Методическая разработка НОД на тему: "Птицы - наши друзья!"
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка НОД на тему: "Птицы - наши друзья!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nod_-_ptitsy-_nashi_druzya.docx | 763.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №6 «Светлячок»
г. Ярцево
Методическая разработка
конспекта непосредственно-образовательной деятельности
Тема занятия: «Птицы – наши друзья!!!»
Воспитатель: Аксенова Ольга Александровна
2016 г.
План занятия:
1. НОД по формированию целостной картины мира
2. Тема: «Птицы – наши друзья!»
3. Цель занятия:
- уточнить и закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах родного края, об из образе жизни;
- продолжать формировать основы экологической культуры посредствам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
4. Форма обучения: коллективная
5. Методы обучения: практические, наглядные и словесные
6. Средства обучения: картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
7. Межпредметные связи: общение, развитие речи, трудовая деятельность, игровая деятельность
8. Список используемой литературы:
1. Антипина Г., Чупрова Л., Калараш Е. Войди в лес другом!//Дошкольное воспитание.–2011.– № 8
2. Анцыперова Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1
3. Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением.–2002.– № 5 (Методическая работа).
4. Богданец Т.П. Как развивать экологическое мышление дошкольников в игре//Современный детский сад.–2008.–№ 7 Игра «перелётные птицы».
5. Бондаренко, Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» / Т.М. Бондаренко.- Воронеж-2009
6. Рыжова, Н.А., «Наш дом-природа»/ Н.А. Рыжова.- Москва -2005
7.Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
8.Интернет ресурсы.
9. Структура занятия
Элементы занятия | Время |
Продолжительность, мин. | |
1. Организационный момент | 1 |
2. Постановка цели и задач занятия | 1 |
3. Повторение ранее изученного материала | 5 |
4. Подвижная игра | 5 |
5. Изучение нового материала | 15 |
6. Физкультминутка | 2 |
7. Подведение итога занятия | 1 |
Итого 30 мин. |
10. Технологическая карта занятия
№ этапа | Содержание этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методы и формы обучения |
1. | Организационный момент | - Приветствует детей; - предлагает им сесть на стулья; |
- садятся на стулья; | Словесный метод |
2. | Сообщение цели занятия | - нацеливает детей на работу; |
| словесный метод |
3. | Повторение ранее изученного материала. | - излагает информацию о том, если бы не было птиц; - предлагает решить проблемную ситуацию; - предлагает вспомнить кто такие перелётные и зимующие птицы; - загадывает детям загадки; | - слушают информацию, осмысливают её; - решают проблемную ситуацию; - слушают воспитателя и отвечают на вопросы; - отгадывают загадки, по очереди снимают нужную птицу с дерева; | приём: информация. |
4. | Подвижная игра | - предлагает поиграть в подвижную игру «Перелётные птицы» | - настраиваются на игру; - играют в игру | коллективная форма; приём: игровой |
5. | Изучение нового материала | - предлагает познакомиться с новой птицей; -читает стихотворение про клеста; - предлагает слепить птицу – клёст | - слушают информацию и осмысливают её; - слушают стихотворение; - выполняют работу; - сдают работу; - отвечают на вопросы. | коллективная форма; методы: практические, словесный, наглядный |
6. | Физкультминутка | - проводит физкультминутку | - выполняют движения | коллективная форма; приём: игровой |
7. 7. | Подведение итога занятия | - анализирует и даёт оценку успешности достижения цели в ходе занятия | - самооценка работы; - осознание детьми значимых результатов | словесный метод (беседа) |
11. Пояснительная записка
Тема занятия: «Птицы – наши друзья!!!»
Когда снег накроет землю белым одеялом, а ветви деревьев и кустарников за ночь покроются инеем, мы начинаем беспокоится о том, как помочь не улетевшим в южные страны птицам. Они остаются зимовать в нашем саду, потому что находят здесь достаточно пищи: ягоды, семяна, а также насекомых в кучах опавшей листвы. Домики – кормушки вешаем только на случай суровой и снежной зимы. В них насыпаем зерно, семена подсолнечника, тыквы, кукурузы. Поэтому из кормушек кормятся синицы, воробьи и поползни. Любителям мягкой пищи вроде черных дроздов, зарянок, снегирей мы всегда оставляем яблоки на яблонях.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Птицы – наши друзья!»
(формирование целостной картины мира, подготовительная группа)
Цель:
- уточнить и закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах родного края, об из образе жизни;
- продолжать формировать основы экологической культуры посредствам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Программное содержание:
- закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку;
- расширять представления о зимующих птицах;
- активизировать словарь детей посредствам прилагательных, глаголов и согласовании существительных с прилагательными;
- развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Основная образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка».
Предварительная работа: чтение рассказа Е.И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г.Скребицкий, чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К.Орешина), заучивание стихотворений, загадок о птицах, рассматривание репродукций картин с изображением птиц, рассматривание птиц на прогулке.
Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, Д/И, беседа, объяснение воспитателя, физкультминутки.
Материалы и оборудование: аудиозапись «Голоса птиц, магнитофон, дерево, картинки с изображением различных птиц, корм для птиц, тарелочки, кормушка, доска для лепки, пластилин, стеки, семена подсолнечника, гречка.
Воспитатель:
- Доброе утро, дети! Я очень рада видеть всех вас. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.
- А пока, давайте немного расслабимся (дети присаживаются на стульчики).
Закройте, пожалуйста, глазки. Вспомните самый приятный момент вашей жизни (звучит музыка «Голоса птиц»).
Сейчас я вам расскажу историю про одного художника. Послушайте!
«У этого художника нет - и не может быть соперника . Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые каменные хороводы, он спускается в долины и одевает их в неповторимые наряды, проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы ели. Его палитра: и зеленное раздолье полей и лесов, и серое безмолвие пустынь, и степи, бегущие за горизонт». Как вы думаете, дети, как имя этого гениального художника? Кто же может создавать эту нерукотворную красоту? (ответы детей)
- Да, природа создает и дарит нам этот удивительный мир. И среди этих даров - птицы.
Воспитатель:
- Миллионы лет назад появились первые пернатые. А еще через миллион лет зашагал по земле человек, способный оценить всю эту красоту. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, и услышал удивительные звуки.
Что же доносилось с неба?
- Действительно, это были голоса птиц. Это – удивительная и живая музыка природы, которую никогда и не с чем не перепутаешь (музыка смолкает).
Воспитатель:
- А представьте на минуту, что вдруг смолк их многоголосый хор, опустели ветви деревьев.
Как вы думаете, каким тогда стал бы наш мир? (Ответы детей)
(унылым, безрадостным)
Да, но птицы дарят нам не только красоту, они еще и приносят огромную пользу. Какую же пользу приносят птицы? (ответы детей: уничтожают насекомых, вредителей, грызунов)
- Поэтому мы должны их беречь, заботиться о них. Давайте мы сегодня поговорим о наших пернатых друзьях и о том, как им нелегко приходится зимой.
- Скажите, вы любите зиму? Почему? А легко ли приходится птицам?
- Действительно, зима-красавица и щедра на искристые снежинки, обильные метели, она дарит нам много радости, но совершенно не хлебосольна. Поэтому птицы улетают в теплые края и прилетают только весной.
- Все ли птицы улетают? (нет)
- Как называют тех птиц, которые улетают? (перелётные)
- А которые остаются зимовать? (зимующие)
- Каких перелетных птиц вы знаете? Зимующих?
Сейчас мы проверим, как вы их знаете.
(Воспитатель детям загадывает загадки о птицах. Ребенок отгадывает и берет с дерева нужную птицу)
Загадки:
1. Умный мальчишка в сером армячишке
Бегает, шныряет, крошки собирает. (воробей)
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это….(снегири)
3. В красной шапке расшитой, в черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной песенкой смешной.
Что за песня красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та! (дятел)
4. Маленькая птичка, желтогрудая певичка
Звонко песенку поет, сало вкусное клюет(синичка)
5. А это кто гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует, дружка целует? (голубь)
6. По лесу летит, громко трещит
Сама белобока, кто она?....(сорока)
7. Платье серое надела и к кормушке подлетела,
Стала каркать : «Кар-кар-кар! Что за птичий тут базар? (ворона)
Воспитатель:
Все загадки отгадали, но обратите внимание на наше дерево. Что за птицы на нем остались? (перелетные).
Давайте еще раз их назовем.
П/И: «Перелетные птицы».
Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к картине с изображением летнего пейзажа. Если летние месяцы - они остаются на месте.
Воспитатель:
Мы с вами уже сказали о том, что под толстым слоем снега птицам нелегко добывать себе корм, а голодному и замерзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.
Воспитатель читает детям стихотворение Елены Благининой «Мороз».
Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Воспитатель:
Мы их покормим в это время года
Они нас летом отблагодарят
Вредителей садов и огородов,
Всех червяков и гусениц съедят.
- Вот и я решила позаботиться о птицах и приготовила для них корм (показывает на тарелочки с колбасой, огурцом, луком и т.д).
- Ребята, покормим птиц (птицы это не едят).
- А что они едят?
- Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку положим то, что любят птицы (на столе разложен разный корм для птиц, ребёнок кладёт корм и поясняет какая птица, что любит).
Семена подсолнечника (семечки) – лучший корм для снегирей, воробьёв, синиц.
Пшено и просо – предпочитает воробей.
Ягоды рябины – любят снегири.
Хлебные крошки едят синицы, воробьи.
Сырое сало – синицы.
- А куда нужно сыпать корм, чтобы птицам было удобнее? (в кормушки).
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири- тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Воспитатель:
- Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной красивой птицей - это клест. (показывает картинку). Посмотрите, какое красивое красно- коричневое оперение, а назвали его так, потому что клюв у этой птицы загнут крест на - крест. В январе посреди зимы рождаются у клеста клестята. Чтобы не замерзли птенчики, клесты строят двухслойные гнезда, сверху веточки и глина, внутри мох и птичий пух. Клесты своим удивительным клювом достают из еловых шишек - семена. Они кормят своих детенышей еловой кашей, перемалывая семена.
Воспитатель читает детям стихотворение про клеста
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.
Воспитатель:
- Вот сколько птиц мы уже с вами знаем. Что общего в строении всех птиц?
- Назовите части тела птиц? Для чего нужен клюв?(доставать еду)
- Какой он у клеста? (крест накрест).
Воспитатель предлагает детям слепить клеста (дети вспоминают приемы лепки птицы, клюв делают из шелухи от семечек).
Пальчиковая гимнастика:
Прилетайте, птички! зовущие» движения пальцев
Сала дам синичке. 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой
Приготовлю крошки пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,
Хлебушка немножко. тереть подушечки пальцев друг о друга
Эти крошки – голубям, вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью
Эти крошки – воробьям. то же – левой рукой
Галки да вороны, тереть ладонью о ладонь,
Ешьте макароны! «катая из хлеба макароны».
Анализ. Итог
Мы не зря так заботимся о птицах в холодные и голодные зимние месяцы. Ведь птицы не только наши друзья, но и помощники. Они помогают нам бороться с вредителями сада и огорода. А как великолепны летом концерты в саду соловья, скворца, жаворонка, синицы, а иногда и дробь дятла, достающего насекомых из-под коры деревьев!
В конце занятия дети рассказывают стихотворение
"Покормите птиц зимой !"
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой...
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель предлагает детям пойти на улицу и покормить птиц.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира,
проведённого в подготовительной группе ДОУ № 6
составил воспитатель
МБДОУ детского сада №6
Аксенова Ольга Александровна
Тема занятия: Птицы – наши друзья!!!
Цель занятия:
- уточнить и закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах родного края, об из образе жизни;
- продолжать формировать основы экологической культуры посредствам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материалы оборудование: аудиозапись «Голоса птиц, магнитофон, дерево, картинки с изображением различных птиц, корм для птиц, тарелочки, кормушка, доска для лепки, пластилин, стеки, семена подсолнечника, гречка.
План занятия:
Элементы занятия | Время |
Продолжительность, мин. | |
1. Организационный момент | 1 |
2. Постановка цели и задач занятия | 1 |
3. Повторение ранее изученного материала | 5 |
4. Подвижная игра | 5 |
5. Изучение нового материала. | 15 |
6. Физкультминутка | 2 |
7.Подведение итогов занятия | 1 |
Итого: 30 мин |
Ход занятия:
Этап заня- тия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование и самоанализ | |
1. | - Приветствует детей; - предлагает детям сесть на стулья; | - Слушают воспитателя; - садятся на стулья; | Словесный метод, учитывать, с каким настроением пришёл каждый из детей. | |
2. | Воспитатель: Доброе утро, дети! Я очень рада видеть всех вас. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными. А пока давайте немного расслабимся. Закройте, пожалуйста, глазки. Вспомните самый приятный момент вашей жизни (звучит музыка «Голоса птиц»). Сейчас я вам расскажу историю про одного художника | Слушают воспитателя; проявляют заинтересованность; настраиваются на работу; | Рассказ заинтересовывает детей | |
3.. | Давайте вспомним наших пернатых друзей и поговорим о том, как им нелегко приходится зимой. - Скажите, а вы любите зиму? - А легко ли приходится птицам? - А все ли птицы улетают в тёплые края? - А как называются птицы, которые улетают в тёплые страны? - А птицы, которые остаются зимовать? А теперь я буду вам загадывать загадки, а вы убирайте нужную птичку с нашего дерева | - Да - нет - нет - перелётные - зимующие Отгадывают загадки и убирают птиц с дерева
| В первую очередь, отвечают дети, имеющие низкий уровень знаний, затем средний. А в последнюю очередь дети, у которых уровень знаний высок. | |
4. | Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Перелётные птицы»; - объясняет правила игр | - Дети слушают правила игры; - играют в игру. | Форма: коллективная. приём: игровой, | |
5. | После окончания игры, воспитатель читает стихотворение «Мороз». Воспитатель: ребята, а давайте мы тоже покормим птиц, вот я им на тарелочках приготовила колбаску, огурчик, мыло,лучок. Тогда давайте подумаем, что едят птицы. Ребята, я хочу вас познакомить ещё с одной красивой птицей – это клёст.Воситатель рассказывает про строение, окраску, повадки этой птицы. Затем предлагает детям слепить её. | - Дети отвечают, что птицы это не едят; - дети отвечают на вопросы; - внимательно слушают рассказ воспитателя; - лепят птицу. | Форма: коллективная; методы: словесный, наглядный, практический | |
6. | Воспитатель: А теперь, ребята, давайте немножко отдохнём Физкультминутка: Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки — на плетень, Тири- тири, Тень-тень-тень! | Прыжки на месте на двух ногах, Прыжки на месте на левой ноге, Прыжки на месте на правой ноге, Кружимся на месте, Присели, Встали, наклоны головы влево- вправо, Прыжки на месте на левой ноге, Прыжки на месте на правой ноге, Прыжки на месте на двух ногах | Форма: коллективная; приём: игровой | |
7. | Вот теперь сколько много птиц мы знаем. А также знаем, какие их них улетают в тёплые края, а какие остаются зимовать. А теперь пойдёмте на улицу и покормим птиц! | По мере возможности дети помогают убрать оборудование; -собираются на улицу кормить птиц. | Методы:словесный(беседа); - связь с трудовой деятельностью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - конспект "Дракоша и его новые друзья." - встреча в семейном клубе
Конспект встречи в семейном клубе во второй младшей группе. Сказочные персонажи - наши бывшие воспитанники и их родители....
Методическая разработка музыкально-спортивного праздника "Вместе с друзьями осень встречаем"
В гости к ребятам приходят два героя Рыжик и Пухлик, которые играют, поют, танцуют и загадывают загадки на осеннюю тему....
методическая разработка в раннем возрасте "Мои пернатые друзья"
Методическая разработка по развитию речи в раннем возрасте "Мои пернатые друзья"...
Мини-проект на тему : " Птицы-соседи, птицы друзья"
Содержание проекта:1. Предполагаемый результат2. Предварительная работа3. Дидактические игры4. Фотографии детей...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Наши пернатые друзья»
Возраст воспитанников: старший дошкольный возрастВиды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, двигательнаяЦель: обобщить знания о...
Методическая разработка образовательной деятельности по экологии «Наши зеленые друзья»
экологическое занятие в средней группе...
Методическая разработка. Консультация для родителей. "Животные наши - друзья!"
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир....