Индивидуальный подход как обязательный и необходимый инструмент в работе воспитателя
статья на тему
"Ученье есть индивидуальная деятельность детей.
Здесь каждый ребенок проделывает определенную
умственную или физическую работу индивидуально."
А.П.Усова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Полезная информация для воспитателей ДОУ | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный подход как обязательный и необходимый инструмент в работе воспитателя .
Нет детей с одинаковыми знаниями и умениями ,поведением и привычками. В детстве особенно ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни пассивные и медлительные, другие активные и быстрые. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как это осуществить? В данном случае обязательным и необходимым является индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие. Интересные мысли и идеи об индивидуальном подходе высказывали: Я.А.Коменский, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Е.Н.Водовозова, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.А.Запорожец и т.д. «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» Януш Корчак. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях» К.Д.Ушинский. «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» А.С.Макаренко. «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» В.А.Сухомлинский. Суть индивидуального подхода заключается в поборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей. Кроме специальных знаний, воспитателю в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, воспитатель должен знать «особые струны» всех детей и умело воздействовать на них. Такой подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами: 1. Давать им более простые задания. 2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают или на повторе ответа. 3. Задавать наводящий вопрос. 4. Использовать напоминание. 5. Давать время на ответ. Следует педагогу помнить об активных и с высоким уровнем развития детях: 1. Не спрашивать всегда только их. 2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей. 3. Подбирать им более сложные задания. 4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования. И общие рекомендации, которые педагог может применять ко всем детям на занятии: 1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и психического развития и поведения). 2. Щедро поощрять. 3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей. 4. Развивать инициативу и самостоятельность. 5. Учить детей контролировать себя. 6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т.д. 7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других. 8. Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей. 9. Привлекать детей радоваться успехами сверстников. 10. Планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать). 11. Проводить индивидуальную работу вне занятий. 12. Предлагать родителям задания на дом. Индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста можно осуществлять, деля их на подгруппы по принципу (если позволяют педагогические убеждения, рамки реализуемой программы или приоритеты ДОУ): В первой подгруппе – дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением креативности. Для них можно подбирать более сложные занятия. Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны. Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй. Таким образом, воспитатель тоже осуществляет индивидуальный подход. Есть свои сложности, когда дети объединены в разновозрастные группы. Рассмотрим, как примерно можно применять индивидуальный подход на занятиях к детям в разновозрастных группах ДОУ. Чаще всего тема занятия может быть одна для всех, но задачи программного содержания отличаются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Целесообразнее младших детей с опережающим развитием переводить в старшую возрастную подгруппу. И наоборот – старших детей с определенными отставаниями в младшую подгруппу. Объединение таких детей в подгруппы и умелое руководство – важное условие эффективного обучения. Поэтому следует помнить: · Материал должен всегда содержать что-то новое, быть доступным и интересным. · Задачи занятия решаются по-разному – одни дети изучают новый материал, другие закрепляют пройденный или самостоятельно играют. Своеобразие обучения: на одном занятии проводятся микрозанятия с разными подгруппами. Например, одной подгруппе дается новый материал, а другой закрепление. Индивидуальный подход педагог в разновозрастной группе может осуществлять на занятиях трех типов: 1. Занятие проводится со всеми детьми по одному разделу программы, но с разным программным содержанием (например, одни лепят куклу-неваляшку, другие девочку в шубке). 2. Занятие проводится со всеми детьми, но по разным разделам программы в подгруппах (у одних рисование, а у других математика). 3. Занятие проводится с детьми одной возрастной подгруппой (другие самостоятельно играют или одеваются на прогулку). Подробнее рассмотреть особенности организации и методику проведения занятия каждого типа можно в пособие «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе» Аванесова В.Н., на странице 101. Таким образом, у воспитателя всегда есть выбор использования разных приемов на занятии, но индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и признаком настоящего мастерства.
Используемая литература: 1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 стр., ил. 2. Малокомплектный детский сад (старшая возрастная группа): Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; под ред. М.В. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. – 271 стр., 8 л. ил. 3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 стр. |
ро
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском сад...
Индивидуальный подход в содержание методической работы старшего воспитателя в ДОУ.
Работая старшим воспитателем в МДОУ, я учитываю интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интер...
«О необходимости организации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста»
В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой как индивидуализация, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особен...
«Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста с ТНР»
laquo;Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста с ТНР»...
Отчёт по самообразованию :«Нейроигры и упражнения – эффективный инструмент в работе воспитателя » за 2022-2023 учебный год.
Отчет о проделанной работе по развитию межолушарного взаимодействия....
Нейроигры и упражнения — эффективный инструмент в работе воспитателя
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию реч...
План самообразования воспитателя: «Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя в средней группе"
Цель:Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике продуктивно влияющих на развитие воспитанников.Задачи:1.Проанализировать литературу по данной теме.2. Обе...