Обобщенный материал на тему :" Развитие мелкой моторики рук"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Зуева Ирина Анатольевна

Опыт работы с детьми по развитию мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchennyy_opyt_zueva_2.doc784 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный педагогический опыт

воспитателя Веневского МДОУ№5 детский сад комбинированного вида

Зуевой  Ирины  Анатольевны

Тема:Развитие мелкой моторики рук у дошкольника

Зуева Ирина Анатольевна

Среднее-специальное образование

Тульский педагогический колледж№2 (1995год)

По специальности «Дошкольное воспитание».

Педагогический стаж: 24 года

Работаю в средней группе А,   ВМДОУ№5

   комбинированного вида.

Имею первую квалификационную категорию(13 разряд).

Должность воспитатель

Награды : Почетная грамота Правительства Тульской области Министерства образования и культуры (от 20 августа 2012г.)

  1. Характеристика детского сада.

В ВМДОУ№5 комбинированного вида       237воспитаников, 11групп:  2 группы-ясли,9 –групп дошкольного возраста.

Из них: одна группа коррекционного направления.


  1. Условия формирования опыта.

Я, Зуева Ирина Анатольевна, в детский сад пришла работать в 1987 году, после окончания педагогического класса. В 1995 году закончила тульский педагогический колледж №2 по специальности «Воспитатель в дошкольных образовательных учреждениях». Стаж работы на сегодняшний день составляет 25лет. В 2000 году проходила курсы повышения квалификации. В 2007 году – курсы повышения квалификации. В ноябре 2009г. Прошла аттестацию, имею первую квалификационную категорию .В 2013- курсы повышения квалификации.

        В соответствии с Уставом детского сада, я организую и провожу работу по всестороннему гармоническому развитию детей, принимаю следующие принципы  воспитательно-образовательной работы:

  • Учет конкретных педагогических условий возрастного состава группы;
  • Взаимосвязь воспитания и обучения;
  • Определение оптимальной учебной нагрузки на детей в течение дня и рабочей недели;
  • Соответствие образовательного процесса физиологическим законам роста и развития детей;
  • Обеспечение защиты прав и интересов ребенка;
  • Учет индивидуальных особенностей каждого малыша, посещающего группу;
  • Учет региональных особенностей (климат, природные условия);
  • Чередование организационной и самостоятельной деятельности детей;
  • Использование результатов диагностики уровня развития детей;
  • Регулярность, последовательность, повторяемость воздействий;
  • Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, психологической комфортности детей;
  • Соблюдение санитарно-гигиенических нормативов;
  • Содействие максимальному раскрытию потенциальных возможностей каждого малыша;
  • Включение родителей в общий педагогический процесс.

В основной практике применяю примерную программу под редакцией Н,Е,Веракса, М.А.Васильевой, , Т.С.Комаровой «От рождения до семи» и требованиями ФГТ.  

С данной группой работаю третий год. У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Ребята общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Игра продолжает оставаться основной формой организации детской деятельности, она занимает особое место в жизни детей. Игры используются на занятиях, в свободное время детей.

Начала свою работу по развитию мелкой моторики рук с изучения следующей литературы:

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991
  2. Бурлачук, Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. 1989
  3. Гуревич М., Озирецкий Н. Психомоторика. М.-Л., 1930, с. 72-87
  4. Дневник воспитателя под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой М., 2003 г.
  5. Дошкольное воспитание. 1983, № 3; 1988, № 9; 1998, № 9; 2000, № 5
  6. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, ЬЛ., 1986
  7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.
  8. КосиноваЕ.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001
  9. Кудрявцев В. Двигательное воображение.//Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49
  1. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981 г., стр. 168-169.
  2. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001
  3. Павлова Л. Значение развития действий рук.//Дошкольное воспитание. 1984, №1
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001
  5. Фонарев A.M. (Развитие ориентировочных реакций у детей). М., 1977 г.
  6. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 1999,
  7. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960
  8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., «Педагогика», 1989
  9. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8, стр.62—65.
  10. Орлова Т. Что надо знать родителям о навыке письма. / Дошкольное воспитание. 1987. № 10, стр. 75 - 77.
  11. Толбанова  А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. №10, стр. 94-95.
  12. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по рисованию. / Дошкольное воспитание. 1987. №8.
  13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.
  14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1989.
  15. Волкова        ГА.        Логопедическая        ритмика. М., «Просвещение», 1985.
  16. Гарибьян Р.Б., Марков Н.Г. Анатомия и физиология человека. М., «Просвещение», 1965.
  17. Давиденко С. Н. Клинические лекции по нервным болезням. 1965. / Большая советская энциклопедия, п/р. Прохорова A.M., Т. 19., стр. 570 (1698)-571(1698) М.,        «Советская энциклопедия», 1975.
  18. Популярная медицинская энциклопедия, п/р. Петровского Б.В. Таллин, 1993.
  19. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе, в 2х частях Часть 2. Волгоград, изд. «Братья Гринины», 1997.
  20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Советская Россия», Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., «Педагогика», 1989
  21. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8, стр.62—65.
  22. Орлова Т. Что надо знать родителям о навыке письма. / Дошкольное воспитание. 1987. № 10, стр. 75 - 77.
  23. Толбанова  А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. №10, стр. 94-95.
  24. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по рисованию. / Дошкольное воспитание. 1987. №8.
  25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.
  26. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1989.
  27. Волкова        ГА.        Логопедическая        ритмика. М., «Просвещение», 1985.
  28. Гарибьян Р.Б., Марков Н.Г. Анатомия и физиология человека. М., «Просвещение», 1965.
  29. Давиденко С. Н. Клинические лекции по нервным болезням. 1965. / Большая советская энциклопедия, п/р. Прохорова A.M., Т. 19., стр. 570 (1698)-571(1698) М.,        «Советская энциклопедия», 1975.
  30. Популярная медицинская энциклопедия, п/р. Петровского Б.В. Таллин, 1993.
  31. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе, в 2х частях Часть 2. Волгоград, изд. «Братья Гринины», 1997.
  32. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Советская Россия», 1973.
  33. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., «Физкультура и спорт», 1992.
  34. Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл», 1997.
  35. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., «Просвещение», 1990.
  36. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, Академия К°, Академия холдинг, 2001.
  37. Сиротюк А.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. ТЕЦ Сфера, 2002.
  38. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2006.

        

  1. Теоретическая интерпретация опыта.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности  с  овладением  навыков письма. Письмо- это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных  движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

        Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность  к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания  может привести  к возникновению негативного отношения в учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

        Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и
расценивается        как        один        из        показателей        психического развития        ребенка.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и
обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в
процессе        активного        взаимодействия        с окружающей средой.

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, МП. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. НА. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), авто дидактические игры с предметами (Л. Павлова, Цвынтарный)

        Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:  во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

   Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые  стихотворным текстом  ( например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Прежде чем начать работу по данной проблеме, поставила для себя следующие задачи:

  • Анализ медицинский, педагогический и методологический по проблеме исследований;
  • Раскрыть особенности мелкой моторики рук детей младшего и среднего дошкольного возраста;
  • Выявить роль пальчиковой гимнастики у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

        

                Разработала и провела диагностику по развитию мелкой моторики рук. По результатам диагностики выявила следующие показатели:

  • Высокий уровень -  0%;
  • Средний уровень - 36,6%;
  • Низкий уровень - 63,4%.

                В диагностике участвовало 6 детей.

                Слабые стороны – шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, развитие речи, пазлы. Результаты диагностики в таблице №1 и  диаграмма №1. (См. приложение А)

                Чтобы работа по развитию мелкой моторики рук была успешной,  соблюдала основные требования к её организации:

  • Творчески подходила к заданию;
  • Тщательно продумывала и подбирала материал;
  • Соблюдала правила последовательности – от простого к сложному;
  • Переходила к следующему заданию только после того как дети усвоили предыдущее задание;
  • Доброжелательно и уважительно относилась к детям;
  • Поддерживала интерес к выполнению задания;
  • Соблюдала правило «Не навреди».

                В своей работе  использовала основные педагогические и дидактические принципы:

  • Наглядности – вся работа строилась с учетом этого принципа, для этого изготовила яркий красочный дидактический материал;
  • Систематичности – весь материал давался детям в определенной системе и последовательности;
  • Доступности – в доступной форме для детей строились задания и занятия;
  • Учет возрастных особенностей детей – уровень сложности заданий только соответственно возрасту.

4.Технология опыта.

Дети владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Для успешного развития творческих игр, я организую работу  так, чтобы сведения об окружающем мире, которые дети должны усвоить по программе, сопровождались эмоциональными впечатлениями, создавали в сознание детей яркие образы, которые они стремятся воплотить в игровом действии. При этом у детей формируется чувство коллективизма, четкие представления о доброте, ответственности, взаимопомощи.

        Свою работу по развитию мелкой моторики рук начала с младшей группы индивидуально и по подгруппам. В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по данной теме, поэтому занятия и упражнения провожу в перерывах между основными видами непосредственной образовательной  деятельностью, во время игр в помещении, вечером, на прогулке; используя в качестве разминок, физминуток,.

                Тренировку пальцев рук уже нужно начинать в возрасте 6-7 месяцев с массажа. А так как дети поступают в детский сад в 2-3 года, поэтому работа началась с массажа. Ежедневный тщательный массаж кистей рук, мягкие массирующие движения  и разминания  каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, и предплечья – это очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между взрослым и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка есть явное отставание в речевом развитии. Он дает отличные результаты в развитии речи.

                После массажа включаю несложные пальчиковые игры и упражнения. Эти веселым играм просвещенны многие книги. Народная мудрость принесла нам из глубины веков: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза - рогатая» и другие. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Работа с пальчиковыми играми идет от простого к сложному. Игры  и упражнения способствуют не только речевому, но всестороннему развитию.

                Работу в младшей группе строила так:

Игры манипуляции:

«Ладушки - ладушки», «Сорока - белобока», «Пальчик – мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин»,  «Этот мальчик хочет спать», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, пять – кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли погулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения

"Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. "Грабли"- ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

"Елка" — ладони от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг кругу). Пальцы выставляются вперед/локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

        Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")

        Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

"Колечко"— поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

"Кулак - ребро - ладонь"— последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

"Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

"Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

"Горизонтальная восьмерка"- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

"Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук.

"Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

"Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

"Согреем руки" - движения, как при растирании рук.

"Молоточек" - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди.

"Гуси щиплют траву" - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

"Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения Трепетание пальцев").

"Сказка"- детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

"Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. "Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее".

"Осшиножки" — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

В средней группе пальчиковую гимнастику включала в режим дня:

  • С добрым утром!

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: "Пальчики здороваются", "С добрым утром!" и самомассаж пальцев "Помоем руки".

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз)

Вы проснулись?

("Смотрим в бинокль")

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушам)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги)

Вы проснулись? (Притопываем)

С добрым утром, солнце!

(Руки раскрываются навстречу солнышку)

Я проснулась!

(Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)

  • Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Я вас всех приветствую

(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

  • Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают "поиграть с предметом", например передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: "Какой мяч?". (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка "Замок":

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули (руки тянутся в стороны).

Покрутили (круговые движения пальцев от себя).

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы)

  • На физкультминутках (три-четыре упражнения).

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением ("Пальчики здороваются" или "Коготки"), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки ("Надеваем перчатку") и предметов - прокатывание карандаша, грецкого ореха.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения - из серии "гимнастики мозга".

  • На физкультурных занятиях.

На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей в заключительной части. На занятиях с использованием тренажеров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу ("поза факира"), сидя на гимнастических мячах и др.

Ну-ка, братцы, за работу

(поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

Покажи свою охоту;

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать

(энергично шевелить всеми пальцами).

Наших деток забавлять.

С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом

(пальцы рук поочередно, начиная с указательного, "здороваются с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым

(ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули

(пальцы рук соединены в замок).

Которые сами

В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки

(пальцы сжать в кулак затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки

(руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается

одноименного пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут

(руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев "Как живешь?".

Как живешь?

  • Вот так!

(Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак)

- А плывешь?

  • Вот так!

(Руками изображают движение пловца)

- Как бежишь?

- Вот так!

(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

-  Вдаль глядишь?
- Вот так!

(Поочередно прикладывать ладони колбу)

-  Машешь вслед?

  • Вот так!

(Энергичные движения кистями рук)

  • -Ночью спишь?
  • Вот так!

(Ладони под голову)

- А шалишь?

  • Вот так!

(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)

  • Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

Детям очень нравится показывать "театр в руке": "На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели..." (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

  • На прогулке в теплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

"Гусь"

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

"Зайчик - кольцо"

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

  • В зачине подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре "Дельфин и рыбки" дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

  • В зачине подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре "Дельфин и рыбки" дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, море синем

(кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча)

Быстро плавают дельфины

(волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

Не пугает их волна,

Рядом плещется она

(рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре "Ловля обезьян" при помощи пальцев ребенок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны - сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх - "обезьянка дразнится").

  • На досугах, праздниках, развлечениях.

На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук ("Перемени предмет", "Передай мяч", "Посадка картошки"), детям предлагают:

  • выложить фигуру из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи, флажки);
  • построить стену, забор, пирамиду из кубиков;
  • провести мелом линию в "лабиринте", не коснувшись его края;
  • составить слово из кубиков, на которых нарисованы буквы.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Следующим этапом по развитию мелкой моторики рук являются фасолевые ванны и игры с крупами. В миски или коробочки насыпаю фасоль или горох, мелкие крупы. Сначала предлагаю запустить детям руки в ванночки и перемешать содержимое. А затем добавляю мелкие игрушки и предлагаю детям выискивать их. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев. Также использую вместо круп ракушки и камушки разной величины, стеклянные шарики разного цвета. Это помогает решать вопросы по обучению цветов и величины.

Обязательным моментом в развитии мелкой моторики рук является самообслуживание. С этой целью использую яркие красочные игры – застежки, игры – шнуровки, одевание  и раздевание кукол. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же, благодаря им,  дети овладевают повседневным практическим навыком – шнурование ботинок, застегивание пуговиц.

По рекомендации психолога Поповой Н.П. начала использовать в свободное время для игр, на занятиях физминутках – игры с прищепками. Чтобы игры не были  для ребят скучными и утомительными, озвучиваем действия с прищепками веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Давая, упражнения и игры, придерживаюсь  принципа постепенного усложнения действий и речевого материала.

В индивидуальных занятиях по аппликации  большую пользу в развитии мелкой моторики играет роль вырезание ножницами. Работу начинаю с простых форм – круг, квадрат, треугольник, а потом вырезают сложные картинки.

В теплый период года на прогулке с детьми предлагаю им построить из песка и камушек замки и горки. Крупный песок и камни хорошо массируют и развивают ладошки.

В вечерние часы предлагаю детям различные мозаики и пазлы, LEGO-конструкторы. Такие игры улучшают мелкую моторику рук, развивают сообразительность и творческие способности. Большой интерес дети проявляют к пазлам.  Эти красочные картинки развивают внимание, сообразительность, координируют  работу глаз и кистей.

В работе с детьми никогда не ругаю малышей, если у них не получается хорошо работать ручками. Не отступаю, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка, хвалю за все успехи!

К работе с мелкой моторикой рук привлекаю родителей. Проводились  родительские собрания, консультации на темы: «Мы играем вместе», «Развитие моторики у малыша», «Основные занятия с малышом помелкой моторики», где родителям давала конкретные советы по развитию мелкой моторики рук дома. Родители с удовольствием поучились пальчиковыми играми вместе со своими детьми, что способствовало объединению их с детьми.

После проделанной работы,  провела повторную диагностику по мелкой моторики рук. Дети показали высокий уровень (43,6%) и средний уровень(56,4%). В совместной работе  воспитателя и родителей отличный результат показала Янова Соня. Успешные показатели были по шнуровке, аппликации, лепке. Ребенок начал разговаривать,  в данный момент хорошо общается с детьми, может изъяснить просьбу и желание. Хотя впервичной диагностики ребенок показывал низкий уровень. Результаты повторной диагностики в таблице №2 и диаграмме №2 (См. приложение Б) .

В дальнейшем планирую усложнить работу по развитию мелкой моторики рук. На занятиях по формированию элементарных математических представлениях внести рисование по клеточкам, игры со счетными палочками. В аппликации усложнить работу с бумагой – вырезание сложных картинок,  ввести обучение вышиванию. Продолжать игры с пазлами, крупами, прищепками, пальчиковыми играми (с усложнением).

Весь материал по данной проблеме систематизировала и оформила:

  • Фотовыставка – «Мы играем, занимаемся»;
  • Картотека пальчиковых игр;
  • Картотека игр с прищепками;
  • Картотека с природным материалом;
  • Дидактические игры;
  • Пальчиковый театр;
  • Памятки для родителей;
  • Доклады к родительским собраниям;
  • Консультации для родителей и воспитателей.

В феврале 2009 года участвовала врайоном методическом объединении, где раскрыла актуальность данной проблемы, поделилась опытом работы с педагогами нашего района.

В апреле 2009 года с воспитанниками группы были награждены почетной грамотой за участие в областном конкурсе «Войди в природу другом» - где показали свои умения в работе с природным материалом и развитием мелкой моторики рук .

Развитие моторики неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо творческого начала и логики – это важная база для подготовки ребенка к школе.

В группе создана предметно-игровая среда. Приобретены и изготовлены атрибуты к творческим играм: «Магазин», «Повар», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Шофер», «Мастерская» (наборы детских инструментов), «Зоопарк», «Домашняя ферма».

В играх , я не только помогаю оформлять сюжет игры, но придумываю им определенную нравственную направленность. Для формирования игры использую методические приемы:

  • Экскурсии;
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Придумывание рассказов или сказок;
  • Пересказ  художественных произведений.

Учитываю индивидуальные особенности детей, уровень их возможностей. Привлекаю при организации игры знания полученные воспитанниками на непосредственной образовательной деятельности детей.

В жизни детей игры с правилами занимают большое место. Детей интересует не только процесс, но и ее результат. Игры с правилами используем с целью умственного и физического развития. Они принимают активное участив играх не только  которые я организую, но и умеют самостоятельно их организовывать. В  группе подобран соответствующий возрасту дидактический материал:

  • Шнуровки;
  • Многообразие раскрасок;
  • Многообразие книг;
  • Многообразие дидактических игр.

Трудовая деятельность детей детского сада значительно расширяется, принимает коллективный характер. У детей уже сформирован определенный объем трудовых навыков. Труд по самообслуживанию постепенно становится потребностью детей. В данный момент работаю по формированию и закреплению у них различных навыков самообслуживания, обращаю внимание на темп и качество выполнения необходимых действий.

        Наряду с задачей закрепления навыков, я формирую у малышей организованное поведение, целенаправленные действия, учу вести себя сдержанно, не отвлекаясь посторонними делами. Обращаю внимание детей на затруднение сверстников, учу их быть предупредительными, оказывать помощь товарищам, заботливо относится к окружающим, не мешать соседям, занимаясь своими делами.

        Под моим руководством дети приобрели навыки ухода за растениями, что способствует к формированию у них бережного отношения к природе. В группе растут разнообразные комнатные растения, есть оборудование по уходу за ними, дневники наблюдения. Уход за комнатными растениями осуществляется дежурными, назначенными мною на 2-3 дня, где отражается в уголке дежурств.

        В весенне-осенний период все дети совместно с воспитателем регулярно работают на огороде и в цветнике. Уход за растениями приучает детей  к систематическому труду, формирует чувство ответственности за их состояние, учит наблюдательности, дает новые знания.

        Руководя коллективной деятельностью детей, обязательно обращаю внимание на характер взаимоотношений между ними, как обращаются между собой, нет ли проявлений грубости и  нетактичности. Объединяя их в группу для выполнения общего задания, учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, регулирую детские взаимоотношения, опираясь на лучшие стороны каждого из детей.  Дети  приобрели достаточный опыт трудовой деятельности: научились справедливо договариваться  о распределение работы, тщательно выполнять своё задание, чувствуют ответственность перед участниками общего дела, оказывает помощь сверстникам, проявляют доброжелательность к ним.

        Особое место занимает ручной труд, он организуется отведенные для самостоятельной деятельности детей. Обучение приемам работы с бумагой, картоном, природным материалом, осуществляется в непосредственной образовательной деятельности. Вызывая интерес к изготовлению игрушек-самоделок, рассматриваю с детьми уже готовые образцы, обращаю их внимание на способы склеивания деталей, соответствие материала заданному предмета. Постоянно проявляю заинтересованность в этой деятельности, создаю необходимые условия для организации самостоятельного труда, делаю небольшую выставку работ детей. Привлекаю родителей к участию в изготовлении совместных работ.

        В ознакомление с окружающим миром дети знакомятся с трудом взрослых, получают представление о разных сферах трудовой деятельности (В промышленности, сельском хозяйстве, строительстве):  о труде основных профессий (швея, хлебороб, строитель); об основных этапах и процессах создания продукции (постройка дома, изготовление одежды, выращивание хлеба); о взаимосвязи труда людей разных профессий. Раскрываю качества людей необходимые для успешной трудовой деятельности. В группе для этой цели имеются альбомы, книги по профессиям. Проводятся беседы, экскурсии, наблюдения, чтения художественной литературы, рассказы воспитателей, организация творческих и дидактических игр.

        В соответствии  с   примерной программой «ОТ рождения до семи»  дети получают достаточно широкое знание о родной стране, родном городе, области, праздниках.. В группе создан региональный уголок, где ребята знакомятся с символикой страны, области, города. С удовольствием рассматривают набор открыток о столице, региона, фотографии о достопримечательностях малой Родины. Организуется совместные с родителями поездки в краеведческий музей города. К празднику Победы, подобран материал на военную тему:

  • Награды;
  • Фотографии;
  • Трофеи военных лет;
  • Иллюстрации;
  • Вырезки из газет об обороне родного города, столице, страны;
  • Собраны детские наборы военные техники, солдат;
  • Организованна выставка рисунков детей на тему: «Я будущий солдат», «Война глазами детей» (детей старшего возраста).

Работа по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию осуществляется круглый год, в процессе разнообразных видов детской деятельности. Дети с интересом познают окружающую природу. В своей работе использую различные методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые. Знакомлюсь с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире, в естественных природных условиях, через ощущения, используя все анализаторы, ребенок может более полно ощутить мир форм, звуков и  красок.

Вместе с детьми ведем календарь природы, где ежедневно отмечаем состояние погоды, делаем зарисовки. Создан уголок природы, где собран разный дидактический материал по экологии:

  •  Альбомы с иллюстрациями (Времена года);
  • Пособия книги «Как появляется цветок», «Как появляется лягушка», «Как появляется бабочка», «Как появляется птичка»;
  • Разнообразные раскраски животных растений;
  • Детские энциклопедии животных;
  • Дидактические игры.

Знания детей закрепляются в процессе наблюдений, бесед, чтение художественных произведений, театрализованных представлений, экспериментов с реальными предметами и их свойствами.

Среди важных задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных задач. Это общая задача включает частные задачи, такие как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи.

В общение со сверстниками и взрослыми дети способны регулировать силу, тем речи, интонацию, интонационно выражать свои чувства (радость, печаль, удивление). Однако при пересказе художественных произведений речь многих детей не достаточно выразительна. У некоторых детей отмечаются недостатки звукопроизношений (чаще всего свистящие и шипящие, звуки «л», «р»). В легких случаях недостатки исправляю сама, в других – логопед. У детей хороший запас слов. Особое внимание уделяю качественной стороне:  увеличение запаса слов именами прилагательных; глаголами; словами сходного (синонима) и противоположного (антонима) значения. Почти у всех детей усвоена грамматическая система языка. Активно формируется произвольная речь. Ведущей формой обучения родного языка является непосредственная образовательная деятельность. Большое внимание уделяется ознакомлению с художественной литературой. В век «Информационных технологий» наше общество совсем перестало читать книги, поэтому важнейшей задачей стоит приобщить детей к книгам. Литературный репертуар, с которым знакомлю ребят, из года в год усложняется по содержанию и художественной форме. Приознакомление со сказками, пословицами, поговорками, потешками, песенками проходят в  комнате «Сказок». Дети попадают в русскую избу, с русской печкой, со старинами предметами быта, с куклами и персонажами из сказок. С «застывание» сердца малыши слушают бабушку рассказчицу. Благодаря комнате «Сказок» дети запоминают персонажи, образные выражения, понимают их уместность в данном контексте. Для ознакомления с художественной литературой в группе создан уголок книг, в нем подобранны: книги, портреты писателей, иллюстрации художников. Литературный и  наглядный материал систематически меняется с событиями в общественной жизни, с ближайшими знаменательными датами. В соответствии с возвратом детей подобран материл о жизни и творчестве писателей и художников. В часы игр занимаюсь в книжном уголке индивидуально с ребенком, или подгруппой.  Работа идет в разных направлениях. Художественные произведения, с которыми воспитанников знакомила на занятиях, читаю повторно, рассматриваю иллюстрации, при этом закрепляю в памяти детей стихотворения, заученные ими раннее, помогаю осознать характер книги (веселая, грустная), даю задания пересказать, знакомы ребенку текст, подобрать название к прочитанному отрывку. Это дает детям возможность лучше уяснить текст, полнее почувствовать художественные особенности произведения. Размышляя о поступках литературных героев, способствует нравственному воспитанию ребенка.

В книжном уголке  проводится также работа по развитию речи детей, не связанная непосредственно с книгой. Учитывая ошибки в речи воспитанников, готовлю материалы для индивидуальной работы по их исправлению.

Большое внимание уделяется безопасности жизни детей. Проводятся тематические игры. .Непосредственную образовательную деятельность   по ОБЖ проводит учитель-педагог Решетникова Л.А. по плану.

В свободное время на закрепление знаний по ОБЖ провожу беседы, рассматривания, чтение художественной литература, экскурсии, рассказы воспитателя, сюжетно-ролевые и дидактические игры, выставки рисунков. Разработала и провела тематические недели: «Спички не игрушка», «Безопасность на дороге». С помощью родителей приобретены пособия -  плакаты: «Дорожная азбука», «Уроки безопасности», «Правила пожарной безопасности»; раскраски – «Специальные машины»; книги с рассказам о пожарных, врачей, милиционеров; дидактические игры. Провожу беседы инструктажи с родителями и детьми. Дети знают как себя вести при пожаре, знают где находятся запасные выходы, знают телефоны специальных служб, домашний адрес, фамилию, имя родителей.

В группе продолжается работа по формированию у детей элементарных математических представлений. Обучение проводится с опорой на наглядность, на полученные ранее элементарные математические представления,  и  на опыт решение некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных, умения и навыки формируются в играх и упражнениях. Полученные знания закрепляются с помощью различных заданий и дидактических игр.

Знания, умения и навыки по изобразительной деятельности полученные закрепляются в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальных занятиях с воспитателем. В уголке творчества ребенок свободно пользуется раскрасками, трафаретами и материалами для рисования и лепки. Приобретены дидактические игры, где закрепляются знания о цвете, о форме. Знакомство с декоративно-прикладным искусством проходит в музее детского сада. В нем собран разнообразный материал, который знакомит детей не только с декоративно-прикладным творчеством, но и живописью, графикой и скульптурой, с рисунками и поделками детей.

Полноценное развитие детей по физической культуре проходит  как в непосредственной образовательной деятельности ,так но и в самостоятельной деятельности, на физминутках, в    паузах между занятиями, на прогулке. Дети с удовольствием принимают участие в подвижных играх, в физкультурных развлечения. В спортивном уголке группы дети используют мячи, скакалки, обручи, спортивные игры (кегли, городок, мягкий дарц, флажки, султанчики). Родителями приобретена спортивная форма.

Летом провожу мероприятия по закаливанию : разрешаю детям бегать босиком по песку, перед обедом – обливание, мытье рук и ног, умывание прохладной водой.

Дети нашей группы с большим удовольствием принимают участие в праздниках и развлечениях. Малыши совместно с воспитателями, родителями, музыкальными руководителями, разучивают стихи, песни, игры, танцы, сценки.

При воспитание и обучение детей использую следующие технологии:

Наименование технологии

Цель

Учебно-материальная  база

  1. Здоровьесберегающая

Обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей.

Формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям по физической культуре.

Обеспечение эффективного развития физических качеств.

Закаливание организма.

Для реализации задач физического воспитания имеется:

  • Физкультурный зал с спортивными атрибутами, «сухой» бассейн, гимнастическая лестница;
  • Спортивная площадка (физкультурные занятия и спортивные мероприятия проводятся на открытом воздухе);
  • В каждой группе – физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, дорожками здоровья;
  • Физио кабинет с оборудованием;
  • Кабинет психолога;
  • Кабинет логопеда.

Проводятся закаливающие мероприятия:

  • Проветривание помещения;
  • Полоскание горла;
  • Умывание, мытье рук, ног, прохладной водой;
  • Ходьба босиком по траве (летний период).
  1. Игровая

Формирование всех физических процессов. Путь детей к познанию мира, в котором они живут.

Создана предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным особенностям.

Уголок сюжетно-ролевых игр, наборы:

  • Парикмахерская;
  • Поликлиника;
  • Магазины;
  • Строитель;
  • Домашняя ферма и т.д.

Уголок со строительным материалом.

Уголок занимательных и дидактических игр – на развитие логики, смекалки, воображения.

  1. Экологическая (познавательная)

Формирование у дошкольников знаний об окружающей жизни. Развивать сознательное, ответственное, бережное отношение детей к своей безопасности и безопасности окружающего. Способствовать приобретению элементарных знаний об организме, защите жизни и здоровья, как своего, так и окружающего.

Цикл занятий по экологической культуре:

  • Правильное отношение ребенка к окружающей его  природе, к себе и людям, как части природы;
  • Правильное отношение ребенка к вещам и материалам природного происхождения, которыми пользуется.
  • Знакомство детей с чрезвычайными ситуациями, которую развивают психологическую устойчивость в опасных ситуациях.

Уголок для знакомства с правилами дорожного движения, пожарной безопасности.

Уголок природы, где имеется весь необходимый материал для организации наблюдений и ухода за растениями, набор цветов по примерной программы «ОТ рождения до школы» календарь погоды, дневники наблюдения, дидактические игры,  энциклопедии животных и растений.

Создан в детском саду «Зимний» сад.

Просмотр обучающих программ по DVD.

  1. Художественно-эстетическая

Создание условий для личностного развития воспитанников. Использовать средства художественного выражения, дляосуществление своего замысла. Выражать отношения крезультатом своей деятельности и сверстников. Проявлять инициативу, самостоятельно выполнять задания на пройденные или предстоящие темы.

Организация тематических выставок рисунков и поделок по детскому саду.

Мини-музей народно-прикладных изделий.

Комната «Сказок»:

  • Собранны старинные предметы (утюг, ухват, посуда, прялка);
  • Изготовлена детская люлька, русская печка;
  • Сшиты старинные куклы, персонажи из сказок;
  • Собранны и сшиты национальные костюмы, костюмы для театрализованных сценок.

Уголок изобразительной деятельности, где имеется необходимый материал для проявления творчества и фантазии.

Посещение краеведческого музея города.

  1. Нравственно-познавательная

Воспитание гражданских и патриотических чувств.

Занятия по приобщению детей к русской народной культуре, к знаниям о малой Родины.

Посещение краеведческого музея города.

Экскурсии к достопримечательностям города.

Уголок регионального компонента:

  • Символика страны, региона, города;
  • Наборы иллюстраций, открыток;
  • Фотоальбомы о достопримечательностях города;
  • Рассматривание слайдов.
  1. Математическая

Развитие математических операций:

  • Умение обобщать;
  • Сравнивать;
  • Выявлять и устанавливать закономерности;
  • Предвидеть результат и ход решения задач;
  • Ориентироваться на листе бумаги.

Реализуется на занятия, в занимательных играх, совместной деятельности.

Организация досугов с математическим содержанием.

Наличие прописей.

  1. Речевая

Развитие речи ребенка

Игры на развитие творческого воображения.

Большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике, так как обще известно, что развитие речи тесно взаимосвязано с развитием мелкой моторике рук.

Подобран материал:

  • Картотека «пальчиковые игры»;
  • Картотека «Игры с прищепками»;
  • Картотека «Игры с природным материалом».

Уголок книги, отвечающий возрастным требованиям детей.

Просмотр видео фильмов, мультфильмов.

Слушание аудио записей.

Кабинет логопеда.

  1. Личностно-ориентированный подход

Обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий личности ребенка, реализация ее природных потенциалов.

Разносторонние, свободное и творческое развитие ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей детей. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Индивидуально-профильное развитие ребенка.

Совместная работа с педагогом-психологом.

Психологический кабинет.

        

Наименование технологии

Цель

Учебно-материальная  база

  1. Здоровьесберегающая

Обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей.

Формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям по физической культуре.

Обеспечение эффективного развития физических качеств.

Закаливание организма.

Для реализации задач физического воспитания имеется:

  • Физкультурный зал с спортивными атрибутами, «сухой» бассейн, гимнастическая лестница;
  • Спортивная площадка (физкультурные занятия и спортивные мероприятия проводятся на открытом воздухе);
  • В каждой группе – физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, дорожками здоровья;
  • Физио кабинет с оборудованием;
  • Кабинет психолога;
  • Кабинет логопеда.

Проводятся закаливающие мероприятия:

  • Проветривание помещения;
  • Полоскание горла;
  • Умывание, мытье рук, ног, прохладной водой;
  • Ходьба босиком по траве (летний период).
  1. Игровая

Формирование всех физических процессов. Путь детей к познанию мира, в котором они живут.

Создана предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным особенностям.

Уголок сюжетно-ролевых игр, наборы:

  • Парикмахерская;
  • Поликлиника;
  • Магазины;
  • Строитель;
  • Домашняя ферма и т.д.

Уголок со строительным материалом.

Уголок занимательных и дидактических игр – на развитие логики, смекалки, воображения.

  1. Экологическая (познавательная)

Формирование у дошкольников знаний об окружающей жизни. Развивать сознательное, ответственное, бережное отношение детей к своей безопасности и безопасности окружающего. Способствовать приобретению элементарных знаний об организме, защите жизни и здоровья, как своего, так и окружающего.

Цикл занятий по экологической культуре:

  • Правильное отношение ребенка к окружающей его  природе, к себе и людям, как части природы;
  • Правильное отношение ребенка к вещам и материалам природного происхождения, которыми пользуется.
  • Знакомство детей с чрезвычайными ситуациями, которую развивают психологическую устойчивость в опасных ситуациях.

Уголок для знакомства с правилами дорожного движения, пожарной безопасности.

Уголок природы, где имеется весь необходимый материал для организации наблюдений и ухода за растениями, набор цветов по примерной программы «ОТ рождения до школы» календарь погоды, дневники наблюдения, дидактические игры,  энциклопедии животных и растений.

Создан в детском саду «Зимний» сад.

Просмотр обучающих программ по DVD.

  1. Художественно-эстетическая

Создание условий для личностного развития воспитанников. Использовать средства художественного выражения, дляосуществление своего замысла. Выражать отношения крезультатом своей деятельности и сверстников. Проявлять инициативу, самостоятельно выполнять задания на пройденные или предстоящие темы.

Организация тематических выставок рисунков и поделок по детскому саду.

Мини-музей народно-прикладных изделий.

Комната «Сказок»:

  • Собранны старинные предметы (утюг, ухват, посуда, прялка);
  • Изготовлена детская люлька, русская печка;
  • Сшиты старинные куклы, персонажи из сказок;
  • Собранны и сшиты национальные костюмы, костюмы для театрализованных сценок.

Уголок изобразительной деятельности, где имеется необходимый материал для проявления творчества и фантазии.

Посещение краеведческого музея города.

  1. Нравственно-познавательная

Воспитание гражданских и патриотических чувств.

Занятия по приобщению детей к русской народной культуре, к знаниям о малой Родины.

Посещение краеведческого музея города.

Экскурсии к достопримечательностям города.

Уголок регионального компонента:

  • Символика страны, региона, города;
  • Наборы иллюстраций, открыток;
  • Фотоальбомы о достопримечательностях города;
  • Рассматривание слайдов.
  1. Математическая

Развитие математических операций:

  • Умение обобщать;
  • Сравнивать;
  • Выявлять и устанавливать закономерности;
  • Предвидеть результат и ход решения задач;
  • Ориентироваться на листе бумаги.

Реализуется на занятия, в занимательных играх, совместной деятельности.

Организация досугов с математическим содержанием.

Наличие прописей.

  1. Речевая

Развитие речи ребенка

Игры на развитие творческого воображения.

Большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике, так как обще известно, что развитие речи тесно взаимосвязано с развитием мелкой моторике рук.

Подобран материал:

  • Картотека «пальчиковые игры»;
  • Картотека «Игры с прищепками»;
  • Картотека «Игры с природным материалом».

Уголок книги, отвечающий возрастным требованиям детей.

Просмотр видео фильмов, мультфильмов.

Слушание аудио записей.

Кабинет логопеда.

  1. Личностно-ориентированный подход

Обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий личности ребенка, реализация ее природных потенциалов.

Разносторонние, свободное и творческое развитие ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей детей. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Индивидуально-профильное развитие ребенка.

Совместная работа с педагогом-психологом.

Психологический кабинет.

5.Результативность.

Диагностика 2010-2011 год.

Сводная таблица по группе:

Раздел  программы

Уровни (%)

Высокий

Средний

Низкий

Развитие речи

25,4

68,3

6,3

ФЭМП

10,5

79

10,5

Изодеятельность

19,3

75,3

5,4

Конструирование

17,7

79,6

2,7

Итого:

18,2

75,5

6,3

Диагностика 2011-2012 год.

Сводная таблица по группе:

Раздел  программы

Уровни (%)

Высокий

Средний

Низкий

Ребенок и окружающий мир: предметное окружение. Явление общественной жизни. Экологическое воспитание.

40,4

58,8

0,8

Развитие речи

26,4

73,6

0

ФЭМП

47

53

0

Изодеятельность

27,6

72,4

0

Конструирование

49,4

50,6

0

Итого:

38,2

61,7

0,1

Диагностика 2012-2013 год.

Сводная таблица по группе:

Раздел  программы

Уровни (%)

Высокий

Средний

Низкий

Ребенок и окружающий мир: предметное окружение. Явление общественной жизни. Экологическое воспитание.

26,4

69,3

4,3

Развитие речи

14,4

80,9

4,7

ФЭМП

26,6

71

2,4

Изодеятельность

12,7

84,5

2,8

Конструирование

20,3

79,7

0

Ручной труд

25,8

72,3

1,9

Итого:

21

76,3

2,7

Общая сравнительная диаграмма (по всем показателям)


Общая сравнительная диаграмма (по всем показателям)


Общая сравнительная диаграмма (Коммуникация)

Общая

Общая сравнительная диаграмма (познание)


6. Работа с родителями

На протяжении трех лет проводится работа с родителями. Родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, проводятся по интересующим родителей темам и плану.

Оформлен родительский уголок, уголок «Психолог разъясняет» - где информация меняется по плану; творческий уголок – работы детей.

Привлекаю родителей к активному участию:

  • В воспитательно-образовательном процессе;
  • В оформление развивающей среды, приобретение пособий, игрушек, дидактических игр и материалов, пособий, книг;
  • В ремонте группы – выполнение работ и приобретение материалов;
  • В подготовке праздников, оформление к ним.

Родители участвуют в субботниках по благоустройству участка и групповых комнат, озеленению участка (приобретение семян цветов, обрезке кустарников, окапывание деревьев), установке песочницы,  стола и скамеек, их окраска. В этом году родители построили домик, паровоз ,машину ,жирафа ,лошадку .Так же сделали переносные мини футбольные ворота, кольце-брос.

Для успешного решения проблем по воспитанию детей мною подготовлены анкеты в аналитической форме.

Подготовлены памятки для родителей.

В группе родители могут не только получить консультации по воспитанию, так познакомиться с интересными периодическими статьями в газетах, журналах; созданы папки «Это интересно», и проверить тестами  в папке «Познай себя».

В уголке «Психолог разъясняет» для родителей даются рекомендации психолога по возрасту детей, кризисах и как их преодолеть.

В уголке «для родителей» знакомлю, как мы растем, с сеткой непосредственной образовательной деятельностью, режимом дня, информацией по оплате детского сада, с объявлениями.

В красочно оформленном уголке «Наше творчество» малыши радуют своих родителей  успехами в рисовании, лепке, аппликации, успехами в прописях.

Активное участие  родители принимают в совместных поездках в музей города (заказывали автобус, сопровождали детей).

Для родителей проводились фотосессии:

«Наше лето в детском саду»,

«Мамы разные нужны, мамы – разные важны!»

«Папа – надежный, сильный, смелый»

« Интересное в музее».

Малыши с большой гордостью рассматривали о своих родителей и их успехи.

Активное участие родители принимают в конкурсах:

«Детский сад будущего»,

«Руками наших мам и пап».

К праздникам 23 февраля и 8 марта проходили выставки рисунков:

«Моя мамочка»,

«Я будущий солдат».

Ежеквартально проходят родительские собрания, посещаемость почти 80 %. На них родители делятся опытом воспитания и обучения детей, за круглым столом приходят к единым решениям по проблемам.  Активное участие принимают в оформление групп к  праздникам, особенно любят новый год. Много поделок, которые подготавливают вместе с  малышами, приносят на групповую елку.

В организации общения с родителями принимаю индивидуальный подход в сочетании с уважением к каждому, нахожу хорошие качества в каждом ребенке. Пытаюсь до каждого родителя довести слова К.Д. Ушинского, что «характер человека более всего формируется в первые годы его жизни – ложится прочно, становится второй природой человека».

Диаграмма по родительским собраниям.

2010-2011гг. – 6-8 человек.

2011-2012гг. – 10-15 человек.

2012-2013гг. – 15-20 человек.

Формы работы с родителями:

  1. Групповые родительские собрания.
  2. Индивидуальные формы (беседы, работы, консультации) с членами семей воспитанников.
  3. Наглядно-стендовая информации.
  4. Совместные субботники.
  5. Совместное проведение праздников.
  6. Поездки, экскурсии.
  7. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм.
  8. Участие в фотосессиях, конкурсах, выставках.
  9. Обмен опытом по воспитанию.
  10. Анкетирование.

        

Приложение А

Диагностика мелкой моторики рук (Первичная)

Таблица №1

Ф.И. ребенка

Показатели

Шнуровка,

застегивание

Аппликация

Лепка

Пазлы

Развитие речи

1.Автисян Люси

2. Антонов Антон

3.Мусаткина Саша

4.Шерсткова Даша

5.Филин Алёша

6.Янова Соня

Итоги, %

Высокий

Средний

33

33

50

17

50

Низкий

67

67

50

83

50

Общий итог: высокий  - 0%, средний – 36,6%, низкий – 63,4%

      - низкий уровень;

      - средний уровень;

      - высокий уровень.

Диаграмма №1


Приложение Б

Диагностика мелкой моторики рук (Вторичная)

Таблица №2

Ф.И. ребенка

Показатели

Шнуровка,

застегивание

Аппликация

Лепка

Пазлы

Развитие речи

1.Автисян Люси

2. Антонов Антон

3.Мусаткина Саша

4.Шерсткова Даша

5.Филин Алёша

6.Янова Соня

Итоги, %

Высокий

67

17

17

17

Средний

33

83

83

100

83

Низкий

Общий итог: высокий  - 23,6%, средний – 76,4%, низкий – 0%

      - низкий уровень;

      - средний уровень;

      - высокий уровень.

Диаграмма №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

Обобщение опыта на тему: "Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте"

Мелкая моторика – это скоординированная работа нервной и мышечной систем. Двигательные импульсы пальцев рук, напрямую имеют благоприятное влияние на развитие и формирование «речевых» зон, а также...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи детей раннего возраста"

В презентации предоставлен опыт работы по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи  детей раннего возраста".(дидактические игры, структура занятия...)...