Игровая деятельность как средство развития внимания детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа) по теме

Сорокина Альбина Георгиевна

Внимание -  психологический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей. Внимание - очень важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. В данной статье описаны рекомендации для работы воспитателя и родителей, а также приведены примеры дидактических игр, развивающих внимание дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Санкт-Петербурга

«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                      Автор работы (проекта):

                                                                 Сорокина Альбина Георгиевна

                                                                   Воспитатель ДОУ Приморского

                                  района №63              

           

                                                             

Санкт-Петербург

2016

Внимание − очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей, а его продуктом − ее качественное выполнение. Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка». От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания  во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин. и многие другие.

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - игре.

В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста, возрастают. При этом сложилась тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности.

Теме игры и её влияния на развитие ребенка дошкольника посвящены многие исследования. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Теорию игры разрабатывали как зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс) так и отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин). Педагоги создавали и создают целые системы дидактических игр. Это Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. Однако данная проблема нуждается в доработке с учетом практики современных детских садов.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДОв качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает:полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

         Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

          Подобный недостаток не может быть устранен фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требует, как показывают исследования, для его преодоления специально организованной работы,  посредством игровой деятельности, близкой сферой для детей данного возраста.

           На занятиях детям целесообразно предлагать  несколько вариантов дидактических игр. Занятия и игры направлены на развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания; игры, направлены на развитие слухового внимания, на развитие сенсорного внимания.

           В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразно систематически использовать на занятиях дидактические игры, способствующие развитию у дошкольников внимания.

           Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных игровых упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких игровых занятий: попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

   

Изучив психолого-педагогическую литературу по развитию внимания и опробировав развивающие методики на практике, мы рекомендуем широко использовать комплекс дидактических игр и упражнений в образовательно-воспитательной деятельности. В совместной деятельности нами рекомендуется также использовать  занимательный дидактический материал, который обыгрывается  в разнообразных проблемно-игровых ситуациях.

Для повышения эффективности развития внимания детей нами предлагается использовать систему игровых занятий, которые следует включать во все виды деятельности дошкольника.

Целенаправленное развитие внимания должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

Организация работы  по развитию свойств внимания  детей среднего дошкольного возраста

Тема

Совместная деятельность/Игра

Цель игры

Материал

Золотая осень

«Мозаика»               «Найди такой же листик»

 «Сложи осенний листок»

 «Посмотри и запомни»                        «Выкладывание узора»

Развитие зрительного внимания, памяти, творческого воображения, речи

развитие концентрации и объема внимания, формирование умения работать по образцу

Листочки разной конфигурации, наборы игры «Мозаика»

Волшебный  лес

«Кто где спрятался»

«Сложи животное» «Найди дорогу из леса»                    «Найди пару»          «Какую ошибку сделал художник?»

Развитие переключения внимания, сосредоточенности

Формирование способности управления своим поведением, развитие произвольного внимания

Карточки с рисунками

Настольная игра «За грибами-ягодами» Мнемотаблица «Полянка»

В гостях у сказки «Теремок»

 «Найди недостающую фигуру» «Найди отличия» «Волшебная мозаика»

Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, комбинаторных умений.

Карточки с рисунками

Смешарики

«Слушай хлопки» «Дорисуй домик» «Найди отличия»

Стимулирование внимания, обучение быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

Задания на нахождение сходства и различия                

Клуб путешественников

«Будь внимателен»                  «Найди пару»     «Слушай хлопки»           «Хамелеон»                     «Четыре стихии»  

     

Развитие способности к переключению внимания объема внимания, наблюдательности Объема внимания и концентрации

Наборы игры «Мамы и детеныши» Карточки с рисунками

Маленькие поварята

«Съедобое – несъедобное»                           «Назови пары слов»

Развитие  зрительного внимания, воображения

Обучение средствам к запоминанию

Карточки с рисунками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка. Характеристика сюжетно-ролевой игры как средства развития внимания детей старшего дошкольного возраста

В сюжетно-ролевой  игре  дети моделируют и отражают окружающую их действительность. В игре дети воспроизводят  ситуации из  семейного быта, из  взаимоотношений взрослых и труд...

Опыт работы "Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений"

В работе с детьми среднего дошкольного возраста проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющи...

Консультация для педагогов "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"

Консультация для педагогов«Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации»...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"

В данном мастер-классе можно увидеть какие были созданы благоприятные условия  дпя речевого развития детей среднего дошкольного возраста посредством игровых технологий в рамках ранней профориента...

Игровая деятельность как средство формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о мире профессий

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э. Эриксо͏н, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игрив...

Игровой практикум для педагогов «Сенсомоторная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста...