"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС ДО"
материал на тему
"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС ДО».
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.
Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Сегодня в России не найдется ни одного детского сада, в котором не было бы компьютера. Многие ДОУ оснащены ксероксами, сканерами, принтерами, некоторые – мультимедийным оборудованием. Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Зачем же все эти технические средства нужны образовательному учреждению?
Основными задачами ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Может ли техника помочь в решении этих задач?
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действие на самостоятельное освоение знаний.
Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующего созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс понимания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в образовательном процессе. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что назначение ИКТ – быть подручным материалом, который можно использовать лишь изредка, нынешнее же понимание роли ИКТ, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека, повысить его производительность. С чем я, безусловно, согласна.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС»
Тезисы по заявленной теме....
«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....
Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"
Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"...
Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО
Буклет "Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО" знакомит с новой игровой технологией для дошкольных образовательных учр...
Мастер-класс для педагогов « Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО».
ЦЕЛЬ: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО....
Использование "информационно-коммуникационных технологий" в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО
Использование ИКТ...
«Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»
буклет на тему «Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»...