«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников»
методическая разработка на тему
Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на знакомство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekomendatsii_vospitatelyam.docx | 45.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТКИЙ САД №11» С.СПИЦЕВКА ГРАЧЕВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ |
Методические рекомендации по теме:
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников»
Воспитатель: Долгай Н.В.
Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на знакомство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура.
Непосредственное участие родителей в жизни группы мной рассматривалось как базовый аспект проблемы сотрудничества ДОУ и семьи.
Прежде всего, привлекала родителей к обеспечению, созданию действительно комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ. Поскольку родители заинтересованы в развитии детей, то я побуждала принимать участие в жизни группы через осознание ими важности развития их собственного ребенка. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочу я, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Это постулат взаимодействия.
Родительские собрания являются классической и востребованной формой сотрудничества образовательного учреждения с семьёй.Они организуются с целью повышения педагогической культуры родителей и привлечения семей воспитанников к активному сотрудничеству.
Я выделила для групповых родительских собраний новую тематику, полностью отражающую проблему этического развития детей. Проблемная тематика родительских собраний, естественно, потребовала составления алгоритма действий: подготовка, организация, поиск новых форм проведения собраний, обеспечение явки родителей. И они были найдены. Это деловые игры, беседы за круглым столом, решение педагогических ситуаций, конкурсы творчества родителей и детей и т.д. Алгоритм проведения родительских собраний приводится в таблице. (Приложение 1)
Использованный алгоритм позволил мне не только активизировать родителей в ходе проведения собрания, но и привлечь максимальное количество мам и пап в его подготовке, что способствовало обогащению педагогических знаний родителей и повышению уровня их родительского и педагогического мастерства. Обмениваясь своими мнениями за круглым столом, родители не только обогатили и систематизировали свои знания, но и отстаивали в споре свою личную точку зрения, свою родительскую позицию.
Интересной формой является организация разнообразных выставок. Конечно, в группе представлен уголок творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы. Но возможна организация и других выставок. На них могут быть выставляются совместные работы родителей и детей.
Сегодня в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод. Он заключается в совместной работе детей, родителей и педагогов над какой-то общей темой. Мною совместно с детьми и родителями были реализованы такие проекты, как "Презентация ребенка" (создание семейных фотоальбомов), "Издательство книг" на этическую тематику (рукописные книги делались всей семьей – родитель пишет, а ребенок рисует), "Любимая игрушка нашей семьи" (каждая семья представляла свою любимую игрушку) и др. Каждый проект завершался большой выставкой, которая приносила большое удовольствие и детям и родителям, а также становилась стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой-либо причине не смогли сделать этого раньше.
Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью внутри группы, деятельностью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвященными какому-то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто "развлекательный" характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей. Совместно с помощником воспитателя я фотографировала детей на прогулке во время игр и в режимных моментах. Фотографии отражали эмоциональную сферу детей, эпизоды взаимоотношений со своими сверстниками. Рассматривая фотографии некоторые родители узнавали новое о своем ребенке. Также мною используются записи своеобразных "интервью" с детьми на разные темы (например, "Как мы играем с друзьями", "Мои любимые занятия" и т. д.), съемку видеофрагментов различных видов деятельности (игры, занятий, труда), режимных моментов.
Радовал нарастающий интерес родителей к участию в конкурсах: «Лучшая композиция из природного материала», «Наше родословное древо», «Детский сад - дом радости», «Зимние фантазии».
Использование мною наглядно-ознакомительных форм играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.
Информационно-просветительские формы
Традиционным является оформление в группах информационных стендов. На таких стендах представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей, режим дня, расписание занятий в группе, объявления. Один из разделов стенда специалисты советуют, где было посвящено несколько тем этического плана: «Как вести себя с ребенком, который берет чужие вещи без спроса», «Советы любящему папе», «10 советов маме, которые помогут папе обрести взаимопонимание с малышом».
Папки-передвижки призваны более подробно познакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. После этого я выясняю у родителей, их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др.
Педагогическая газета - это одна из форм распространения совместного (педагогов и родителей) опыта этического развития детей в нашем детском саду.
На основе выявления вопросов, тем, проблем, интересующих родителей и меня как педагога, было определено содержание рубрик газеты. Самыми необходимыми оказались рубрики: «Говорят дети», «Мы спросили - Вы ответили», «В помощь родителям», «Приглашаем к размышлению», «В кругу семьи», «Анонс».
Авторами материала выступают родители, воспитатели, психолог. Материал включает фотографии, приведенные педагогические примеры и ситуации, вопросы к родителям, советы и рекомендации, детские рассуждения и высказывания.
Традиционно 1 рубрика посвящена содержанию номера по заявленной теме и содержит высказывания детей на поставленный вопрос («Что такое доброта?», «За что мы любим детский сад», «Воспитанным быть - это ...»).
Рубрика «В помощь родителям» включает вопросы теории и практики, отражающие разные стороны нравственного воспитания детей («Нравственное начало - в каждом взрослом», «Все начинается со слова «Здравствуй», «Похвала - инструмент мудрой родительской педагогики», «Негативные проявления детей и пути их преодоления» и др.). Авторами материала выступают родители, педагоги, психологи.
Рубрика «Приглашаем к размышлению», включает решение предложенных педагогических ситуаций, задач на основе использования семейного опыта нравственного воспитания детей.
Здесь же родителям предлагаются досуговые моменты: этические кроссворды, игры в кругу семьи, пословицы и поговорки и др.; анонс мероприятий ДОУ на следующий месяц.
Обязательно в газете публикуются слова благодарности родителям, активно участвующим в жизни группы, в отдельных мероприятиях. Каждый выпуск газеты (периодичностью 1 раз в 2 месяца) может быть посвящен одной теме или затрагивать самые различные аспекты, все рубрики в равной степени ей подчинены.
И еще я практикую организацию мини-библиотек для детей и их родителей. Предлагаю читать детям сказки и обращать внимание детей на поведение героев сказок. Подсказываю, как провести небольшие этические беседы с ребенок по прочитанной сказке. Ели дома нет такой книги, то родители берут книги домой, а потом возвращают.
Таким образом, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.
При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагогов с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Поэтому наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнеров — педагогов и родителей, а не основным способом их общения.
Эффективное взаимодействие проявлялось в подготовке к праздникам, вечерам досуга: родители шили костюмы, готовили декорации, изготавливали сувениры и декоративные композиции, принимали участие в ходе празднования. Часто родители идут на тесный контакт именно в неофициальной обстановке: во время оформления группы к праздникам или спектаклям, в период проведения трудовых десантов или праздничных концертов. Такие мероприятия часто заканчивались чаепитием в группе, где и начинались доверительные разговоры «по душам» на самые разные темы: обсуждались возрастные психологические особенности детей, способы разрешения конфликтных ситуаций, методы оказания родителями помощи своему ребёнку в преодолении его трудностей. Эти «посиделки» положительно влияли и на детей, которые культурно покидали свои места за столом, организовывали самостоятельно игры по интересам, совершенно не мешая обсуждению взрослыми своих проблем. Этому способствовали и специально организованные деловые игры, активизирующие большинство родителей и обеспечивающие пропаганду передового родительского опыта, снятия у родителей многих проблем этического воспитания детей.
Особое место в достижении единого подхода в вопросах этического развития детей занимают встречи в родительском клубе, не практикуемые прежде.
В уютном, хорошо освещенном пространстве, на фоне доброжелательного откровенного общения родители чувствуют себя единомышленниками, обсуждающими важные вопросы, обменивающимися опытом друг с другом и воспитателями группы.
Осуществление встреч 1 раз в 2 месяца требует немало усилий: организация родителей (явка), выбор и оформление пространства для встреч, составление плана, распределение ответственных и др. Выбор тем определяется уровнем типичного поведения детей, результатами изучения особенностей воспитанников в семье, потребностями родителей.
Подготовка содержательного материала для проведения встречи в родительском клубе осуществляется силами воспитателей, с приглашением специалистов (психолог, музыкальный руководитель, логопед, методист), которые впоследствии проводят эти встречи или являются их участниками.
В целом алгоритм подготовки и проведения встреч может быть представлен следующим образом:
1. Выявление и постановка проблемы для обсуждения на основе анкетирования, опроса родителей.
2. Подбор необходимой литературы, музыкального материала, художественного и поэтичного слова.
3. Составление плана проведения встречи и выступления.
4. Выбор методов активизации родителей.
5 Создание педагогических проблемных ситуаций.
6. Разработка конспектов занятий с детьми для показа родителям.
7. Видеосъемка бесед с детьми как важный фрагмент встречи.
8. Подготовка объявления (очень важна своевременная и нетрадиционная форма оповещения родителей о проведении предстоящей встречи).
Приведу пример наиболее удачных встреч:
Проект 1 встречи: «Азы воспитанности»
1. Круглый стол «Как мы понимаем азы воспитанности».
2. Игровые педагогические ситуации и их решение.
3. «Острое блюдо» - решение нестандартных детских проявлений.
4. Опыт работы (высказывания, мнения, пожелания), выставка методической литературы.
5. Презентация газеты «Смешарики».
Проект 2 встречи: «Семейные традиции»
1. Интервьюирование родителей «Что значит Новый год для Вашей семьи?»
2. Сообщение ведущего о праздновании «Нового года» - истории его возникновения, традициях проведения.
3. Обмен родителей опытом семейных традиций встречи и празднования Нового года.
4. Конкурс «Изготовление елочных игрушек» из нетрадиционного материала; выставка новогодних композиций.
5. Советы специалиста в копилку родителей.
6. Игры-соревнования в Новогоднюю ночь.
8. Новогодние песни.
Проект 3 встречи «Искусство хвалить»
1. Вступительное слово ведущего «Роль похвалы в жизни взрослых и детей».
2. Занятие с детьми 4-го года жизни «Заколдованное сердце».
3. Анализ занятия родителями и педагогами.
4. Игра «Кто больше назовет слов, обозначающих похвалу?».
5. Педагогические ситуации.
6. В копилку родителей «Похвала - инструмент мудрой педагогики».
Проект 4 встречи «Проведение детских праздников в семье»
1. Выступление музыкального руководителя «Праздники в жизни ребенка».
2. Выставка эскизов оформления детских праздников.
3. Игры, забавы, аттракционы - рекомендации родителям.
4. Обмен рецептами семейных праздничных блюд.
5. Круглый стол с чаепитием «Мы дружим с Этикетом».
Проект 5 встречи «Любви все возрасты покорны»
1 .Вступительное слово ведущего о родительской любви.
2. Игра «А как поступите Вы?»
3. В копилку родителям «Пределы любви»; «Расположи людей к себе».
4. Итоги конкурса макетов «Лицо нашего города» с вручением призов победителям.
5. Финальная песня «Веселый смех».
Определение эффективности технологии взаимодействия педагогов с родителями произведено путем анализа результатов диагностики.
В начале и в конце учебного года родителям предлагались специально разработанные анкеты. Как показал сравнительный анализ анкет, в начале и в конце учебного года все родители осознали, что сотрудничество с ДОУ оказало серьезное влияние на повышение этической и педагогической культуры всех членов семьи. Большинство родителей отмечали повышение уровня доверия к педагогам. Именно в ДОУ они получили не только первоначальное просвещение, но и основную информацию по вопросам формирования этической культуры у детей. Мероприятия с активными формами участия родителей, как отметили многие из них, явились важным средством совершенствования культуры поведения детей и самих родителей, взаимоотношений между взрослыми и детьми. Только общение с высококвалифицированными специалистами ДОУ помогло многим родителям по-новому (а некоторым впервые) осмыслить проблемы семейного воспитания.
Из ответов на вопросы анкеты родителей в целом следует вывод: они по-новому оценили труд педагогов, их вклад в процесс формирования базиса личностной культуры детей, явного повышения уровня нравственных проявлений. Приятно отметить, что нет ни одной анкеты, где бы отмечалось отсутствие воздействия педколлектива на семью, и тем более, отрицательного.
Мной были отмечены и результаты в поведение детей. У детей появилось желание следить за своим внешним видом; в речи появилось больше «добрых» слов, дети стали более внимательны ко взрослым и сверстникам; в группе стало меньше раздоров и ссор между детьми. Все это позволяет сделать вывод, что формированию у дошкольников этических норм, взаимоотношений с окружающими, овладению речевым этикетом и культурой общения эффективно способствует совместная работа воспитателя и родителей.
Система игр по воспитанию этической культуры малышей
Задачи | Виды игр | |||
Дидактические, развивающие | Сценарные (с элементами инсценирования) | Диагностические | Сюжетно-ролевые | |
1. Воспитание гигиенической культуры. | «Купание куклы Маши», «Водичка, водичка, умой мое личико» | «Ждем гостей», «Непослушные вещи» | «Сам собою полюбуюсь», «Помощники Мойдодыра» | «В магазин за вещами», «Ванечка простудился» |
2. Формирование основ культуры еды. | «Кукла Таня у нас в гостях», «Все готово, кушай на здоровье» | «Научим Ванечку красиво кушать» | «Мы опрятные ребята», «Накроем стол к обеду» | «Принимаем гостей», «Магазин посуды» |
3. Воспитание основ культуры общения. | «Как у Ванечки улетели воздушные шары», «Теремок» | «Козлята и зайчик», «Мы порадуем маму» | «Плохо-хорошо», «Скажи ласково» | «День рождения Ванечки», «Здравствуй, доктор, дочка заболела» |
4. Воспитание культуры речи. | «Вы хотите ? - Мы хотим», «Вежливый Ванечка» | «Эти удивительные пирамидки», «Красиво обратимся с просьбой» | «Здравствуй и прощай», «Позвоним маме и порадуем» | «Мамин праздник», «Чаепитие» |
5. Формирование опыта поведения в детском саду и общественных мерах. | «Сам игрушкой поиграй и товарищу отдай» | «Быстрый трамвайчик» | «Помоги Гномику» «Поссорились два петушка» | «Ссориться не будем» |
6. Воспитание основ культуры чувств и нравственно-ценностных отношений. | «Угадай, чьи глаза», «Поможем зайке собраться на прогулку» | «Развеселим Гномика», «Песня веселая и грустная» | «Волшебное зеркальце», «Про Мурку и ее котят» | «Моя бабуля», «В гости к старшим детям» |
7. Формирование нравственно-деятельного отношения к предметной среде. | «В гости к кукле Кате», «Разноцветный сундучок» | «Хозяюшка», «Как красиво в нашем доме» | «Я сам», «Угадай-ка», «Маленькие помощники» | «Игрушки нас благодарят», «Путешествуем по Волге» |
План – программа интеграции работы с семьей по этическомуразвитию детей
Месяцы | Наименование мероприятий |
Сентябрь | 1. Заседание родительского комитета «Утверждение плана работы на год». 2. Родительское собрание «Роль семьи и детского сада в воспитании детей». 3. Письменная консультация «Будем взаимовежливы» 4. Косультация «Задачи этического воспитания младших дошкольников" |
Октябрь | 1. Заседание родительского комитета «Программа всеобуча родите 2. Презентация педагогического клуба «Молодая семья». Первая встреча «Азы воспитанности». 3. Презентация выпуска групповой газеты «Золотой ключик». |
Ноябрь | 1. Заседание родительского комитета «О помощи в проведении осеннего праздника». 2. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема: «Семейные традиции». 3. Письменная консультация «Культура за столом» 4. Конкур поделок из овощей «Дары осени» |
Декабрь | 1. Заседание родительского комитета «О подготовке и проведении новогодних праздников». 2. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема: Воспитание музыкальной культуры и основ духовности у детей 3 - 4 лет». 3. Письменная консультация «Приобщение детей к национальной культуре». 4. Конкурс игрушек –гигантов на городскую елку». |
Январь | 1. Заседание родительского комитета «Участие родителей в конкурсе на лучший досуг - зимние забавы на участке». 2.Письменная консультация «Моя и чужая собственность» 3. Выпуск газеты «Золотой ключик». 4. Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании» |
Февраль | 1. Заседание родительского комитета «Об организации и проведении 2. Тематический день «День доброты и любви». 3. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема «Искусство хвалить». |
Март | 1. Заседание родительского комитета «О подготовке и проведении праздника 8 марта». 2. Тематический день «сделай подарок маме и бабушке». 3. Выпуск газеты «Золотой ключик». Письменная консультация «Эмоциональное самочувствие детей в полных и неполных семьях» |
Апрель | 1. Заседание родительского комитета «Утверждение целевого проекта «Родители на участке». Общее родительское собрание «Защита прав и достоинств ребенка в детском саду и семье». 3. Выпуск газеты «Золотой ключик». |
Май | 1. Заседание родительского комитета «О подготовке детей к летне-оздоровительному сезону» 2. Тематический день. «О подготовке и проведении конкурса лучший цветник». 3. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема: «Знать и понимать ребенка». |
Июнь | 1. Заседание родительского комитета «Поведение итогов работы». Тематический день «Счастливое детство» (конкурс рисунков, художественных поделок, экспозиций). Выпуск газеты «Золотой ключик». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.
В Федеральном законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1), говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающих...
Методические рекомендации для воспитателей «Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей»
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.При анализе планов работы с ...
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников» Подготовила материал Титова . О. И.
Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на знакомство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура.Непосредственн...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры
Система работы инструктора по физической культуре по формированию патриотических чувств у дошкольников....
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ здоровой личности дошкольника
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....
Диспут с родителями воспитанников "Роль семьи в формировании звуковой культуры речи дошкольников с ОВЗ"
Обсуждение с родителями воспитанников их роли в ранней логопедической помощи дошеольникам...