Разработка педагогического проекта «В здоровом теле – здоровый дух!»
проект (подготовительная группа) по теме

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Проблемой в современных семьях, является снижение уровня культуры здорового образа жизни. Поэтому детскому саду отводится особая роль в воспитании здорового ребёнка.  Воспитатели должны не только создавать комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных особенностей детей, но также оказывать педагогическую поддержку родителям в вопросах физического развития,  здоровьесбережения и воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vlasova_po_zdorovyu.docx136.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 23 Колпинского района Санкт – Петербурга

Разработка педагогического проекта

«В здоровом теле – здоровый дух!»

Авторы составители:

Власова Марина Борисовна

воспитатель I квалификационной категории

Ст. воспитатель

Тимощенко Ольга Леонидовна

Санкт – Петербург

2015г.

Краткая аннотация:

Название проекта: «В здоровом теле – здоровый дух!»

Тип проекта: Познавательно - исследовательско - творческий

Срок реализации: Краткосрочный

Участники проекта, обоснованность  их участия: Воспитатели, дети, родители, инструктор по физическому развитию.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Проблемой в современных семьях, является снижение уровня культуры здорового образа жизни. Поэтому детскому саду отводится особая роль в воспитании здорового ребёнка.  Воспитатели должны не только создавать комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных особенностей детей, но также оказывать педагогическую поддержку родителям в вопросах физического развития,  здоровьесбережения и воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни 

Возрастная группа: Старшая, подготовительная группа (5 – 7 лет)

 

Ресурсное обеспечение: 

  • Конспекты непосредственно организованной деятельности,  спортивных досугов
  • Физкультурно – музыкальный зал, спортивная площадка.
  • Картотеки
  • Альбомы
  • Мнемотаблицы
  • Дидактические и сюжетно – ролевые игры
  • Проблемные игровые ситуации
  • Подбор художественной и познавательной литературы
  • Изготовление нестандартного оборудования
  • Мультимедийные презентации, познавательные мультипликации
  • Консультации и буклеты для родителей

Актуальность.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. 

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение, сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Данное направление нашло отображение и в приоритетных задачах главного нормативного документа: Федерального  государственного образовательного стандарта, в котором одной из ведущих задач является «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств…»(ФГОС 1.6) Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. По данным исследования Д.И.Зелинской, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют существенные отклонения в показателях функций нервной системы, органов кровообращения и опорно-двигательного аппарата. В настоящее время известно, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детские годы, в 3-7 лет. Если 30 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз.

Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, что решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к дошкольнику. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. «Нельзя думать о том, чтобы воспитать хорошее поколение в отношении трудовой способности, если оно будет иметь вялую мускулатуру, недоразвитый костяк, плохое сердце», – А.В.Луначарский.

Всё это привело меня к разработке проекта «В здоровом теле здоровый дух!», целью которого является организация совместных действий родителей и  педагогов направленных на укрепление здоровья воспитанников и воспитания ценностного отношения к здоровью.

Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие. В  интеграции решаются задачи образовательных областей: Социально – коммуникативной, художественно-эстетической,  речевой.

Рекомендуемые формы осуществления проекта

Мероприятия с детьми:

1.НОД по направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое)

2.Совместная деятельность педагога с детьми:

  • утренние гимнастики в разных формах;
  • прогулки оздоровительной направленности;
  • беседы, проблемные ситуации;
  • просмотр и создание альбомов и стенгазет о спорте, здоровье;
  • дидактические игры по ЗОЖ;
  • чтение художественной литературы;
  • физкультурно-оздоровительный праздник и досуг;
  • выставка работ детей и взрослых;
  • минутки здоровья (дыхательные упражнения, самомассажи, релаксация, минутки тишины, музыкотерапия, гимнастика для глаз, психогимнастика, гимнастика бодрящая, пальчиковая гимнастика);
  • закаливание (полоскание горла, воздушные ванны, обтирание и умывание лица и рук до локтя  водой с последующим понижением температуры)
  • ароматерапия (чесночная, пихтовая, календула)
  • витаминизация третьего блюда

3.Самостоятельная двигательная активность детей в течение дня в физкультурных центрах и на прогулке

4.Индивидуальная и коррекционная работа с детьми 

Этапы работы над проектом:

I этап. Подготовительный:

  • Мониторинг знаний детей по теме и анкетирование родителей
  • Определение цели, задач проекта
  • Проектирование предметно — развивающей среды в группе

-Изготовление массажёров для стоп: пуговичных, палочных дорожек для для профилактики плоскостопия

-«Гантели» и «Бильбоке» из пластиковых бутылок

-«Волшебные колечки» для развития ловкости, координации и осанки

-Моталочки

-Массажёры

-Уголок уединения

  • Подбор методической и художественной литературы и мультипликации по теме, изготовление мнемотаблиц для составления описательных рассказов, пересказов и заучивания стихов о спорте
  • Подбор раскрасок, альбомов «Учусь рисовать», различного изобразительного и бросового материала
  • Разработка мероприятий

II этап. Практический:

  • Подборка консультаций, памяток, рекомендаций для родителей
  • Совместные мероприятия с родителями и детьми (родительские собрания, утренние гимнастики, художественно – творческая деятельность)
  • Творческие задания для родителей
  • Игровая, элементарная  трудовая, изобразительная деятельность, конструирование
  • НОД и беседы с детьми по теме проекта
  • Организация двигательной (детской и совместной с родителями) деятельности
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов, слайдов
  • Пополнение «уголка здоровья»

 III этап. Заключительный:

  • Совместные мероприятия с родителями и детьми (родительские собрания, утренние гимнастики, художественно – творческая деятельность)
  • Творческие задания для родителей
  • Игровая, элементарная  трудовая, изобразительная деятельность, конструирование
  • НОД и беседы с детьми по теме проекта
  • Организация двигательной (детской и совместной с родителями) деятельности
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов, слайдов
  • Пополнение «уголка здоровья»

План-график реализации проекта

Подготовительный этап:

  • Создание условий для реализации проекта, подбор литературы, информации для теоретической части проекта, материалов для организации НОД, бесед, игр, разработка сценария итогового мероприятия.
  • Мастер-класс на тему: «Здоровое дыхание или формула от всех болезней»
  • Анкетирование родителей: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье»
  • Опрос детей: «Что знаем о…, что хотим узнать о …?»
  • Анализ полученной информации, корректировка содержания проекта с учетом полученных данных (и потребностей родителей)

Основной  этап:

День недели

Название мероприятия

Ответственные

Понедельник

Открытие Недели здоровья

«Путешествие по организму»

Утро:

Работа с детьми

  •  Оздоровительная гимнастика «Веселая зарядка для силачей»
  • Ситуативная беседа  на тему «Зачем надо закалятся?» «Чистота – залог здоровья!»
  • Рассуждала «Как мы заботимся о своём здоровье»
  • НОД «Познаем свой организм» (приложения)
  • Просмотр презентации «Я и мое тело»
  • Гимнастика для глаз «Лучик солнца» (приложения)
  • Минутки – шутки
  • Самостоятельная работа в центре «Мастерилка» с раскрасками

Чтение художественной литературы:

Пословицы и поговорки о чистоте, порядке, здоровье

Г. Зайцев «Твои первые уроки здоровья»

К Рассматривание в книжном уголке атлас для дошкольников «Как устроен мой организм»

Чуковский «Мойдодыр», «Зарядка и Простуда»  сказка

Дидактические игры:

 «Вредно – полезно»

«Исправь ошибку»

«Что сначала, что потом»

«Из чего мы сделаны»

Вечер:

- Бодрящая гимнастика: «Здравствуй, солнце, я – твой лучик!»

- Разучивание стихотворения М. и С. Еремеевы «Перед сном и после сна»

- Просмотр мультфильма «Волшебный автобус. Репортаж с места болезни»

- Психогимнастика «Запретный номер» (приложения)

- Экспериментирование «Сколько воздуха в легких?»

- Создание альбома «Витамины», «Загадки с грядки»

С/р игры «Магазин» (линия сюжета покупка предметов гигиены) «Больница» (сюжет ведёт приём врач)

Работа с родителями

Анкета «Здоровье моего ребенка»

Консультация «Режим дошкольника»

Папки передвижки на тему «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни»

Физ. Руководитель, музыкальный руководитель

Воспитатель, родители

Вторник

«Деревня чемпионов»

Утро:

Работа с детьми

  • Оздоровительная гимнастика «Спортсмены»
  • Интервьюирование  «Что нужно, чтобы стать чемпионом?»
  • Составление рассказа «Моя спортивная семья»
  • НОД «Олимпийские игры» (приложения)
  • Музыкально - спортивное развлечение «Путешествие в Олимпийскую деревню»
  • Психогимнастика «Конкурс лентяев» (приложения)
  • Загадывание загадок  на тему «Здоровье и спорт»
  • Просмотр презентации «Олимпийские игры»
  • Релаксационная гимнастика
  • Гимнастика для глаз «Самолет» (приложения)
  • Минутки - шутки

Вечер:

Бодрящая гимнастика –  «Спортсмены»

Д/и «Отгадай по действию» (виды спорта)

«Пирамида здоровья»

Чтение художественной литературы Т. Кулакова «Мы все пришли на стадион»

Художественное творчество – лепка «Лыжники»

Создание альбома «Виды спорта»

Работа с родителями

Папки передвижки: «Физическое развитие ребёнка в домашних условиях», «Физкультура вместе с мамой и папой»

Мастер – класс с родителями на тему: «Здоровое дыхание или формула от всех болезней»

Создание кроссвордов «Виды спорта»         

Физ. Руководитель, музыкальный руководитель

Воспитатель, родители

Среда

«Здоровое питание – залог здоровья»

Утро:

Работа с детьми

-Оздоровительная гимнастика

-Точечный массаж – комплекс «Зимний» (приложения)

- Беседа на тему «Правила здорового питания», «Для чего мы едим»

Решение проблемной ситуация «Бактерии бывают полезными?»

- Рассматривание альбома «Азбука витаминов»

- НОД «Питание, витамины для роста и здоровья» (приложения)

- Психогимнастика «Хвост дракона» (приложения)

- Художественное творчество – аппликация «Витаминки в корзинке» натюрморт

- Психогимнастика «Дружная семья» (приложения)

Опытно-экспериментальная деятельность «Почему нельзя попробовать снег?

  • Дидактические игры:

«Правильно, правильно, совершенно верно»

«Скажи, что не так?»

«Где живет витаминка?» (к картинке подобрать карточки с витаминами)

«Закончи предложение»

«Сложи картинку» установление причинно следственных связей с пояснением из ряда сюжетных картинок

«Лото – здоровый малыш»

Вечер:

Бодрящая гимнастика «Поднимайся, детвора»

Словесная игра «Повар и овощи»

Отгадывание загадок на тему «Продукты питания»

Создание коллажа «Хорошо – плохо»

Работа с родителями

Конкурс рецептов приготовления блюда «Самый вкусный и полезный рецептик»

Совместное творчество детей и родителей создание рисунков – плакатов «Если хочешь быть здоров…….»

Физ. Руководитель, музыкальный руководитель

Воспитатель, родители

Четверг

«Народные рецепты здоровья»

Утро:

Работа с детьми

  • Оздоровительная гимнастика «По малину в сад пойдем»
  • Рассматривание картинок на тему «Народные забавы»
  •  Народная хороводная игра «Горошина»
  • НОД «Рецепты здоровья. Лекарственные растения моего края»
  • Психогимнастика «Заколдованный ребенок» (приложения)
  • Художественное творчество – аппликация «Герань в горшочке»
  •  Беседа «Как смех жизнь продлевает»
  • Минутки – шутки в музыкальном зале («Удаль богатырская»)
  • Режимные моменты в течение дня с использованием приятной и спокойной музыки: сон, прием пищи.

Вечер:

Бодрящая гимнастика  «Голоса леса»

Беседа на тему «Аптека на окне»

Чтение цикла стихов Кардашовой «Наш доктор»

Д/и

«Во саду ли, в огороде»,

Лото «На лугу»,

 «Витаминки в корзинке»

«Попади в ворота» (дыхательная гимнастика)

Создание каталога «Лекарственные растения»

Опытно – экспериментальная деятельность «Вкус и запах»

С/р игры «Больница», «Аптека»

Создание альбома «Растения помошники»

Работа с родителями:

Вечер народных подвижных игр

Папка передвижка «Рецепты здоровья»

Буклет «Русские народные игры»

Буклет «Картотека семейных игр», «Поиграйте с нами»

Физ. Руководитель

Воспитатель

Пятница

Открытие дня здоровья

  • «Шутки Витаминки и Здоровинки»- прохождение полосы препятствий перед входом в группу.
  • Организация мини задания для детей и взрослых «Вопрос- ответ»
  • Совместная утренняя гимнастика детей и взрослых «От зарядки станет мир светлей!»

Маршрут здоровья открытые занятия:

  • В гости к фее Речи в страну Правильной речи (коммуникативные игры и упражнения на развитие речевого дыхания, мелкой моторики с элементами релаксации).
  • НОД по художественно – эстетической деятельности с волшебницей Кисточкой -  рисование «Дерево хорошего и плохого настроения»
  • Викторина для детей и родителей по ЗОЖ «Секреты доктора Пилюлькина»

Фотовыставка «Мы спортивная семья - мама, папа, я!»

Возможности эффективного использования результатов проекта для реализации

задач по развитию образовательной среды

Организация предметно-развивающей среды в ходе педагогического проекта – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. В связи с этим дальнейшее использование продукты проектной деятельности могут в дальнейшем быть использованы для:

  • Обеспечения реализации потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности,  предоставляющей возможности использовать продукты проектной деятельности: игры, изготовленные альбомы, иллюстрации, раскраски и нестандартное оборудование, сохраняя интерес по теме проекта, стимулируя ребенка к физической или творческой активности, а также дальнейшего его развития и пополнения новыми ресурсами, идеями, в продуктивной, исследовательской и речевой деятельности. Например, оснащение игрового центра «Больница» и «Аптека» определенным набором функционально-игровых предметов соответствующим материалом, будет развивать фантазию и творчество детей для дальнейшего усложнения и развёртывания сюжета, развитию диалогической речи, коммуникативных навыков.
  •  Подобранный и систематизированный материал по (дидактические игры, иллюстрации, энциклопедии, тематические альбомы, картотеку опытов) обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка где он сам может действовать как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Например в уголке экспериментирования, наличие подобранных опытов позволит ребёнку самостоятельно или с помощью взрослого поставить перед собой проблему, отобрать материал и в процессе экспериментальной деятельности спрогнозировать результат и получить подтверждение в ходе деятельности, а также изменить или усложнить опыт включив в свою работу педагога.
  • Возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта в  различных центрах. Например в речевом центре дети самостоятельно могут работать с пособиями на развитие дыхания, составлять описательные рассказы о видах спорта, заучивать стихи о спорте с опорой на мнемотаблиц. В центре «Мастерилка» дети могут самостоятельно изготавливать поделки из различного материала, работать с раскрасками для развития и совершенствования мелкой моторики, подобранные альбомы «Учусь рисовать» закрепляют у детей изобразительные навыки.
  •  Использование нестандартного оборудования (массажные коврики, массажеры для профилактики плоскостопия, атрибуты для подвижных игр) обеспечивают баланс между самостоятельной деятельностью детей и совместной деятельностью взрослого с детьми в центрах физкультуры и здоровья, реализуя потребности ребенка в двигательной активности.
  • ​ Наличие вариативности используемого оборудования  и материала позволяет использовать его в зависимости от образовательной ситуации и возможностей ребёнка.

Список использованной литературы:

  1. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
  2. Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод. пособие /М.П.Асташина. – Омск, 20022.
  3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28.
  4. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : творческий центр СФЕРА, 2005.
  5. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006
  7. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
  8. Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
  9. здоровья. – М., 1995. – № 2. – С. 5-12.
  10. Зелинская, Д.И. О состоянии здоровья детей России / Д.И. Зелинская // Школа
  11. Козлова, Т.В. Физкультура для всей семьи / Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. – М. :
  12. Материалы интернет рессурсов:  http://www.o-detstve.ru;http://nsportal.ru/detskiy-sad;
  13. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 1997. – 88 с.
  14. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
  15. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.
  16. Физкультура и спорт, 1990. – 463 с.
  17. Шорыгина Т.А. “Беседыо здоровье”. Москва, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "В здоровом теле - здоровый дух"

Цель проекта: сформировать у детей дошкольного возраста первичных представлений о здоровом образе жизни через интеграцию образовательных областей....

Буклет проект по здоровью "В здоровом теле, здоровый дух"

Проект "В здоровом теле, здоровый дух" проводитсяв в  подготовительной группе "Солнышко" с сентября по май.Детям очень нравится заниматься по проекту, это очень интересно и по...

Педагогический проект на тему "В здоровом теле – здоровый дух"

В средствах массовой информации на сегодняшний день часто показывают и рассказывают о мужестве, выдержке, силе, ловкости, выносливости  солдата российской Армии, о тех качествах, которые помогают...