Развитие креативности у дошкольников средствами музейной педагогики
статья по теме
консультация для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnost_v_muzeynoy_pedagogike.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Музей по праву занимает особое место в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъективных проявлений личности. Для современных исследований, методических разработок характерно переосмысление роли музея в развитии и образовании дошкольников и проблемы, условно обозначенной как « Креативность и музей».
Термин « креативность» охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, обеспечивающих становлению способности к творчеству. Креативность часто трактуют как « способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро и нетривиально разрешать проблемные ситуации»
К сожалению, в большинстве современных источников акценты в развитии творчества дошкольников делаются именно на продуктивную деятельность – рисование, лепку, аппликацию, дизайн. Вместе с тем следует помнить о двуединой сущности художественной деятельности, которая предусматривает как собственно кодировку – выражение впечатлений в выразительных образах в собственном творчестве, - так и декодировку « прочтение» образов, символов, представленных в произведениях искусства, что происходит в процессе интуитивного и, безусловно , креатвного процесса восприятия.
Музей можно сравнить с призмой, грани которой отражают «творческую культуру» общества. Музей как особый феномен культуры, своего рода « территория творчества», всегда мыслился как единство собрания разнообразных произведений искусства и пространства, построенного по особым законам красоты. Восприятие предмета, представленного в гармонии с другими подлинными экспонатами в продуманной обстановке, способствует освоению умений понимать визуально – пространственный язык экспозиции, «считывать» информацию с музейной вещи, «восходить» к образам, идеям, обеспечивает рождение собственных ассоциаций, аналогий, эмоционально – эстетического отклика на выразительность образа у зрителя и, таким образом, является креативным процессом.
Однако отметим ряд проблем, существующих как на уровне теоретического осмысления художественного развития детей средствами музейной педагогики, так и в практике современных ДОУ.
В ряде методических разработок и на практике сохраняется и иногда доминирует ориентация на знаниевый подход в определении целей, содержания и отборе методов приобщения детей к искусству.
Наблюдается некоторая стихийность( иногда « однонаправленность»)в построении педагогического процесса, выборе объектов для рассматривания.
На практике часто преобладает использование аналитических методов приобщения к искусств, предусматривающих прежде всего анализ объекта и выявление частных проявлений свойств, что не способствует эмоциональному переживанию произведения дошкольниками.
Можно отметить разрыв двух направлений эстетического развития детей – восприятия художественного образа и собственной творческо – эстетической деятельности дошкольников, использование занятий, что значительно снижает интерес детей к искусству и не соответствует возрастным возможностям. В то время как именно в дошкольном возрасте принципиально важно деятельное освоение мира – « подсмотреть» секреты создания образа у великих художников и скульпторов и перенести в свой рисунок, работу. Только в этом случае рассматривание произведений интересно и развивающее для детей.
В ряде случаев отмечается непонимание воспитывающих и развивающих возможностей музея и искусства, примитивизация взглядов по отношению к музею – организация мини – музея или художественной галереи в виде полочки с несколькими экспонатами, а не «пространства для открытий и творчества» детей.
Результатом данных проблем и противоречий являются « эстетическая слепота» дошкольников, неразвитость способностей, снижение интереса к искусству, « механическое запоминание терминологии», отсутствие переноса освоенного в собственную творческую деятельность.
Именно в дошкольном возрасте, когда пространство музея только начинает осваиваться, создается особая « магия познания» художественной деятельности. В условиях восприятия искусства необходимо создание ситуаций, в которых дошкольники смогут открыть секреты творчества.
Очень важно, чтобы в процессе освоения искусства в пространстве музе и детского сада взаимно переплетались два неразрывных направления – познание и творчество. Можно сформулировать девиз: « К творчеству – через познание» и выделить логическую цепочку освоения искусства:
- Активизация познавательных и эстетических интересов в ситуации « развивающей интриги» познания прекрасного.
- Эстетическое восприятие разнообразия объектов окружающего мира и обогащения опыта « насмотренности».
- Творческое переосмысление и присвоение освоенного.
- Отражение опыта в разнообразных формах.
Представляется необходимым использование спектра разнообразных методов и приемов, позволяющих создать яркие впечатления от соприкосновения с прекрасным:
1. Использование ряда методов и приемов, направленных на развитие эстетических и творческих способностей:
- Игровое упражнение «Кто есть кто?»Детя рассказывается история, в которой злой волшебник превратил повара, балерину в фигурки, нужно догадаться кто есть кто.
- Упражнение «Впечатления» Предлагается словом или жестом передать впечатления от увиденного.
- Упражнение « Этюды»Предлагается придумать выразительный образ Векового дуба, Ивы плакучей и т. д.
- Игровое упражнение «Настроение линий(форм, цвета)»Изобразить жестом, нарисовать или найти линии, соответствующие названным ( веселые, злые, тоскливые, печальные, трусливые.)
- Игровое упражнение « Придумай пейзаж»детям предлагается построить выразительный пейзаж, рассмотреть, как изменяется настроение пейзажа.
2.Использование игр и упражнений, способствующие развитию художественно – эстетического восприятия и творческому пониманию образа:
- Задание В этом зале найди картинку, которая называется…
- Прием «Назови картинку»Предлагается придумать названия картинам и сравнить с названиями автора.
- Упражнение « Спрятанная вещь»На картинах спрятано изображение (солнца, лошади), постарайся их найти.
- Игровое упражнение « Волшебные очки»Предлагается надеть волшебные очки и увидеть самое веселое, тихое, яркое, большое, необычное.
- Упражнение «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем»
- Прием «Домысливание»Придумывание судьбы предметов, событий.
- Ролевые игры и игровые приемы: обыгрывание художественногообраза произведений.
- Игровое упражнение « Отгадай по описанию»Воспитатель кратко, но интересно описывает произведение, предлагает детям догадаться.
3.Целесообразным представляется гармоничное сочетание эстетического восприятия и собственной детской деятельности, исползование синтеза искусств и видов деятельности:
- Рассматривание различных по настроению, по используемым средствам выразительности.
- Обследование формы, фактуры предметов;сравнение предметов и их изображений в натюрмортах; моделирование ситуаций , в которых можно ярко показать проявление некоторых свойств.
- Разыгрывание изображенных эпизодов
- Подбор и разучивание соответствующих по настроению и образности литературных фрагментов, фольклора, стихотворений.
- Продуктивная деятельность рисование, аппликация по темам
4.Использование эвристических и исследовательских методов и приемов:
- Обсуждение с детьми проблемных и поисковых вопросов: Сколько музеев в нашем городе? Как и зачем реставрируют предметы? Можно ли изобразить черное на черном?
- Сравнение и сопоставление образов. Поиск оригинальных находок
- Метод « проектов»по темам: « Линия в природе и искусстве», « Тайны цвета и света», « Где прячется красота?»
- Наблюдение процесса создания картины, скульптуры, декорирования предмета.
- Прием «осязания»
- Эксперементирование с изобразительными материалами и различными веществами, средствами выразительности и образами
- Дополнителные средства, активизирующие детскую деятельность6 организация экскурсии – игры с путеводителями.
- Решение загадок и ребусов
5.Использование методов и приемов, активизирующих отражение освоенного в разных видах деятельности:
- Сочинение рассказов о музее: «Большое путешествие в музей» , « Мы – хранители музейных сокровищ»
- Оформление « Энциклопедии музея»
- Рисование ( лепка) нового экспоната.
- Развертывание сюжетно – ролевой игры « Музей»
- Детское коллекционирование « по интересам»привлекательных объектов.
Основным в выборе методов и приемов должны стать следующие ориентиры:
- « живое» посещение музеев, выставок, галерей, общение с искусством в стенах музея.
- Признание права на собственное понимание образов, выражение желаний и стремлений , темп освоения.
- Принцип « сочетания и гармонии»( в разнообразных направлениях: интеграции видов деятельности и синтеза искусства, единство восприятия и деятельности, познания и творчества, коллективного и индивидуального).
- Единство эмоционально – эстетического и познавательного в процессе приобщения к искусству и обогащение опыта креативно осваивать – постигать тайны искусства и творчества.
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное учреждение « Отдел образования администрации городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад » комбинированного вида
Развитие креативности у дошкольников средствами музейной педагогики
( консультация для воспитателей)
Подготовила:
Кутузова Е. И.
воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики
На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...
Развитие дошкольника средствами музейной педагогики
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
« Развитие личности дошкольника средствами музейной педагогики »
В помощь старшим воспитателям материалы тематического контроля организации работы в ДОУ по музейной педагогике...
"Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"
Сообщение на районном семинаре для воспитателей ДОУ "Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"...
Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, велико...
Презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музейной педагогики»
Содержание презентации раскрывает задачи интеллектуального развития детей средствами музейной педагогики и предназначена для педагогов дошкольных учреждений....