Познавательно- образовательный проект на тему: "В здоровом теле- здоровый дух"
проект (старшая группа)
Проект на тему: "В здоровом теле- здоровый дух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 101 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Проект
«В здоровом теле - здоровый дух»
для детей старшего возраста
Выполнила:
Шумова Надежда
Александровна
воспитатель ГБДОУ
детский сад №101
Калининского района
г. Санкт-Петербург
2021 год
Пояснительная записка
«Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний и вера в
свои силы».
В.А.Сухомлинский.
Здоровье человека можно считать самой большой ценностью жизни. Ведь его нельзя купить ни за какие деньги. Оно является бесценным достоянием не только отдельного человека, но и достоянием всего общества.
Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и дошкольном учреждении детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков.
Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.
Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
Под физическим здоровьем мы понимаем активный образ жизни, движение, занятия спортом, подвижные игры, здоровое питание, соблюдение правил личной гигиены, отсутствие заболеваний.
Под психическим здоровьем - состояние психической сферы, основу которой определяет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию.
Под социальным здоровьем - совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.
Актуальность проекта
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально - познавательного развития может только здоровый ребенок. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни очень важны сегодня. Встречая близких людей и прощаясь с ними, мы желаем им крепкого здоровья, потому что здоровье является основным условием счастливой жизни. Имея здоровье, мы можем осуществлять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевая все трудности.
Здоровье детей - это те приоритеты, в которых заложено наше будущее. Поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но в последние годы состояние здоровья детей ухудшилось, дети стали чаще болеть. Проблема здоровья учащихся имеет социальное значение.
Очень важен режим дня детей не только в детском саду, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятно влияет на сохранение здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.
Таким образом, процесс формирования представлений у детей о здоровом образе жизни, является актуальным вопросом в современном обществе.
Проблема: ХXI век дал людям не только блага цивилизации, но и уменьшил объём двигательной активности, появилось больше экологических проблем и другие негативные факторы. Все эти факторы оказывают влияние прежде всего на здоровье детей дошкольного возраста. Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья.
Как же сохранить и приумножить здоровье?
Одним из ответов на этот вопрос стала разработка проекта « В здоровом теле – здоровый дух».
Исходя из поставленной проблемы, я определила основную цель работы над проектом: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Формировать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;
- Воспитывать полезные привычки, помогающие заботиться о здоровье;
- Обеспечить условия для взаимного сотрудничества семьи и воспитателей с ребенком;
- Повысить уровень знаний родителей по вопросам организации полноценного активного отдыха в любую погоду;
- Расширять знания о приёмах снятия отрицательных эмоций, как одному из способов сохранения психического здоровья.
Тип проекта: познавательно- образовательный
Вид проекта: групповой
Сроки реализации: краткосрочный
Участники проектной деятельности: воспитатели, учитель-логопед, воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение психического, физического, социального здоровья;
2.Формирование гигиенических и культурных навыков;
3. Наличие потребности в здоровом образе жизни.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;
3. Повышение уровня комфортности.
Предварительная работа:
- Изучение и определение общего физического состояния учащихся (по результатам мед. осмотра);
- Чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, театр кукол, просмотр презентаций по теме;
- Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем проблемные ситуации;
- Беседы с детьми по теме;
- Подготовка папки с перечнем консультаций и рекомендаций для родителей по теме.
Этапы выполнения проекта:
- Подготовительный этап.
- Сбор и систематизация информации по теме «В здоровом теле- здоровый дух».
- Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
- Изучение методической литературы по теме «В здоровом теле- здоровый дух».
- Подготовка сообщения на родительском собрании: «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни».
- Проведение анкетирования родителей на тему «Здоровый образ жизни»
- Оформление папки с консультацией для родителей на тему: «Прогулки в любую погоду», «Осанка и плоскостопие»
- Рекомендации для родителей: «Здоровый образ жизни в семье», «Какие мультфильмы о спорте и здоровье можно посмотреть с детьми»
- Оформление папки - передвижки для родителей по теме проекта.
- Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, мультфильмов, презентаций, игр.
- Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
- Подбор художественной литературы по данной теме.
- Основной этап.
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социально- коммуникативное развитие | Организовывать интересную разнообразную деятельность детей на прогулке, на свежем воздухе. Проигрывание ситуаций с помощью игр и театральных сценок. Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики. Сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания»; Сюжетно – ролевая игра «Физкультурное занятие»; Экскурсия в медицинский кабинет. (знакомство с профессией медработника); Сюжетно-ролевая игра «Семья-купание малышей»; Сюжетно-ролевая игра «Сделаем куклам разные прически»; Сюжетно-ролевая игра «На прием к доктору»; Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя простудилась». Д/и «Что сначала — что потом (режим дня)»; Д/и «Уложим куклу спать»; Д/и «Назови части тела и лица»; Д/И «Чудесный мешочек» (предметы туалета); Д/И «Полезная и вредная еда»; Д/и «Узнай и назови овощи»; Д/и «Угадай вид спорта»; Д/и «Вредно – полезно» (действия); Д/и «Правила гигиены»; Д/и «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, предметы личной гигиены). |
Познавательное развитие | Тематическая экскурсия в мед. кабинет. Беседы: «Где живут витамины»; «Полезные продукты-фрукты и овощи»; «Внимание микробы или как правильно мыть руки»; «Закаливание»; «Спорт – это здоровье»; Д/и: «Что полезно кушать, а что вредно»; Д/и: «Что вредно, а что полезно для зубов»; Д/и «Угадай на вкус». Ситуативный разговор «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу». Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН. Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены». Лото «Овощи, фрукты и ягоды». Разрезные картинки «Способы закаливания». |
Речевое развитие | Обогащение и активизация словаря. Пословицы о чистоте и здоровье. Считалки, заклички. Д\и : «Главные помощники» (части тела); Д\и : «Холодильник» (вредные и полезные продукты). Разучивание стихов, загадок, потешек. «Придумывание сказки по мотивам стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр». Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах. Беседа: «Путешествие в страну здоровья»; Беседа: «Добрый доктор Айболит в гостях у детей»; Беседа «Безопасность в группе»; Беседа: «Витаминная семья»; Беседа «Дружим с водой». Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены». Словесная игра «Если сделаю вот так». Чтение и беседа по рассказам В. Катаева «Цветик-семицветик», А. Барто «Девочка чумазая», С. Семёнов «Как стать неболейкой», С. Михалков «Про мимозу». |
Художественно- эстетическое развитие | Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности по теме проекта. Музыкальные занятия. Рисование: «Быть здоровым я хочу»; Рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая». Аппликация «Зубная щётка для мальчика Пети». Лепка «Добрый доктор Айболит» |
Физическое развитие | Подвижные игры, игры малой подвижности, речь с движениями, пальчиковые игры, физкультминутки, Дыхательная гимнастика, упражнения с массажными мячиками. Развитие общей и мелкой моторики в играх и упражнениях. Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да». Беседа «Личная гигиена». Прогулка: игры с бегом «Быстро возьми, быстро положи», игры с прыжками «Лягушка и цапли», игры с бросанием и ловлей «Кого назвали, тот и ловит»; Игры – эстафеты: «Перенеси лекарства; «Займи место в обруче» «Сбор снежков» Подвижные игры в группе и на улице: «Жмурки», «Вышибалы», «Перепрыгни через ров», «Попади в ворота», «У дядюшки Трифона», «Сигналы», «Собери жемчуг». Физкультминутки: артикуляционные, пальчиковые; дыхательные гимнастики. Физкультурные занятия. Утренняя гимнастика. Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья». |
Мероприятия с родителями:
Консультации для родителей по теме: «Прогулки в любую погоду»; «Осанка и плоскостопие».
Анкетирование родителей на тему: «Здоровый образ жизни».
Оформление папки- передвижки для родителей по теме проекта.
Рекомендации для родителей: «Какие мультфильмы о спорте и здоровье можно посмотреть с детьми», «Здоровый образ жизни в семье».
- Заключительный этап.
НОД на тему «В здоровом теле - здоровый дух»
Итоги проекта.
В нашем детском саду созданы все условия для формирования потребности у детей в здоровом образе жизни, повышения психического, физического и социального здоровья: спортивный зал полностью оборудован нужными атрибутами для проведения безопасных и плодотворных физкультурных занятий и досугов с детьми и их родителями; в группе оборудован спортивный уголок, насыщенный различными спортивными атрибутами; создана картотека подвижных игр по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни; подобраны настольный игры и книги по теме «Здоровье».
Цель и задачи, которые были поставлены перед началом реализации данного проекта, выполнены.
У детей сформировалась потребность в здоровом образе жизни; сформировалось представление о том, что полезно, а что вредно для организма; появились полезные привычки, помогающие заботиться о своём здоровье; повысился уровень знаний родителей по вопросам организации полноценного активного отдыха детей в любую погоду.
В группе была создана положительная атмосфера для взаимного сотрудничества семьи и воспитателей с ребенком.
Вывод: грамотно созданная мобильная развивающая среда, постоянные беседы и игры на заданную тему, соблюдение родителями полезных советов и рекомендаций по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, развивает представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Список использованной литературы:
1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000
2. Алферова В.П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991
3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993
4. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990
5. Богина Т.Л., Терехова И.Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995
6. Богина Т.Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004, №4
7. Богина Т.Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 1999
8. Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001
9. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание №12, 2001
10. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания. // Начальная школа, №7, 2000
11. Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. - М, Просвещение, 1995
12. Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. - М, 1993
16. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. // Дошкольное воспитание №6, 1995
13. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М, Просвещение, 2002
14. Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание №6, 2002
15. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М, Просвещение, 1991
26. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.- М, Линка-пресс, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-356134-1613223455.jpg)
Методическая разработка проекта для детей младшей группы.В здоровом теле здоровый дух.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1183378-1572765976.jpg)
Проект с детьми средней группы «В здоровом теле здоровый дух!»
Заботиться о своем здоровье надо с раннего детства...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909902-1490670977.jpg)
Картотека пословиц, поговорок и загадок по теме: «Русская баня – в здоровом теле, здоровый дух» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста стремление к здоровому образу жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/05/picture-655365-1693943471.jpg)
Краткосрочный проект для детей старшей группы " В здоровом теле - здоровый дух!
Краткосрочный проект для реализации в старшей группе дошкольной образовательной организации "В здоровом теле- здоровый дух!"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1160613-1567781324.jpg)
Конспект познавательного досуга в группе старшего дошкольного возраста «В здоровом теле – здоровый дух»
Досуг сформирован с целью формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-102736-1574876108.jpg)
Буклет проект по здоровью "В здоровом теле, здоровый дух"
Проект "В здоровом теле, здоровый дух" проводитсяв в подготовительной группе "Солнышко" с сентября по май.Детям очень нравится заниматься по проекту, это очень интересно и по...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/14/picture-1481086-1691986482.jpg)
Проект по физическому развитию в ДОУ Папка здоровья «В здоровом теле - здоровый дух.»
laquo;В здоровом теле - здоровый дух.»...