Конспект открытой НОД по развитию речи и формированию целостной картины мира в старшей группе "Какой он, космос?"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

познакомить дошкольников с понятием космос, дать первичные представления о космических объектах

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmos.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой НОД по развитию речи

и формированию целостной картины мира в старшей группе

Воспитатель Корчинская Ирина Федоровна

Тема НОД «Какой он, космос?».

Цель: сформировать у детей понятие «космос».

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу);

- ввести понятия «космонавт», «спутник», «планета»;

- объяснить, для чего проводятся исследования космоса.

2.Воспитательные:

- добиваться активности, инициативности, умения работать в коллективе;

- воспитывать уважение и гордость к людям, которые занимаются освоением космоса.

3.Развивающие:

- развивать фантазию, воображение;

-активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;

- поощрять знания детей о космосе.

Словарная работа:

Активизация словаря: космос, космонавт, Земля, Луна, планета.

Существительные: космос, Луна, Земля, планета, звезда, ракета, орбита.

Прилагательные: космический, лунный, земной, планетный, звездный.

Глаголы: прилуниться, приземлиться, полететь, двигаться.

Материалы: демонстрационный: карта звездного неба с созвездиями, шапочки для детей с нарисованными на них планетами, пояс с ленточками, разной длины на ребенке, шапочка-Солнце, модель Солнечной системы: желтый шарик – Солнце, 9 шариков на ниточках разной длины – планеты, глобус, портрет Ю. А. Гагарина, книги о космосе;

демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки.

Методы, использованные в процессе НОД:

- наглядные – карта звездного неба, шапочки с названием планет, пояс с Солнцем и ленточками, модель солнечной системы;

- практические – активное общение с детьми;

- словесные – проговаривание детьми стихов;

- информационно-коммуникативные технологии – показ фильма.

Организационный момент.

(дети подходят к воспитателю, рассматривают карту звездного неба).

Воспитатель показывает карту, читает стихи.

Светятся звезды, светятся…

Даже порою не верится,

Что так велика Вселенная.

В небо смолисто-черное

Гляжу, все забыв на свете я…

А все-таки это здорово,

Что ночью нам звезды светят.

Ребята, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

- Наблюдали ли вы за ночным небом? (да)

- Что же вы видели на небе? (ответы детей: много разных звезд, луну).

Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. И видите вы звезды маленькими, почему? (они находятся очень далеко).

Да, и звезды, и планеты находятся очень далеко и от Земли, и друг от друга. Понятно, что обо всем этом сегодня поговорить мы с вами не сможем. Поэтому предлагаю сегодня побеседовать о планетах.

Основная часть.

Ребята, давайте посмотрим фильм о планетах. Сядьте, пожалуйста, полукругом, чтобы всем было хорошо видно (дети садятся на стульчики).

(демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки о космосе)

- Интересный фильм? (да, очень).

А теперь немножко отдохнем и представим себя космонавтами.

Физ. Минутка.

Раз-два, стоит ракета. (поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (развести руки в стороны)

Чтобы долететь до Солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)

Но лететь туда не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет. (сгибают руки в локтях)

Пролетая над Землею (развести руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх, машут).

Молодцы. Так как мы космонавты, занимаем места в своих космических кораблях (дети садятся на большие мячи, и полетели.

Воспитатель: Космос. Космос, это Земля. Космонавты, расскажите, что вы видите.

Матвей:

На небе есть звезды, но странные очень.

Гуляют по небу они между прочих

Других, настоящих, мерцающих звезд.

И звезды ль они? – нас волнует вопрос.

По небу блуждающий странник-звезда -

Совсем не звезда, а планета она!

Катя:

Планеты, в отличие от звезд, холодны –

Не светят, лишь свет отражают, они!

И свет этот ярок, но разных оттенков.

Они отличаются чем-то, наверно.

Различны поверхности – вот в чем секрет.

Изучим планеты – поищем ответ.

Космические корабли приземлились. А теперь, космонавты, расскажите о том, что же вы видели в космосе. (видели звезды, луну, солнце).

- Ребята, а что же такое Солнце? (ответы детей). Да, Солнце – это огромный раскаленный газовый шар, который находится в постоянном движении и вокруг него вращаются планеты. И Солнце, и планеты – это как бы одна семья, а называется она Солнечная система.

- Сколько же планет вращаются вокруг Солнца? (ответы детей - 9). Правильно. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. И каждая из них вращается по своей орбите. А что такое орбита? (ответы детей – это дорожки, по которым кружатся планеты). Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя? Почему они не разлетаются в разные стороны?

Проведем опыт. Представьте себе, что желтый шарик на палочке – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если же палочку остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? Солнцу помогает вечное движение. А если Солнце не будет двигаться вся система развалится и все планеты могут просто столкнуться, взорваться, погибнуть.

Давайте послушаем другого космонавта

Кристина:

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И Солнце – звезда в самом центре системы.

И притяжением связаны все мы.

Уважаемые космонавты предлагаю вам выбрать себе любую планету и поиграть в игру

«Расположи планеты правильно».

(выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс. На поясе 9 ленточек разной длины. На каждой ленточке цифра от 1 до 9. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет. Ребенок выходит, берет свою ленточку, читает стихотворение и так все 9 детей. Потом начинают идти по кругу, как бы вращаясь вокруг «Солнца»).

Воспитатель:

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вкруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному они Солнцем согреты.

Солнце-светило клокочет вулканом,

Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,

Солнце-звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.

Может быть люди на них обитают?

1. МЕРКУРИЙ

Я –Меркурий! Меркурий – это планета, самая близкая к Солнцу. Меркурий называют двойником Луны, они так похожи!

2. ВЕНЕРА

Я – Венера! Венера – это планета, самая близкая к Земле, вторая планета от Солнца.

3. ЗЕМЛЯ

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

4. МАРС

Я – Марс! Марс – это планета, на которой есть день и ночь, времена года. Марс является загадкой для ученых и на сегодняшний день.

5. ЮПИТЕР

Я – Юпитер! Юпитер – это самая большая планета в Солнечной системе. На Юпитере очень холодно.

6. САТУРН

Я – Сатурн! Сатурн – это вторая огромная планета. На Сатурне еще холоднее, чем на Юпитере. Самое удивительное и интересное у Сатурна – это кольца, похожие на обручи, которые вращаются вокруг планеты.

7. УРАН

Я – Уран! Уран – это тоже большая планета, на которой есть день и ночь. Она отличается от всех планет тем, что вращается вокруг своей оси, как бы лежа на боку.

8. НЕПТУН

Я – Нептун! Нептун – это большая планета. История открытия этой планеты очень интересна, ее открыл математик.

9. ПЛУТОН

Я – Плутон! Плутон – это самая дальняя планета Солнечной системы, поэтому тепла и света от Солнца Плутон получает очень мало.

Воспитатель читает:

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

(дети снимают с себя шапочки, садятся на стульчики).

Воспитатель: Ребята, 12 апреля все люди нашей страны будут отмечать праздник. Кто знает, что это за праздник? (День космонавтики).

- А что вы знаете об этом празднике? (ответы детей).

Да, в этот день первый человек полетел в космос. И это был? (космонавт Ю. А. Гагарин). Но прежде, чем отправить человека в космос нужно было запустить спутник и не один. Спутник фотографирует и передает на Землю снимки. Эти снимки нужны ученым для исследований. А для чего нужно исследовать космос? (ответы детей).

Правильно, для того, чтобы изучать Землю, лучше знать, где что происходит, а также для того, чтобы изучать другие планеты - есть ли на них жизнь. Может быть где-то в космосе есть живые существа, и мы пока не знаем об этом. И кто-то из вас вырастет и станет космонавтом, или исследователем.

Заключительная часть.

Ребята! Давайте вспомним, что же нового и интересного узнали мы сегодня на нашем занятии:

- Мы узнали, что такое космос, Вселенная.

- Познакомились с Солнцем, строением солнечной системы.

- Много узнали о планетах, об исследовании космоса.

- Мы посмотрели интересный фильм о планетах.

- Узнали, кто такие космонавты,

- Мы узнали, что такое спутники для чего они нужны.

Молодцы, ребята. Все очень активно работали, хорошо вели себя, прекрасно справились с домашним заданием по изготовлению шапочек с изображением планет и заслуженно получаете награды. (детям вручаются памятные сувениры).

А дальнейшее знакомство с космосом мы продолжим с вами на следующих занятиях.

Уважаемые коллеги!

Вы посмотрели НОД по развитию речи и формированию целостной картины мира (интеграция образовательной области Познание) в старшей группе № 2. Возраст детей – 5-6 лет.

Цель нашей НОД: сформировать у детей понятие «Космос».

Задачи, которые я перед собой поставила:

Образовательные:

- познакомить с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название и размеры планет, расположением их к Солнцу);

- ввести понятия «космонавт», «спутник»;

- объяснить, для чего проводятся исследования космоса.

Воспитательные:

- добиваться активности, инициативности, умения работать в коллективе;

- воспитывать уважение и гордость к людям, которые занимаются освоением космоса.

Развивающие:

- развивать фантазию, воображение;

- активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;

- поощрять знания детей о космосе.

Словарная работа:

Активизация словаря: космос, космонавты, Земля, Луна.

Существительные: космос, Луна, Земля, планеты, звезды, ракета, орбита.

Прилагательные: космический, лунный, земной, планетный, звездный.

Глаголы: прилуниться, приземлиться, полететь, двигаться.

Методы, использованные в процессе НОД:

- наглядные – они перед вами. Это карта звездного неба, шапочки с названием планет, пояс с Солнцем и ленточками, модель солнечной системы;

- практические – активное общение с детьми;

- словесные – проговаривание детьми стихов;

- информационно-коммуникативные технологии – показ фильма.

Организация НОД – подгрупповая.

Наша занимательная деятельность проходила в интеграции с образовательными направлениями: окружающий мир, физическая культура, эстетическое и музыкальное развитие.

В процессе образовательной деятельности были использованы различные формы организации детей: дети стояли, сидели на стульчиках, ходили, сидели на мячах, находились в статическом и динамическом движении.

Дети были организованными, активными, раскованными, проявляли интерес, охотно делились знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира. Ознакомление с правилами дорожного движения. Тема: «Говорящие знаки»

Расширять представление детей о правилах дорожного движения; учить  избегать опасных ситуаций на дорогах; закреплять знания  о работе регулировщика- инспектора дорожного движения; продолжать...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И ХОРЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: "ОСЕНЬ, ПРИРОДА"

1.    Уточнить знания детей об осени.  Закрепить знания детей о названии, строении и характерных особенностей деревьев . Учить показывать и называть на какие части делится дерево д...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ»

уточнить и расширить представления о лекарственных расте­ниях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений и применения в ж...

Конспект итогового интегрированного занятия (развитие речи и формирование целостной картины мира)

Цель:Обобщить знания детей о весне, домашних и диких животных и их детенышей.Программные задачи.Образовательные задачи: продолжать способствовать развитию связной речи детей; уточнить знания дет...

Открытое занятие в области познания по формированию целостной картины мира в старшей группе «Путешествие по планете Земля».

Задачи :-Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;-Закрепить знания о материках и океанах.Закреплять понятие, что мы – л...

Конспект НОД по развитию речи и формированию целостной картины мира в старшей группе «Что такое «Космос».

Знакомство с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу); понятиями &l...