Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
методическая разработка (младшая группа) на тему
В рамках психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса рассматриваются проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. В статье обозначены факторы, определяющие успешность быстрой адаптации к детскому саду, описаны способы контроля за развитием развития детей раннего возраста в адаптационный период, а также, представлены практические рекомендации родителям и педагогам ДОУ по созданию условий для успешной адаптации детей к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ.
Направление: «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………
- Степени адаптации. Факторы, определяющие успешность быстрой адаптации к детскому саду……………………………………………………………………….
- Контроль развития детей раннего возраста……………………………………….
- Рекомендации педагогам ДОУ по созданию условий для успешной адаптации детей к детскому саду……………………………………………………………..
- Памятка для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада»……………………………………………………………………...
- Список литературы………………………………………………………………..
Введение.
Адаптация - (от лат.приспособлять) — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие *адаптация* возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой.
Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольныхучреждений и продолжает оставатьсяактуальной в наше время. Еще Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельнуюпроблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особогоухода и заботы садовника. Разлука сматерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствиеточек соприкосновения с привычнойжизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.
Существенную помощь в решениипроблемы оказали научно-практическиеразработки психологов (Н. М. Аксарина, К. Л. Печора, Л. Г. Голубева, Н. П. Жукова, Р. В. Тонкова-Ямпольская). Исследование характера и длительности протекания периода приспособления позволило определить целый ряд факторов,оказывающих влияние на течение адаптации: возраст, состояние здоровья,уровень психического развития, индивидуальные особенности психологическойнаправленности, темперамент, прошлый опыт социальной адаптации.
В работах Л. Н. Галигузовой была установлена зависимость между адаптацией ребенка к дошкольному учреждению иразвитию у него потребности в общении. Так, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общенияи становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором, влияющим на адаптацию, является становление потребности в общении со сверстниками.
- Степени адаптации. Факторы, определяющие успешность быстрой адаптации к детскому саду.
В чем выражается адаптация - хорошо известно родителям и педагогам. В первую очередь у ребенка изменяется эмоциональное состояние, появляется эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, становится раздражительным, капризным. Малыш то стремится к физическому контакту с взрослым, то, наоборот, сердито отвергает попытки близких людей взять его на руки, приласкать. Нередко родители говорят о том, что в детском саду ребенок тихий и спокойный, а после возвращения домой становится шумным и возбужденным. Разлука с родными происходит очень бурно: ребенок не отпускает маму, плачет после ее ухода, не хочет идти в группу, играть с другими детьми. Нередко снижается интерес к игрушкам, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас. Эмоциональное неблагополучие сказывается также на сне и аппетите ребенка, состоянии здоровья.
Различаются три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями протекания периода адаптации являются сроки нормализации эмоционального состояния малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к занятиям, играм и игрушкам, частота и длительность острых заболеваний.
Период легкой адаптации длятся примерно 1-2 недели. За это время у ребенка нормализуется сон, аппетит, эмоциональное состояние, налаживаются отношения с воспитателями и сверстниками, повышается активность (в общении, игре, на занятиях). Отношения с близкими людьми не нарушаются. Острых заболеваний не отмечается.
Если адаптация средней тяжести, то нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к дошкольному учреждению длится дольше – 15-40 дней. В этот период настроение малыша остается неустойчивым, сон и аппетит нарушен, активность снижена. В детском саду он пассивен, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, занятиям, мало разговаривает. Нередко наблюдаются изменения в деятельности вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, функциональные нарушения стула; усиливаются проявления диатеза. Для этого периода характерны респираторные заболевания, проходящие в острой форме.
При тяжелой адаптации ребенок начинает длительно и тяжело болеть, причем заболевания следуют одно за другим. Это свидетельствует о том, что защитные силы организма не справляются с нагрузкой, уровень стресса, который переживает ребенок в детском саду, превышает его ресурсы. Нередко и в поведении малыша отмечаются невротические проявления, например стойкий отказ от еды или невротическая рвота, ночные страхи, подавленное настроение, агрессивность.
Ребенок, тяжело привыкающий к условиям детского сада, может тихо плакать в углу, когда другие дети увлеченно играют в игрушки, он равнодушен к еде, развлечениям, контактам с воспитателями и сверстниками. Однако, бывает и наоборот, малыш бурно выражает протест против новых условий, с помощью крика, капризов, истерик и прямой агрессии пытается выразить свое несогласие с правилами жизни в детском саду, к которым никак не может приспособиться. Улучшение состояния ребенка при тяжелой адаптации происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. При этом замедляются темпы развития по всем направлениям (познавательного, речевого, социально-эмоционального развития).
Установлено, что дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.
Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
2. Контроль развития детей раннего возраста.
Король за развитием детей – составная часть системы оздоровительно– воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях. Цель его, прежде всего, в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения.
1. Методы контроля поведения ребенка.
При оценке поведения детей воспитатель следит ежедневно, а к моменту его оценки (в эпикризный период) особенно внимательно. Следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности. Для этого можно пользоваться следующей памяткой – вопросником.
1.Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
- Бодрое – положительно относится к окружающему, реакция эмоционально окрашены, часто улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающим.
- Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
- Раздражительное, возбужденное состояние – имеет место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
- Подавленное настроение – ребенок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
- Неустойчивое – быстро переходит из одного состояние в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
2. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
- Засыпание – быстрое, медленное (более 10-15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
- Характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
- Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
3. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
4.Характер бодрствования: ребенок активный, малоактивный, пассивный.
5.Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка:
6. Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.п.
7. Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчивое.
8. Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
9. Имеются отрицательные привычки – сосет палец, раскачивается, грызет ногти и пр.
Оценка поведения ребенка отражается в карте (“Карта поведенческих реакций ребенка от 1 года до 3 лет”).
2. Методы контроля нервно-психического развития ребенка.
Возрастные периоды жизни малыша от 1 года до 2 лет условно можно разделить на четыре периода развития:
1 г. 1 мес.– 1 г. 3 мес.;
1 г. 4 мес.– 1 г. 6 мес.;
1 г. 7 мес.– 1 г. 9 мес.;
1 г. 10 мес.– 2 г.
В каждом из этих периодах анализируются следующие линии развития:
1. Понятие речи.
2. Активная речь.
3. Сенсорное развитие.
4. Игра и действия с предметами.
5. Движения.
6. Навыки самостоятельность. (карта “Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни” и “Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни”).
На 3 году жизни выделяются два периода в развитии ребенка:
2 г. 1 мес.-2 г. 6 мес.;
2 г. 7 мес.– 3 г.
В каждом из этих периодов контролируют:
1. Активная речь.
2. Сенсорное развитие.
3. Игра и действия с предметами.
4. Изобразительная деятельность.
5. Конструктивная деятельность.
6. Степень развития общих движений.
7. Формирование навыков самостоятельности.
Результаты оценки поведения и нервно-психического развития ребенка.
Результаты оценки уровня нервно-психического развития заносятся в карты. (“Карта нервно-психического развития ребенка от 1 до 2 лет, “Карта нервно-психического развития ребенка от 2 до 3 лет.)
Для установления уровня, развития необходимо определить к какой группе относится малыш.
К первой группе относят детей с нормальным развитием, когда все показатели соответствуют календарному возрасту или несколько опережают его.
Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок ( на втором году жизни на один квартал, на третьем – на полугодие).
В третью группу включают детей с более глубокой задержкой в развитии – на два эпикризных срока.
В четвертую группу– с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.
В пятую группу– с задержкой на четыре эпикризных срока.
Рекомендации педагогам ДОУ по созданию условий для успешной адаптации детей к детскому саду.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Памятка для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада».
Чтобы ваш ребенок привыкал к детскому саду безболезненно, рекомендуем следующее.
1.Первое, что должны уметь родители, - быть спокойными во взаимоотношениях с малышом, уравновешенными и доброжелательно настроенными к детскому саду и его воспитателям. Ребенку непременно передадутся эти чувства. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама, встретив на прогулке свою знакомую, - малыш тут же, как ее отражение, улыбается тете и даже может вступить с ней в контакт. Насторожена мама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение к которому со стороны мамы поможет ему легче наладить контакт, быстрее принять взрослого.
2. Расскажите ребенку о детском саде, куда он будет ходить, покажите ему детский сад. Погуляйте на площадке детского сада. Дома говорите о предстоящем событии только положительно.
3. За месяц до поступления ребенка в детский сад придерживайтесь дома режимных требований данного учреждения. Необходимо в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.
4.Заранее ознакомившись с меню, по возможности готовьте дома некоторые блюда.
5.Позаботьтесь о навыках самообслуживания у ребенка: пить из чашки, пользоваться ложкой, ходить на горшок, одеваться; мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо вытирать лицо и руки полотенцем; пользоваться платком; опрятно есть, пользоваться салфеткой.
6.Приучайте ребенка самостоятельно раздеваться и аккуратно складыватьодежду. При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите, сохраняйте спокойствие: навыксамообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений.
Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.
Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку на одежде, чтобы без труда ребенок и воспитатель могли их найти. Приучайтесь с первого дня посещения ребенком детского сада соблюдать порядок и аккуратность в детском шкафчике. Все вещи должны висеть на пришитых петельках, лишних вещей в шкафу быть не должно. Все вещи должны быть заранее помечены, чтобы без труда ребенок и воспитатель могли их найти.
7. Расстаньтесь заранее с соской, памперсами. Если у ребенка к моменту поступления в детский сад сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки, то отучать от нее надо постепенно и лучше не в период адаптации, а чуть позже.
8.Необходимо рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях ребенка, чтобы воспитателю было легче найти к нему подход.
9.Можете дать ребенку в сад любимую игрушку, она будет напоминать ему о доме. Малыш может принести в группу любимую игрушку, книжку. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к детскому саду. Кроме того, вы можете приготовить малышу маленький альбомчик с тремя-четырьмя фотографиями, где изображены родители.Этот альбом поможет пережить разлуку с любимыми и близкими людьми. В часы разлуки ребенок может взглянуть на маму и папу. Это поможет дождаться прихода родителей.
10.Придя с ребенком в детский сад и раздев его, будьте спокойны при прощании: тревожное состояние мамы может насторожить ребенка. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпустить вас.
11.Ребенок должен слышать правильное обращение родителей к воспитателям (по имени, отчеству). Учите его тому же.
12.Не пугайте ребенка детским садом, чтобы у него не сложилось негативного отношения к детскому саду.
13. В первые дни адаптации у детей отмечается снижение аппетита. В детском саду малыш нередко отказывается принимать помощь воспитателя, когда тот пытается накормить его, с трудом может проглотить две-три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном перевозбуждении, он не чувствует голода. Поэтому будьте готовы, что первое время ребенок с жадностью будет набрасываться на еду. Дома, в знакомой обстановке, рядом с любящими родителями, ребенок чувствует себя в безопасности и у него просыпается желание покушать.
14. Также следует обратить внимание на сон ребенка. В этот период, как правило, меняется характер сна. Ребенок с трудом засыпает, беспокойно спит – сказывается напряжение, которое испытывает ребенок в течениедня. Вам придется набраться терпения и переждать это сложное время. По мере того, как ребенок привыкнет к детскому саду, нормализуется сон малыша.
Постарайтесь в этот период оказывать ребенку больше внимания, чем обычно. Повторим, длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками, шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Все это накладывает отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Следует отметить, что длительные перерывы (от 7-10 дней) затягивают и осложняют период адаптации.
Во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью. Следует пораньше укладывать детей на ночной сон после теплой ванны. В этот период нужно как можно реже ходить в гости, чтобы лишний раз не перегружать малышей впечатлениями. Охраняйте нервную систему ребенка, окружите его любовью. Только при таких условиях малыш безболезненно проживет это нелегкое испытание.
Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду жизни малыша – это означает, что он взрослеет.
.
Список литературы.
- Авдеева, Н.Н., Хохлачева, И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование, 2010, № 3
- Адаптационный клуб «Малышок» как средство успешной адаптации и социализации детей раннего возраста // из опыта работы МУ «Информационно-методический центр».: Котовск, 2011
- Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996
- Колбасина, А. С. Адаптация ребенка в детском саду // http://festival.1september.ru/articles/503455/
- Низамутдинова, А. П. Диагностическая и организационная работа педагога-психолога с детьми раннего возраста в адаптационный период // http://festival.1september.ru/articles/517991/
- Остроухова, А. Методика оценки факторов поведенческой адаптации // Обруч. – 2000, №3
- Словарь терминов // Электронный ресурс: http://psihotesti.ru/gloss/tag/adaptatsiya/
- Электронный ресурс: http://www.rae.ru/monographs/77-2824
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...