Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.
статья (младшая, средняя группа) по теме
В Федеральном законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1), говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.» Это дает полные основания и уверенность - ожидать и расчитывать на совершенно иные отношения семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_roditeley.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.
В последнее время усилилась тенденция самоустранения и возложения всей ответственности решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка на плечи ДОУ многими родителями. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
В Федеральном закон е «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1), говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.» Это дает полные основания и уверенность – ожидать и рассчитывать совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество с семьёй, является важным направлением в формировании личности ребенка - научить ребенка самостоятельности в самообслуживании. Поэтому мы поставили перед собой цель: достичь единства и активного участия родителей в педагогическом процессе, оказав им помощь в формировании у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.
Задачи:1.Убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач формирования навыкам самообслуживания и привитию культурно-гигиенических навыков;
2.Создание достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию;
3.Совместное с педагогом выявление достижений и трудностей в освоении навыков и умений в самообслуживании (одевание, раздевание, умывание, прием пищи, уход за внешним видом);
4.Обучение родителей работе по формированию навыков самообслуживания детьми младшего дошкольного возраста;
5.Организация совместной деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем по формированию самостоятельности и привитию культурно-гигиенических навыков.
Формы работы с детьми и родителями:
1.Индивидуальная;
2.Групповая;
3. Беседы;
4.Чтение художественной литературы, ее обсуждение, просмотры мультфильмов, их обсуждение;
5.Д/И, сюжетно-ролевые игры
6.Ознакомление с алгоритмами действий;
7.Применение имеющихся навыков на практике;
8.Занятия;
Этапы работы с родителями:
1этап -диагностический:
- личное знакомство с родителями и детьми;
- анкетирование родителей;
- консультации-рекомендации узких специалистов ДОУ;
- посещение семей воспитанников на дому;
2этап-теоретический.
Цель: Создание заинтересованности у родителей.
Формы и методы работы с родителями:
- инструктирование, беседы, разъяснения, консультации: «Режим – это важно!», «Роль семьи в развитии самостоятельности у детей» «Навыки самообслуживания младшего дошкольного возраста», «Игра- это здорово!», рекомендации по особенностям детей с консультацией узких специалистов ДОУ(логопедом, психологом)
- консультация – практикум для родителей: «Роль алгоритмов в освоении последовательности выполнения режимных моментов
- оформление наглядно-тематического уголка в группе
- выставка настольно - развивающих игр, алгоритмов последовательности действий в самообслуживании: дидактической игры «Что сначала, что потом?», «Неразбериха», «Платочек мой» , пазлы;
- собрание родителей;
- чаепитие;
3 этап – практический.
Цель: Реализация индивидуально-ориентированной программы обучения; разработка индивидуально-ориентированной программы обучения ребенка навыкам самообслуживания и определения вместе с родителями следующего шага в формировании навыка;
- инструктирование по отработке дома данного шага;
- практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;
- закрепление навыка в игровой деятельности;
- домашнее задание закрепить с детьми полученные навыки в домашних условиях (без помощи), зафиксировать с помощью фотоаппарата;
- создание групповой странички «В Контакте»;
- демонстрирование презентации на тему: "Хочу все делать сам!»
- создание фотоальбома «Я сам», где родители делятся семейными результатами по отработанным навыкам у детей;
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми, важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая интересно живет и сплачивается. Это возможно, если глубоко продумана совместная деятельность педагогов, родителей и детей, способствующая установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в детской семье.
Приложение:
1.Игра для активизации родителей «Список прилагательных»
Предлагается каждому родителю назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков. Родителям задается вопрос: « Каким вы видите ребенка, владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным… и т. д).
какой? чей? ...опрятный, аккуратный, ухоженный, приятный, прилежный, причесанный, чистый, выглаженный, умытый, выстиранный, приятно пахнущий, подстриженный, вычищенный, холеный, любящий порядок,подтянутый,прилежный,тщательный,чистоплотный,чистый,бережный,точный,порядливый.,вымытый,почищенный,отглаженный…
2.Игра «Продолжи предложение»
Каждому родителю предлагается продолжить предложение «Мой ребенок умеет или делает…
Задание: Назвать те качества, которыми обладает ребенок.
Н-р: Мой ребенок умывается,
….чистит зубы
…причесывается
…делает утреннюю зарядку
…содержит свою одежду в чистоте
…убирает игрушки
..говорит ,здравствуй, говорит до свидания когда уходит
…говорит спасибо
…моет руки с мылом
…моет руки по мере загрязнения
…моет руки после пользования туалетом
…пользуется носовым платком
…пользуется платком при кашле
…при чихании
…отворачивается при чихании
…прикрывает рот и нос носовым платком
..может опрятно есть
..может снимать и одевать одежду
…снимает обувь самостоятельно,…может переодеваться после улицы в домашнюю одежду.
…чисти обувь щеткой…
…моет сапоги от уличной грязи
…складывает вещи…
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация (разбор ситуации)
-1.Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но…наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает эту «бесцельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». мама отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Правильно ли поступила мама?
Обоснуйте ваше мнение.
Как вы думаете, почему она так поступила?
(ответ родителей)….
Что ваш ребенок делает сам?
2.Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!». Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют.
–«Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!» -это часто произносится в присутствии ребенка.
-Чем обусловлена беспомощность Алеши?
-Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
-Можно ли такими методами воспитывать самостоятельность?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-мото...
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников»
Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на знакомство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура....
Развитие и воспитание дошкольников: Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживания
Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживанияРазвитие и воспитание дошкольников...
социальный проект:сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей средней группы навыков безопасного поведения и умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Создание условий для направленной работы педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения, через различные способы реагирования в неординарных ситуациях....
Социальный проект: Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей средней группы навыков безопасного поведения и умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Цель проекта: Направленная работа педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.Задачи проекта: Для детейФормирован...
Педагогические рекомендации по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания в ходе режимных процессов
Представление опыта работы в рамках городского педагогического объединения воспитателей групп раннего возраста Орджоникидзевского района города Магнитогорска.Воспитатель: Яруллина Алина Ви...
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников» Подготовила материал Титова . О. И.
Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на знакомство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура.Непосредственн...