"Интеллектуальное развитие старших дошкольников"
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"Интеллектуальное развитие старших дошкольников"
Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.
Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития.
Обучение дошкольников, основанное на использовании развивающих игр, относится к таким методам.
Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
Развивающие игры имеют широкий диапазон трудности: от доступных 2-3 летнему малышу до непосильных взрослому, задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. работу можно начинать с младшей группы и во всех видах деятельности.
Использование развивающих игр продолжается и при поступлении детей в 1 класс.
Школа отходит от традиционных, присущих школьному обучению методов, применяя игровые как «мостик», пока ребенок адаптируется к новой, более сложной для себя деятельности: учебной.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: восприятие, внимание, память; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. способность создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; пространственные представления и воображение; способность предвидеть результат своих действий.
На развитие восприятия применяю такие игры:
«Найди заплатку»;
«Найди такой же предмет»;
«Кто наблюдательнее» (с геометрическими фигурами);
«Сравни предметы»;
«Найди 5 предметов» (определенной формы или цвета);
«Чудо дерево, или геометрическое дерево» (загадки или отгадки о геометрических фигурах, опираясь на 3 свойства фигур: цвет, величина, признаки именно этой фигуры) – в этой игре развивается не только восприятие, но и память, и внимание.
В игре «Узнай предмет» («Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Загадочная коробка») дети определяют на ощупь, что за вещи находятся там.
Один описывает предмет, ощупывает его, а остальные угадывают, называют, зарисовывают.
В игре «Нарисуй такой же узор» (по образцу) кроме восприятия, развивается внимательность, мелкая моторика.
«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.
На восприятие цвета, формы, величины использую блоки Дьенеша.
Сначала предлагаю самые простые игры:
«Найди все фигуры (блоки), как эта» (по цвету, по форме, размеру), «Найди не такую же фигуру, как эта», «Найди все такие же, как эта», «Второй ряд», «Домино», «Раздели фигуры», «Помоги Незнайке» - от имени сказочного героя выбираются блоки: одному желтые и квадратные, другому – желтые, но не квадратные, следующему – квадратные, но не желтые.
Самый сложный вариант игр с блоками – это разбиение их по двум свойствам. Здесь использую обручи.
Еще одним из важнейших свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком.
Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И все-таки память – это одно из условий для развития интеллектуальных способностей.
Здесь применяю игры:
«Какой игрушки (или чего-то) не хватает?»;
«Нарисуй узор по памяти»;
«Расставь по памяти»;
«Кто внимательнее?» (читаю стихотворение, короткий рассказ или сказку, дети должны запомнить слова с заданным звуком);
«Продолжай» («Дополни предложение») – один ребенок называет слово- прилагательное, второй ребенок – существительное, третий – слово, обозначающее действие, четвертый – как делать это?
(«Рыжая кошка прыгает ловко»).
Одной из форм познавательной деятельности является внимание. Для развития внимания уместны игры: «Буквоед»;
«Продолжи ряд»;
«Чудо дерево» (с геометрическими фигурами, буквами, слогами);
«Путаница» («Кечелов»);
«Буква потерялась»;
«С кочки на кочку» (со слогами);
«Составь слово из букв»;
игры Воскобовича В. В.: «Лабиринты» (с буквами);
«Сколько букв» (буквы написаны разным шрифтом);
серия игр с блоками Дьенеша;
«Кто где спрятался?»;
«Кого сколько?»
«Новоселье» и др.
Для успешного усвоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Значительную роль в развитии умственных способностей играют логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, решение которых воспитывает пытливость, находчивость, гибкость ума, наблюдательность, обеспечивает своевременное развитие мышления.
Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Логических игр великое множество, можно порекомендовать такие, как : «Найди ошибку»; «Найди, чем отличается»; «Какая фигура лишняя и почему?»; «Лабиринты»; «Найди недостающую (или недостающие) фигуру».
Детям подготовительной к школе группе сообщаем лишь общий метод организации поисков решения путем зрительного и мыслительного анализа (т.е. воспитатель направляет ход анализа задач).
Есть еще группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:
арифметическими (угадывание чисел);
геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
буквенными (анаграммы, ребусы, кроссворды).
Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата (например, с помощью 2 палочек сложить на столе квадрат, а одной палочки – треугольник).
Из всего многообразия головоломок применяю головоломки с палочками, где идет трансфигурация, т.е. преобразование фигур; различные лабиринты (с цифрами и буквами); кроссворды и ребусы, а также всем известные игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», в которых идет активная практическая деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Очень интересны детям кроссворды, их отгадывание и запись слов; лабиринты числовые и буквенные (на прочтение слов), ребусы.
Прежде чем дать детям ребусы для их расшифровки, нужно заинтересовать их новым делом (отослать «секретное письмо», вспомнить фильм про разведчиков, секретных агентов), затем методически грамотно объяснить, как расшифровать словаНекоторые дети могут за 10 минут расшифровать и записать до 8 слов разной сложности.
Для развития сообразительности, смекалки огромное значение имеют загадки, т.к. в загадках присутствуют уподобления, метафорическое описание предмета:
«Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю» (губы, зубы).
«Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит»
(нос).
Кроме того, загадки – это еще и способы обучения счету, своеобразная «живая арифметика».
Есть арифметические загадки:
«Имеет четыре зуба. Каждый день за стол садится, а ничего не ест. Что это?» (Вилка).
«Три брата по одной дорожке бегут. Один впереди, а два – позади: эти два бегут, но никак переднего догнать не могут».
(Колеса детского велосипеда).
Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Эти свойства загадки вводят ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (т.е. анализ и синтез).
Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:
«Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес» (Сорока).
«Черненькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает» (Замок).
«Черная овечка стоит,
Вся в огне горит,
Ясен сокол прилетел,
Весь мир просветлел»
(День и ночь).
«Что за птицы пролетели
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят –
Не воротятся назад»
(Дни недели).
Для детей нужно отбирать загадки наиболее простые и элементарные (в соответствии с возрастом).
Знакомлю детей с пословицами и поговорками – широко распространенными образными выражениями, которые метко определяют какое-либо жизненное явление, дают ему выразительную эмоциональную оценку.
Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что он «надоел как горькая редька»; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он «свалился как снег на голову».
Конечно, точное освоение пословиц и поговорок представляет для детей большой труд.
Поэтому на данном этапе (ребенок - дошкольник) знакомлю детей с более простыми, чтобы дети легче понимали их смысл:
«Шиворот навыворот»;
«Мозолит глаза»;
«Язык проглотить».
Знакомя детей с загадками, пословицами, поговорками, использую головоломки:
«Через одну»;
«Кто внимательный?»;
«Цифры - подсказки»;
«Круглая пословица»,
где обязательно дается «ключик» для разгадки прочитывания: собери пословицу по цифрам по порядку или пропуская по две буквы, или ориентируясь на цвет слогов или букв и т. д.
Загадки, пословицы, поговорки заставляют ребенка думать, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Они позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них умение рассуждать, доказывать.
В группе обязательно оформляю «Уголок занимательных игр», где подбираю игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития:
в нем могут быть настольно-печатные игры, головоломки, логические задачи, кубики, лабиринты, материалы из журналов, газет, книг (лабиринты, ребусы, кроссворды), геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок, шашки, шахматы.
Одновременно веду работу и с родителями, в ходе которой использую беседы и консультации, совместные игры родителей с детьми, просмотр игр и занятий детьми, вечера досуга, вместе оформляем игротеку.
Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочу подчеркнуть, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».
В данной работе рассматривается проблема интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его...
Педагогический проект "Роль развивающей игры в интеллектуальном развитии старшего дошкольника"
Данный проект реализован в 2015 году. Участники дети и родители группы комбинированной направленности "Незабудка". Цель данного проекта - интеллектуальное развитие дошкольника через использование разв...
Опыт работы «Дифференцированное использование приемов коррекции интеллектуального развития старших дошкольников с ОВЗ»
Уважаемые коллеги!Мы хотим поделиться с Вами своими практическими наработками по вопросам коррекции интеллектуального развития старших дошкольников с умственной отсталостью. Возможно, они будут полезн...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Cтатья из опыта работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Нетрадиционные дидактические развивающие игры в интеллектуальном развитии старших дошкольников
Нетрадиционные дидактические развивающие игрыв интеллектуальном развитии старших дошкольников...
Кинематограф, как средство интеллектуального развития старших дошкольников.
Жизнь- это театр, а актёры в нём мы, у каждого своя роль........
Сообщение педагога – психолога на родительском собрании по теме: «Интерактивная доска и интеллектуальное развитие старших дошкольников»
В последнее время мы часто слышим критику в адрес образовательного процесса в дошкольных учреждениях: детям дается сложный, а порою и не нужный объем знаний. У дошкол...