Семинар практикум
материал (средняя группа) на тему
Развитие духовно нравственной сферы личности ребёнка в условиях ФГОС на социокультурном опыте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ»
Цель: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями.
План - конспект семинара-практикума:
1. Теоретическая часть «Основные принципы решения педагогических ситуаций».
Области решения педагогических ситуаций.
Дидактическая – согласование целей, принципов, содержания, методов, видов и форм обучения;
Гносеологическая – учет факторов эффективности воспитания и обучения, последовательности формирования умственных действий, планирования уровней усвоения учебного материала ( на уровне знания, понимания, применения, обобщения и систематизации, оценки значения данного знания для людей, контроля ), отражения в педагогическом процессе работы над качеством знаний: системностью, действенностью ( мобильностью ), прочностью;
Психологическая - преобладания индивидуального, типологического или топологического подходов к формированию мотивации обучения у детей; учета базовой и развивающейся психической функции; учета ведущего вида деятельности и формы общения; соотношения воспроизводящей и творческой деятельности детей );
Кибернетическая – учета закономерностей управления усвоением информации: например, того, что эффективность обучения пропорциональна частоте и объему обратной связи с детьми и родителями; качество знаний зависит от эффективности контроля и качества управления педагогическим процессом; соблюдение принципов формирования межпредметных связей ( равнозначности понятий, последовательности и системности, компенсаторности их формирования и т. д. );
Социологическая – применения коммуникативно – деятельностного и предметно – практического принципов организации совместной деятельности детей; соотношения индивидуальных, подгрупповых и коллективных форм работы с детьми; использования эмоциональных потенциалов коллектива сверстников при организации педагогического процесса; учета эмоционально – импровизационного, эмоционально – методичного, рассуждающе – импровизационного, рассуждающе-методичного стилей педагогической деятельности; вовлечения семьи в педагогический процесс;
Организационная – анализа гигиенических условий, обеспеченности материально – техническим оснащением, соотношения методов стимулирования и принуждения к обучению, учета разных типов работоспособности детей ( следовательно , разного уровня проблемности учебного материала, мер обучающей помощи, оценки результатов учебных действий и т.д. ), планирования времени, полагающегося на достижение поставленных целей обучения.
Условия, необходимые для решения педагогических задач:
- умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах возникновения сложной ситуации;
- умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения;
- умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
- умение учитывать особенности детей (индивидуальные и возрастные);
- умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
- умение предвидеть результаты воздействия.
- Организационная часть
Командам предстоит выбрать название команды из предложенных.
После чего психолог интерпретирует выбранное название команды (Приложение).
- Практическая часть
Педагогам было заранее предложено разделиться на 4 группы. Обсуждение ситуаций происходит в группах.
- Гейм. «Блиц-турнир» (первый воспитатель)
Каждой команде предстоит дать как можно больше правильных ответов на вопросы. После краткого обсуждения команда должна поднять табличку с вариантом ответа. Вопросы и варианты ответов представлены в формате компьютерной презентации.
- Десятимесячному малышу купили игрушку и положили ее в манеж – пусть играет! Но ребенок подержал ее в руке, а затем… забыл о ней.
« Не понравилась», - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки.
А – родители поступают совершенно правильно, нужно предложить другую игрушку.
Б – родителям не нужно покупать новые игрушки, пока не научится играть этой.
В – родителям нужно показывать, как играть игрушками и играть некоторое время вместе с малышом.
Г – ваш вариант ответа.
- Если в группе проходит какая-либо групповая работа, то лидерство всегда захватывает один и тот же ребенок. Другие воспитанники тоже готовы проявить лидерские способности, но он не позволяет им это делать, ведет себя агрессивно, перебивает их, высмеивает.
А – Воспитатель должен систематически наказывать ребенка за агрессивное поведение.
Б – Воспитатель должен распределить обязанности в группе и назначить ответственными всех лидеров, в том числе данного ребенка – желательно на физически-активное направление.
В – Нужно поговорить с родителями и порекомендовать вести с ребенком беседы по данному вопросу.
Г – ваш вариант ответа.
3. В группе вы видите, что двое детей ссорятся (дерутся). Их не останавливает даже то, что Вы заметили данную ситуацию. На Ваш призыв остановиться они продолжают.
А – Вы сначала резко прекращаете ссору, разняв детей, а затем выясняете причину ссоры.
Б – Вы продолжаете делать замечания, после чего разнимаете детей, разведя их в разные части комнаты.
В – Вы прекращаете ссору, наказав обоих детей, не выясняя, кто прав.
Г – ваш вариант ответа.
4. Два мальчика старшего возраста шумно ведут себя в группе. Один «оседлал» другого и катается на нем.
А – Вы предлагаете всем детям поиграть в такую игру, самим активно включившись в игру.
Б – Вы резко прекращаете игру, отругав детей за непозволительное поведение.
В – Вы предлагаете продолжить играть в лошадок, посадив на каждого из мальчиков по игрушке и рассказывая о том, как ведут себя лошадки, постепенно переключая детей на более спокойную игру.
Г – ваш вариант ответа.
- В группе к Вам достаточно регулярно подходит один из детей и «ябедничает» на своих товарищей.
А – Вы не обращаете внимания на поведение ребенка.
Б – Вы спокойно относитесь к такому поведению, пытаясь включить ребенка в игры других детей.
В – Вы пытаетесь бороться с поведением ребенка, «отчитываете», объясняете, что так делать плохо.
Г – ваш вариант ответа.
- В группе два лидера - положительный и отрицательный. Большинство детей являются ведомыми в группе отрицательного лидера.
А - Вы постоянно говорите о плохих поступках отрицательного лидера, надеясь «отвадить» от него других детей.
Б – Вы постоянно устраиваете соревновательные игры, подыгрывая положительному лидеру.
В – Вы не акцентируете внимание на поступках отрицательного лидера, всеми способами повышаете популярность положительного лидера, пытаетесь подружить двух лидеров.
Г – ваш вариант ответа.
- В группу пришла новая девочка, которую дети не принимают, из-за того, что она очень отличается от других ребят.
А – Вы попытаетесь её сблизить, прежде всего, с «популярными» и активными детьми.
Б – Вы будете проявлять к ней особое внимание, постоянно демонстрируя это детям.
В – Вы считаете, что нужно немного времени, чтобы дети привыкли к новой девочке.
Г – ваш вариант ответа.
- В одном группе собраны дети из семей с разным материальным положением. Вы заметили, что дети состоятельных родителей дискриминируют воспитанников из малообеспеченных семей.
А – Вы рассказываете детям о великих людях, которые сначала были бедные, а потом много чего добились.
Б – Вы часто предлагаете детям инсценировать сказки или истории, где распределяете роли без учета материального достатка, а даже «напротив», предлагая незначительные роли и бедные «атрибуты» детям из «богатых» семей.
В – Вы активно боритесь с таким положением вещей, постоянно отчитывая родителей.
Г – ваш вариант ответа.
- Один из воспитанников приходит в ДОУ в синяках. По мнению воспитателя, это следствие жестокого обращения с ребенком в семье, Однако, на все расспросы ребенок утверждает, что он сам себя травмировал (упал, ударился и т.п.).
А – Вы незамедлительно «бьёте тревогу», сообщая медику, администрации, психологу и т.д.
Б – Вы стараетесь сблизиться с ребенком, больше играть, общаться с ним, наблюдая его поведение и реакции, советуетесь с администрацией и психологом.
В – Вы присматриваетесь какое-то время за поведением ребенка и его родителей.
Г – ваш вариант ответа.
- Один из воспитанников, в присутствии других детей, задает каверзный вопрос, на который Вы не знаете ответа. Все дети вопросительно смотрят на Вас.
А – Вы предлагаете детям высказаться по данной теме и предлагаете всем задать этот вопрос родителям, а завтра обсудить, кто и что узнал, а также подготовиться самому, найдя нужный материал.
Б – Вы отчитываете ребенка за вопросы не по теме и говорите, что об этом вы будете говорить через месяц.
В – Вы начинаете говорить все, что приходит в голову, «уводя ребенка» от интересующей темы.
Г – ваш вариант ответа.
- Гейм Брейн-сторминг (второй воспитатель)
Командам предстоит разобраться в сложной педагогической ситуации, проанализировать поведение воспитателя, сказать о его ошибках и предложить свою линию поведения.
Время на обсуждение 3 минуты.
Каждая команда представляет свою ситуацию и варианты её решения остальным командам. Ситуации также представлены на экране в формате презентации.
Ситуация во время прогулки
Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитательница позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитательница повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма). Назовите ошибки воспитателя.
Ситуация использования предметов развивающей среды
Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол. Объясните поведение воспитателя.
Ситуация организации сюжетно-ролевой игры
Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше. Дети слушали её, пытались понять и повторить все за ней, но постепенно дети начали выходить из игры, полностью утратив к ней интерес. В чем была ошибка воспитателя.
Ситуация во время режимного момента
Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака. Пол был весь в воде, одна девочка поскользнулась и ударила коленку. Воспитатель очень строго отчитала детей, поставила двух зачинщиков в угол и сказала, что они будут обедать после всех детей. Как мог поступить воспитатель, и какое наказание здесь было уместно.
- Музыкальная пауза «Угадай мелодию» (первый воспитатель)
Каждая команда выбирает несколько вариантов названий детских песен, которые нужно показать с помощью мимики и жестов, без слов.
Задача других команд угадать песню. Если возникают затруднения, включаются первые аккорды песни и иллюстрации, сопровождающие песню.
Музыкальная пауза поддерживается иллюстрациями на экране в формате компьютерной презентации с присоединенными музыкальными файлами.
Музыкальные композиции:
- Антошка
- Белые кораблики
- Два веселых гуся
- Голубой вагон
- Песня чебурашки
- Песня львенка
- Рыжий, рыжий
- Спят усталые игрушки
- Танец маленьких утят
- В каждом маленьком ребенке
- В лесу родилась ёлочка
- В траве сидел кузнечик
- Гейм «Инсценировка»
Воспитателям предлагается педагогическая ситуация, которую им нужно разыграть по ролям (домашнее задание). Окончание ситуации - и есть её решение они также должны продумать, чтобы показать его после вариантов решения данной ситуации другими командами (приветствуется использование реквизита).
Педагогические ситуации для инсценирования
1. Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:
- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возражает:
- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.
- И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.
- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает...- говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, произносит:
- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру, исключив отрицательную модель поведения мальчика и использовать его фразы для нравственного воспитания.
2. Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
* Я буду врачом, - кричала Наташа.
* А я- бортмехаником! - сказала Саша.
* Чур, я командир! - сказали одновременно Коля и Вова.
* Нет, я! - чуть не со слезами повторял Вова.
* А я первый сказал!
* Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры. Продумайте поведение воспитателя в данной ситуации, каким образом можно продолжить игру, учитывая знание индивидуальных особенностей детей, а также способствовать развитию коммуникативных навыков детей.
3. Во время занятий по математике воспитатель предложила детям задачу:
«Мама съела 3 конфеты, а сын - 2. Сколько они съели конфет?»
Сережа отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Другие дети поддержали мальчика и начали говорить, что так нечестно. Разгорелся спор между детьми, в котором Маша вспомнила, что Ксюша вчера угостила её конфеткой, а сама при этом съела две конфетки и ей было очень обидно. Что должен сделать и сказать воспитатель, чтобы вернуть детей к занятию, используя спор для развития и обучения?
4. Две девочки никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.
Я хочу!
И я хочу! — спорят они.
Двух мам не бывает,— говорит одна из них.
Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.
Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.
Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.
Игра, казалось, не состоится. Но взрослый, наблюдавший за конфликтом между девочками помог разрешить конфликт, вступив в игру.
3.Подведение итогов семинара-практикума
- Итоги семинара-практикума
(ключевые моменты в формате презентации)
- Демонстрация видеороликов, на которых представлено мнение детей о том, каким должен быть хороший воспитатель.
(в это же время происходит распределение дипломов участникам по номинациям: «Самая мудрая команда»;
«Самая находчивая команда»;
«Самая творческая команда»;
«Самая веселая команда».)
- Анкетирование педагогов – заполнение рефлексивных анкет участниками семинара.
Выбор названия команд
Психологическая интерпретация выбора:
Желтые лучики – вы всегда согреваете своим теплом, добрые, нежные ласковые – именно такими должны быть воспитатели
Желтые тюльпаны – нежные, теплые, необычайно красивые, по-весеннему радостные, на вас хочется смотреть, любоваться, детям с вами тепло и уютно.
Желтые цыплятки – забавные, трогательные, очень милые, так хочется поиграть с вами – не зря вы выбрали свою профессию – вы сами как дети.
Красные девицы – красивые, воспитанные, образованные, любо посмотреть - дети во всем могут брать с вас пример.
Красные шапочки – яркие, отважные и находчивые не боящиеся приключений и трудностей, вам всегда везет – чем не пример для подражания для малышей.
Красные ягодки – красивые, ароматные, просто объеденье, всегда хочется попробовать вас, наслаждаться общением с вами – дети к вам просто тянутся.
Зеленые просторы – красивые и спокойные, ласковые, с широкой русской душой, понимающие, всегда рады помочь – такими видят вас дети.
Зеленые горошины – дружная команда, всегда в форме, всегда готовы к работе, к новым познаниям и общению с детьми.
Зеленые змеи – лучшие учителя – показывают мир детям таким, какой он есть, учат выживать их в наше непростое время, иногда искушают, но лишь в воспитательных целях.
Синие глазки – милые, отзывчивые, спокойные, все понимающие, умеющие найти подход к каждому ребенку.
Синие дали - мечтатели и романтики, сосредоточенные, целеустремленные, могут показать детям всю красоту этого мира и научить любить его.
Синие волны – искатели приключений, активные, интересные, жизнелюбивые и рассудительные, с вами детям всегда интересно.
Анкета
Семинар-практикум «Педагогические ситуации»
- Во время семинара-практикума, Я А – хорошо отдохнула;
Б – узнала что-то новое;
В – с удовольствием пообщалась с коллегами;
Г – научилась чему-то новому;
Д – зря потеряла время.
2. Моё настроение сейчас:
А – спокойное;
Б – радостное;
В – грустное;
Г – заинтересованное работой;
Д – раздражительное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-608012-1426365032.jpg)
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/21/picture-816279-1474467605.jpg)
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-107811-1471707730.jpg)
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/05/picture-929643-1496647721.jpg)
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-440995-1428130245.jpg)
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620430-1428415615.jpg)
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
- Мне нравится (1)