Конспект открытой НОД по развитию речи и формированию целостной картины мира в старшей группе "Какой он, космос?"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
познакомить дошкольников с понятием космос, дать первичные представления о космических объектах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kosmos.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытой НОД по развитию речи
и формированию целостной картины мира в старшей группе
Воспитатель Корчинская Ирина Федоровна
Тема НОД «Какой он, космос?».
Цель: сформировать у детей понятие «космос».
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу);
- ввести понятия «космонавт», «спутник», «планета»;
- объяснить, для чего проводятся исследования космоса.
2.Воспитательные:
- добиваться активности, инициативности, умения работать в коллективе;
- воспитывать уважение и гордость к людям, которые занимаются освоением космоса.
3.Развивающие:
- развивать фантазию, воображение;
-активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;
- поощрять знания детей о космосе.
Словарная работа:
Активизация словаря: космос, космонавт, Земля, Луна, планета.
Существительные: космос, Луна, Земля, планета, звезда, ракета, орбита.
Прилагательные: космический, лунный, земной, планетный, звездный.
Глаголы: прилуниться, приземлиться, полететь, двигаться.
Материалы: демонстрационный: карта звездного неба с созвездиями, шапочки для детей с нарисованными на них планетами, пояс с ленточками, разной длины на ребенке, шапочка-Солнце, модель Солнечной системы: желтый шарик – Солнце, 9 шариков на ниточках разной длины – планеты, глобус, портрет Ю. А. Гагарина, книги о космосе;
демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки.
Методы, использованные в процессе НОД:
- наглядные – карта звездного неба, шапочки с названием планет, пояс с Солнцем и ленточками, модель солнечной системы;
- практические – активное общение с детьми;
- словесные – проговаривание детьми стихов;
- информационно-коммуникативные технологии – показ фильма.
Организационный момент.
(дети подходят к воспитателю, рассматривают карту звездного неба).
Воспитатель показывает карту, читает стихи.
Светятся звезды, светятся…
Даже порою не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Гляжу, все забыв на свете я…
А все-таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.
Ребята, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.
- Наблюдали ли вы за ночным небом? (да)
- Что же вы видели на небе? (ответы детей: много разных звезд, луну).
Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. И видите вы звезды маленькими, почему? (они находятся очень далеко).
Да, и звезды, и планеты находятся очень далеко и от Земли, и друг от друга. Понятно, что обо всем этом сегодня поговорить мы с вами не сможем. Поэтому предлагаю сегодня побеседовать о планетах.
Основная часть.
Ребята, давайте посмотрим фильм о планетах. Сядьте, пожалуйста, полукругом, чтобы всем было хорошо видно (дети садятся на стульчики).
(демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки о космосе)
- Интересный фильм? (да, очень).
А теперь немножко отдохнем и представим себя космонавтами.
Физ. Минутка.
Раз-два, стоит ракета. (поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (развести руки в стороны)
Чтобы долететь до Солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)
Но лететь туда не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет. (сгибают руки в локтях)
Пролетая над Землею (развести руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх, машут).
Молодцы. Так как мы космонавты, занимаем места в своих космических кораблях (дети садятся на большие мячи, и полетели.
Воспитатель: Космос. Космос, это Земля. Космонавты, расскажите, что вы видите.
Матвей:
На небе есть звезды, но странные очень.
Гуляют по небу они между прочих
Других, настоящих, мерцающих звезд.
И звезды ль они? – нас волнует вопрос.
По небу блуждающий странник-звезда -
Совсем не звезда, а планета она!
Катя:
Планеты, в отличие от звезд, холодны –
Не светят, лишь свет отражают, они!
И свет этот ярок, но разных оттенков.
Они отличаются чем-то, наверно.
Различны поверхности – вот в чем секрет.
Изучим планеты – поищем ответ.
Космические корабли приземлились. А теперь, космонавты, расскажите о том, что же вы видели в космосе. (видели звезды, луну, солнце).
- Ребята, а что же такое Солнце? (ответы детей). Да, Солнце – это огромный раскаленный газовый шар, который находится в постоянном движении и вокруг него вращаются планеты. И Солнце, и планеты – это как бы одна семья, а называется она Солнечная система.
- Сколько же планет вращаются вокруг Солнца? (ответы детей - 9). Правильно. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. И каждая из них вращается по своей орбите. А что такое орбита? (ответы детей – это дорожки, по которым кружатся планеты). Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя? Почему они не разлетаются в разные стороны?
Проведем опыт. Представьте себе, что желтый шарик на палочке – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если же палочку остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? Солнцу помогает вечное движение. А если Солнце не будет двигаться вся система развалится и все планеты могут просто столкнуться, взорваться, погибнуть.
Давайте послушаем другого космонавта
Кристина:
В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там девять различных планет,
И Солнце – звезда в самом центре системы.
И притяжением связаны все мы.
Уважаемые космонавты предлагаю вам выбрать себе любую планету и поиграть в игру
«Расположи планеты правильно».
(выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс. На поясе 9 ленточек разной длины. На каждой ленточке цифра от 1 до 9. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет. Ребенок выходит, берет свою ленточку, читает стихотворение и так все 9 детей. Потом начинают идти по кругу, как бы вращаясь вокруг «Солнца»).
Воспитатель:
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вкруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному они Солнцем согреты.
Солнце-светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!
Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть люди на них обитают?
1. МЕРКУРИЙ
Я –Меркурий! Меркурий – это планета, самая близкая к Солнцу. Меркурий называют двойником Луны, они так похожи!
2. ВЕНЕРА
Я – Венера! Венера – это планета, самая близкая к Земле, вторая планета от Солнца.
3. ЗЕМЛЯ
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
4. МАРС
Я – Марс! Марс – это планета, на которой есть день и ночь, времена года. Марс является загадкой для ученых и на сегодняшний день.
5. ЮПИТЕР
Я – Юпитер! Юпитер – это самая большая планета в Солнечной системе. На Юпитере очень холодно.
6. САТУРН
Я – Сатурн! Сатурн – это вторая огромная планета. На Сатурне еще холоднее, чем на Юпитере. Самое удивительное и интересное у Сатурна – это кольца, похожие на обручи, которые вращаются вокруг планеты.
7. УРАН
Я – Уран! Уран – это тоже большая планета, на которой есть день и ночь. Она отличается от всех планет тем, что вращается вокруг своей оси, как бы лежа на боку.
8. НЕПТУН
Я – Нептун! Нептун – это большая планета. История открытия этой планеты очень интересна, ее открыл математик.
9. ПЛУТОН
Я – Плутон! Плутон – это самая дальняя планета Солнечной системы, поэтому тепла и света от Солнца Плутон получает очень мало.
Воспитатель читает:
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
(дети снимают с себя шапочки, садятся на стульчики).
Воспитатель: Ребята, 12 апреля все люди нашей страны будут отмечать праздник. Кто знает, что это за праздник? (День космонавтики).
- А что вы знаете об этом празднике? (ответы детей).
Да, в этот день первый человек полетел в космос. И это был? (космонавт Ю. А. Гагарин). Но прежде, чем отправить человека в космос нужно было запустить спутник и не один. Спутник фотографирует и передает на Землю снимки. Эти снимки нужны ученым для исследований. А для чего нужно исследовать космос? (ответы детей).
Правильно, для того, чтобы изучать Землю, лучше знать, где что происходит, а также для того, чтобы изучать другие планеты - есть ли на них жизнь. Может быть где-то в космосе есть живые существа, и мы пока не знаем об этом. И кто-то из вас вырастет и станет космонавтом, или исследователем.
Заключительная часть.
Ребята! Давайте вспомним, что же нового и интересного узнали мы сегодня на нашем занятии:
- Мы узнали, что такое космос, Вселенная.
- Познакомились с Солнцем, строением солнечной системы.
- Много узнали о планетах, об исследовании космоса.
- Мы посмотрели интересный фильм о планетах.
- Узнали, кто такие космонавты,
- Мы узнали, что такое спутники для чего они нужны.
Молодцы, ребята. Все очень активно работали, хорошо вели себя, прекрасно справились с домашним заданием по изготовлению шапочек с изображением планет и заслуженно получаете награды. (детям вручаются памятные сувениры).
А дальнейшее знакомство с космосом мы продолжим с вами на следующих занятиях.
Уважаемые коллеги!
Вы посмотрели НОД по развитию речи и формированию целостной картины мира (интеграция образовательной области Познание) в старшей группе № 2. Возраст детей – 5-6 лет.
Цель нашей НОД: сформировать у детей понятие «Космос».
Задачи, которые я перед собой поставила:
Образовательные:
- познакомить с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название и размеры планет, расположением их к Солнцу);
- ввести понятия «космонавт», «спутник»;
- объяснить, для чего проводятся исследования космоса.
Воспитательные:
- добиваться активности, инициативности, умения работать в коллективе;
- воспитывать уважение и гордость к людям, которые занимаются освоением космоса.
Развивающие:
- развивать фантазию, воображение;
- активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;
- поощрять знания детей о космосе.
Словарная работа:
Активизация словаря: космос, космонавты, Земля, Луна.
Существительные: космос, Луна, Земля, планеты, звезды, ракета, орбита.
Прилагательные: космический, лунный, земной, планетный, звездный.
Глаголы: прилуниться, приземлиться, полететь, двигаться.
Методы, использованные в процессе НОД:
- наглядные – они перед вами. Это карта звездного неба, шапочки с названием планет, пояс с Солнцем и ленточками, модель солнечной системы;
- практические – активное общение с детьми;
- словесные – проговаривание детьми стихов;
- информационно-коммуникативные технологии – показ фильма.
Организация НОД – подгрупповая.
Наша занимательная деятельность проходила в интеграции с образовательными направлениями: окружающий мир, физическая культура, эстетическое и музыкальное развитие.
В процессе образовательной деятельности были использованы различные формы организации детей: дети стояли, сидели на стульчиках, ходили, сидели на мячах, находились в статическом и динамическом движении.
Дети были организованными, активными, раскованными, проявляли интерес, охотно делились знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
Тема. «Путешествие в волшебный сад»....
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира. Ознакомление с правилами дорожного движения. Тема: «Говорящие знаки»
Расширять представление детей о правилах дорожного движения; учить избегать опасных ситуаций на дорогах; закреплять знания о работе регулировщика- инспектора дорожного движения; продолжать...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И ХОРЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: "ОСЕНЬ, ПРИРОДА"
1. Уточнить знания детей об осени. Закрепить знания детей о названии, строении и характерных особенностей деревьев . Учить показывать и называть на какие части делится дерево д...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ»
уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений и применения в ж...
Конспект итогового интегрированного занятия (развитие речи и формирование целостной картины мира)
Цель:Обобщить знания детей о весне, домашних и диких животных и их детенышей.Программные задачи.Образовательные задачи: продолжать способствовать развитию связной речи детей; уточнить знания дет...
Открытое занятие в области познания по формированию целостной картины мира в старшей группе «Путешествие по планете Земля».
Задачи :-Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;-Закрепить знания о материках и океанах.Закреплять понятие, что мы – л...
Конспект НОД по развитию речи и формированию целостной картины мира в старшей группе «Что такое «Космос».
Знакомство с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу); понятиями &l...