягань 2014
Содержание
- Введение
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание изучаемого курса
- Результаты диагностики
- Литература
- Приложение
- Артикуляционная гимнастика
- Игры для развития познавательных процессов
- Речевые игры
- Стихи, загадки, пословицы
Введение
Речь – одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В настоящее время социализация в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем наиболее широко обсуждается вопрос об обучении детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Однако проблемы обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических групп, поступающих в массовую школу, испытывают затруднения в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам.
Речь – как высшая психическая функция, является не только условием логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляция собственного поведения.
Поэтом, любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной так и в потребностно – мотивационной сфере личности.
В современной педагогике прочно утвердился принцип: устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи детей может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.
Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
Актуальность проблемы, стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу.
Результативность коррекционной работы зависит и от личностной включенности ребенка в педагогический процесс, осознанности выполняемых действий.
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве(звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом
Целью образования в детском саду является создание единой коррекционно-развивающей образовательной среды для детей 5-6 лет, обеспечивающей оптимальные условия для всестороннего развития личности ребенка, самореализации и социализации вне зависимости от психофизиологических особенностей.
Пояснительная записка
К концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня речевого развития, который позволил бы им легко перейти на новую ступень социализации, т.е. обучению в школе.
Низкий уровень речевого развития детей наталкивает на мысль о разработке коррекционно - развивающей программы, использование которой позволило бы воспитателям логопедических групп вывести детей с низким уровнем «готовности к школе» на уровень, соответствующий норме и выше.
Для более профессионального и системного подхода к проблеме готовности детей с нарушением речи к школьному обучению разработана программа «Познавательный поход» в условиях ДОУ, которая включает в себя блок специально разработанных занятий для детей старшей логопедической группы.
Цель: развитие системной лексики у детей старшей группы с нарушениями речи.
Задачи;
- Обогащение и активизация активного и пассивного словаря;
- Развитие связной речи;
- Развитие психической базы речи.
Принципы:
- научность;
- наглядность;
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- личностно-ориентированный подход;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Структура и содержание занятий
- Коррекционно-развивающая программа «Познавательный поход» состоит из 20 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
- Длительность занятия 25-30 минут.
- Каждое занятие включает в себя 7-9 заданий, игр, упражнений.
- Форма работы: групповая.
Способы достижения цели
- Комплекс упражнений для укрепления дыхательной системы.
- Игры для развития мелкой моторики рук.
- Речевые игры, направленные на:
- Обогащение и активизацию словаря.
- Развитие связной речи.
- Игры и задания для развития познавательных процессов:
- Памяти, внимания, мышления, воображения.
- Физ. минутки, как средство:
- Повторения и закрепления материала.
- Развития общей моторики детей.
- Создания положительного эмоционального фона.
- Расслабления, снятия напряжения.
Словарная работа
- Обогащение словаря
- Пополнение словарного запаса детей новыми словами.
- Активизация словаря
• Использование детьми в речи слов пассивного словаря.
- Уточнение значения малознакомых и неизвестных для детей слов.
Научно-методическая база
Основой написания программы «Познавательный поход» послужили работы отечественных педагогов, психологов и логопедов:
- «Методика развития речи» Алексеевой М.М., Яшиной В.И., Гербовой В.В., Ушаковой О.С.
- «Программы коррекционного обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Комратовой Н.Г, Лалаевой Р.И., Арефьевой Л.Н., Крупенчук О.И.
- «Словесные игры для детей с ОНР» Бондаренко А.В., Нищева Н.В., Ткаченко Т.А.
- «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Швайко Г.С., Позднякова Я.Ю.
- «Дыхательная гимнастика» Стрельниковой А.Н.
Новизна заключается в том, что данная программа разработана специально для воспитателей дошкольных образовательных учреждений с целью сопровождения детей старшей логопедической группы для коррекции речевых нарушений.
В соответствии с новыми Федеральными требованиями, в рамках формирования универсальных действий создана единая образовательная среда для детей 5-6 лет с целью развития системной лексики.
Практическая значимость программы определяется возможностью использования методических материалов и предложенных рекомендаций в работе воспитателей ДОУ.
Программа «Познавательный поход» была апробирована на базе МАДОУ МО детский сад №10 «Дубравушка».
Предполагаемый результат: повышение уровня развития системной лексики: словаря, связной речи у детей с общим недоразвитием речи, а также развитие познавательных процессов для успешного обучения детей в школе.
Заключение: анализ результатов обследования детей в конце года в старшей логопедической группе позволяет сделать вывод об эффективности разработанных мероприятий коррекционно – развивающей программы «Познавательный поход».
Учебно – тематический план
20 часов в год, 1 занятие в неделю по 25 минут
№ | тема | Количество часов | всего | |
Теория/час | Практика/час | |||
Овощи | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Фрукты | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Ягоды | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Грибы | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Осень | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Деревья | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Игрушки | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Одежда / обувь | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Дом | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Мебель | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Семья | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Зима | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Птицы | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Дом. животные | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
День защитника Отечества | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Транспорт | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Женские профессии | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Весна | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Город | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Цветы | 0,5 | 0,5 | 1 час | |
Итого: | 10 | 10 | 20 часов |
Краткий план занятий
Занятие № 1 «Овощи»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Д./и «Большой - маленький» | Изменение окончаний существительных | Картина «Овощи» |
5. | Д./и «Один - много» | Образование существительных множественного числа | |
6. | Физ. минутка | Закрепление темы | Муляжи «Овощи» |
7. | Д./и «Будь внимательным» | Развитие внимания | Предметные картинки из серии «Овощи» |
8. | Д./и «Угадай, что в корзине?» | Развитие памяти, воображения, мышления | Муляжи «Овощи», корзина |
Занятие № 2 «Фрукты»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Д./и «Большой - маленький» | Изменение окончаний существительных | Картина «Фрукты» |
5. | Д./и «Один - много» | Образование имен существительных множественного числа | |
6. | Физ. минутка | Развитие общей моторики детей | |
7. | Игра - поручение | Понимание детьми предлогов | |
8. | Д./и «Чудесный мешочек» | Развитие воображения, мышления | Муляжи «Фрукты», мешочек |
9. | Д./и «Угадай, что в корзине?» | Развитие памяти, воображения, мышления | Муляжи «Фрукты», корзина |
Занятие № 3 «Ягоды»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Словесная игра «Назови и запомни » | Развитие памяти и внимания | Предметные картинки из серии «Ягоды» |
5. | Д./и «Что где растет?» | Классификация предметов | Предметные картинки из серии «Ягоды», картинки «Лес», «Сад» |
6. | Физ. минутка | Развитие общей моторики детей | |
7. | Д./и «Что из чего?» | Образование имен прилагательных | Картинки с изображением сока разного вида |
8. | Составление рассказов – описаний (опираясь на карты-схемы) | Развитие связной речи | Карты - схемы |
Занятие № 4 «Грибы»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Словесная игра «Назови и запомни » | Развитие памяти и внимания | Предметные картинки из серии «Грибы» |
5. | Д./и «Что где растет?» | Словообразование | |
6. | Физ. минутка | Развитие общей моторики детей | |
7. | Заучивание стихотворения | Развитие памяти, выразительности | |
8. | Д./и «Угадай, что в корзине?» | Развитие памяти, воображения, мышления | Картинки или муляжи, корзина |
Занятие № 5 «Осень»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | Листочки из цветной бумаги |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Д./и «Приметы осени» | Развитие памяти, мышления | Картина «Осень» |
4 | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
5. | Д./и «Подбери словечко» | Упражнять детей в выборе подходящих по смыслу имен прилагательных | |
6. | Физ. минутка | Развитие общей моторики детей | |
7. | Беседа по картине «Золотая осень» И.С. Остроухова. | Развитие грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря | Картина «Золотая осень» И.С. Остроухова. |
8. | Составление рассказа по картине «Осень» | Развитие связной речи |
Занятие № 6 «Деревья»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Д/и «Какие деревья бывают?» | Систематизировать представления детей о лиственных и хвойных деревьях | Серия картин «Деревья» |
5. | Д/и «Какой ветки детки?» | Пополнять знания детей о деревьях | «Какой ветки детки?» (Настольно – печатная игра) |
6. | Физ. минутка | Развитие общей моторики детей | |
7. | Д/и «Чьи плоды?» | Пополнять знания детей о деревьях | Предметные картинки |
8. | Чтение и пересказ. | Развитие памяти, грамматического строя речи | |
9. | Словесная игра. «Назовите ласково» | Образование суффиксов | Серия картин «Деревья» |
Занятие № 7 «Игрушки»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | Мыльные пузыри |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Д./и «Назови ласково» | Образование суффиксов | Серия картин «Игрушки» |
5. | Словесная игра «Веселый счет» | Грамматический строй речи | Демонстрационный материал |
6. | Д/и «Подбери признак» | Обогащение и активизация словаря, развитие мышления | Игрушки |
7. | Физ. минутка | Развитие общей моторики детей | Игрушки, магнитофон |
8. | Д/и «Составь предложение» | Правильное употребление предлогов в речи | |
9. | Составление описательного рассказа об игрушке по плану | Развитие связной речи, памяти, воображения | Словесный план описания игрушки |
Занятие № 8 «Одежда/обувь»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | Мыльные пузыри |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | Серия картин «Одежда/обувь» |
3. | Д./и «Назови одежду» | Образование имен прилагательных | Сюжетные картинки из серии «Одежда» |
4. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
5. | Физ. минутка | Понимание и выполнение сложных инструкций, развитие внимания | Предметы одежды |
6. | Словесная игра «Подбери признак» | Обогащение и активизация словаря, развитие мышления и воображения | |
7. | Составление описательного рассказа по плану | Развитие связной речи, памяти, воображения | Словесный план описания |
Занятие № 9 «Дом»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Д./и «Добавь словечко» | Изменение падежного окончания имен существительных | Серия картин «Дом» |
5. | Словесная игра «Назови свой домашний адрес» | Развитие связной речи, обогащение и активизация словаря, развитие памяти | |
6. | Физ. минутка | Создать радостное настроение | |
7. | Составление рассказа по картинкам | Развитие связной речи, памяти, воображения, мышления | Картинки с изображением домов разного вида |
8. | Заучивание стихотворения | Упражнять детей в правильном произношение слов и в выразительности речи, развивать память |
Занятие № 10 «Мебель»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Д./и «Скажи правильно» | Обогащение и активизация словаря, развитие мышления и воображения | Серия картин «Мебель» |
5. | Д./и «Чудесный мешочек» | Расширять представления детей о различных материалах, развивать память, внимание, воображение | Разные виды материалов: бумага, камень, дерево, пластмасса, кожа, мех, мешочек |
6. | Физ. минутка | Развивать память, внимание, мышление, воображение | Набор предметов из разных материалов: бумага, камень, дерево, пластмасса, кожа, мех, мешочек |
7. | Игра с мячом | Словарная работа | Мяч |
8. | Беседа по картине «Семья» | Развитие связной речи, памяти, воображения, мышления; использование предлогов в речи | Картина «Семья», наводящие вопросы |
Занятие № 11 «Семья»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Словесная игра «Подбери признак» | Обогащение и активизация словаря | Серия картин «Семья» |
5. | Д./и «Наоборот» | Развитие мышления | |
6. | Физ. минутка «Обязанности» | Развивать память, внимание, мышление, воображение | |
7. | Словесная игра «Кто для кого?» | Развивать память, мышление | |
8. | Составление рассказа по картине «Семья» | Развитие связной речи | Картина «Семья» |
Занятие № 12 «Зима»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | Бум. снежинки или кусочки ваты |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Д./и «Что за чем?» | Закреплять названия зимних месяцев. Расширять кругозор | Серия картин «Зима», календарь |
4. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
5. | Физ. минутка | Расслабление, снятие напряжения | Спокойная мелодия |
6. | Д./и «Подбери признак» | Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные | |
7. | Чтение рассказа «Снег» | Развитие связной речи, обогащение словаря |
Занятие № 13 «Птицы»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Д./и «Рассмотри и назови» | Систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах | Серия картин «Птицы» |
5. | Словесная игра «Кто как голос подает?» | Развитие слухового внимания, обогащение и активизация словаря | |
6. | Физ. минутка | Имитация движений птиц, создать радостное настроение | Запись «Голоса птиц» |
7. | Словесная игра «Зимует, не зимует» | Закрепление материала | Мяч |
8. | Д./и «Подбери признак» | Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные, словарная работа |
Занятие № 14 «Домашние животные»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Д./и «Кто внимательный» | Развитие слухового внимания, памяти, обогащение и активизация словаря | Серия картин «Домашние животные» |
5. | Словесная игра «Отгадай загадку и найди отгадку» | Развивать внимание, мышление, воображение | Картинки «Мамы и малыши» |
6. | Физ. минутка | Имитация движений животных, создать радостное настроение | Маски дом. животных |
7. | Составление рассказа о домашних животных (по схеме) | Развитие связной речи, активизация и обогащение словаря | схемы |
Занятие № 15 «День защитника Отечества»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Чтение рассказа | Развитие слухового внимания, грамматического строя речи | Сюжетная картина по теме |
4. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
5. | Д./и «Исправь ошибку» | Правильное использование предлогов в речи | |
6. | Физ. минутка | Расслабление, снятие напряжения | |
7. | Д./и «Составь предложение» | Развитие грамматического строя речи, правильное использование предлогов | Картинки |
Занятие № 16 «Транспорт»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Д./и «Летает, плавает, едет» | Развитие внимания, воображения, мышления | Серия картин «Транспорт» |
5. | Д./и «Назови части предмета» | Словарная работа | |
6. | Физ. минутка «Летает, не летает» | Повторение материала, развитие слухового внимания | |
7. | Д./и «Кто чем управляет» | Обогащение и активизация словаря | Картинки |
Занятие № 17 «Женские профессии»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Д./и «Кем быть?» | Развитие связной речи, грамматического строя речи | Серия картин «Профессии» |
4. | Д./и «Назови ласково» | Словоизменение | |
5. | Копилка новых слов | Словарная работа | |
6. | Физ. минутка | Развивать общую моторику детей, создать радостное настроение | |
7. | Составление рассказа о маме | Развитие связной речи | Фотографии мам детей |
Занятие № 18 «Весна»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | 2 прозрачных стаканчика, вода, трубочки по кол-ву детей |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Беседа по картине «Весна» | Развитие связной речи | Картина «Весна» |
4. | Д./и «Когда это бывает?» | Развивать память, внимание, воображение | |
5. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
6. | Физ. минутка | Создать радостное настроение | |
7. | Д./и «Назови ласково» | Словоизменение | |
8. | Заучивание стихотворения | Упражнять детей в правильном произношение слов, в выразительности речи, развивать память |
Занятие № 19 «Город»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | |
4. | Словесная игра «Моя улица» | Расширять представление детей об окружающем мире, словарная работа | Серия картин «Мой город» |
5. | Д./и «Уроки безопасности» | Развивать память, внимание, мышление | Плакаты «Уроки безопасности» |
6. | Физ. минутка «Светофор» | Учить детей четко проговаривать слова | Игрушка «Светофор» |
7. | Д./и «Наоборот» | Развитие внимания | |
8. | Словесная игра «Скажи со словом городской» | Грамматический строй речи |
Занятие № 20 «Цветы»
№ | Наименование упражнения | Цель | Материал |
1. | Дыхательная гимнастика | Укреплять дыхательные мышцы | |
2. | Пальчиковая игра | Развитие мелкой моторики рук | |
3. | Копилка новых слов | Словарная работа | Шкатулка |
4. | Словесная игра «Отгадай загадку» | Развитие слухового внимания, воображения | Серия картин «Цветы» |
5. | Заучивание стихотворения «Цветы» | Упражнять детей в правильном произношение слов и в выразительности речи, развивать память | |
6. | Физ. минутка «Букет» | Развивать общую моторику детей, создать радостное настроение | |
7. | Д./и «Один - много» | Образование имен существительных множественного числа | |
8. | Описание цветов по плану | Развитие связной речи и грамматического строя речи |
В начале и в конце работы проводится диагностическое обследование детей по разделам, которое проходит в форме беседы «педагог - ребенок».
Результативность работы коррекционно-развивающей программы «Познавательный поход» за 2014 – 2015 уч.год представлена в таблице.
№ | Разделы | Уровень освоения программы в % | |
Начало года | Конец года | ||
Предметный словарь | 50% | 80% | |
Словарь признаков | 30% | 50% | |
Словарь действий | 40% | 70% | |
Антонимы | 20% | 60% | |
Обобщающие понятия | 50% | 80% | |
Связная речь | 30% | 60% | |
Художественная литература | 40% | 70% |
- Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению речевых нарушений у детей.
- В процессе реализации коррекционно – развивающей программы «Познавательный поход» удалось расширить представления детей и родителей о значимости результатов освоения программы. На этапе завершения дошкольного образования наблюдается положительная динамика в развитие всех компонентов речи: ребенок хорошо владеет устной речью, поддерживает диалог, грамотно строит предложения, способен использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделяет звуки в словах, а также рука подготовлена к письму.
Литература
- Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 132 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / Л.С. Выготский / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.
- Степанова А.О. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание / А.О. Степанова. - М.: Форум, 2010. - 129 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 320 с.
- Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 292 с.
- Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Краткий очерк /
Д.Б. Эльконин. - М.: АНН РСФСР, 1958. - 115с.
Приложение
Артикуляционная гимнастика
1.«Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2.«Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3.«Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4.«Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5.«Лошадки»
Цель: укреплять мышцы языка,
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки.
Выполнение: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз.
7. «Маляр»
Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).
8. «Чьи зубы чище?»
Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать уздечку.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.
9. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.
10. «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке.
11. «Барабанщики»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх, умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется (работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое).
Игры для развития познавательных процессов
Игра «Лишнее слово"
Цель: развитие мышления
Инструкция: я назову 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее.
Например:
1. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2. Россия, Польша, Москва, Япония.
3. Голубь, ворона, птица, сорока.
4. Понедельник, пятница, май, среда.
5. Света, Катя, Мальцев, Олег.
Упражнение «Смысловые ряды»
Цель: развитие мышления
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек — …
9. цветок-стебель, дерево-…
10. окно-подоконник, шкаф — …
11. береза-листья, сосна — …
12. солнце-светло, ночь-…
13. шуба-пуговица, ботинок -…
Игра «Продолжи перечень слов»
Цель: развитие познавательных процессов (внимание, мышление, речь).
Инструкция: продолжи перечень слов и назови группу одним словом.
-Россия, Польша… - врач, учитель…
- Света, Наташа… - Волга, Кама…
- сапоги, туфли… - береза, тополь…
- синица, голубь… - заяц, медведь…
- тюльпан, гвоздика… - коньки, лыжи…
- март, январь… - гнездо, нора…
- синий, красный… - малина, смородина
- один, два… - Венера, Юпитер…
- дождь, град… - кроссовки, туфли…
- сметана, кефир… - кекс, пирожное…
- минута, секунда… - смелый, храбрый…
- лопата, грабли… - кресло, стул…
- кубики, пирамидка… - магнитофон, утюг…
- машина, автобус… - юбка, брюки…
- яблоко, груша… - огурец, морковь…
- курица, гусь… - корова, овца…
Игра "Выполни движения"
Цель – развитие внимания.
Инструкция: Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного - подпрыгни, если услышишь название птицы - взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.
Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.
Игра "Сравни предметы"
Цель – развитие внимания, мышления.
Инструкция: Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.
- сапоги и носки
- пианино и скрипка
- чайник и тарелка
- яблоко и мяч
- девочка и кукла
- часы и термометр
- доска и стекло
«Решение логических задач»
Цель: развитие логического мышления, умения делать умозаключения.
Инструкция: Послушай задачки, подумай и реши их.
Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?
Речевые игры
Игра " Подбери подходящее слово"
Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры.
Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
- Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая).
- Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).
- Кашу варят густую, а суп .... (жидкий).
- Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).
- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая).
- Покупаем картофель сырой, а едим .... (вареный).
"Игра с мячом"
- Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.
Длинный - ..... короткий, глубокий - ...... мелкий, мягкий - ....... твердый, легкий - ..... тяжелый, тонкий - ....толстый, густой - ..... редкий, жидкий, сильный - ...... слабый.
Говорить - ...... молчать, смешить - ..... довести до слез, разрешить - ..... запретить, падать - ..... вставать, смеяться - .... плакать, зажечь - .... потушить, помогать - ..... мешать
Игра "Найди противоположное слово"
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
- Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).
Луна видна ночью, а солнце ....(днем).
Огонь горячий, а лед .....(холодный).
Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).
Река широкая, а ручей ....(узкий).
Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).
Редька горькая, а груша ..... (сладкая).
- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)
Если в комнате не светло, то в ней ...( темно).
Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая).
Если нож не тупой, то он ....(острый).
Игра «Пословицы и поговорки»
Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
Речевой материал:
" Ученье - свет, а неученье - тьма."
" Меньше говори, а больше делай."
" Труд кормит, а лень портит."
" Готовь сани летом, а телегу зимой."
" Большая работа лучше большого безделья"
" Лето собирает, а зима подъедает".
" Чужбина - калина, родина - малина".
Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух, прививают интерес и любовь к языку.
Стихи
Васин папа очень горд... С. Востоков Васин папа очень горд | Модница В. Степанов Любит зебра по лужайке |
Подарок А. Усачёв Моей знакомой лошади Лошадь их поставит в вазу | На что похож гриб? М. Пляцковский Спросил у гриба А гриб засмеялся: |
Кискино горе Плачет Киска в коридоре. | На папе А. Усачёв Я могу на папе Обхватитшь его сзади — |
Вот пришло восьмое марта... С. Востоков Вот пришло Восьмое марта, Я умоюсь ей в подарок, | Стой, кто идёт... С. Востоков — Стой, кто идёт! —Может, вы разбойники, |
Серёжа и гвозди. В. Берестов Сотpясается весь дом. | Помощница |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"
Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»
Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...