Игровой практикум для педагогов «Сенсомоторная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_praktikum_dlya_pedagogov.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Шакурская Ирина Анатольевна,
воспитатель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 8 комбинированного вида»
Игровой практикум для педагогов
«Сенсомоторная деятельность, как средство развития речи
детей младшего дошкольного возраста»
Цель: актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Показать значение сенсомоторной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
- Показать приемы работы с детьми по развитию сенсомоторной деятельности
- Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики
Предварительная работа: Подготовить выставку сенсорных игр и оборудования для сенсомоторной деятельности.
Ход практикума
Ни в каком возрасте человек не усваивает столько всего, как в раннем детстве. Ребенок рождается беспомощным, но его органы чувств с самого начала настроены «на прием». С возрастом восприятие малыша постоянно улучшается не только благодаря созреванию органов чувств, но и их работе.
Дети воспринимают мир всеми органами чувств, они исследуют предметы ртом, руками, всем телом. Но органы чувств работают, только если ребенок пользуется ими. Способности восприятия можно улучшить, если предоставить ребенку в первые годы жизни предоставить ребенку богатые возможности для разнообразных упражнений.
Формирование сенсомоторного опыта происходит в играх, когда дети используют различный материал: песок, крупы, бусины, мех и т.д. Взаимодействуя с такими материалами у детей развиваются, в первую очередь, тактильные ощущения и мелкая моторика.
Исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Ученые института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антонова-Фомина) доказали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций.
С накоплением представлений об отдельных признаках предметов (форма, величина, цвет, фактура, звучание), у ребенка формируется чувственная основа слова, т.е «база речи» (Л.С.Цветкова). Таким образом, развивая восприятие и сенсомоторные способности детей, мы готовим почву для развития речи. Для развития сенсомоторных способностей детей существуют множество различных игр и упражнений.
Игротека
- Игра «Золушка»
Предложите детям разложить разные виды круп по тарелочкам. Усложните задачу: крупу брать только двумя пальчиками. Трудно?
- Игра «Мозаика из бросового материала»
Предложите детям схематичное изображение каких либо предметов, например, паровозик. Задание: выложить колеса пуговицами в соответствии с размером колес. Рисунки могут быть разными, например, неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. В таких играх закрепляются сенсорные эталоны цвет, форма, величина.
- Игра «Шагаем в пробках»
Пробки от пластиковых бутылок могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Устроим соревнования, чьи пальчики быстрей дойдут до финиша. При этом будем проговаривать любимые детские стихи, например, я люблю свою лошадку…
- Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Бельевая прищепка - прекрасное средство массажа подушечек пальцев. Причем силу нажима регулирует сам ребенок, да и раскрыть прищепку - немалый труд для малыша. Представим, что прищепки - это гуси, которые сбежали от бабуси. Они щиплют травку, широко раскрывая рот. Покажите, как гуси открывают рот? А теперь поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок
Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!
- Игры в сухом бассейне известны всем. Несмотря на свою простоту, они очень эффективны и нравятся детям. Среди крупы, гороха или маленьких шариков можно спрятать сюрприз, «потерять» ценную вещь и т.д. Придумайте мотивацию для детей, и они увлеченно будут играть в сухом бассейне.
- Игры с песком
Не забываем и о песочнице. Это уникальное «изобретение» для людей всех возрастов и на все времена. А игры можно придумать вместе с детьми. Начнем с простых отпечатков следов от игрушек. Угадай, кто здесь прошел? А теперь оставим отпечатки своих ладошек. Чьи ладошки на песке, отгадайте?
- Дидактическая игра «Рыбалка».
Пособие представляет собой «Аквариум» (картонная коробка, обклеенная синей бумагой, на поверхности прорезаны отверстия, удочка с крючком).
Картонные рыбки окрашены разными цветами. Игровое правило: ребёнок при помощи удочки ловит рыбку из аквариума, называет цвет и кладёт на тарелочку по цвету.
- Дидактическая игра «Яблочки для ёжиков»
Ёжики вырезаны из картона (красного, жёлтого, синего, зелёного) цвета. Яблоки из цветных крышек (жёлтого, красного, синего, зелёного цвета). Игровое правило: ребёнок кладёт цветные "Яблочки" к ёжику по цвету.
- Дидактическая игра «Сушилка»
Пособие представляет собой «Сушилку», которая сделана из деревянных реек, сверху натянута верёвка, прищепки разных цветов, силуэты одежды вырезаны из цветного материала. Игровое правило: ребёнок крепит одежду прищепкой по цвету.
Сегодня мы познакомились лишь с малой частью сенсомоторных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Придумывайте игры сами, ведь игровой материал окружает нас повсюду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста.
Тетрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фальклёрного произведения и участия в игре, которая имее...
Реферат по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений вработе является образовательная область "Социализация". одной из важных является решение задач развит...
Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта: познавательно - игровойУчастники проекта: Дети, воспитатели группы №7 и ро...
Игровые технологии как средство развития детей младшего дошкольного возраста
Статья Игровые технологии как средство развития детей младшего дошкольного возраста...
консультация для педагогов "Флексагон как средство развития речи детей дошкольного возраста"
В консультации педагогам предложено пособие флексагон и варианты его использования в работе с детьми по развитию речи....
Семинар – практикум: Малые фольклорные формы как условие развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...
«Условия использования игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста»
Презентация для педагогов ДОУ...