Рабочая программа воспитателя
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности воспитателя с детьми 1,6 – 3 лет, группа раннего возраста № 13 «Пчёлки»
составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»
срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog.ranniy_vozrast.docx | 113.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик»
Рассмотрено: на заседании педагогического совета, протокол № 1 от ________________ | Утверждено: заведующая МДОУ «Детский сад «Колокольчик» _____/О.В. Балтаева/ приказ № ___ от______2016 года |
р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
совместной деятельности
воспитателя
с детьми 1,6 – 3 лет,
группа раннего возраста № 13 «Пчёлки»
составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Колокольчик»
р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»
срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год
Разработчики программы:
Бардина Н.В.
Карпова В.А.
р.п. Духовницкое
2016 год
Содержание
№ п/п | Оглавление | Стр. |
I | Целевой раздел | |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Цели и задачи реализации программы дошкольного образования | 3 |
1.2 | Принципы и подходы к реализации программы | 3 |
1.3 | Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. | 4 |
2. | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования | 6 |
II | Содержательный раздел | |
3. | Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых методических пособий | 6 |
3.1. | Социально-коммуникативное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности | 6 |
3.2. | Познавательное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности | 8 |
3.3. | Речевое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности | 8 |
3.4. | Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности | 9 |
3.5. | Физическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности | 10 |
4. | Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | 11 |
5. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 14 |
5.1. | Дополнительные образовательные услуги (бесплатное в форме кружка) | 15 |
5.2. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 16 |
5.3. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 17 |
III | Организационный раздел | |
6. | Материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение к программе. Организация развивающей предметно-пространственной среды | 19 |
7. | Режим дня на холодное и тёплое время года, расписание СОД | 20 |
8. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий (комплексно-тематическое планирование на год) | 21 |
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
При разработке Программы учитывались следующие документы:
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100», под редакцией Р.Н. Бунеева. – М., Баласс, 2014 год.
Цель Программы: обеспечение психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка, способствующего обогащению детского развития, благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
Задачи:
- формировать у детей опыт игровой, познавательной, исследовательской и др. видов деятельности;
- формировать у детей опыт самопознания.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья малышей, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Группа раннего возраста № 13 «Пчёлки» функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели. График работы с 7.30 до 18.00 часов, выходные дни – суббота и воскресенье, праздничные дни. Длительность пребывания детей составляет 10,5 часов.
Программа разработана на основе изучения контингента родителей (образовательный, возрастной уровень) с учетом их социального заказа как активных участников педагогического процесса и определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 1,6 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная совместная работа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, а также разностороннее развитие детей по всем основным направлениям.
Не имея приоритетного направления, наше учреждение реализует свою деятельность по годовым задачам.
Задачи на 2016 – 2017 учебный год:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в системе воспитательных, образовательных, оздоровительных мероприятий, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта.
2. Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрализованную деятельность». Приобщение детей к театральной культуре, киноискусству, советской мультипликации.
3. Развитие у детей художественно-эстетического потенциала (изобразительного, музыкального, словесного, конструктивно-модельного).
Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса определено как 60 % и 40 %.
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития
детей раннего возраста.
Кадровый потенциал
Группа полностью укомплектована кадрами. Коллектив группы составляет 3 человека: 2 воспитателя и младший воспитатель.
Воспитатели:
Бардина Н.В. Образование: высшее педагогическое. Квалификационная категория: «соответствие». Педагогический стаж: 27 лет
Карпова В.А. Образование: среднее специальное. Квалификационная категория: «соответствие». Педагогический стаж: 12 лет
Младший воспитатель:
Башкирова Л.В. Образование: средне – специальное. Стаж работы: 25 лет
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе раннего возраста № 13 «Пчелки».
В группу раннего возраста принимаются дети от 1,6 года до 3-х лет. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом.
Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Ежемесячная прибавка роста составляет 1 см, веса 200-250 граммов.
Количество детей в группе – 12, из них 5 девочек, 7 мальчиков.
Распределение по группам здоровья:
1 группа здоровья – 6 детей
2 группа здоровья – 6 детей
3 группа здоровья – 0
Развитие речи у детей группы раннего возраста: это усвоение детьми фонетики и грамматики, развитие синтаксической структуры речи, совершенствование лексики детской речи, начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. В среднем дети имеют в своём словаре 70-100 слов.
Появление предметной и игровой деятельности. Дети достаточно хорошо подражают взрослым в имитационных играх. Полным ходом развивается творческая (изобразительная, конструкторская и др.) деятельность детей.
Восприятие, память и мышление: дети могут решать задачи методом догадки. У них хорошо формируются понятия и совершенствование интеллектуальных операций. Они находятся на начальном этапе соединения речи с мышлением.
Таким образом, в указанных возрастных группах можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения ООП ДО представлены в нашей Программе в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогами в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе совместной образовательной работы с ними.
Для педагогической диагностики индивидуального развития детей, для решения задач индивидуализации образования нами используются таблица (Программа, ссылка стр. 24), в которой описаны «Целевые ориентиры» и «Показатели достижения целевых ориентиров».
2. Содержательный раздел
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основные направления работы.
- Создавать условия для формирования телесного образа себя.
- Формировать представления детей о своих личностных качествах и личностных качествах других людей.
- Развивать способность отмечать и определять свои эмоциональные состояния.
- Помогать детям в осознании своих способностей.
- Помогать детям в определении своего социального «Я».
Содержание работы
- Создание условий для формирования телесного образа себя:
- определение ребёнком своих телесных границ, физических потребностей;
- связывание своего внешнего облика и телесных ощущений.
Формы работы:
- рассказывание сказок-потешек, составленных в простом и понятном для современного ребёнка стиле. Их проигрывание помогает малышам связать ощущения своего тела, его словесное обозначение и зрительный образ в целостную систему «Я»;
- игры и упражнения, акцентирующие внимание ребёнка на частях его тела: использование отпечатков ступней и ладоней, ростомера, пальчикового театра;
- работа в уголке переодеваний;
- рисование.
- Формирование представлений о своих качествах и качествах других людей.
Формы работы:
- рассказывание сказок и их проигрывание в постановках настольного театра и театра перчаточных кукол, так как детям раннего возраста воспринимать сказки только на слух ещё тяжело;
- импровизированные игры в уголке переодеваний: ребёнок перевоплощается в выбранного персонажа и, отвечая на вопрос: какой он? - может на уровне восприятия элементарно сравнить свои качества с качествами персонажа (например, надевая плащ мушкетёра: «Большой!!!», снимая и присаживаясь на корточки: «Маленький...»).
- Познание ребёнком своего мира чувств и состояний.
Формы работы:
- использование художественных и музыкальных форм для характеристики и отображения эмоций.
- Осознание ребёнком своих способностей.
Формы работы:
- игры, занятия и упражнения на развитие сенсорики, которые помогают ребёнку освоить предметные и игровые действия, включённые в сказочный контекст;
- этюды-перевоплощения в персонажей сказочной страны, в которых дети учатся познавать себя и окружающий мир, тренируя вкусовые, зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные ощущения;
- различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, изготовление вместе со взрослым простейших игрушек), дающие детям возможность определить результат своих действий.
- Помощь детям в определении своего социального «Я».
Формы работы:
- совместные со взрослым игры;
рассматривание сюжетных картинок с изображениями детей и взрослых, выбор из них похожих на себя и отличающихся; похожих на членов семей детей.
Далее – в Программе, ссылка стр. 39, 145
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор составитель | Наименование издания | Издательство |
Л.Г. Такашова | «Примерное планирование образовательной деятельности в группах раннего возраста». | М., Баласс, 2016 |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основные направления работы
- Создавать условия для ознакомления малышей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями.
- Стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование.
Содержание работы
Задачи работы по ознакомлению малышей с окружающим миром.
Основные направления работы по сенсорному воспитанию
- Обучать восприятию и различению цвета.
- Обучать восприятию и обследованию формы.
- Обучать восприятию и различению величины.
- Формировать обобщённые способы обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач: соотнесение, сличение объектов между собой; сопоставления объектов, например, накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета.
5. Побуждать детей к элементарным исследовательским действиям («открой, насыпь, вставь, закрой, достань, переверни»); помогать в анализе информации: комментировать действия и объяснять их, учить выделять знакомое-незнакомое, главное-второстепенное, одинаковое- похожее-разное и т.д.
- Продолжать формировать у ребёнка представления:
- о самом себе - своём имени и фамилии, половой принадлежности («я мальчик», «я девочка»), своих родителях («мой папа», «моя мама», «моя бабушка», «мой дедушка» и др.), их именах (например, «мама Галя», «папа Саша», «дедушка Вася», «бабушка Лена» и др.);
- о человеке - его имени, возрасте, половой принадлежности (например, «тётя Оля», «дядя Ваня», «девочка Маша», «мальчик Женя» и т.п.), семейном статусе близких («бабушка - мамина мама, а дедушка - ее папа», «Ира — моя сестрёнка», «Коленька — мой братик» и т.п.); его внешних физических особенностях (у каждого человека есть голова, руки, ноги, лицо; на лице — глаза, нос, рот и т.п.); его физических и эмоциональных состояниях (проголодался—насытился, устал—отдохнул, заболел—вылечился, заплакал—засмеялся и т.д.); деятельности близких ребёнку людей («Мама моет пол», «Бабушка вяжет носочки», «Сестра играет на пианино», «Дедушка чинит полку», «Брат рисует», «Папа пошёл в магазин за хлебом» и т.п.);
- о предметах, действиях с ними и их назначении — предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т.д.); игрушки; орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т.д.);
- о живой природе — растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.); животный мир: домашние животные (собака, кошка, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.), их детёныши (котёнок, щенок, телёнок, козлёнок, поросёнок, гусёнок, цыплёнок); животные — обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.); птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.); сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава, зимой деревья без листьев, весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы — подснежники, на деревьях появляются первые листья);
- о неживой природе — вода (льётся, тёплая—холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.); вода и природа (бегут ручьи, тают сосульки, река, пруд); явления природы: времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой — холодно, летом — жарко, весной — светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель; осенью — ветер, холодный дождь и т.д.); погодные явления и отношение к ним людей (дождь — сыро, гулять нельзя; ветер — необходимо теплее одеваться; летом при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идёт холодный дождь, необходимо взять зонт; летом — тёплый дождь, бывает радуга, тёплую одежду не надевают, потому что жарко; зимой холодно, люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, тёплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замёрзнуть, и т.д.).
- Воспитывать в ребёнке гуманные чувства: доброжелательность к людям, заботливое отношение к животным, бережное отношение ко всему живому.
- Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофёр ведёт машину, парикмахер стрижёт волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.).
В раннем возрасте воспитатель включает малышей в процесс экологического воспитания.
Основные направления работы по экологическому воспитанию
- Учить детей наблюдать за явлениями природы, замечать и выражать отношение к красоте окружающего мира.
- Развивать умение видеть и понимать состояние другого существа, учить проявлять заботу о животных.
- Учить малышей выявлять различные проявления животных: как они двигаются, как и что едят, как играют; учить выделять отдельные части тела животных, связанные с их движениями.
- Учить любоваться цветущими растениями, ухаживать за ними, экспериментировать с посадкой овощных растений.
- Учить наблюдать за явлениями природы: солнцем (ярко светит), небом (как плывут облака), ветром (как качаются деревья) и т.д.
Далее – в Программе, ссылка стр. 57
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор составитель | Наименование издания | Издательство |
Бунеев Р.Н. | Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» | М., «Баласс», 2016 г. |
А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова | «Здравствуй, мир!». Окружающий мир для дошкольников | Москва, Просвещение |
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
- Развивать познавательную речевую активность детей.
- Создавать условия для речевого общения со взрослыми и сверстниками.
- Формировать описательную развёрнутую речь детей.
- Формировать планирующую функцию речи детей.
- Создавать необходимую базу для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение и слушание.
Основные направления работы
- Обогащать словарь ребёнка.
- Развивать грамматический строй детской речи.
- Развивать эмоциональную выразительность речи.
- Совершенствовать звуковую сторону речи малыша.
- Обучать пониманию произведений русского поэтического фольклора.
Далее – в Программе, ссылка стр. 65
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Автор составитель | Наименование издания | Издательство |
Бунеев Р.Н. | Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» | М., «Баласс», 2016 г. |
Гербова В.В. | Хрестоматия "Книга для чтения в детском саду и дома" 2-4 года | М. Просвещение, 2000 г. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основные направления работы
- Обогащать впечатления при ознакомлении ребёнка с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
- Воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них - иллюстрации в книжках, скульптура малых форм - статуэтки, художественно выполненная игрушка).
- Воспитывать у ребёнка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
- Помогать ребёнку в освоении доступных для него способов изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и с элементарными приёмами их использования.
- Приобщать ребёнка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, выполнению несложных танцевальных движений.
- Побуждать ребёнка к музыкально-творческим проявлениям: выполнять простые плясовые движения — приседания, топанье, кружение; реагировать на начало и конец музыки.
- Побуждать ребёнка к определению своего отношения к воспринимаемым предметам и мимикой, жестами, словами выражать его.
Далее – в Программе, ссылка стр. 77
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Автор составитель | Наименование издания | Издательство |
Бунеев Р.Н. | Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» | М., «Баласс», 2016 г. |
И.А. Лыкова | «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» /Лепка, рисование, аппликация/. | г. Москва Карапуз-Дидактика |
Куцакова Л.В. | «Конструирование в детском саду» | Издательство Просвещение, 2001 г. |
Образовательная область «Физическое развитие»
Основные направления работы
1. Развивать двигательную активность ребёнка, закаливать.
2. Формировать механизмы саморегуляции собственного поведения, развивать волевые качества.
3. Формировать круг представлений в области физической культуры.
4. Обогащать двигательный опыт детей.
5. Укреплять мышцы туловища, плечевого пояса, рук. Способствовать своевременному развитию основных движений у ребёнка. Совершенствовать навыки ходьбы в разных направлениях. Содействовать формированию у детей умения бегать в медленном темпе. Создать условия для развития у малыша умения ползать.
6. Развивать глазомер, пространственные представления, согласованность движений, меткость и ловкость. Поддерживать стремление ребёнка в освоении упражнений в метании: прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей.
7. Создавать условия, побуждающие детей к выполнению движений совместно с другими детьми.
Далее – в Программе, ссылка стр. 94 - 105
Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»
Автор | Название | Издательство |
Бунеев Р.Н. | Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» | М., «Баласс», 2016 г. |
Н.А. Фомина | «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика». Методические рекомендации по физическому развитию дошкольников. | М., «Издательство «БАЛАСС» |
Зимонина В.Н. | Программно-методическое пособие «Расту здоровым». | М. Мозаика-Синтез |
М.А.Рунова | «Движение день за днем» | М., ООО "Линка-пресс" |
Галицына Н. С. | «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» | М. "Просвещение" |
Формы проведения непосредственно образовательной деятельности
Основной формой организации образовательной деятельности является непосредственно образовательная деятельность (НОД). НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, математике, по физической культуре.
Формы проведения непосредственно образовательной деятельности
№ | Виды занятий | Содержание заданий |
1. | Комплексная (комбинированная, интегрированная) непосредственно образовательная деятельность | На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие. |
2. | Тематическая непосредственно образовательная деятельность | Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо?». |
3. | Непосредственно образовательная деятельность-труд | Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов… |
4. | Непосредственно образовательная деятельность – творчество | Творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника» и т.п. |
5. | Непосредственно образовательная деятельность – посиделки | Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности |
6. | Непосредственно образовательная деятельность – сказка | Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой |
7. | Непосредственно образовательная деятельность – путешествие | Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. |
8. | Непосредственно образовательная деятельность – эксперимент | Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом |
Формы организации образовательной деятельности в течение дня
по видам детской деятельности
Вид деятельности | Примеры |
Игровая | сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-путешествия; предметные игры, игры-имитации |
Познавательно-исследовательская | исследования объектов окружающего мира через наблюдение; экспериментирование; |
Коммуникативная | совместная деятельность, организация сотрудничества; овладение навыками взаимодействия с другими детьми и со взрослыми; развитие навыков общения: доброжелательного отношения и интереса к другим детям, умения вести простой диалог, согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать товарищу и самому принимать помощь, умение решать конфликты адекватными способами. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | слушание книг и рассматривание иллюстраций; обсуждение произведений; просмотр и обсуждение мультфильмов; разгадывание загадок, разучивание песен, стихов и загадок. |
Конструирование из разных материалов | Простейшие модели и макеты; коллективные проекты; |
Изобразительная | отражение впечатлений от слушания произведений и просмотра мультфильмов во всех видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) |
Двигательная | подвижные игры |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | в помещении и на улице, как в режимной деятельности, так и в самостоятельной деятельности |
Методы и приемы организации обучения
В ДОУ используются самые различные методы (представлены в таблице). Словесные и наглядные используются по минимуму, так как они противоречат положениям, сформулированным в ФГОС, на которые должна опираться любая организованная ОД.
Название метода | Определение метода | Рекомендация по их применению | ||
Методы по источнику знаний | ||||
Словесные | Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа. | Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям. | ||
Наглядные | Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. | Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мульфильмов, диафильмов и др. | ||
Практические | Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. | Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности , но и в самостоятельной деятельности. | ||
Методы по характеру образовательной деятельности детей | ||||
Репродуктивный | Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. | Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу. | ||
Проблемное изложение | Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. | Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. | ||
Частично-поисковый | Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. | Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. | ||
Исследовательский | Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний. | В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково - исследовательской деятельности. | ||
Активные методы обучения | Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. | Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения. В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения. |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Особенностью образовательной деятельности ДОУ является то, что ежегодно главной задачей является: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. В связи с этим у нас существует система физкультурно-оздоровительной работы
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
- обеспечение благоприятного течения адаптации
- выполнение санитарно-гигиенического режима
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
- составление планов оздоровления
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
4. Профилактическое направление
- проведение обследований по скрининг - программе и выявление патологий
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
- предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики
- оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Система оздоровительной работы
№п\п | Мероприятия | Периодичность | Ответственные | |||||
1. | Обеспечение здорового ритма жизни - щадящий режим / в адаптационный период/ - гибкий режим дня - определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей - организация благоприятного микроклимата | Ежедневно | Воспитатели, медик, педагоги все педагоги, медик | |||||
2. | Двигательная активность | Ежедневно | Воспитатели, Инструктор ф/ры | |||||
2.1. | Утренняя гимнастика | Ежедневно | Воспитатели, Инструктор ф/ры | |||||
2.2. | Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
| 2 р. в неделю 1 р. в неделю | Инструктор ф/ры Воспитатели | |||||
2.3. | Спортивные упражнения | 2 р. в неделю | Воспитатели | |||||
2.4. | Активный отдых *спортивный час; *физкультурный досуг; | 1 р. в неделю 1 р. в месяц | Инструктор ф - ры, Воспитатели | |||||
2.5. | Физкультурные праздники (зимой, летом) «День здоровья» | 1 р. в год 1 р. в год | Инструктор ФИЗО, Воспитатели, муз. Рук. | |||||
2.6. | Каникулы (непосредственная образовательная деятельность не проводится) | 1 р. в год (в соответствии с годовым календарным учебным графиком ) | Воспитатели | |||||
3. | Лечебно – профилактические мероприятия | |||||||
3.1. | Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия) | В неблагоприятный период (осень, весна) | фельдшер, медсестра | |||||
4. | Закаливание | |||||||
4.1. | Контрастные воздушные ванны | После дневного сна | Воспитатели | |||||
4.2. | Ходьба босиком | Лето | Воспитатели | |||||
4.3. | Облегчённая одежда детей | В течение дня | Воспитатели, мл. воспитатели | |||||
4.4. | Мытьё рук, лица | Несколько раз в день | Воспитатели | |||||
Модель двигательного режима | Периодичность, дозировка | |||||||
Подвижные игры во время приёма детей | Ежедневно 5-7 мин. | |||||||
Утренняя гимнастика | Ежедневно 5-7 мин. | |||||||
Физкультминутки | 2-3 мин. | |||||||
Музыкально – ритмические движения. | СОД по музыкальному развитию 8-10 мин. | |||||||
СОД по физическому развитию (2 занятия в зале, 1 – на улице) | 3 раза в неделю 15-20 мин. | |||||||
Подвижные игры:
| Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин. | |||||||
Оздоровительные мероприятия:
| Ежедневно 6 мин. | |||||||
Физические упражнения и игровые задания:
| Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин. | |||||||
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц по 15-20 мин. | |||||||
Спортивный праздник | 2 раза в год по 15-20 мин. | |||||||
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. |
Модель закаливания детей дошкольного возраста
мероприятия | место в режиме дня | периодичность | дозировка |
обливание ног | летом после дневной прогулки | июнь-август ежедневно | нач.t воды +18+20 20-30 сек. |
облегченная одежда | в течение дня | ежедневно, в течение года | - |
одежда по сезону | на прогулках | ежедневно, в течение года | - |
прогулка на свежем воздухе | После CОД, после сна | ежедневно, в течение года | от 1,5 до 3часов, в зависимости от сезона и погодных условий |
утренняя гимнастика на воздухе | - | июнь-август | |
физкультурные занятия на воздухе | - | в течение года | 10-30 мин.,
|
воздушные ванны | после сна | ежедневно, в течение года | 5-10 мин. |
на прогулке | июнь-август | - | |
выполнение режима проветривания помещения | по графику | ежедневно, в течение года | 6 раз в день |
дневной сон с открытой фрамугой | - | в теплый период | t возд.+15+16 |
бодрящая гимнастика | после сна | ежедневно, в течение года | |
дыхательная гимнастика | во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна | ежедневно, в течение года | 3-5 упражнений |
дозированные солнечные ванны | на прогулке | июнь-август с учетом погодных условий | с 9.00 до 10.00 ч 30мин. |
босохождение в обычных условиях | в течение дня | ежедневно, в течение года | 3-5 мин |
пальчиковая гимнастика | перед завтраком | ежедневно | 5-8 мин |
контрастное босохождение (песок-трава) | на прогулке | июнь-август с учетом погодных условий | от 10 до 15мин |
самомассаж | после сна | в течение года | 2 раза в неделю |
массаж стоп | перед сном | в течение года | 1 раз в неделю |
Методическое обеспечение
Автор | Название | Издательство |
М.Ф. Литвинова | «Закаливание и оздоровительная работа в ДОУ» | Москва Просвещение |
Е.Г.Батурина | «Сборник подвижных игр» | Москва Просвещение |
Зимонина В.Н. | Программно-методическое пособие «Расту здоровым». | М. Мозаика-Синтез |
М.А.Рунова | Методическое пособие «Движение день за днем» | М., ООО "Линка-пресс" |
Галицына Н. С. | «Двигательная активность в дошкольном образовательном учреждении» | М. "Просвещение" |
Н.М. Соломенникова | «Организация спортивного досуга дошкольников раннего возраста» | Волгоград, «Учитель» 2011 г. |
Организация и содержание дополнительного образования детей
(бесплатное в форме кружка)
Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада.
Работа кружка позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Кружковую работу в группе ведут воспитатели.
На сегодняшний день в группе успешно работает кружок «Солнечные зайчики» (Физическое развитие).
Режим работы кружка: 1 раз в неделю, четверг 16.00.
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в спортивно – развивающих комплексах; повысить двигательную активность малышей; вовлекать детей в активное «подражание».
Перспективное планирование кружка
Месяц | Тема | Цель | Содержание | Кол-во занятий |
Сентябрь | «Игрушки» | Учить детей ходить за воспитателем стайкой. Бегать друг за другом врассыпную не наталкиваясь друг на друга | Дети шагают за воспитателем стайкой. По сигналу воспитателя дети гуляют, бегают, играют. | 4 |
Октябрь | «Наша Таня» | Учить детей держать высоко мяч над головой, учить катать мяч ладошкой. | Упражнение с мячиками. Мяч на вытянутых руках над головой, наклоны в стороны. Сидя, повороты с мячом в стороны. Катают мячи ладошкой. | 4 |
Ноябрь | «Волшебный канатик» | Упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие, помогать преодолевать робость. | Ходьба по веревочке, руки в стороны. | 4 |
Декабрь | «Машенька» | Дети ложатся, руки поднимают вверх кладут вдоль головы и назад в исходное положение. Поднимают ноги вверх | 4 | |
Январь | «Лошадка» | Учить ходить детей приставным шагом, ходить на носочках выпрямляя спину, учить поднимать высоко ноги. | Имитируют бег лошадки (подскоки с приставным шагом), шагают высоко поднимая колени, руки за спиной, цокают язычком. | 4 |
Февраль | «Репка» | Учить ходить на носочках и на пяточках. Учить энергично сжимать и разжимать кулачки. Учить наклоняться вперед не сгибая колени. | Ходьба на носочках, на пяточках. Кулачки энергично выбрасывают вперед. Приседая стучат кулачками перед собой. | 4 |
Март | «Колобок» | Учить детей держать руки на поясе и поворачиваться влево, вправо. Учить бегать не наталкиваясь друг на друга. Учить прыгать на двух ногах. | Наклоны в стороны, руки на поясе, присели. | 4 |
Апрель | «Приглашение в сказку» | Учить хлопать в ладоши, сжимать и разжимать кулачки. | Руки вперед (2 раза) хлопки в ладоши (8 раз). Сжать и разжать кулачки, руки в стороны. | 4 |
Май | «Мостик» | Учить детей ходить по скамейке держа равновесие. | Идут по скамейке, пролезают в туннель. | 4 |
Способы и направления поддержки детской инициативы
Инициативность и самостоятельность детей формируются в различных видах детской деятельности и определяют развитие ребёнка в образовательных областях, обозначенных во ФГОС ДО.
Инициативность и самостоятельность детей диагностируются через умения, указывающие на развитую произвольность действий (способность к самостоятельному выбору, волевым усилиям, принятию собственных решений), а также через способность к творческой (продуктивной) деятельности (самостоятельный перенос и переработка приобретённых способов действий в новых условиях и ситуациях с возможным воплощением своих замыслов в конкретных продуктах).
Этапы развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста
Первый этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребёнка со взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.
Второй этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правилам, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнёр по совместной деятельности.
Третий этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условия и ситуации). На этом этапе ребёнок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция показывает максимально активное отношение ребёнка к осваиваемой деятельности и помогает решать известную проблему трансформации «знаемого» в «реально действующее». При этом последний этап в развитии деятельности, с одной стороны, позволяет ребёнку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая другим нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы её выполнения, ребёнок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.
Инициативность и самостоятельность детей в основных видах деятельности –
далее – в Программе «Детский сад 2100», ссылка стр. 460
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Форма сотрудничества с семьёй.
От эффективности этого сотрудничества зависит успешность всего воспитательно образовательного процесса. Ведущая цель взаимодействия группы с семьёй. Создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышаем компетентность родителей в области воспитания.
Цель: Вызывать желание у родителей доверительно общаться с воспитателями и помогать им в работе с их детьми
Задачи: Привлекать родителей к активному участию в жизни группы.
Побуждать родителей уделять внимание всестороннему развитию детей.
Повышать компетентность родителей в воспитании детей.
План работы с родителями
Сентябрь.
Родительское собрание «Давайте познакомимся!»
Анкетирование «Изучение потребностей родителей»
Беседа «О необходимости регулярно посещать детский сад»
Консультация «Несколько слов об адаптации»
Фотовыставка «Моё радужное лето»
Родителям на заметку «Капризы детей»
Октябрь.
Консультация «Игра в жизни ребенка»
Беседа «О необходимости развития мелкой моторики»
Анкетирование: Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка
Консультация медсестры: «Почему ребёнок плохо ест». Цель: показать причины плохого аппетита, дать рекомендации по организации питания дома.
Папка- передвижка «Игра в жизни ребенка»
Фотовыставка «Бабушка и я - неразлучные друзья»
Выставка поделок «Чудесные превращения»
Памятка: «Одежда ребёнка для прогулок в осенний период». Цель: дать рекомендации по правильному одеванию детей в осенний период.
Ноябрь.
«Режим дня и его значение» Анкетирование: «О здоровье в серьёз». Цель: выяснить отношение родителей к закаливанию.
Консультация «Бережём здоровье с детства или десять заповедей здоровья»
Беседа «Начинаем утро с зарядки»
Памятка воспитателя: «Способы обучения ребёнка словам приветствия».Цель: дать рекомендации родителям по обучению детей правилам этикета.
Фотовыставка «Мамочка моя»
Памятка: «Четыре закона закаливания». Цель: познакомить со способами и видами закаливания.
Декабрь.
Мастер –класс «Наши руки не знают скуки»(массаж рук, ладоней, пальчиковая гимнастика)
Беседа «Правила поведения на празднике»
Консультация «Зачем и как учить стихи» Выставка поделок. Рисунков, сувениров «Новогоднее чудо»
Папка- передвижка «Новый год»
Информационный материал: учить наблюдению в природе зимой, развивать речь, познакомить с речевыми подвижными играми и забавами.
Утренник «Мы встречаем Новый год»
Январь.
Родительское собрание «О значении закаливающих процедур» Консультация психолога «Особенности развития леворуких детей»
Консультация медсестры: «О закаливании в детском саду». Цель: донести до сведения важность закаливания для детского организма.
Беседа «О закаливании детей в семье» Показ выполнения артикуляционной гимнастики.
Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали»
Театр на ладошке. (мастер- класс для родителей)
Конкурс- выставка «Волшебные снежинки»
Февраль.
Индивидуальные беседы на темы родителей (психолог)
Консультация «В кого они такие? » (роль семьи в воспитании ребенка)
Спортивный досуг с участием детей подготовительной группы «Вместе с другом поиграть хочу» Фотовыставка «Наш досуг».
Привлечение родителей к изготовлению мини- музея «Боевая слава героям».
Март.
Родительское собрание «Развитие познавательной деятельности детей» Консультация психолога «Гиперактивный ребенок»
Беседа «Как организовать труд детей дома»
Создание в группе огорода на окне.
Презентация «Как мы ухаживаем за растениями»
Рекомендации родителям: вести разъяснительные беседы о правилах личной гигиены. Цель: закрепление правил личной гигиены дома
Информационный материал: как учить наблюдать за изменениями в природе, что читать, в какие играть игры, как развивать механическую и зрительную память.
Апрель.
Анкетирование «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности». Цель: выявить, знают ли родители особенности своих детей.
Консультация медсестры «Полезная пища». Оформление картотеки блюд «Оптимальное меню для растущего организма». Цель: довести до сведения родителей значение некоторых продуктов используемых в детском саду для растущего организма
Анкетирование «Ваше мнение о работе ДОО»
Субботник «Благоустройство площадки»
Выставка рисунков детей «Весна пришла, птиц позвала»
Май.
Родительское собрание «Успехи детей. Физическое развитие» Консультация «Оздоровление детей в летнее время»
Папка –передвижка «Если ребенок провинился»
Мастер- класс для родителей «1, 2, 3, 4, 5-вышли пальчики гулять»
Анкетирование «Здоровый образ жизни»
Беседа с родителями «Безопасность детей, забота взрослых» Выставка работ «Победный Май»
Фотовыставка «Наша дружная семья- детский сад».
3. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В группе раннего возраста создана необходимая среда для осуществления образовательного и оздоровительного процесса.
Имеются следующие помещения и территории:
- групповая комната
- спальня
- раздевальная комната
- туалетная комната
- буфетная
- тамбур теплый
- тамбур холодный
- прогулочная площадка
В группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности:
● условия для развития игровой деятельности (игровые уголки в соответствии с возрастом детей):
- кукольный уголок (кухонная мебель, набор посуды, кроватка с набором постельных принадлежностей, куклы с набором сезонной одежды);
- «Гараж» (машины по количеству мальчиков, руль, набор инструментов);
- игрушки-забавы (бабочка-каталка, «рыбалка»);
● условия для развития двигательной активности детей:
- физкультурный уголок ( мячи, кольца,кегли, массажные дорожки, «змейка»);
● условия для развития детского творчества:
- уголок детского творчества (доска, мел, восковые мелки, гуашь, пластилин, карандаши, кисти, бумага);
- уголок конструирования (крупный строительный материал, крупный набор «ЛЕГО», сюжетные игрушки);
- театральный уголок (набор перчаточных кукол, фланелеграф с набором плоскостных фигур, теневой театр, настольный театр);
- музыкальный уголок (набор музыкальных инструментов, музыкальные игрушки);
● условия для воспитания экологической культуры:
- уголок природы (иллюстрации времен года, 4 крупнолистных растения);
● условия для развития познавательной активности и речи:
- пособия и материалы (наборы предметных картинок, куклы «мальчик» и «девочка»);
- книжный уголок
- сенсорный уголок (пирамидки, игрушки-вкладыши, крупная мозаика, напольная мозаика, «сенсорный коврик»).
Характер размещения игрового, спортивного и другого оборудования в основном обеспечивает свободный доступ к играм и игрушкам, материалам и оборудованию. Расположение мебели, игрушек и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно- гигиеническим нормам.
Коллектив группы заботится о сохранении и развитии материально - технической базы и создании благоприятных медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Режим дня
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в группе от домашнего – это режим. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку.
На холодный период
Приём детей, игра | 7.30-7.50 |
Утренняя гимнастика | 7.50-8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00-8.20 |
Игра (самостоятельная деятельность) | 8.20-9.00 |
Игра-занятие (по подгруппам) | 9.00 – 9.30 |
Игра (самостоятельная деятельность) | 9.30 – 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.00-11.20 |
Возвращение с прогулки, игры | 11.20-11.45 |
Подготовка к обеду, обед | 11.45-12.20 |
Подготовка ко сну, сон | 12.20-15.00 |
Постепенный подъём, игра | 15.00-15.15 |
Полдник | 15.15-15.25 |
Игра | 15.25-16.15 |
Игра-занятие (по подгруппам) | 16.15 – 16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.40-17.30 |
Возвращение с прогулки, игра | 17.30-18.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.00-18.30 |
Уход домой | 18.30-19.00 |
На тёплый период
Приём, осмотр, утренняя гимнастика (на воздухе), гигиенические процедуры | 7.300-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.50 |
Самостоятельная деятельность | 8.50-9.20 |
Игры, наблюдения, труд, музыкальная, физическая деятельность, закаливающие процедуры, развлечения (на воздухе). | 9.20-11.30 |
Гигиенические процедуры, подготовка к обеду | 11.30-12.10 |
Обед, подготовка ко сну | 12.10-12.40 |
Дневной сон | 12.40-15.30 |
Постепенный подъём, гимнастика, воздушные, водные процедуры | 15.30-16.00 |
Подготовка к полднику, полдник | 16.00-16.15 |
Самостоятельная деятельность, игры, наблюдения, труд, музыкальная, физическая деятельность развлечения (на воздухе). | 16.15-18.00 |
Уход детей домой | 18.00 |
План совместной образовательной деятельности
Понедельник | Музыка. Рисование / Лепка. | 9.20 – 9.30 16.15-16.25-16.35 |
Вторник | Формирование целостной картины мира. Физкультура. | 9.20-9.30-9.40 16.15-16.25-16.35 |
Среда | Развитие речи Развитие игровой деятельности | 9.22-9.30-9.40 16.15-16.25-16.35 |
Четверг | Игры- занятия со строительным материалом Математика | 9.20-9.30-9.40 16.15-6.25-6.35 |
Пятница | Музыка Физкультура. | 9.20 – 9.30 16.15-16.25-16.35 |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной посёлок, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Годовой комплексно-тематическое план воспитательно – образовательной работы
с 1.06.2016 года по 31.05.2017 года
Тема месяца: «До свиданья, лето – здравствуй детский сад!» | Тематические недели | Проекты | Развлечения, оздоров.мероприятия | Сезонные явления | Календарные праздники | Познавательно-исследовательская деятельность |
Сентябрь 1 неделя | «Давайте знакомиться» | « Наш посёлок самый красивый» (3-х дневный). | 1. Развлечение Кукольный театр «Курочка ряба» | 1. « Хмурень». | 1. « День знаний». | 1. « Сохнет травка и цветы». |
2 неделя | « Наш детский сад» | « Мы здоровыми растём» (3-х дневный). | 2. Физкультурное развлечение «Бабушкины помощники» | 2. « Рябинник». | 2. « Международный день красоты». | 2. « Почему листья шелестят под ногами». |
3 неделя | « Как себя вести» | « Каждой вещи своё место» (2-х дневный). | 3.Литературно-музыкальное развлечение «Осень, осень к нам пришла» | 3. « Урожай поскорее собирай». | ||
4 неделя | « Высоко, низко, далеко, близко». | 4. « Начало листопада». | ||||
Октябрь: «Осень золотая». 1 неделя | « Осень». | « Я знаю свою семью» (3-х дневный). | « Овощи». | 1 октября – Международный День музыки. | ||
2 неделя | « Жёлтый, красный». | Осеннее музыкальное развлечение: «Осень- осень золотая». | « Листопад» (опадают листья с деревьев). | « Собери узор из листьев». | ||
3 неделя | « Во что играть осенью». | «Я большой, я помогаю» (3-х дневный). | «Грязник» (кругом грязь, слякоть). | 20 октября – День повара. | « Грязь пачкает обувь». | |
4 неделя | « Пойдём гулять в лес». | « Небо осенью дышало» (серое, пасмурное, хмурое). | ||||
Ноябрь: «Это наша Родина!» 1 неделя | « Что растёт в лесу». | Физкультуное развлечение: «Петушок золотой гребешок». | «Последние листья на деревьях». | «День народного единства». | «Что летает, а что нет?» | |
2 неделя | « В деревне». | « Книга наш лучший друг» (3-х дневный). | Развлечение. Кукольный театр: «Теремок». | «Первые заморозки». | «Окрашивание водички» | |
3 неделя | « Во саду ли, в огороде». | « Мы здоровыми растём» (3-х дневный). | Развлечение. «Праздник воздушных шариков» | «Ворота зимы». | ||
4 неделя | « В городе». | «Первый снег». | «День Матери». | «Превращение снега в воду». | ||
Декабрь: «Вместе встанем в хоровод –дружно встретим Новый год!» 1 неделя | «Поедем кататься» | « Накормим наших птиц» | Физкультурное развлечение: «Зимушка –забавушка». | «Зазимник» | «Всемирный день телевидения» | «Тонет - не тонет» |
2 неделя | «Зима» | Развлечение «Звери готовятся к Новому году» | «Первозимье» | |||
3 неделя | « Что такое Новый год?». | Драматизация сказки: «Курочка Ряба» | «Студень» | «Мокрый – сухой» | ||
4 неделя | « Белый, синий.» | «Белотрепье» | «Новый год» | |||
Январь: «Зимушка –зима белоснежная» 2 неделя | «Во что играть зимой» | «Каждой игрушке своё место» (3-х дневный) | Физкультурное развлечение «Колобок» | «Крещенские морозы» | «Международный день объятий» | «Цветные льдинки» |
3 неделя | «Матрёшки, петрушки, лошадки. (Народные игрушки) | Развлечение Кукольный театр «Заюшкина избушка» | «В январе, в январе много снега во дворе»» | «Старый Новый год» | ||
4 неделя | «Звери и птицы» | Развлечение: «Прощание с ёлочкой» | «Зима» | «Снег! Какой он?» | ||
Февраль: «Защитники отечества» 1 неделя | «Рыбы» | Физкультурное развлечение: «Теремок» | «Вьюжник» | |||
2 неделя | «Дом в котором я живу» | «Мы добрые ребята» (3-х дневный) | Развлечение. Настольный театр «Репка» | «Ветрило –батюшка» | «День влюблённых» | «Ветерок- слабый, сильный» |
3 неделя | «Моя семья» | «Снегопад» | «День защитника отечества» | |||
4 неделя | «Папа, дедушка, брат» | Развлечение. «Ты не бойся мама, я солдат» | «Мокроснежник» | |||
Март: «Все цветы для мамочки» 1 неделя | «Мама, бабушка, сестра» | «Мамочка любимая!» (3-х дневный) | Физкультурное развлечение: «Лягушата» | «К нам весна шагает быстрыми шагами!» | «Масленица» | «Сосульки тают от тепла» |
2 неделя | «Кто ещё живёт рядом?» | «Протальник» | «Международный женский день» | |||
3 неделя | «Приятного аппетита!» | Развлечение. Кукольный театр «Колобок» | «Сосульки тают, капель звенит» | «Заглянуло солнышко к нам в окошко» | ||
4 неделя | «Весна» | «Книжная мастерская» (2-х дневный) | «Ледоход» | |||
Апрель: «Капель весны чудесной» 1 неделя | «Звери» | «Музыкально-спортивное развлечение: «Юморина» | «Солнце греет землю» | 1 апреля- Международный День смеха. | ||
2 неделя | «Во что играть весной» | «Открытый космос» (3-х дневный) | «Прилёт птиц» | «Тёплый- холодный»» | ||
3 неделя | «В гостях у сказки» | Физкультурное развлечение: «По тропинке здоровья» | «Травка- муравка» | |||
4 неделя | «Лето» | «Набухание почек» (природа оживает) | «Почки распускаются» | |||
Май: «Скоро лето красное!» 1 неделя | «Лето» | «Оживление весны» | «Праздник труда» | |||
2 неделя | «Во что играть летом» | «Я большой, я помогаю» (3-х дневный) | «Первые листочки на деревьях» | «День победы» | «Сыплем- лепим» | |
3 неделя | «Давайте вспоминать» | Физкультурное развлечение: «Папа, мама и я- дружная семья» | «Жёлтые кружочки на траве» | |||
4 неделя | «Домашние животны» | «Белокрылые лошадки» | «Ветерок- слабый, сильный» | |||
5 неделя | «Наш детский сад» | «Цветут цветы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...