Развитие креативности у дошкольников средствами музейной педагогики
статья по теме

Кутузова Елена Ивановна

консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost_v_muzeynoy_pedagogike.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Музей по праву занимает особое место в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъективных проявлений  личности. Для современных исследований, методических разработок характерно переосмысление роли музея в развитии и образовании дошкольников и проблемы, условно обозначенной как « Креативность и музей».

Термин « креативность» охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, обеспечивающих становлению способности к творчеству. Креативность часто трактуют как « способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро и нетривиально разрешать проблемные ситуации»

К сожалению, в большинстве современных источников акценты в развитии творчества дошкольников делаются именно на продуктивную деятельность – рисование, лепку,  аппликацию, дизайн. Вместе с тем следует помнить о двуединой сущности художественной деятельности, которая предусматривает как собственно кодировку – выражение впечатлений в выразительных образах в собственном творчестве, - так и декодировку « прочтение» образов, символов, представленных в произведениях искусства, что происходит в процессе интуитивного и, безусловно , креатвного процесса восприятия.

Музей можно сравнить с призмой, грани которой  отражают «творческую культуру» общества. Музей как особый феномен культуры, своего рода             « территория творчества», всегда мыслился как единство собрания разнообразных произведений искусства и пространства, построенного по особым законам красоты. Восприятие предмета, представленного в гармонии с другими подлинными экспонатами в продуманной обстановке, способствует освоению умений понимать визуально – пространственный язык экспозиции, «считывать» информацию с музейной вещи, «восходить» к образам, идеям, обеспечивает рождение собственных ассоциаций, аналогий, эмоционально – эстетического отклика на выразительность образа у зрителя и, таким образом, является креативным процессом.

Однако отметим ряд проблем, существующих как на уровне теоретического осмысления художественного развития детей средствами музейной педагогики, так и в практике современных ДОУ.

В ряде методических разработок и на практике сохраняется и иногда доминирует ориентация на знаниевый подход в определении целей, содержания и отборе методов приобщения детей к искусству.

Наблюдается некоторая стихийность( иногда « однонаправленность»)в построении педагогического процесса, выборе объектов для рассматривания.

На практике часто преобладает использование аналитических методов приобщения к искусств, предусматривающих прежде всего анализ объекта и выявление частных проявлений свойств, что не способствует эмоциональному переживанию произведения дошкольниками.

Можно отметить разрыв двух направлений эстетического развития детей – восприятия художественного образа и собственной творческо – эстетической деятельности дошкольников, использование занятий, что значительно снижает интерес детей к искусству и не соответствует возрастным возможностям. В то время как именно в дошкольном возрасте принципиально важно деятельное освоение мира – « подсмотреть» секреты создания образа у великих художников и скульпторов и перенести в свой рисунок, работу. Только в этом случае рассматривание произведений интересно и развивающее для детей.

В ряде случаев отмечается непонимание воспитывающих и развивающих возможностей музея и искусства, примитивизация взглядов по отношению к музею – организация мини – музея или художественной галереи в виде полочки с несколькими экспонатами, а не «пространства  для открытий и творчества» детей.

Результатом данных проблем и противоречий являются « эстетическая слепота» дошкольников, неразвитость способностей, снижение интереса к искусству, « механическое запоминание терминологии», отсутствие переноса освоенного в собственную творческую деятельность.

Именно в дошкольном возрасте, когда пространство музея только начинает осваиваться, создается особая « магия познания» художественной деятельности. В условиях восприятия искусства необходимо создание ситуаций, в которых дошкольники смогут открыть секреты творчества.

Очень важно, чтобы в процессе освоения искусства в пространстве музе и детского сада взаимно переплетались два неразрывных направления – познание и творчество. Можно сформулировать девиз: « К творчеству – через познание» и выделить логическую цепочку освоения искусства:

  • Активизация познавательных и эстетических интересов в ситуации « развивающей интриги» познания прекрасного.
  • Эстетическое восприятие разнообразия объектов окружающего мира и обогащения опыта « насмотренности».
  • Творческое переосмысление и присвоение освоенного.
  • Отражение опыта в разнообразных формах.

 Представляется необходимым использование спектра разнообразных методов и приемов, позволяющих создать яркие впечатления от соприкосновения с прекрасным:

1. Использование ряда методов и приемов, направленных на развитие эстетических  и творческих способностей:

  • Игровое упражнение «Кто есть кто?»Детя рассказывается история, в которой злой волшебник превратил повара, балерину в фигурки, нужно догадаться кто есть кто.
  • Упражнение «Впечатления» Предлагается словом или жестом передать впечатления от увиденного.
  • Упражнение « Этюды»Предлагается придумать выразительный образ Векового дуба, Ивы плакучей и т. д.
  • Игровое упражнение «Настроение линий(форм, цвета)»Изобразить жестом, нарисовать или найти линии, соответствующие названным ( веселые, злые, тоскливые, печальные, трусливые.)
  • Игровое упражнение « Придумай пейзаж»детям предлагается построить выразительный  пейзаж, рассмотреть, как изменяется настроение пейзажа.

2.Использование игр и упражнений, способствующие развитию художественно – эстетического восприятия и творческому пониманию образа:

  • Задание В этом зале найди картинку, которая называется…
  • Прием «Назови картинку»Предлагается придумать названия картинам и сравнить с названиями автора.
  • Упражнение « Спрятанная вещь»На картинах спрятано изображение (солнца, лошади), постарайся их найти.
  • Игровое упражнение « Волшебные очки»Предлагается надеть волшебные очки и увидеть самое веселое, тихое, яркое, большое, необычное.
  • Упражнение «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем»
  • Прием «Домысливание»Придумывание судьбы предметов, событий.
  • Ролевые игры и игровые приемы: обыгрывание художественногообраза произведений.
  • Игровое упражнение « Отгадай по описанию»Воспитатель кратко, но интересно описывает произведение, предлагает детям догадаться.

3.Целесообразным представляется гармоничное сочетание эстетического восприятия и собственной детской деятельности, исползование синтеза искусств и видов деятельности:

  • Рассматривание различных по настроению, по используемым средствам выразительности.
  • Обследование формы, фактуры предметов;сравнение предметов и их изображений в натюрмортах; моделирование ситуаций , в которых можно ярко показать проявление некоторых свойств.
  • Разыгрывание изображенных эпизодов
  • Подбор и разучивание соответствующих по настроению и образности литературных фрагментов, фольклора, стихотворений.
  • Продуктивная деятельность рисование, аппликация по темам

4.Использование эвристических и исследовательских методов и приемов:

  • Обсуждение с детьми проблемных и поисковых вопросов: Сколько музеев в нашем городе? Как и зачем реставрируют предметы? Можно ли изобразить черное на черном?
  • Сравнение и сопоставление образов. Поиск оригинальных находок
  • Метод « проектов»по темам: « Линия в природе и искусстве», « Тайны цвета и света», « Где прячется красота?»
  • Наблюдение процесса создания картины, скульптуры, декорирования предмета.
  • Прием «осязания»
  • Эксперементирование с изобразительными материалами и различными веществами, средствами выразительности и образами
  • Дополнителные средства, активизирующие детскую деятельность6 организация экскурсии – игры с путеводителями.
  • Решение загадок и ребусов

5.Использование методов и приемов, активизирующих отражение освоенного в разных видах деятельности:

  • Сочинение рассказов о музее: «Большое путешествие в музей» , «  Мы – хранители музейных сокровищ»
  • Оформление « Энциклопедии музея»
  • Рисование ( лепка) нового экспоната.
  • Развертывание сюжетно – ролевой игры « Музей»
  • Детское коллекционирование « по интересам»привлекательных объектов.

Основным в выборе методов и приемов должны стать следующие ориентиры:

  • « живое» посещение музеев, выставок, галерей, общение с искусством в стенах музея.
  • Признание права на собственное понимание образов, выражение желаний и стремлений , темп освоения.
  • Принцип « сочетания и гармонии»( в разнообразных направлениях: интеграции  видов деятельности и синтеза искусства, единство восприятия и деятельности, познания и творчества, коллективного и индивидуального).
  • Единство эмоционально – эстетического и познавательного в процессе приобщения к искусству и обогащение опыта креативно осваивать – постигать тайны искусства и творчества.

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное учреждение « Отдел образования администрации городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад » комбинированного вида

Развитие креативности у дошкольников средствами музейной педагогики

( консультация для воспитателей)

Подготовила:

Кутузова Е. И.

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Развитие дошкольника средствами музейной педагогики

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

« Развитие личности дошкольника средствами музейной педагогики »

В помощь старшим воспитателям материалы тематического контроля  организации работы в ДОУ по музейной педагогике...

"Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"

Сообщение на районном семинаре для воспитателей ДОУ "Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"...

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, велико...

Презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музейной педагогики»

Содержание презентации раскрывает задачи интеллектуального развития детей средствами  музейной педагогики и предназначена для педагогов дошкольных учреждений....