Проект "Инновационный потенциал игр, направленных на художественно-эстетическое развитие дошкольников"
проект на тему
Проект включает в себя инновационный потенциал игровых технологий в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_innovats.poten_._igr.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: Инновационный потенциал игр, направленных
на художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Авторы проекта:
Кондратьева Елена Анатольевна воспитатель
МАДОУ«Детскийсад№395комбинированного вида»Московского района г. Казани ,
Карташева Светлана Ивановна воспитатель МАДОУ «Детский сад №395комбинированного вида» Московского района г. Казани
Галимзянова Диляра Фаридовна воспитатель
МАДОУ «Детский сад №317комбинированного вида»г.Казани
Зарипова Райса Исмагиловна,воспитатель1 кв.категории
МАДОУ№399 комбинированного вида»
_____________________«______» 2016
Казань 2016год
Содержание
Оглавление | стр |
Краткое описание проекта | 3-4 |
Введение | 5 |
Актуальность проекта | 6 |
Цель и задачи проекта | 7 |
Ожидаемый результат | 8 |
Участники проекта. Проектное решение | 9 |
Программа проектных мероприятий | 10 |
Риски реализации проекта | 11 |
Основные критерии эффективности проекта | 12 |
Заключение | 13 |
Список литературы и интернет источников | 14 |
Краткое описание проекта
Наименование инновационного проекта | Инновационный потенциал игр, направленных на художественно-эстетическое развитие дошкольников. |
Основная идея инновационного проекта | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношение к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через игровые технологии. |
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту | Данная проблема не полностью изучена в системе дошкольного образования. |
Обоснование значимости инновационного проекта для развития системы образования в РТ | Основная значимость инновационного проекта для развития системы образования в Республике Татарстан_ реализовать основные напрвления стандарта дошкольного образования, формирование национальной культуры, реализация национального регионального компонента в контексте стандартизации дошкольного образования. |
Цели и задачи инновационного проекта | Ввести в практику инновационные игровые технологии в ДОУ для приобщения к художественно-эстетическому развитию дошкольников через создание эстетической развивающей среды. Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа. Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МАДОУ. 1. Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды. 2. Определить и разработать структуру эстетической развивающей среды, игровых технологий в организации работы по формированию художественно-эстетического развития воспитанников, механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ с помощью инноваций. 3. Апробировать созданные модели в ДОУ. 4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в ДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума. 5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. |
Сроки реализации проекта | 4 года |
Предполагаемая эффективность проекта | Повысить качество дошкольного образования в области художественно-эстетического развития, реализовать основные показатели развития ребёнка в форме целевых ориентиров (подготовка к школе) |
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта | Результаты инновационного проекта предлагаются всем воспитателям, работающим в детских садах и педагогам дополнительного образования. |
Результаты проекта | Картотека игр по художественно-эстетическому развитию, всестороннее развитие деией в области художественно-эстетического развития. |
Введение
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического воспитания и художественного образования. Технология развивающего обучения опирается на систему взглядов гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к реализации творческого потенциала.
В результате комплексного подхода реализуется свобода самовыражения, раскрепощение личности и ее право на индивидуально-эмоциональное видение и переживание произведений искусства. Организовать образовательный процесс помогает игра. Игра является естественным процессом развития и познания, органичным природе ребенка. Игра как творчески активный процесс развития и есть механизм творчества. Игра помогает педагогу уйти от авторитарности и стать с детьми партнерами. Партнерство дает ребенку возможность перейти от пассивного обучения к активному самостоятельному поиску, где знания не даются, а добываются.
Внедрение инновационных игровых технологий творчества предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, даёт возможность сформировать культуру взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Актуальность проекта
обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (17. 11. 2013 г. №1155), в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольной образовательной организации (ДОО), очень важной остается задача приобщения детей к художественно- эстетическому развитию через игровые практики.
Цели и задачи проекта
Цель: Ввести в практику инновационные игровые технологии в ДОУ для приобщения к художественно-эстетическому развитию дошкольников через создание эстетической развивающей среды.
Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа.
Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МАДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.
2. Определить и разработать структуру эстетической развивающей среды, игровых технологий в организации работы по формированию художественно-эстетического развития воспитанников, механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ с помощью инноваций.
3. Апробировать созданные модели в ДОУ.
4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в ДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.
5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Ожидаемый результат:
1. Создание развивающей современной инновационной среды с учетом требований современного дизайна, соответствующей статусу ДОУ.
2. Создание научно-методической и материально-технической базы в ДОУ.
3. Повышение профессиональной компетенции педагогов, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении.
4. Повышение уровня художественно-эстетического развития детей.
5. Повышение рейтинга ДОУ в районе.
6. Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.
7. Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.
8. Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе.
Особенностью проекта является то, что для реализации вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, младших воспитателей, специалистов, родителей. Поэтому так важно ввести в практику управления ДОУ модель управления художественно-эстетическим развитием дошкольников и формировать профессиональную компетентность педагогов в данной области.
Проект обеспечивает круг потребителей в лице педагогов ДОУ разных типов, где есть материальная база в полном объеме или в усеченном варианте.
Участники проекта
Дети младшего дошкольного возраста с2 до 5 лет.
Дети старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
Воспитатели ДОУ, родители воспитанников.
Вид проекта: художественно- эстетический, познавательный, игровой.
Проектное решение
Основная идея проекта -изучение современных подходов к проблемам игровой деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
Сроки, этапы реализации проекта.
Проект является долгосрочным, охватывает младший и старший дошкольный возраст.
Подготовительный этап:
1.обеспечение программно-дидактическим материалом;
2.изучение теоретической и практической литературы по данной проблеме;
3.разработка новых игровых технологий помогающих ребёнку в развитии художественно-эстетического воспитания;
4.Разработка календарно-тематического планирования.
Основной этап
1.создание эмоционально-комфортной атмосферы при воспитании и обучении детей;
2.Реализация проекта в виде мероприятий по основным художественно-эстетическим видам деятельности: ИЗО деятельность, лепка и аппликация, музыкальное развитие, театральная деятельность.
3.определение критериев и механизмов диагностирования, учитывая новые стандарты дошкольного образования- выявление творческой деятельности детей, как средства художественно-эстетического воспитания и развития.
4. В младшем дошкольном возрасте планирование следующих мероприятий:
• Готовить к восприятию произведений искусства;
• Готовить детей к посещению театра;
• Приобщать к декоративной деятельности;
• Способствовать развитию певческих навыков;
• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя
• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
• Познакомить с архитектурой;
• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
• Обогащать представления детей об искусстве;
• Продолжать развивать интерес к лепке;
• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.
В старшем дошкольном возрасте планирование следующих мероприятий:
• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
• Познакомить с произведениями живописи;
• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;
• Учить создавать сюжетные композиции;
• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;
• Знать особенность изобразительных материалов.
• Формировать основы художественной культуры;
• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;
• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;
• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;
• Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;
• Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;
• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.
1.Импровизации музыкальных движений и образов под музыку
2. Разговоры и беседы
3. Прослушивание классических произведений
4. Вовлечение ребенка в сюжетно-ролевые игры
5. Использование фольклора
6. Элементы театрализованной деятельности
7. Игры-упражнения, игры-инсценировки
8. Создание детских альбомов с рисунками «Музыкальная фантазия»
Заключительный этап
1.Диагностика
2.Выводы
Программа проектных мероприятий:
Комплекс мер |
- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания; |
- выбор программы и методики (совместно с педколлективом); - определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями; |
участие в диагностике детей и анализе её результатов; |
проведение методических семинаров для членов коллектива;Педсовет на тему: «Красота- это то, что создано руками» |
участие в совершенствовании развивающей предметной среды; |
участие в распространении опыта работы ДОУ; |
координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой). |
закрепление содержания занятий художественно эстетического цикла в рисовании, аппликации; |
оказание помощи музыкальному руководителю, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам; |
совместное проведение занятий с музыкальным руководителем; |
подбор репродукций, иллюстраций к программе руководителя театральной студии, помощь в оформлении декораций; |
закрепление содержания занятий художественно эстетического цикла в рисовании, аппликации; |
участие в создании выставок детских работ по темам : «Нетрадиционные техники рисования», «Живопись в стихах», |
использование элементов фольклора в целях художественно эстетического воспитания (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.). |
подбор репродукций, иллюстраций к программе руководителя театральной студии, помощь в оформлении декораций; |
разработка инновационных игр по музыкальному, театральному развитию |
использование элементов фольклора в целях художественно эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); |
включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества; |
участие в конкурсах детского художественного творчества на уровне ДОО, на уровне района, с выходом на Российские конкурсы. |
создание условий для художественно эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества; |
11- работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания; участие в диагностике; |
1- оформление портфолио личных достижений воспитанников. |
Проведение мастер-классов для педагогов |
Методы работы:
Теоретические – это изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию;
Экспериментальные (подготовка и проведение занятий с использованием новых игровых технологий);
Эмпирические (наблюдения, беседы, оценка результатов игр, занятий, деятельности, направленной на развитие эстетического вкуса)
Риски реализации проекта
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | Нежелание родителей участвовать в проекте | Организовать индивидуальные консультации, беседы, с целью заинтересовать родителей для участия в проекте |
Организованные | Введение в ДОУ карантийного режима или проведение незапланированного мероприятия районного или городского масштаба в ДОУ | Перенос материала на другие сроки |
Формы сотрудничества с семьями воспитанников по художественно- эстетическому развитию
Начиная с младшего дошкольного возраста и до старшего дошкольного возраста:
Наименование | Цель использования | Формы проведения общения |
Информационно- аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических опросов «Почтовый ящик»,Индивидуальные блокноты. |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрасными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары- практикумы, тренинги,мини-собрания,игры и т.д. |
Досуговые | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. | Информационные проспекты для родителей: аьманахи, журналы и газеты,стенгазеты, мини-библиотеки;открытые мероприятия. |
Ожидаемый результат проекта :
повышение эффективности педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Расширение необходимого ресурсного обеспечения, т.е. информационно-методического средства, которое ведет всех участников образовательного процесса: «ДОО – ребенок – родитель» на качественный новый уровень компетентности.
Основные критерии эффективности проекта
обеспечение программно-дидактическим материалом;
создание эмоционально-комфортной атмосферы при воспитании и обучении детей;
разработка новых игровых технологий помогающих ребёнку в развитии художественно-эстетического воспитания;
изучение теоретической и практической литературы по данной проблеме;
13
определение критериев и механизмов диагностирования, учитывая новые стандарты дошкольного образования- выявление творческой деятельности детей, как средства художественно-эстетического воспитания и развития.
9.Заключение
Проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены:
при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса;
повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.
В условиях ФГОС игровые технологии - это реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении, а инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников»
15
Список использованной литературы и интернет- ресурсы
- . Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru
- Закон об образовании в Российской Федерации.
- Зацепина, М.Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru
- Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2013.
- Концепция дошкольного воспитания.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- ФГОС. – М.- Центр педагогического образования 2014.
- Шакурова, М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru
Интернет-ресурсы
- Н.Комардина «Театрализованная деятельность в детском саду» : http//www.maam.ru/detskijsad
- «Формы организации театрализованной деятельности»: http//www.dramateshka.ru/index.ph
- «Театр детям»: http//www.teatrbaby.ru
- Cайт для музыкальных руководителей дошкольных учреждений - http://muzruk.net/
- Сайт для воспитателей детских садов и родителей - http://doshkolata.ru/
16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «Зимушка-зима»
Цели:ü Образовательные:· Ознакомление детей со стихами о зиме. Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.·...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «Зимушка-зима»
Цели:ü Образовательные:· Ознакомление детей со стихами о зиме. Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.·...
Проект Тема: Системно- деятельностный подход направленных на художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Проект по художественно-эстетическому развитию детей...
Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по художественно-эстетическому развитию «Юные художники» (художественная гостиная)
Данный конспект можно использовать для закрепления в конце года пройденного материала по художественно-эстетическому развитию. Вспомнить с детьми жанры живописи, холодные и теплые оттенки, способы сме...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленный на художественно-эстетическое развитие (конструирование из природного материала) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет Тема: «Лесные жители»
1. Учить придавать образу выразительность с помощью характерных поз, признаков и особенностей внешности (шерсть, иголки, мех), украшать изделие с помощью вспомогательных материалов: бусинки, горошинки...