Приобщение детей к истокам русской народной культуры
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение
«Детский сад №6 - Центр развития ребенка» Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА О.Л. КНЯЗЕВОЙ
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
г. СЕРГИЕВ ПОСАД
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа «Истоки» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Занятия расположены от простого к сложному.
Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Актуальность программы
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Целью данной программы является:
Ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
- Обогащать словарный запас детей.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный метод беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Индивидуальная работа, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями
Используются разнообразные формы работы:
- Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
- Беседы;
- Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
Итог детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Месяц | НОД | Совместная самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | «Милости просим, гости дорогие» Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её Хозяйкой. | «Ходит сон близ окон». Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. | 1 .Сбор урожая на огородах. 2. Изготовление 3. Изготовление |
Октябрь | «Чудесный сундучок». Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. | 1 .«Репка». Кукольный театр. 2.Знакомство детей с рукомойником. Повторение потешки «Водичка-водичка, умой моё личико». 3. Развлечение «Осень в гости к нам пришла». | ] .Участие в конкурсе поделок из природного материала «Удивительное рядом». 2.Наглядно-информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка» |
Ноябрь | «Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» -котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». | 1 .Повторение потешки «Как у нашего кота». 2.Дидактическое 3. Игра с котёнком в | Изготовление атрибутов театрализованной деятельности по сказке «Репка». |
Декабрь | «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. | «Уж ты, зимушка-зима». Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку». | 1 .Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза». 2.Консультация «Одежда по сезону» |
Январь | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. | 1.Развлечение «Пришла коляда- отворяй ворота». Знакомство детей с Рождеством. 2. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем". | 1.Помощь в изготовлении чугунков. 2.Наглядно- информационный материал «Русский фольклор о зиме". |
Февраль | «Гость на гость- хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды. | 1.Показ на фланелеграфе сказки Л.Н. Толстого «Три медведя». 2.Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу чаем". | 1. Фотовыставка «Мы играем». 2. Физкультурный досуг по русским народным играм «Папа и я – спортивная семья". |
Март | Хозяйкины помощники. Знакомство детей с предметами обихода- коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской". | 1.«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая». Знакомство детей с Масленицей. 2. Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа «Моя любимая мама". | 1. Участие в подготовки развлечения «Масленица». 2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям. |
Апрель | «Петушок – золотой гребешок». Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке. | 1. «Приди, весна, с радостью». Разучивание заклички «Весна, весна красная». 2. Театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка». | 1. «Весенняя неделя добра». Изготовление скворечников; весенние поделки. 2. Наглядная информация «Русский фольклор" |
Май | «Трень – брень, гусельки». Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. | 1. Кукольный театр по сказке «Кот, лиса и петух». 2. «Здравствуй, солнышко- колоколнышко!». Разучивание потешки про солнышко. 3. Прощание с «избой». Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. | 1. Помощь в посадке цветочных клумб; оформлении детских участков. |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Месяц | НОД | Совместная самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями | ||
Сентябрь | 1.«В саду ли, в огороде». Разучивание потешки «Наш козел». Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. 2.Коровушка и бычок. Знакомство детей с домашними животными. | 1. «Чудесный мешочек». Повторение песенки потешки «Наш козел». Лепка овощей из соленого теста, раскрашевание овощей. «Приглашаем в гости к нам». Игра упражнение «Вежливое обращение к гостям». | 1. Сбор урожая на огороде. Поделки из овощей. | ||
Октябрь | 1.«Бычок – черный бочок». Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца». Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари» | 1.«Чудесный Сундучок». Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Сюжетно-ролевая игра «Магазин Овощей». Подвижная игра « Гуси- лебеди». | 1.Участие в конкурсе детских поделок из природного материала «Удивительное Рядом». 2.Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей». | ||
Ноябрь | 1.«Сошью Маше Сарафан». Знакомство с женской русской Народной одеждой. «Золотое веретено» Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. | 1.Развлечение «Осенины». 2.Чтение сказки «Золотое веретино». 3.Подвижная игра «ЖМУРКИ». | 1. Участие в развлечении «Осенины». 2.Наглядная информация «Народный фольклор осени» | ||
Декабрь | 1.Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» Повторение песенки «Как на тоненький ледок» 2.Аппликация «Одень зверей» по готовым формам. 3.Самостоятельный Пересказ Сказки «Зимовье зверей». | 1.«Здравствуй зимушка зима» Загадки зиме. Разучивание русской Народной песенки «Как на тоненький Ледок». 2. Беседа о празднике «Новый год»; «Пальчиковый театр»; «Лисичка сестричка и серый волк» | Помощь в подготовке к новому году. Заучивание стихов к празднику. Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза» | ||
Январь | 1.«Сундучок Деда Мороза» Беседа «Подарки Деда Мороза» 2.Разучивание заклички «Мороз, мороз не морозь мой нос». | 1.Развлечение «Рождественские святки». 2. Вечер зимних загадок. 3.Подвижная игра «Снежная крепость»; «Петушок – золотой гребешок»; 4.Упражнение в вежливом обращении к гостю: 5.Дидактическая игра «Похвали Петушка»; 6.Кукольный театр «Петушок и бобовое зернышко» | Участие в подготовке развлечения «Рождественские святки»: а)Изготовление атрибутов к развлечению; б)Участие в вечере зимних загадок. в)Наглядная информация «Русский фольклор зимы». | ||
Февраль | «Волшебные спицы. Знакомство со спицами и вязанием на них». Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть козья, овечья». «Масленица дорогая наша, гостьюшка годовая» Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины». | 1.Повторение потешек о домашних животных. 2.Игра-драматизация «Лиса и козел». 3.Аппликация «Сарафан для лисички «Веселые ложки» 4.Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками. 5.Загадывание загадок о животных. | 1.Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток. 2.Физкультурный досуг «Папа и я спортивная семья». 3. «Бабушкин сундук» 4.Помощь в пополнении «русской избы» старинными вещами. | ||
Март | 1.«При солнышке – тепло, при матушке -добро». Беседа о маме с включением пословиц и поговорок» -Составление рассказа «Какая моя мама». 2. «Весна, весна, поди сюда!» - рассказ воспитателя о старинных обычаях встречи весны, загадывание загадок о весне, | 1.Развлечение «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая», «Лисичка со скалочкой», Знакомство с предметом обихода – скалкой. 2.«Пришла весна!» -повторение заклички о весне. 3.Коллективная аппликация из Цветных лоскутков «Пришла весна». | Участие в подготовки и проведении развлечения «Масленица» и праздника «8- Марта». «За самоваром», Чаепитие по русским народным традициям. Участие в выставке детских рисунков «Весна, весна поди сюда». | ||
Апрель | «Шутку шутить_- людей насмешить», знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками. русская свистулька, рассказ о глиняной свистульке, лепка свистульки. | 1.«Небылица- небывальщина» - знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. 2. «Чудесный сундучок», раскрашивание свистулек, дидактическая игра «Угадай по звуку». Просмотр мультфильма по сказке «Крошечка -Хаврошечка». | Наглядная информация «Русский фольклор весной». Выращивание семян цветов. | ||
Май | 1.Времена года, Рассказ о временах года с использованием загадок. 2. «Волшебная палочка» - узнать сказку по иллюстрации, отрывкам». | Русская балалайка, знакомство с инструментом, пословицы и поговорки о балалайки» До свиданья хозяюшка, до новых встреч - знакомство с новой сказкой хозяйки (Чаепитие). | Участие в организации чаепития. Помощь в посадке цветов». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...