Занятие по развитию мышления для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Филь Ирина Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятия по развитию мышления20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию мышления, речи и представлений о родном городе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Расширить представления и знания детей о родном городе

Задачи:

  • Способствовать развитию мышления в процессе сравнения города в прошлом и настоящем,
  • Способствовать развитию памяти при разгадывании кроссворда.
  • Развивать диалогическую речь детей в процессе совместной беседы.
  • Развивать координацию движений в подвижных играх.
  • Воспитывать интерес и уважение к истории города, любовь к малой родине.

Оборудование и материалы.

Макеты: «Машина времени», корабль, остров, узкая доска для подвижных игр, , бумажные кораблики, кроссворд, ноутбук (или мультимедиа) для просмотра фотографий, бумага, карандаши.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа в диалоге, использование макетов, фотографий

Ход занятия:

1 часть – вводная

Воспитатель: - Сегодня мы собрались с вами, чтобы погулять по нашему городу. Кто знает, как наш город называется?

Дети: Санкт-Петербург.

Воспитатель: Правильно, мы будем гулять по Санкт-Петербургу,но прогулка будет необычная, я бы сказала – сказочная. Сказочная, потому что нам сегодня подарили «Машину времени». Давайте попросим «Машину времени» показать нам прошлое

Дети с воспитателем нажимают кнопки на «Машине времени», раздаётся звуковой сигнал, «Машина» выдаёт два варианта ответа:

  1. Послушать рассказ о нашем городе.
  2. Отправиться в путешествие во времени и самим узнать, с чего начинался наш город.

Воспитатель: - Какой вариант вам больше нравится?

(Дети предлагают варианты, воспитатель поощряет выбор детьми второго варианта – путешествия во времени.)

Воспитатель: - В пути нам понадобится внимание, хорошая память, ведь не каждому удаётся совершить путешествие во времени. По возвращению мы сможем рассказать о том, что мы видели, узнали нашим родителям, детям из других групп, друзьям. Вы готовы отправиться в путь? Тогда закрываем глаза и произносим слова:

Скажем мы все: «Раз, два, три!

В историю, «Машина», нас перенеси!»

Пока произносятся слова, воспитатель открывает макет острова.

2 часть - основная

Воспитатель: - Где мы с вами оказались? (ответы детей) Мы с вами оказались на острове. Ведь наш город начался с маленького острова, на котором было много зайцев. Поэтому, этот остров так и назвали – Заячий. Около Заячьего острова под Иоанновским мостом, есть маленькия памятник. Он называется "Зайчик, спасшийся от наводнения". (воспитатель показывает детям фотографию памятника зайцу) На Заячьем острове царь Петр 1 построил крепость и назвал ее Петропавловская. Так начался наш город.

Воспитатель Но мы с вами находимся на острове, это значит, что вокруг вода. А кто знает какая река течет в нашем городе?

Дети: Нева

Воспитатель: Нева, ребята. Ребята, а как можно перебраться через речку ? (Дети отвечают : по мостику).

Воспитатель: Давайте вместе пройдем по мостику

Игровое упражнение «По мостику» (ходьба по узкой доске).

Воспитатель: - Ребята, трудно было переходить по мостику?

Дети: по мосту.

Воспитатель: Но в те далекие времена,  когда строился наш город мостов через Неву еще не было. Ребята, а как вы думаете, как царь Петр добрался до Заячьего острова?

Дети: на корабле

Воспитатель открывает макет корабля.

Воспитатель: Правильно, ребята, раньше, когда еще не было в нашем городе ни одного моста, люди плавали на кораблях, и их очень много  было на Неве. Поэтому, символом нашего города является кораблик. Давайте, ребята и мы с вами поплывем на корабликах.

ИГРА "КОРАБЛИК"

Подготавливается площадка. Обозначить на полу "ручеек" (мелом или лентами, канатами, дорожками и т.п.). 

Встать прямо, положить на голову лодочку - оригами из плотной бумаги, пройти до конца "ручейка". 

Уровень сложности определяется педагогом ("ручеек" течет по прямой или с изгибами, поворотами, с препятствиями или без, играют по одному или подготавливаются несколько ручейков и играют, какой кораблик проплывет быстрее и т.д.)

Воспитатель: Ребята,устали плыть на корабликах? Давайте немного отдохнем и представим себе как жили люди в нашем городе много лет назад.

Дети садятся и воспитатель беседует с детьми, показывая картинки или фотографии.

Воспитатель: вот мы с вами все живем в домах.  Какие у нас дома?

Дети: кирпичные, высокие, много этажей

Воспитатель: правильно, ребята. Сейчас мы с вами живем в многоэтажных домах, которые построены из кирпичей, в них много квартир. А раньше, когда наш город только зарождался, большинство людей  жили в деревянных домах, не высоких, в один этаж. (Показывает изображение деревянной избы)

А скажите, ребята, откуда у нас в квартирах тепло?

Дети: у нас топят батареи.

Воспитатель: правильно, ребята. А раньше не было батарей, а были печки, их топили дровами, а в каждом доме на крыше была труба, и из нее шел дым когда топили печку. А еще не было электричества, и люди освещали свое жилье свечками. (Показывает изображение печки и свечного освещения). Вот так интересно раньше люди жили.

Сначала царь Петр 1 построил крепость, а потом вокруг крепости начали строится деревянные и каменные дома, построили мосты через Неву, много красивых дворцов, и наш город стал одним из самых красивых городов мира. А я предлагаю вам послушать стихи про наш город и про его основателя царя Петра 1. А может быть кто- то из вас захочет выучить стихотворение про Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург

Где разливается Нева

На реки, речки, рукава,

Где островки и острова

Толпятся у залива,

Где топь, болотная трава,

Где в дымке моря синева –

Там Пётр Великий основал

Столицу всем на диво

Петр 1

Жил давно в России царь,

Очень умный государь.

Он на троне не сидел -

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым

Он и плотник и кузнец

Петр царь был- молодец

3 часть – заключительная

и выход в совместную деятельность

после занятия.

Воспитатель: - Ребята, мы побывали с вами в прошлом нашего города. Что больше запомнилось, и что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем путешествии во времени?

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте попросим «Машину времени» показать нам будущее города. Закрывайте глаза и произнесём слова:

Скажем мы все: «Раз, два, три!

В будущее города нас перенеси!»

Звучит звуковой сигнал.

Воспитатель: - «Машина времени» просит помощи у нас. Ведь в будущем городе будете жить вы… Каким вы его себе представляете? Какие будут дома, машины...? Давайте нарисуем, наш «Город будущего».

Воспитатель раздает листы бумаги и карандаши, дети рисуют город будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Отставание в развитии мышления - о...

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...

Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения с помощью тренинговых упражнений

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, студентов педагогических учебных заведений, родителей детей дошкольного возраста....

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...