Организация и проведение прогулки
консультация на тему

Консультация для педагогов ДОУ содержит основные сведения по организации прогулки, а также алгоритм планирования прогулки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_progulki_v_dou.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

МЕТОДИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГУЛКИ

Автор: старший воспитатель МБДОУ ДС КВ №5 Басловяк Татьяна Анатольевна

г.Темрюк

2016 год

Прогулка играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических норм и правил прогулка в дошкольном учреждении организуется два раза в день в первую и во вторую половину дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется образовательной программой ДОО в зависимости от климатических условий.  При температуре ниже – 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Практика показывает, что зачастую оздоровительный и развивающий потенциал прогулки используется далеко не в полной мере. Стихийность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в современном детском саду. Целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие нередко подменяется присмотром за детьми. Следовательно для успешного решения воспитательных и образовательных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, необходимо планировать работу по организации и проведению прогулки.

Прежде всего, пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Именно во время прогулки максимально реализуется потребность ребенка в двигательной активности. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них совершенствуются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Во-вторых, прогулка способствует интеллектуальному развитию детей. Во время пребывания на прогулочном участке, на территории ДОУ или на улицах города дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире: о живой и неживой природе, о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения, об основах безопасности жизни и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания. Накопленный опыт и впечатления дети имеют возможность применить в самостоятельной деятельности во время прогулки.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают решать задачи всестороннего развития личности каждого ребенка.  Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

При планировании прогулки необходимо учитывать разнообразные факторы: погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего оборудования, предыдущие занятия и т.д. 

Разновидности прогулок:

1. Типовая прогулка - прогулка на участке, характеризуется предоставлением максимального количества времени для свободной деятельности детей.

2. Комбинированная прогулка - сочетание целевой прогулки и свободной деятельности детей (в ходе этой прогулки может быть организована экспериментальная деятельность детей, а также прогулка данного вида может стать частью образовательного проекта; в этом случае перед детьми ставится задача, которую они должны выполнить, например: при работе над экологическим проектом "роль воды в развитии растений" детям можно предложить в ходе целевых прогулок понаблюдать за развитием одинаковых растений на двух экспериментальных грядках: на одной - дети будут осуществлять ежедневный полив растений, на другой - один раз в неделю; задача детей - определить, какова роль воды в развитии растений).

3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход - прогулка по территории ДОУ или за ее пределы, включающая в себя разработку определенного маршрута и посещение определенного места (музея, выставки и т.д.).

4. Прогулка-развлечение - прогулка, в ходе которой проводится развлекательное мероприятие для детей (спортивное, познавательное, фольклорное и т.д.).

Составные части типовой прогулки:

1. Наблюдение, рассматривание

2. Беседа

3. Трудовая деятельность детей

4. Игровая деятельность

5. Индивидуальная работа с детьми

6. Самостоятельная деятельность детей

В целях эффективного планирования воспитательно-образовательной работы необходимо максимально полно использовать время, отведенное на прогулку для реализации воспитательных и образовательных задач. Планирование прогулки осуществляется ежедневно. При этом заполняется бланк прогулки.

1.Наблюдение.

Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, — это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или по подгруппам.

Наблюдения должны быть сжатыми по времени (не более 7—10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде, во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый также должен широко использовать привлечение самих детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим, вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное — не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходит за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления.

Виды наблюдений:

1. Наблюдение за погодой (при организации данного вида наблюдения необходимо не просто отмечать погодные условия, но и сравнивать их с погодой накануне, а также закреплять знания детей о временах года, днях недели и частях суток). Например, Ребята, скажите, пожалуйста, какая сегодня погода (солнечная, жаркая  т.д.). Какое небо (ясное, чистое, без облаков). Есть ли сегодня ветер? Какой он? (сегодня дует теплый ветер, он довольно сильный). Давайте вспомним, какая погода была вчера? (вчера также было солнечно и жарко, ветра почт не было). Какое сейчас время года? Какой месяц?

2. Наблюдение за живой природой:

- за растениями (при организации данного вида наблюдений необходимо правильно называть растения, отмечать их состояние и изменения (например, одуванчики расцвели или на вишне поспевают ягоды и т.д.); рассказывать детям о полезных свойствах растений, обращать внимание детей на красоту природы);

- за насекомыми (при организации данного вида наблюдений необходимо правильно называть насекомых, описывать их внешние признаки и их действия (например, муравей маленький, сильный и трудолюбивый, он несет травинку в муравейник и т.д.), рассказывать детям об роли насекомых в природе (например, мухи и комары являются пищей для лягушек и рыб); особое внимание нужно уделять воспитанию бережного отношения детей к живой природе;

- за животными (при организации данного вида наблюдений необходимо правильно называть животное, описывать его внешние признаки, приводить примеры ласковых наименований животного, повторять с детьми названия детенышей животного; необходимо подчеркивать значение и пользу животных.

Затем на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет данные, полученные детьми в ходе организованных наблюдений, а также в процессе собственных наблюдений, знаний.

2. Беседа.

Беседа проводится сразу после наблюдения, пока дети находятся возле воспитателя. Тематика бесед может быть самая разнообразная: природа, ее значение для человека, семья, дружба, культура, искусство, этикет, безопасное поведение в природе, на улицах города и дома и т.д. Педагог должен заранее продумать не только тему беседы, но и ее ход. Важно, чтобы дети становились активными участниками беседы, а не пассивными слушателями.

3. Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность включает в себя три составляющие:

1) наблюдение за трудом взрослых - это уникальная возможность не только показать детям в действии работу того или иного человека, но и закрепить знания детей о профессиях (дворник, сторож, прачка, повар, младший воспитатель, рабочий, водитель и т.д.), о трудовых действиях (подметать, рыхлить землю, поливать, стирать, сушить готовить, накрывать на стол, кормить, водить машину и т.д.); данный вид наблюдения позволяет воспитывать уважительное отношение к труду;

2) коллективная трудовая деятельность - это совместная деятельность педагога и воспитанников на участке, в палисаднике или на огороде; коллективная трудовая деятельность формирует трудовые навыки детей и способствует развитию умения работать в команде, для достижения общего результата; данный вид рудовой деятельности обязательно должен заканчиваться оценкой достигнутого результата (например, ребята, посмотрите, как замечательно мы потрудились в нашем палисаднике: убрали все сорняки, прорыхлили землю, полили цветы, теперь каждый день мы сможем любоваться их красотой);

3) индивидуальная трудовая деятельность - это индивидуальные поручения, которые ребенок выполняет самостоятельно; важно, чтобы эти поручения были ребенку по силам, чтобы у ребенка было желание выполнять их и чтобы по длительности они соответствовали возрасту (5-7мин - младший дошкольный возраст, 10-15 мин. - средний дошкольный возраст, 15-20 мин - старший дошкольный возраст).

4. Игровая деятельность.

Игровая деятельность предполагает проведение игр разной степени подвижности:

- игры малой подвижности (малоподвижные);

- игры средней подвижности;

- игры с высокой степенью активности.

Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка (это и развитие лидерских качеств, и вовлечение в общую игру застенчивых или малообщительных детей, и формирование умения выполнять задания в команде, работать на общий результат). При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности, тема недели.

Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.


Кроме этого организуются игры:

- забавы;

- аттракционы;

- игры-эстафеты;

- сюжетные подвижные игры;

- спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол и т.д.);

- народные игры;

- игры с водой.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха, от темы недели, от желания детей, от времени проведения прогулок. 
При этом педагог должен ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и психологического – развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

Методика проведения подвижных игр предусматривает комплексное использование методов и приемов:

- наглядных: показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация;

- словесных: название игры, объяснение, указания, пояснения, распоряжения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции;

- практических: выполнение движений без изменений и с изменениями, участие в соревновательных играх, самостоятельное проведение игр в различных условиях.

Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры. Решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, но чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности, проявлении творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы дошкольники научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижная игра стимулирует активную двигательную деятельность детей. Незначительная усталость, вызываемая участием в таких играх, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Заканчивать прогулку рекомендуется игрой малой подвижности. Это позволяет педагогу собрать детей около себя, привлечь их внимание, а детям - успокоится, сосредоточится на словах воспитателя.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена на закрепление, каких-либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Индивидуальная работа может включать в себя использование дидактических игр, театральных постановок и т.д.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ООД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе:

- сюжетно-ролевых игр;

- игр с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т.д.

Для организации самостоятельной деятельности необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Необходимо соблюдать санитарно – гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала. Весь выносной материал моется и просушивается после каждой прогулки (см.инструкцию), хранится он в герметично закрытых контейнерах.

Начиная со средней группы с детьми должны периодически в определенной системе проводиться прогулки-походы и прогулки-экскурсии за пределы участка, которые оказывают большое влияние на расширение представлений детей об окружающей действительности, труде взрослых в сельском хозяйстве, на строительстве, транспорте и др. Содержание этих прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающей жизнью. Однако следует помнить, что нельзя перегружать детей наблюдениями, не нужно стараться сразу сообщать детям все о данном объекте, явлении. Но в то же время необходимо предусматривать сообщение детям элементов нового, что будет способствовать развитию интереса детей к знаниям. Организация этих прогулок требует от воспитателя тщательной продуманности и подготовленности. Обязательным условием является инструктаж детей перед началом прогулки и наличие сопровождающих лиц (на 4 детей - 1 взрослый).

В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. В это время педагог проводит индивидуальную работу с детьми и общается с родителями, поэтому на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему детей.

При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и приемы, способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения. 

Для организации эффективного планирования педагогического процесса предлагаем вашему вниманию бланк планирования прогулки.

ПРОГУЛКА _______________________________________

(дата, день недели)

Вид деятельности, тема

Цель

Наблюдение:

Беседа:

Игровая деятельность:

1.

Оборудование:

2.

Оборудование:

3.

Оборудование:

4.

Оборудование:

Индивидуальная работа:

Трудовая деятельность:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация безопасного проведения прогулки с детьми дошкольного возраста

Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста на прогулочных площадках...

Организация и проведение прогулки в детском саду

Данная презентация поможет старшему воспитателю в работе с молодыми педагогами, а также может быть использована при проведении семинаров по  теме: "Организация прогулки в ДОУ"....

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИВ      ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ...

Конспект прогулки «Организация и проведение прогулки в весенний период» (средняя группа) Наблюдаем за небом и облаками (март)

Конспект прогулки«Организация и проведение прогулки в весенний период»(средняя группа)Наблюдаем за небом и облаками(март)...

Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"

Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"...