ПРОГРАММА по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Имея опыт работы с детьми в ДОУ я решила написать коррекционную программу по развитию мышления у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 42.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении.
Мышление-процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
- в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
- в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
- в длительной несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
У детей неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно - логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно - действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
Цель программы:
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- развитие словесно - логического мышления при помощи дидактических игр.
- развитие наглядно - образного мышления при помощи развивающих игр.
Принципы построения программы:
- Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
- Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
- Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для детей. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
- Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Деятельностный принцип коррекции. Главным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности каждого ребёнка.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста, для развития мышления.
Форма организации занятий:
- занятия проводятся 1- 2 раза в неделю.
- продолжительность занятия 60 минут, но первое занятие следует сократить до 45 минут.
- среднее количество детей в группе 15 человек.
Формы и методы контроля:
- отзывы родителей и педагогов.
- диагностика наглядно - образного мышления при помощи методик: «Времена года», «Последовательные картинки», «Найди отличия».
- Диагностика словесно - логического мышления методиками: «Раздели на группы», «Что здесь лишнее?», «Нелепицы».
Обязательный минимум новообразований.
После проведения коррекционной программы дети приобретают следующие новообразования:
1. Умеют раскладывать предметы по группам на наглядном материале.
2. Могут разгадывать не сложные загадки.
3.С легкостью отделяют форму понятия от содержания.
4. Умеют обобщать и выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.
Краткая характеристика содержания программы.
В моей программе был использован метод обучающих игр, т.к. в этом возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность.
Алгоритм занятия:
- Приветствие. Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку - животное следующему ребёнку.
- Задание на развитие определённого вида мышления.
- Развивающая игра или разминка.
- Задание на развитие определённого вида мышления.
- Комплекс на расслабление.
- Подведение итогов: каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
- Ритуал прощания. Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными», а затем возвращаются из образов животных.
Коррекционные занятия:
Занятие 1. (Вводное).
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Почтальон» | Развитие наглядно- действенного мышления | Упражнение состоит из нескольких вариантов, на которых изображены девушки с запутанными улицами, каждая из которых ведет к домику. К рисункам прилагаются карточки, условно указывающие путь к одному из домиков. Ребёнок при помощи условной схемы должен найти правильный путь к домику. |
Игра «Воздушный бой» | Смена деятельности | Психолог предлагает всем превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие летают, кружатся, прыгают высоко вверх, Всем легко, весело, радостно. |
Упражнение «Больше, длиннее и короче» | Формирование умения отделять форму понятия от содержания | Психолог произносит слова а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему? Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик??? |
Комплекс на расслабление | Дети становятся в круг друг за другом - они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. « В лесу светило солнышко, все деревья тянули к нему веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищаясь от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко, и деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни». | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Прощание | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 2.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Четвёртый лишний» | Цель этого упражнения - развитие способности обобщения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки. | Работа с наглядным материалом. Показать детям 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Например: кровать, стол, диван и чайник. Каждому ребенку предлагается найти лишний предмет и объяснить свой выбор. |
Игра «Передай клубочек» | Цель: снятие скованности, напряженности в общении | Дети садятся в круг. Психолог, держа в руках клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (например: как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь и т.д.), тот ловит клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, отвечая на вопрос и задавая свой вопрос другому участнику игры. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается психологу. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое и определяют, на что похожа эта фигурка. |
Упражнение «Залатай коврик» | Развитие наглядно- образного мышления | «Матричные задачи Равена». Детям предлагается найти недостающие кусочки коврика из предложенных. |
Комплекс на расслабление | «Ручеёк радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость. | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 3.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Найди половинку каждому предмету» | Развитие наглядно- образного мышления | Детям предлагаются рисунки с большим количеством половинчатых предметов (от 12 до 20 половинчатых предметов), среди которых надо найти вторую половину каждого предмета и показать свой выбор всей группе детей. |
Игра «Воробьи - попрыгунчики» | На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» -становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь. | |
Упражнение «Кто без чего не обойдется?» | Помочь ребенку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений. | Психолог объясняет задание так: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, обозначающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например: сад… Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, земля, то есть то, без чего сад быть не может? Может ли сад быть без растений? Почему? Без садовника… собаки… земли? Почему? Каждое из слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. Примерные задания:
|
Комплекс на расслабление | «Водопад». Сядьте поудобнее… Сделайте глубокий вдох… И выдох… Почувствуйте, как с каждым вдохом и с каждым выдохом волна спокойствия окутывает ваше тело. Представьте, что вы стоите возле необычного водопада. Его необычность в том, что он тихий- тихий, потому что вместо воды в нем льется вниз мягкий, белый, тёплый свет. Это необычное волшебное зрелище завораживает вас, вы видите, как мягкий, белый, тёплый свет струится по вашим плечам, спине. Вам приятно и хорошо. Ваше дыхание спокойное и свободное. Вы наполняетесь свежими силами. Вы стали сильными. Вы любите других и себя. Поблагодарите водопад за его целительные силы. | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 4.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Четвёртый лишний» | Развитие способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки | Теперь предлагается вербальный материал: четыре слова, три из которых объединены, а четвёртое лишнее. Детям надо выделить лишнее и объяснить свой выбор. Примеры слов:
|
Игра «Путаница» | Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он отворачивается. Все остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий поворачивается ко всем остальным и и распутывает, также не разнимая рук у детей. | |
Упражнение «Отгадай загадки» | Развитие различных видов мыслительных операций. | Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например времена года. |
Комплекс на расслабление | «Многим из нас, наверное, хотелось пожелать группе что-нибудь хорошее. Давайте немного постоим и подумаем, что каждому хотелось бы сейчас сказать ребятам. А теперь по очереди мы соединим свои правые руки, положив их одну на другую- произнося вслух свои пожелания». Дети кладут свои руки «столбиком», затем некоторое время стоят с соединёнными руками и расходятся. | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают-проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 5.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Классификация предметов». | Развитие аналитического мышления. | Детям предлагаются наборы картинок на которых изображены предметы, им необходимо разложить их по определенным группам, затем всей группой сравнивают результаты каждого. Примеры групп предметов:
|
Игра «Дискотека кузнечиков» | Психолог всем предлагает превратиться в кузнечиков- попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю». | |
Упражнение «Составь узор». | Развитие наглядно- образного мышления. | Детям предлагается составить фигуры, убрав несколько палочек.
|
Комплекс на расслабление | «Давайте положим руки на плечи друг другу и немного постоим так, посмотрите внимательно на каждого члена группы и подумайте, кому бы вы хотели сейчас сказать хорошие слова. Мысленно произнесите имена ребят, которым эти слова адресованы. А теперь попробуйте представить тех людей, с которыми вам предстоит еще встретиться сегодня. С кем из них вы бы поделились своими впечатлениями, полученными на сегодняшнем занятии. Мысленно произнесите их имена. Теперь похлопаем друг друга по спинке и улыбнёмся». | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 6.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Узнай, кто это?» | Развитие наглядно- образного мышления, умения соединять точки. | Дети определяют по контурному изображению предметы. Они соединяют все точки пунктирной линией. Примеры рисунков могут быть такими: солнышко, бабочка. птичка, дерево, цветочек, грибок. |
Игра «Именной поезд». | Все становятся в широкий круг лицом к центру. Один из детей добровольно становится паровозом. Пыхтя, гудя и поскрипывая поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не останавливается у одного из игроков. – Привет, - говорит паровоз.- Я - Петя! - Привет, Петя! – Я - Маша! Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» После такого приветствия Маша берёт Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба, подражая пыхтению паровоза, двигаются по кругу в поисках нового знакомства. Теперь приветствие усложняется: надо сказать хором:- Привет! Мы - Петя и Маша! – Привет! Я – Павлик! «Павлик!» - зовёт паровоз, вскидывая сначала правые, а потом левые руки. Павлик становится новым вагоном, и поезд движется дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не услышит обращённое лично к нему приветствие. | |
Упражнение «Как это можно использовать?» | Развитие словесно -логического мышления. | Детям предлагают найти как можно больше вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а дети придумывают, как можно использовать этот предмет. Называют такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, игрушечную скалку для раскатывания теста. |
Комплекс на расслабление | «Ручеёк радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость. | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 7.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Говори наоборот!» | Развитие словесно- логического мышления. | Детям предлагается игра: «Я буду говорить слова, а вы тоже говорите, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно взять следующие пары:
|
Игра «Танец огня». | Танцующие тесно сжимают круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыки опускают и поднимают руки, изображая языки пламени. Костёр ритмично покачивается то в одну сторону, то в другую, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костёр распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, по три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром. | |
Упражнение «Нелепицы». | Развитие образно – логического мышления. | Детям предлагается ряд картинок, на каждой из которых изображены разные нелепицы (количество нелепиц на каждой картинке не должно превышать 2-3 штук), и попросите их внимательно рассмотреть каждую из картинок и сказать, что нарисовано неправильно и как должно быть. |
Комплекс на расслабление | «Весёлые медвежата». Дети выполняют упражнения под музыку, слушая слова психолога. «Медвежата выходят из берлоги, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата играют с шишками: медведица бросает медвежатам шишки, они их ловят и с силой сжимают в лапах. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и опускают лапы вдоль тела. Прилетела пчела. Хотела она сесть кому- нибудь на язычок, но медвежата стиснули зубы, затем раскрыли ротики и дали язычкам отдохнуть. Медвежата наигрались и захотели спать. Они отправились в берлогу, точно придерживаясь следа мамы- медведицы. Они улеглись поудобнее и стали дремать под мамину колыбельную песенку». С окончанием музыки дети открывают глаза и встают. | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 8.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Найди половинку каждому предмету» | Развитие наглядно- образного мышления | Детям предлагаются рисунки с большим количеством половинчатых предметов (от 12 до 20 половинчатых предметов), среди которых надо найти вторую половину каждого предмета и показать свой выбор всей группе детей. |
Игра «Чунга – Чанга» | Путешественники пристали на своём корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва они сошли на берег, как их окружили жители чудесного острова- маленькие чернокожие дети. На них были надеты одинаковые пёстрые юбочки, на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах серьги, на шее - бусы, а в волосах- красивые перья. С весёлой улыбкой они стали пританцовывать под музыку «Чунга-Чанга» вокруг путешественников и петь песню. Путешественники решили остаться на острове. | |
Упражнение «Отгадай загадки». | Развитие сложных мыслительных операций. | Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например фрукты и овощи. |
Комплекс на расслабление | Психогимнастика «Солнышко». Дети выполняют упражнение: «Солнышко» смотрит: не поворачивая головы, только глазами, медленно посмотреть вверх, вниз, вправо, влево (3- 4 раза). «Солнышко» радуется: руки- это лучики, они тянутся вверх, в стороны (3- 4 раза). В конце упражнения детям предлагается посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, обняться. | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Прощание | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 9.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Составь узор». | Развитие наглядно- образного мышления. | Детям предлагается составить фигуры, убрав несколько палочек.
|
Игра «Ожерелье». | Снятие психо- эмоционального напряжения. | Участники встают в плотный круг. Они- бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, также тесно прижавшись. Психолог подходит к «ожерелью» и пытается его «разорвать». |
Упражнение «Больше, длиннее и короче» | Формирование умения отделять форму понятия от содержания | Психолог произносит слова а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему? Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик??? |
Комплекс на расслабление | Дети становятся в круг друг за другом - они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. « В лесу светило солнышко, все деревья тянули к нему веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищаясь от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко, и деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни». | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 10.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Нелепицы». | Диагностика образно – логического мышления. | Детям предлагается ряд картинок, на каждой из которых изображены разные нелепицы (количество нелепиц на каждой картинке не должно превышать 2-3 штук), и попросить их внимательно рассмотреть каждую из картинок и сказать, что нарисовано неправильно и как должно быть. |
Упражнение «Что здесь лишнее?» | Диагностика мышления. | Используется и вербальный и наглядный материалы. |
Упражнение «Обведи контур!» | Диагностика наглядно – действенного мышления. | Дети определяют по контурному изображению предметы. Они соединяют все точки пунктирной линией. Примеры рисунков могут быть такими: солнышко, бабочка. птичка, дерево, цветочек, грибок. |
Комплекс на расслабление. Игра «Медвежата в берлоге». | Ход игры: мама- медведица поёт детям песенку, а медвежата начинают дремать. Им снится лес, большие деревья, которые рассказывают им волшебные сказки, прекрасные цветы, которые растут на полянке около дома, сладкая ежевика, кислая брусника, душистый мёд, голубое озеро с белыми лилиями. Медвежата просыпаются от солнечных лучиков и пения птиц. | |
Подведение итогов | Анализ проведенной работы | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. |
Ритуал прощания | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 11.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Почтальон» | Развитие наглядно- действенного мышления | Упражнение состоит из нескольких вариантов, на которых изображены девушки с запутанными улицами, каждая из которых ведет к домику. К рисункам прилагаются карточки, условно указывающие путь к одному из домиков. Ребёнок при помощи условной схемы должен найти правильный путь к домику. |
Игра «Воздушный бой» | Смена деятельности | Психолог предлагает всем превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие летают, кружатся, прыгают высоко вверх, Всем легко, весело, радостно. |
Упражнение «Больше, длиннее и короче» | Формирование умения отделять форму понятия от содержания | Психолог произносит слова а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему? Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик??? |
Комплекс на расслабление | Дети становятся в круг друг за другом - они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. « В лесу светило солнышко, все деревья тянули к нему веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищаясь от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко, и деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни». | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Прощание | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 12. (Итоговое)
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Как это можно использовать?» | Развитие словесно -логического мышления. | Детям предлагают найти как можно больше вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а дети придумывают, как можно использовать этот предмет. Называют такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, игрушечную скалку для раскатывания теста. |
Игра «Именной поезд». | Все становятся в широкий круг лицом к центру. Один из детей добровольно становится паровозом. Пыхтя, гудя и поскрипывая поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не останавливается у одного из игроков. – Привет, - говорит паровоз.- Я - Петя! - Привет, Петя! – Я - Маша! Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» После такого приветствия Маша берёт Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба, подражая пыхтению паровоза, двигаются по кругу в поисках нового знакомства. Теперь приветствие усложняется: надо сказать хором:- Привет! Мы - Петя и Маша! – Привет! Я – Павлик! «Павлик!» - зовёт паровоз, вскидывая сначала правые, а потом левые руки. Павлик становится новым вагоном, и поезд движется дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не услышит обращённое лично к нему приветствие. | |
Комплекс на расслабление | «Ручеёк радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость. | |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Данная программа коррекционной работы направлена на развитие мышления у старших дошкольников с помощью дидактических игр. Работа проводится в группах. После проведения программы проводится диагностика мышления и при необходимости еще проводится диагностика через три месяца после окончания коррекции. В конце работы, подводятся итоги и выявляются дети, которые успешней всего занимались на занятиях и развили логическое мышления. При необходимости можно продолжить работу с детьми индивидуально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию мышления для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка...
"Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"
выступление на родительском собрании...
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством развивающих игр В.В. Воскобовича
Методическая разработка...
Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...
Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения с помощью тренинговых упражнений
Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, студентов педагогических учебных заведений, родителей детей дошкольного возраста....
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста...
"Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение личного опыта педагогической деятельности)...