Занятие по развитию мышления для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию мышления, речи и представлений о родном городе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Расширить представления и знания детей о родном городе
Задачи:
- Способствовать развитию мышления в процессе сравнения города в прошлом и настоящем,
- Способствовать развитию памяти при разгадывании кроссворда.
- Развивать диалогическую речь детей в процессе совместной беседы.
- Развивать координацию движений в подвижных играх.
- Воспитывать интерес и уважение к истории города, любовь к малой родине.
Оборудование и материалы.
Макеты: «Машина времени», корабль, остров, узкая доска для подвижных игр, , бумажные кораблики, кроссворд, ноутбук (или мультимедиа) для просмотра фотографий, бумага, карандаши.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа в диалоге, использование макетов, фотографий
Ход занятия:
1 часть – вводная
Воспитатель: - Сегодня мы собрались с вами, чтобы погулять по нашему городу. Кто знает, как наш город называется?
Дети: Санкт-Петербург.
Воспитатель: Правильно, мы будем гулять по Санкт-Петербургу,но прогулка будет необычная, я бы сказала – сказочная. Сказочная, потому что нам сегодня подарили «Машину времени». Давайте попросим «Машину времени» показать нам прошлое
Дети с воспитателем нажимают кнопки на «Машине времени», раздаётся звуковой сигнал, «Машина» выдаёт два варианта ответа:
- Послушать рассказ о нашем городе.
- Отправиться в путешествие во времени и самим узнать, с чего начинался наш город.
Воспитатель: - Какой вариант вам больше нравится?
(Дети предлагают варианты, воспитатель поощряет выбор детьми второго варианта – путешествия во времени.)
Воспитатель: - В пути нам понадобится внимание, хорошая память, ведь не каждому удаётся совершить путешествие во времени. По возвращению мы сможем рассказать о том, что мы видели, узнали нашим родителям, детям из других групп, друзьям. Вы готовы отправиться в путь? Тогда закрываем глаза и произносим слова:
Скажем мы все: «Раз, два, три!
В историю, «Машина», нас перенеси!»
Пока произносятся слова, воспитатель открывает макет острова.
2 часть - основная
Воспитатель: - Где мы с вами оказались? (ответы детей) Мы с вами оказались на острове. Ведь наш город начался с маленького острова, на котором было много зайцев. Поэтому, этот остров так и назвали – Заячий. Около Заячьего острова под Иоанновским мостом, есть маленькия памятник. Он называется "Зайчик, спасшийся от наводнения". (воспитатель показывает детям фотографию памятника зайцу) На Заячьем острове царь Петр 1 построил крепость и назвал ее Петропавловская. Так начался наш город.
Воспитатель Но мы с вами находимся на острове, это значит, что вокруг вода. А кто знает какая река течет в нашем городе?
Дети: Нева
Воспитатель: Нева, ребята. Ребята, а как можно перебраться через речку ? (Дети отвечают : по мостику).
Воспитатель: Давайте вместе пройдем по мостику
Игровое упражнение «По мостику» (ходьба по узкой доске).
Воспитатель: - Ребята, трудно было переходить по мостику?
Дети: по мосту.
Воспитатель: Но в те далекие времена, когда строился наш город мостов через Неву еще не было. Ребята, а как вы думаете, как царь Петр добрался до Заячьего острова?
Дети: на корабле
Воспитатель открывает макет корабля.
Воспитатель: Правильно, ребята, раньше, когда еще не было в нашем городе ни одного моста, люди плавали на кораблях, и их очень много было на Неве. Поэтому, символом нашего города является кораблик. Давайте, ребята и мы с вами поплывем на корабликах.
ИГРА "КОРАБЛИК"
Подготавливается площадка. Обозначить на полу "ручеек" (мелом или лентами, канатами, дорожками и т.п.).
Встать прямо, положить на голову лодочку - оригами из плотной бумаги, пройти до конца "ручейка".
Уровень сложности определяется педагогом ("ручеек" течет по прямой или с изгибами, поворотами, с препятствиями или без, играют по одному или подготавливаются несколько ручейков и играют, какой кораблик проплывет быстрее и т.д.)
Воспитатель: Ребята,устали плыть на корабликах? Давайте немного отдохнем и представим себе как жили люди в нашем городе много лет назад.
Дети садятся и воспитатель беседует с детьми, показывая картинки или фотографии.
Воспитатель: вот мы с вами все живем в домах. Какие у нас дома?
Дети: кирпичные, высокие, много этажей
Воспитатель: правильно, ребята. Сейчас мы с вами живем в многоэтажных домах, которые построены из кирпичей, в них много квартир. А раньше, когда наш город только зарождался, большинство людей жили в деревянных домах, не высоких, в один этаж. (Показывает изображение деревянной избы)
А скажите, ребята, откуда у нас в квартирах тепло?
Дети: у нас топят батареи.
Воспитатель: правильно, ребята. А раньше не было батарей, а были печки, их топили дровами, а в каждом доме на крыше была труба, и из нее шел дым когда топили печку. А еще не было электричества, и люди освещали свое жилье свечками. (Показывает изображение печки и свечного освещения). Вот так интересно раньше люди жили.
Сначала царь Петр 1 построил крепость, а потом вокруг крепости начали строится деревянные и каменные дома, построили мосты через Неву, много красивых дворцов, и наш город стал одним из самых красивых городов мира. А я предлагаю вам послушать стихи про наш город и про его основателя царя Петра 1. А может быть кто- то из вас захочет выучить стихотворение про Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург
Где разливается Нева
На реки, речки, рукава,
Где островки и острова
Толпятся у залива,
Где топь, болотная трава,
Где в дымке моря синева –
Там Пётр Великий основал
Столицу всем на диво
Петр 1
Жил давно в России царь,
Очень умный государь.
Он на троне не сидел -
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым
Он и плотник и кузнец
Петр царь был- молодец
3 часть – заключительная
и выход в совместную деятельность
после занятия.
Воспитатель: - Ребята, мы побывали с вами в прошлом нашего города. Что больше запомнилось, и что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем путешествии во времени?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте попросим «Машину времени» показать нам будущее города. Закрывайте глаза и произнесём слова:
Скажем мы все: «Раз, два, три!
В будущее города нас перенеси!»
Звучит звуковой сигнал.
Воспитатель: - «Машина времени» просит помощи у нас. Ведь в будущем городе будете жить вы… Каким вы его себе представляете? Какие будут дома, машины...? Давайте нарисуем, наш «Город будущего».
Воспитатель раздает листы бумаги и карандаши, дети рисуют город будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"
выступление на родительском собрании...
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством развивающих игр В.В. Воскобовича
Методическая разработка...
ПРОГРАММА по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Отставание в развитии мышления - о...
Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...
Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения с помощью тренинговых упражнений
Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, студентов педагогических учебных заведений, родителей детей дошкольного возраста....
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...