Место и роль математических развивающих игр в образовательном процессе.
статья на тему

Борщёва Вера Викторовна

О математическом развитии ребенка не только в дошкольном учреждении, но и во взаимодействии с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_mo_-_kopiya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Место и роль математических развивающих игр в образовательном процессе.

 Развивая математическое мышление мы не только помогаем ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствуем его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимальным доступным ему объемом знаний и стимулировать поступательно интеллектуальное развитие.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует в непосредственной организованной образовательной деятельности и вне ее 2-3 раза в неделю.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

На всех ступеньках дошкольного детства игровому методу во время непосредственной организованной и самостоятельной деятельности отводится большая роль

В ряде случаев игры несут основную развивающую нагрузку. Вот почему в образовательной деятельности и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

На протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы мы практикуем использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих ловишке, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй».

Постоянно вместе считаем  разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т.д.), время от времени спрашиваю у ребенка: "Сколько чашек стоит на столе?", "Сколько лежит журналов?" «Сколько кубиков желтого цвета»?

Различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.Считают куличики, собранные листочки, Сколько детей гуляет на площадке?" и т.п.

Художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире;

В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере. «Маша и медведь»-взаимосвязь высоты и дальности наблюдений.

         Стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве, со старшими детьми работаем с календарем, отмечаем дни недели и месяцы.

Сравниваем игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста, где предмет «один», а где «много».

Использую сравнивание картинок, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спрашиваю, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т.д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумываю, например, число в пределах десяти и прошу детей называть разные числа. Я говорю, больше названное число задуманного мною или меньше. Затем меняемся с детьми ролями.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с родителями группы.

(индивидуальные и общие консультации, наглядная информация-тематические стенды, консультации).

Во время консультаций стараемся донести до родителей нужную информацию, а именно что математическое развитие детей может осуществляться не только на специально организованных занятиях, а на протяжении всего дня утром во время одевания, по пути в детский сад, на прогулке вечером, дома за обычными домашними делами. Например, дома можно считать и сравнивать игрушки, продукты питания, одежду, мебель. На прогулке – можно считать встречные предметы, легковые или грузовые машины, этажи домов, ширину дороги.

Широкое использование специальных развивающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения

12-й год в нашем образовательном  учреждении воспитываются  и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по  интегрированному обучению и воспита...

«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....

"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС ДО"

"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС"...

«Наш Песочный так хорош, лучше места не найдешь!» Методические рекомендации по организации образовательного процесса

Методические рекомендации и практичекие материалы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через знакомство с родным посёлком....

Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обуче...

" Наш Песочный так хорош, лучше места не найдёшь! " Методические рекомендации по организации образовательного процесса

В данном учебно-методическом пособии даны рекомендации и практические материалы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через знакомство с родным посёлком....