Индивидуализация образовательного процесса в рамках групповой Непосредственной Образовательной Деятельности (на занятиях по физической культуре)
статья по физкультуре на тему
В физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) индивидуальный подход является жизненной необходимостью. Главное и важное - это учёт противопоказаний, для того, чтобы избежать психологического срыва, и исключения формирования стереотипа поведения «хронического больного» в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota_po_individ.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация образовательного процесса в рамках групповой Непосредственной Образовательной Деятельности (на занятиях по физической культуре)
Одним из условий ФГОС является индивидуализация и развитие инициативы детей.
Цель физического воспитания ориентирует весь учебно-воспитательный процесс на формирование физической культуры личности.
В рамках традиционной организации физического воспитания нет возможности для реализации индивидуального подхода, который в случае для детей с ОВЗ особенно необходим, поскольку речь идёт о здоровье будущих школьников. Традиционная организация физического воспитания не ориентированна на возможность выбора ребёнком вида физической активности. Отсутствие выбора не стимулирует формирования интереса к занятиям. Все эти причины организационного порядка резко снижают эффективность учебно-воспитательного процесса.
В физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) индивидуальный подход является жизненной необходимостью. Главное и важное - это учёт противопоказаний, для того, чтобы избежать психологического срыва, и исключения формирования стереотипа поведения «хронического больного» в будущем.
Для этого учитывается вся информация о ребёнке: его группа здоровья, физическая группа: основная, подготовительная или специальная; уровень физического, эмоционального и конгитивного развития. На групповых занятиях учитываются потребности каждого ребёнка в движении, в отдыхе, снижении нагрузки. Педагог внимательно следит за состоянием детей. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный вид активности: проходят задания, данные на занятиях быстро, в обычном или медленном темпе.
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих ребёнка из окружающей среды. Она достигается за счёт определения двигательного режима и работоспособности учащихся, имеющих отклонения в развитии.
Предлагаемый материал и вид деятельности учитывает разброс уровня развития разных детей. Это означает, что задания даются таким образом, чтобы они были доступны и выполнимы каждым ребёнком, чтобы в результате он мог пережить чувство успеха. Для этого надо соблюдать основные принципы:
сознательности и активности, систематичности (последовательность, регулярность нагрузки), постепенности (постепенное повышение нагрузок, обеспечивающее развитие функциональных возможностей) и адекватности (индивидуализация нагрузок).
Особое внимание уделяется знакомству с оборудованием и инвентарём для занятий физическими упражнениями в зале и на улице.
На занятиях физической культуры для детей, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медецинской группе необходимо подбирать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех учащихся.
Эту проблему можно разрешить , например, за счёт наиболее рационального построения занимающихся, гибкой дифференцированной методики обучения, выбора оптимальных исходных положений, степени напряжения, амплитуд движений, дозировки нагрузки, за счёт усложнения или упрощения упражнений и т.д. Детям необходимо давать реализовывать свои интересы и способности через возможности сознательно делать выбор. Например, выбрать себе пару для упражнений, выбор считалочки для игры, выбрать цвет инвентаря для упражнений, выбор игры на занятиях.
Задачи педагога – создать условия индивидуализации, обеспечить возможность социального самоопределения ребёнка, самостоятельности и инициативности. Важно формировать адекватные и ценностные представления об окружающем мире, ЗОЖ, умение выстраивать взаимоотношения и поведение с учетом нравственных понятий . Занятия направленны на формирование умений и навыков в условиях детских интересов в поддержании и развитии детских творческих способностей, стремлении развивать дошкольника в физическом развитии.
В общем процесс по индивидуализации состоит из нескольких этапов:
1 этап – знакомство с ребёнком, сбор информации о его состоянии здоровья и наблюдения за его возможностями физического развития.
2 этап – анализ полученной информации
3 этап – определение целей и задач развития ребёнка
4 этап – построение индивидуального маршрута ребёнка
5 этап – взаимодействия с педагогами, со специалистами, с родителями.
Как осуществляется индивидуализация на НОД в группе:
1) обеспечить эмоциональное благополучие, непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей, умения детей работать в группе сверстников, соблюдать правила поведения в спортивном зале;
3) поддержку индивидуальности и инициативы детей для свободной совместной деятельности; создание условий для выражения своих чувств и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных игровых и познавательных видах деятельности;
4) построение вариативных развивающих занятий, ориентированных на зону ближайшего развития каждого ребенка, при создании условий для овладения умениями и навыками ОВД; организацию подвижных игр, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного и физического развития детей; обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие и вовлечения родителей в образовательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о проделанной работе в рамках самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"
В современном дошкольном образовании огромное внимание уделяется сохранению психического и физического здоровья детей. Одной из важных задач является формирование начальной ключевой здоровьесберегающе...
Конспект организованной образовательной деятельности интегрированное занятие по физической культуре тема: «В гостях у зимующих птиц» в старшей группе
Цель организованной образовательной деятельности:приобретение двигательного опыта при выполнении ОРУ и ...
Публичное представление собственного педагогического опыта "Театрализованная деятельность на занятиях по физической культуре "
Представление пеагогического опыта "Театрализованная деятельность на занятиях по физической культуре "...
Публичное представление собственного педагогического опыта "Театрализованная деятельность на занятиях по физической культуре с детьми старшего возраста "
Как заниматься театрализованной деятельностью на занятиях по физической культуре в детском саду....
«Социализация детей младшего и старшего возраста на занятиях двигательной деятельности» Конспект занятия по физической культуре в разновозрастной группе.
Конспект занятия по физической культуре в разновозрастной группе.«Социализация детей младшего и старшего возраста на занятиях двигательной деятельности&ra...
«Роль игровых ситуаций для повышения речевой деятельности на занятиях по физической культуре»
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего ...
Доклад на тему «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в рамках новой Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования»
Я представляю вашему вниманию очень важный и актуальный вопрос «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в р...