«Наш Песочный так хорош, лучше места не найдешь!» Методические рекомендации по организации образовательного процесса
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации и практичекие материалы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через знакомство с родным посёлком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 405.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №29 комбинированного вида
Курортного района Санкт-Петербурга
«Наш Песочный так хорош, лучше места не найдешь!»
Методические рекомендации по организации образовательного процесса
Введение.
Данные методические рекомендации разработаны
для педагогов-дошкольников п. Песочный и успешно
апробированы в образовательной деятельности
ГБДОУ №29 Курортного района.
Авторы: музыкальный руководитель Рузяк Н.А.
воспитатель Мочалова Т.Г ,
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
М. Матусовский.
Дошкольный возраст благодатное время для начала формирования патриотических чувств, таких как любовь к семье, стране, к Родине. Но как начать патриотическое воспитание с ребёнком-дошкольником, когда слова «Страна» и «Родина» – являются для него достаточно абстрактными, и не совсем понятными в силу их определений? Конечно, можно подойти к этому вопросу формально и сообщить, что «Родина – это страна, в которой человек родился, живет и трудится» или «Родина – исторически принадлежащая тому или иному народу территория с ее природой, особенностями исторического развития, языка и культуры, быта и нравов», но подобный подход не сможет заинтересовать дошкольника. В возрасте 5-7 лет, когда у детей лишь формируется словарный запас с ними необходимо говорить на их языке, знакомя их с новыми понятиями, но апеллируя к уже знакомым образам. Необходимо сузить границы «Родины» до «Малой Родины», для того, чтобы ребёнок ПОНИМАЛ и ПРЕДСТАВЛЯЛ о чём идёт речь.
На практике мы обратили внимание, что старшие дошкольники, посещающие наш детский сад, плохо осведомлены о посёлке Песочном: не знают его истории, названий улиц, имеют смутное представление о его достопримечательностях.
Знакомство с Россией (Родиной), мы начинаем через знакомство с посёлком Песочный (малой Родиной).
В дошкольном возрасте, информация, преподнесенная в стихотворной форме, имеет все шансы быть усвоенной в очень короткие сроки, кроме того, когда запоминания сопровождается теми или иными движениями, процесс становится еще более увлекательным, а значит еще более эффективным.
К сожалению, мы не смогли найти ни строчки про наш замечательный посёлок, кроме знаменитой фразы С. Маршака "Что за станция такая – Дибуны или Ямская?" из стихотворения «Вот какой рассеянный» и мы решили попробовать сочинять сами. Во время знакомства со стихами, дети с неожиданностью отмечали некоторые знакомые улицы, новые пути следования до детского сада, узнавали и вспоминали достопримечательности посёлка.
Воспитание любви к Родине, к малой или большой, это – процесс, который может протекать во всех сферах детской деятельности. При составлении материала мы целенаправленно не придерживались никаких программ и планов, мы старались придумать такой материал, который можно было включить в любую образовательную область. Здесь стихи для минуток физической активности, считалки, графические диктанты, пальчиковая гимнастика и загадки.
- Стихи с названием улиц помогут лучше ориентироваться в посёлке, знакомиться с маршрутом движения в сад или прокладывать новый. Их можно включать в комплекс утренней гимнастики, физкультминутки в НОД или использовать на прогулке;
- Считалки помогут выбрать водящего в игре без ссор и закрепить названия улиц Песочного;
- Графические диктанты и кроссворды будут полезны не только в образовательной области «Познавательное развитие», они так же могут включаться педагогом в досуговую деятельности в вечернее время, с целью познакомить детей с достопримечательностями посёлка;
- Пальчиковая гимнастика органично включается во все образовательные области и станет прекрасным упражнением для развития мелкой моторики, поможет снять напряжение, благоприятно влияет на развитие речи, подготавливает ребёнка к рисованию и письму, но и поможет закрепить названия улиц родного посёлка;
- А загадки и стихи о Песочном, незаменимы для расширения кругозора, обогащения словарного запаса, и могут использоваться во всех только образовательных областях.
Необходимо отметить, что представленный материал не требует от педагогов никаких дополнительных технических средств: ни интерактивной доски, ни раздаточного материала, ни ноутбуков, ни магнитофонов. Это значит, что им можно пользоваться в любых условиях (на улице или в группе) и при любых обстоятельствах (отключили электричество или при условии, что задержали обед и нужно организовать детей на некоторое время).
Единственное, где всё-таки желательны наглядные пособия, так это план посёлка с названием улиц к стихам «В садик на электричке» и «В садик с другом пешком», для того, чтобы ребёнок смог более понятно представить себе дорогу до сада.
В силу того, что предоставленный материал имеет конкретную территориальную направленность (п. Песочный), он может быть полезен как воспитателям нашего детского сада, так и учителям начальных школ №437 и №466, а так же педагогам, работающим с детьми в возрасте 5-8 лет в посёлке Песочный (ПМК «Молодость», Дом Культуры и Творчества).
Стихи
«Мой Песочный»
Мой Песочный так хорош
Лучше места не найдешь!
Почему его люблю
Я сейчас вам расскажу:
В посёлке летом красота!
Всюду зелень так густа.
И шепчет озеро в лесу:
«Я от жары вас всех спасу!»
Осень тоже хороша,
Листья падают шурша.
И по улице Речной
Ходят школьники гурьбой.
Ну а как придёт зима
Всюду топятся дома.
От угля повсюду дым
Серым облаком густым.
А весной всё расцветает
Всюду бабочки порхают.
И цветут цветы кругом
Ярким, пёстреньким ковром.
Приезжайте погостить
Я вас рада пригласить.
«Приезжаю я в Песочный»
Вот въезжаю я в посёлок с «Безымянного ручья»
За мостом меня встречает улица «Рабочая»…
Дальше еду по «Советской», перекрёсток «Первомай»,
А затем на светофоре «Ленинградская» встречай.
Еду мимо «Новостроек» далее «Садовая»,
А затем «Центральная», «Школьная» идёт.
После «Дачной» «Заводская» улица плывёт.
По пути «Октябрьская» к станции ведёт,
И электричка «Ласточка» в Петербург меня везёт.
«По дороге в детский сад»
Есть в Песочном чудо-сад!
Очень много в нём ребят!
Как они туда пришли,
Как дорожку все нашли?
Мы сейчас вам всё расскажем
И в движениях покажем.
Вас с Песочным познакомим
И до садика проводим.
В садик на электричке
Мчимся мы на электричку:
Папа, мама, я, сестричка бег на месте
Мы торопимся, спешим
По платформе все бежим.
Только в поезд мы влетели
И вагоны запыхтели. руки на плечи впередистоящему, идём
«Чух-чух-чух-чух!» – «паровозиком»
Говорят вагоны вслух!
Только сели, отдышались Присели, на слово «отдышались» протёрли лоб
И с вокзалом попрощались Помахали правой рукой «прощаемся»
Слышим новость срочная: Оттопырили правой ухо, правой рукой
«Станция «Песочная»!»
Мы со станции вприпрыжку
По Октябрьской как зайчишки Подскоки
Доскакали до Речной!
Вот и садик наш родной! Хлопки
В садик с другом пешком
Долго шли мы по Советской.
Ать-два! Ать-два!
Грудь, расправив молодецки.
Ать-два! Ать-два! Маршируем
Вдруг, смотри-ка, переход!
Ать-два! Ать-два!
Не зевай, ты – пешеход!
Ать-два-стоп! Остановка
Друга за руку беру, Находим друга, берём его за руку
Улицу перехожу!
Друга я не отпускаю
И на танец приглашаю.
Мы на улице Центральной Идём парой. Рука «стрелочка», идём с носочка
Будем парой танцевальной.
По Центральной до Речной.
Где же садик наш родной? «Удивились»
Мы налево повернём
Сразу же его найдём! Поворот в парах налево
«Квартет»
Я – Егор и мне 6 лет.
У меня есть свой квартет.
В нём друзья мои играют
Весь Песочный забавляют.
В Дибунах мой друг Роман
Громче всех бьёт в барабан.
Бум-бам-бам! Бум-бам-бам!
На Садовой улочке
Марк играл на дудочке
Ту-ту-тууу! Ту-ту-тууу!
У Кости с улицы Лесной
Маракас всегда с собой
Щщик-щщик-щщик! Щщик-щщик-щщик.
А на Мельничной Валерка
Звонко звякает в тарелки
Дзынь-дзынь-дзынь! Дзынь-дзынь-дзынь!
Дружно чтоб квартет играл,
Всех в округе забавлял,
Нужен будет дирижёр
Это буду я – Егор!
«На Садовой»
На Садовой возле сквера
Мы сидели вместе с Верой.
Мы сидели, не скучали,
в Песочном улицы считали:
Ленинградская, Речная,
Заводская, Ключевая.
Карла Маркса, Полевая,
Новостроек и Лесная.
Сельская, Садовая,
Рабочая и Новая.
Сколько улиц, посмотри,
Если можешь – повтори!
Считалки
1. За мостами, за горами
За железными путями
На пригорке теремок,
На дверях висит замок
Ты за ключиком иди
И наш садик отопри.
2. Шла акула по Лесной
И моржа вела с собой.
Тут с Рабочей вышел слон,
Кто не верит, выйдет вон.
3. Был завод у нас в Песочном
Это все мы знаем точно.
Выпускал он кирпичи,
С пылу, с жару, горячи!
Кирпичей был миллион,
Кто не верит – выйдет вон!
4. По Песочному гуляем,
То, что было вспоминаем:
Дачи, мельница, завод –
А водить тебе, дружок!
Загадки.
1. 29 наш сад родной
Стоит на улице…(Речной)
2. Нас два в посёлке существует
Мы для прогулок созданы
Когда народ восторжествует
Мы и для праздников годны.
И на «Садовой» мы тоскуем
Без Вашей доброй суеты. (Большой и Малый скверы)
3. Какая улица самая длинная в посёлке? (Ленинградская)
4. Вам не надо сочинять
Нас в Песочном 55…(Улица)
5. Он дополняет гимн и флаг
Любой страны то главный знак.
У Песочного он особый
Ты назвать его попробуй. (Герб)
6. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Про «Дибуны» мы посмотрели.
Как там жили разглядели.
Даже прялка здесь стоит
Метроном как будто спит
Если ты не ротозей
То иди в краеведческий…(Музей)
Пальчиковая гимнастика
Тут в Песочном повстречались Очень весело смеялись: | Сжимаем-разжимаем пальцы |
На Центральной – два цыплёнка, | (соединяют мизинцы) |
На Садовой – два котёнка, | (соединяют безымянные пальцы) |
На Рабочей – два щенка, | (средние) |
На Речной – два окунька, | (указательные) |
Только что за кавардак? Нам не встретиться никак! | (большие пальцы кружатся вокруг друг друга) |
Будем строить дом в Песочном | Стучим кулачком о кулачок |
Он на сваях будет прочных! | Стучим указательными пальцами пальчиками |
Будет крыша там | Соединить ладошки треугольником |
с трубой | Указательный палец правой руки убежал вправо, ладошки стоят треугольником |
Будет лестница витой. | Руки в кулаках, указательные пальцы кружатся вокруг друг друга |
Будет светлое окошко | Прямые ладошки, с прижатыми пальцами, разбегаются вверх и вниз (параллельно друг другу) |
На котором, будет кошка. | Гладим правой ладошкой левую руку |
Рядом будет бегать ёжик | Средним и указательным пальцем правой руки, пробегаем по левой руке |
На колючий шар похожий. | Соединить ладошки с растопыренными пальчиками. |
По Песочному гуляли Дружно улицы считали! | (сжимаем и разжимаем кулачки). |
Бывали на «Центральной» – раз, Увидели «Речную» – два, Сквер на «Садовой» – три, А четыре – «Дибуны». «Скородумовская» – пять. | (поочерёдно, начиная с большого пальца, соединяем друг с другом) |
Будем пальцы разминать. | (встряхиваем кисти рук). |
Графические диктанты.
Памятник «Свеча памяти»
Отступили 10 клеток вправо, 6 клеток вниз, поставили точку и начали рисовать. 2 по диагонали вниз вправо, 1вниз, 1 по диагонали вверх вправо, 2 вниз, 2 по диагонали вниз вправо, 2 вниз, 1 по диагонали вверх вправо, 3 вниз, 2 по диагонали вниз влево, 4 вправо, 4 по диагонали вниз вправо, 2 вниз, 20 влево,2 вверх, 4 по диагонали вверх вправо, 4 влево, 4 по диагонали вверх влево, 2 вверх, 1 по диагонали вниз вправо, 1 вправо, 1 по диагонали вверх влево, 2 вверх, 3 по диагонали вверх вправо, 1 вверх. А теперь дорисовываем в середине число 910 в честь песочинцев, воевавших на фронтах ВОВ. |
«Часовня преподобного Серафима Саровского»
Отступили 15 клеток вправо, 7 клеток вниз, поставили точку и начали рисовать. 1 вправо, 2 вниз, 1 по диагонали вниз вправо, 2 вниз, 1 по диагонали вниз влево, 3 вниз, 6 по диагонали вниз вправо, 1 вниз, 1 по диагонали вниз влево, 10 вниз, 2 по диагонали вниз вправо, 15 влево, 2 по диагонали вверх вправо, 10 вверх, 1 по диагонали вверх влево, 1 вверх, 6 по диагонали вверх вправо, 3 вверх, 1 по диагонали вверх влево, 2 вверх, 1 по диагонали вверх вправо, 2 вверх. А теперь на часовне святого Серафима Саровского дорисовываем крест. |
Водоразборная колонка, которыми так богат посёлок Песочный
Отступили 10 клеток вправо, 5 клеток вниз, поставили точку и начали рисовать. 2 вправо, 1 по диагонали вниз вправо, 3 вниз, 1 по диагонали вниз вправо, 1 по диагонали вниз влево, 10 вниз, 1 по диагонали вниз вправо, 6 влево, 1 по диагонали вверх вправо, 10 вверх, 3 влево, 1 вниз, 2 влево, 2 вверх, 1 по диагонали вверх вправо, 4 вправо, 3 вверх, 1 по диагонали вверх вправо. А теперь дорисовываем рычаг и шланг слива воды. |
Кроссворд.
По горизонтали:
2. Первое название нашего посёлка.
3. Он является официальным символам Муниципального образования посёлок Песочный.
4. Этот памятник находится на территории одной из школ, это памятный знак «Героическим защитникам островов Моонзундского архипелага в годы ВОВ».
6. По мотивам какой сказки был открыт малый сквер на “Садовой”.
9. Стоит весёлый светлый дом
Ребят проворных много в нём
Там пишут и читают
Рисуют и считают.
(в нашем посёлке таких дома два)
По вертикали:
1. Современное название посёлка.
3. Так назывался наш посёлок в старину, этому свидетельствует камень у Храма преподобного Серафима Саровского.
5. Он представляет собой краеведческую экспозицию “Дибуны, Графская-Песочный”, которая знакомит с историей посёлка жителей и его гостей.
7. Архитектор строения зданий (в нашем случае деревянных сооружений, самое доступное сырьё для постройки того времени).
8. Под каким запоминающимся названием процветает подростково-молодёжный досуговый центр в Дибунах.
10. У посёлка есть она своя, представляет собой круг, разделённый надвое полосой золотистого цвета.
(в нашем посёлке таких дома два).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС»
Тезисы по заявленной теме....
Рекомендации по организации образовательного процесса с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
Рекомендации по организации образовательного процесса с детьми в соответствии с ФГОС ДО....
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в ДОУ
методические рекомендации...
Рекомендации родителям по организации образовательного процесса у гиперактивных детей (СДВГ)
Рекомендации родителям по организации образовательного процесса у гиперактивных детей (СДВГ)...
" Наш Песочный так хорош, лучше места не найдёшь! " Методические рекомендации по организации образовательного процесса
В данном учебно-методическом пособии даны рекомендации и практические материалы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через знакомство с родным посёлком....
Методические рекомендации по теме: «Волшебные Гонзики» как игровое пособие для организации образовательного процесса взрослыми и самостоятельной деятельности детьми»
Методический материал....
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в разновозрастных группах
Методические рекомендациипо организации образовательного процесса в разновозрастных группах...