«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников»
методическая разработка на тему

Долгай Наталья Валерьевна

Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на зна­комство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_vospitatelyam.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТКИЙ САД №11» С.СПИЦЕВКА ГРАЧЕВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Методические рекомендации по теме:
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников»

Воспитатель: Долгай Н.В.

Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на знакомство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура.

Непосредственное участие родителей в жизни группы мной рассматривалось как базовый аспект проблемы сотрудничества ДОУ и семьи.

Прежде всего, привлекала родителей к обеспечению, созданию действительно комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ. Поскольку родители заинтересованы в развитии детей, то я побуждала принимать участие в жизни группы через осознание ими важности развития их собственного ребенка. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочу я, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Это постулат взаимодействия.

Родительские собрания являются классической и востребованной формой сотрудничества образовательного учреждения с семьёй.Они организуются с целью повышения педагогической культуры родителей и привлечения семей воспитанников к активному сотрудничеству.

Я выделила для групповых родительских собраний новую тематику, полностью отражающую проблему этического развития детей. Проблемная тематика родительских собраний, естественно, потребовала составления алгоритма действий: подготовка, организация, поиск новых форм проведения собраний, обеспечение явки родителей. И они были найдены. Это деловые игры, беседы за круглым столом, решение педагогических ситуаций, конкурсы творчества родителей и детей и т.д. Алгоритм проведения родительских собраний приводится в таблице. (Приложение 1)

Использованный алгоритм позволил мне не только активизировать родителей в ходе проведения собрания, но и привлечь максимальное количество мам и пап в его подготовке, что способствовало обогащению педагогических знаний родителей и повышению уровня их родительского и педагогического мастерства. Обмениваясь своими мнениями за круглым столом, родители не только обогатили и систематизировали свои знания, но и отстаивали в споре свою личную точку зрения, свою родительскую позицию.

Интересной формой является организация разнообразных выставок. Конечно, в группе представлен уголок творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы. Но возможна организация и других выставок. На них могут быть выставляются совместные работы родителей и детей.

Сегодня в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод. Он заключается в совместной работе детей, родителей и педагогов над какой-то общей темой. Мною совместно с детьми и родителями были реализованы такие проекты, как "Презентация ребенка" (создание семейных фотоальбомов), "Издательство книг" на этическую тематику (рукописные книги делались всей семьей – родитель пишет, а ребенок рисует), "Любимая игрушка нашей семьи" (каждая семья представляла свою любимую игрушку) и др. Каждый проект завершался большой выставкой, которая приносила большое удовольствие и детям и родителям, а также становилась стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой-либо причине не смогли сделать этого раньше.

Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью внутри группы, деятельностью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвященными какому-то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто "развлекательный" характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей. Совместно с помощником воспитателя я фотографировала детей на прогулке во время игр и в режимных моментах. Фотографии отражали эмоциональную сферу детей, эпизоды взаимоотношений со своими сверстниками. Рассматривая фотографии некоторые родители узнавали новое о своем ребенке. Также мною используются записи своеобразных "интервью" с детьми на разные темы (например, "Как мы играем с друзьями", "Мои любимые занятия" и т. д.), съемку видеофрагментов различных видов деятельности (игры, занятий, труда), режимных моментов.

Радовал нарастающий интерес родителей к участию в конкурсах: «Лучшая композиция из природного материала», «Наше родословное древо», «Детский сад - дом радости», «Зимние фантазии».

Использование мною наглядно-ознакомительных форм играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.

 

Информационно-просветительские формы

Традиционным является оформление в группах информационных стендов. На таких стендах представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей, режим дня, расписание занятий в группе, объявления. Один из разделов стенда специалисты советуют, где было посвящено несколько тем этического плана: «Как вести себя с ребенком, который берет чужие вещи без спроса», «Советы любящему папе», «10 советов маме, которые помогут папе обрести взаимопонимание с малышом».

Папки-передвижки призваны более подробно познакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. После этого я выясняю у родителей, их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др.

Педагогическая газета - это одна из форм распространения совместного (педагогов и родителей) опыта этического развития детей в нашем детском саду.

На основе выявления вопросов, тем, проблем, интересующих родителей и меня как педагога, было определено содержание рубрик газеты. Самыми необходимыми оказались рубрики: «Говорят дети», «Мы спросили - Вы ответили», «В помощь родителям», «Приглашаем к размышлению», «В кругу семьи», «Анонс».

Авторами материала выступают родители, воспитатели, психолог. Материал включает фотографии, приведенные педагогические примеры и ситуации, вопросы к родителям, советы и рекомендации, детские рассуждения и высказывания.

Традиционно 1 рубрика посвящена содержанию номера по заявленной теме и содержит высказывания детей на поставленный вопрос («Что такое доброта?», «За что мы любим детский сад», «Воспитанным быть - это ...»).

Рубрика «В помощь родителям» включает вопросы теории и практики, отражающие разные стороны нравственного воспитания детей («Нравственное начало - в каждом взрослом», «Все начинается со слова «Здравствуй», «Похвала - инструмент мудрой родительской педагогики», «Негативные проявления детей и пути их преодоления» и др.). Авторами материала выступают родители, педагоги, психологи.

Рубрика «Приглашаем к размышлению», включает решение предложенных педагогических ситуаций, задач на основе использования семейного опыта нравственного воспитания детей.

Здесь же родителям предлагаются досуговые моменты: этические кроссворды, игры в кругу семьи, пословицы и поговорки и др.; анонс мероприятий ДОУ на следующий месяц.

Обязательно в газете публикуются слова благодарности родителям, активно участвующим в жизни группы, в отдельных мероприятиях. Каждый выпуск газеты (периодичностью 1 раз в 2 месяца) может быть посвящен одной теме или затрагивать самые различные аспекты, все рубрики в равной степени ей подчинены.

И еще я практикую организацию мини-библиотек для детей и их родителей. Предлагаю читать детям сказки и обращать внимание детей на поведение героев сказок. Подсказываю, как провести небольшие этические беседы с ребенок по прочитанной сказке. Ели дома нет такой книги, то родители берут книги домой, а потом возвращают.

Таким образом, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.

При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагогов с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Поэтому наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнеров — педагогов и родителей, а не основным способом их общения.

Эффективное взаимодействие проявлялось в подготовке к праздникам, вечерам досуга: родители шили костюмы, готовили декорации, изготавливали сувениры и декоративные композиции, принимали участие в ходе празднования. Часто родители идут на тесный контакт именно в неофициальной обстановке: во время оформления группы к праздникам или спектаклям, в период проведения трудовых десантов или праздничных концертов. Такие мероприятия часто заканчивались чаепитием в группе, где и начинались доверительные разговоры «по душам» на самые разные темы: обсуждались возрастные психологические особенности детей, способы разрешения конфликтных ситуаций, методы оказания родителями помощи своему ребёнку в преодолении его трудностей. Эти «посиделки» положительно влияли и на детей, которые культурно покидали свои места за столом, организовывали самостоятельно игры по интересам, совершенно не мешая обсуждению взрослыми своих проблем. Этому способствовали и специально организованные деловые игры, активизирующие большинство родителей и обеспечивающие пропаганду передового родительского опыта, снятия у родителей многих проблем этического воспитания детей.

Особое место в достижении единого подхода в вопросах этического развития детей занимают встречи в родительском клубе, не практикуемые прежде.

В уютном, хорошо освещенном пространстве, на фоне доброжелательного откровенного общения родители чувствуют себя единомышленниками, обсуждающими важные вопросы, обменивающимися опытом друг с другом и воспитателями группы.

Осуществление встреч 1 раз в 2 месяца требует немало усилий: организация родителей (явка), выбор и оформление пространства для встреч, составление плана, распределение ответственных и др. Выбор тем определяется уровнем типичного поведения детей, результатами изучения особенностей воспитанников в семье, потребностями родителей.

Подготовка содержательного материала для проведения встречи в родительском клубе осуществляется силами воспитателей, с приглашением специалистов (психолог, музыкальный руководитель, логопед, методист), которые впоследствии проводят эти встречи или являются их участниками.

В целом алгоритм подготовки и проведения встреч может быть представлен следующим образом:

1. Выявление и постановка проблемы для обсуждения на основе анкетирования, опроса родителей.

2. Подбор необходимой литературы, музыкального материала, художественного и поэтичного слова.

3. Составление плана проведения встречи и выступления.

4. Выбор методов активизации родителей.

5 Создание педагогических проблемных ситуаций.

6. Разработка конспектов занятий с детьми для показа родителям.

7. Видеосъемка бесед с детьми как важный фрагмент встречи.

8. Подготовка объявления (очень важна своевременная и нетрадиционная форма оповещения родителей о проведении предстоящей встречи).

 

Приведу пример наиболее удачных встреч:

Проект 1 встречи: «Азы воспитанности»

1. Круглый стол «Как мы понимаем азы воспитанности».

2. Игровые педагогические ситуации и их решение.

3. «Острое блюдо» - решение нестандартных детских проявлений.

4. Опыт работы (высказывания, мнения, пожелания), выставка методической литературы.

5. Презентация газеты «Смешарики».

 

Проект 2 встречи: «Семейные традиции»

1. Интервьюирование родителей «Что значит Новый год для Вашей семьи?»

2. Сообщение ведущего о праздновании «Нового года» - истории его возникновения, традициях проведения.

3. Обмен родителей опытом семейных традиций встречи и празднования Нового года.

4. Конкурс «Изготовление елочных игрушек» из нетрадиционного материала; выставка новогодних композиций.

5. Советы специалиста в копилку родителей.

6. Игры-соревнования в Новогоднюю ночь.

8. Новогодние песни.

 

Проект 3 встречи «Искусство хвалить»

1. Вступительное слово ведущего «Роль похвалы в жизни взрослых и детей».

2. Занятие с детьми 4-го года жизни «Заколдованное сердце».

3. Анализ занятия родителями и педагогами.

4. Игра «Кто больше назовет слов, обозначающих похвалу?».

5. Педагогические ситуации.

6. В копилку родителей «Похвала - инструмент мудрой педагогики».

 

Проект 4 встречи «Проведение детских праздников в семье»

1. Выступление музыкального руководителя «Праздники в жизни ребенка».

2. Выставка эскизов оформления детских праздников.

3. Игры, забавы, аттракционы - рекомендации родителям.

4. Обмен рецептами семейных праздничных блюд.

5. Круглый стол с чаепитием «Мы дружим с Этикетом».

 

Проект 5 встречи «Любви все возрасты покорны»

1 .Вступительное слово ведущего о родительской любви.

2. Игра «А как поступите Вы?»

3. В копилку родителям «Пределы любви»; «Расположи людей к себе».

4. Итоги конкурса макетов «Лицо нашего города» с вручением призов победителям.

5. Финальная песня «Веселый смех».

 

Определение эффективности технологии взаимодействия педагогов с родителями произведено путем анализа результатов диагностики.

В начале и в конце учебного года родителям предлагались специально разработанные анкеты. Как показал сравнительный анализ анкет, в начале и в конце учебного года все родители осознали, что сотрудничество с ДОУ оказало серьезное влияние на повышение этической и педагогической культуры всех членов семьи. Большинство родителей отмечали повышение уровня доверия к педагогам. Именно в ДОУ они получили не только первоначальное просвещение, но и основную информацию по вопросам формирования этической культуры у детей. Мероприятия с активными формами участия родителей, как отметили многие из них, явились важным средством совершенствования культуры поведения детей и самих родителей, взаимоотношений между взрослыми и детьми. Только общение с высококвалифицированными специалистами ДОУ помогло многим родителям по-новому (а некоторым впервые) осмыслить проблемы семейного воспитания.

Из ответов на вопросы анкеты родителей в целом следует вывод: они по-новому оценили труд педагогов, их вклад в процесс формирования базиса личностной культуры детей, явного повышения уровня нравственных проявлений. Приятно отметить, что нет ни одной анкеты, где бы отмечалось отсутствие воздействия педколлектива на семью, и тем более, отрицательного.

Мной были отмечены и результаты в поведение детей. У детей появилось желание следить за своим внешним видом; в речи появилось больше «добрых» слов, дети стали более внимательны ко взрослым и сверстникам; в группе стало меньше раздоров и ссор между детьми. Все это позволяет сделать вывод, что формированию у дошкольников этических норм, взаимоотношений с окружающими, овладению речевым этикетом и культурой общения эффективно способствует совместная работа воспитателя и родителей.

 

Система игр по воспитанию этической культуры малышей

Задачи

Виды игр

Дидактические, развивающие

Сценарные

(с элементами

инсценирования)

Диагностические

Сюжетно-ролевые

1. Воспитание гигиенической культуры.

«Купание куклы

Маши»,

«Водичка, водичка,

умой мое личико»

«Ждем гостей»,

«Непослушные

вещи»

«Сам собою полюбуюсь», «Помощники Мойдодыра»

«В магазин за вещами», «Ванечка простудился»

2. Формирование основ культуры еды.

«Кукла Таня у нас в гостях», «Все готово, кушай на здоровье»

«Научим Ванечку красиво кушать»

«Мы опрятные

ребята»,

«Накроем стол к

обеду»

«Принимаем

гостей»,

«Магазин посуды»

3. Воспитание основ культуры общения.

«Как у Ванечки

улетели воздушные

шары»,

«Теремок»

«Козлята и

зайчик»,

«Мы порадуем

маму»

«Плохо-хорошо», «Скажи ласково»

«День рождения

Ванечки»,

«Здравствуй,

доктор, дочка

заболела»

4. Воспитание культуры речи.

«Вы хотите ? -

Мы хотим»,

«Вежливый

Ванечка»

«Эти удивительные пирамидки», «Красиво обратимся с просьбой»

«Здравствуй и

прощай»,

«Позвоним маме

и порадуем»

«Мамин праздник», «Чаепитие»

5. Формирование опыта поведения в детском саду и общественных мерах.

«Сам игрушкой поиграй и товарищу отдай»

«Быстрый трамвайчик»

«Помоги Гномику» «Поссорились два петушка»

«Ссориться не будем»

6. Воспитание основ культуры чувств и нравственно-ценностных отношений.

«Угадай, чьи

глаза»,

«Поможем зайке

собраться на

прогулку»

«Развеселим

Гномика»,

«Песня веселая

и грустная»

«Волшебное зеркальце»,

«Про Мурку и ее котят»

«Моя бабуля», «В гости к старшим детям»

7. Формирование нравственно-деятельного отношения к предметной среде.

«В гости к кукле

Кате»,

«Разноцветный

сундучок»

«Хозяюшка», «Как красиво в нашем доме»

«Я сам», «Угадай-ка»,

«Маленькие помощники»

«Игрушки нас

благодарят»,

«Путешествуем

по Волге»

 

План – программа интеграции работы с семьей по этическомуразвитию детей

Месяцы

Наименование мероприятий

Сентябрь

1. Заседание родительского комитета «Утверждение плана работы на год».

2. Родительское собрание «Роль семьи и детского сада в воспитании детей».

3. Письменная консультация «Будем взаимовежливы»

4. Косультация «Задачи этического воспитания младших дошкольников"

Октябрь

1. Заседание родительского комитета «Программа всеобуча родите
лей и пути ее реализации».

2. Презентация педагогического клуба «Молодая семья». Первая встреча «Азы воспитанности».

3. Презентация выпуска групповой газеты «Золотой ключик».

Ноябрь

1. Заседание родительского комитета «О помощи в проведении осеннего праздника».

2. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема: «Семейные традиции».

3. Письменная консультация «Культура за столом»

4. Конкур поделок из овощей «Дары осени»

Декабрь

1. Заседание родительского комитета «О подготовке и проведении новогодних праздников».

2. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема: Воспитание музыкальной культуры и основ духовности у детей 3 - 4 лет».

3. Письменная консультация «Приобщение детей к национальной культуре».

4. Конкурс игрушек –гигантов на городскую елку».

Январь

1. Заседание родительского комитета «Участие родителей в конкурсе на лучший досуг - зимние забавы на участке».

2.Письменная консультация «Моя и чужая собственность»

3. Выпуск газеты «Золотой ключик».

4. Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании»

Февраль

1. Заседание родительского комитета «Об организации и проведении
праздника «День защиты Отечества».

2. Тематический день «День доброты и любви».

3. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема «Искусство хвалить».

Март

1. Заседание родительского комитета «О подготовке и проведении праздника 8 марта».

2. Тематический день «сделай подарок маме и бабушке».

3. Выпуск газеты «Золотой ключик».

Письменная консультация «Эмоциональное самочувствие детей в полных и неполных семьях»

Апрель

1. Заседание родительского комитета «Утверждение целевого проекта «Родители на участке».

Общее родительское собрание «Защита прав и достоинств ребенка в детском саду и семье».

3. Выпуск газеты «Золотой ключик».

Май

1. Заседание родительского комитета «О подготовке детей к летне-оздоровительному сезону»

2. Тематический день. «О подготовке и проведении конкурса лучший цветник».

3. Педагогический клуб «Молодая семья» - тема: «Знать и понимать ребенка».

Июнь

1. Заседание родительского комитета «Поведение итогов работы».

Тематический день «Счастливое детство» (конкурс рисунков, художественных поделок, экспозиций).

Выпуск газеты «Золотой ключик».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.

В  Федеральном  законе  «Об образовании»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,  статья 44, пункт 1), говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающих...

Методические рекомендации для воспитателей «Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей»

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.При анализе планов работы с ...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников» Подготовила материал Титова . О. И.

Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на знакомство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура.Непосредственн...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры

Система работы инструктора по физической культуре по формированию патриотических чувств у дошкольников....

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ здоровой личности дошкольника

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....

Диспут с родителями воспитанников "Роль семьи в формировании звуковой культуры речи дошкольников с ОВЗ"

Обсуждение с родителями воспитанников их роли в ранней логопедической помощи дошеольникам...