Обобщение опыта работы с семьей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Как мы работали с родителями в течение учебного года. Наши совместные мероприяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родители. Родители. Родителям… Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников, оно не станет.
Педагоги придумывают всё новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, информационные стенды, родительские группы, но откликаются на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности.
На мой взгляд, я начала работать не с формальных собраний и информационных стендов, а сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребёнка. Что же послужило основой для такого сближения? Только сам ребёнок. Рассказывая (и устно, и письменно о ребёнке) – о том, что происходит с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принёс ему день, - воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребёнке, которой нет и может не быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.
Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказать поддержку я пересмотрела основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна была самое главное доброжелательность, приветливость, открытость.
Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребёнке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.
Искала пути налаживания взаимоотношений с семьями сама, читала методическую литературу, советовалась с другими педагогами.
Поставила для себя «цель: « Взаимная помощь и поддержка воспитателя и родителей для полноценного развития ребёнка
Разработала задачи:
- Ввести родителей в орбиту педагогического процесса детского сада.
- Выработать направления взаимодействия родителей и воспитателя.
- Реализовать организаторскую и просветительную деятельность среди родителей.
Выбрала принципы являющиеся движущей силой в работе:
- Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является главным в жизни ребёнка, признавая её важную роль в его развитии, необходимо уделять внимание семье как центральному элементу в образовании ребёнка и уходе за ним.
- Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьёй.
Рассматривала членов семьи как важнейших участников образовательной команды и главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребёнка.
- Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребёнка и семьи. Этот принцип предполагает необходимость уважать различные культурные ценности семей, содействовать удовлетворению изменяющихся потребностей ребёнка.
Использую в работе навыки положительного общения
- Больше спрашиваю и слушаю родителей ребёнка, чем указываю и даю советы.
- Часто сообщаю родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребёнка.
- Использую индивидуальные формы направления информации семьям и получаю сведения от них.
- Даю родителям возможность понять, что я готова обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребёнка.
- Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваю, чего хотят они.
- Своевременно и положительно реагирую на предложения, идеи и просьбы родителей.
- Стараюсь разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.
Для закрепления партнерских отношений между родителями и воспитателем, мы составили обязательства и подписались обе стороны.
Составила « Справочник для родителей « в него вошли Философия, направления деятельности детского сада, Образовательная программа, распорядок дня, что нужно ребёнку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно, организация питания, Что делать если вы чем-то недовольны, программа для родителей.
Хорошо зарекомендовала себя форма заочного общения с родителями, каждые две недели вывешивается « Шпаргалка для родителей «. Которая описывает какой-то плохой поступок ребёнка, как предотвратить проблему, как справиться с проблемой, если она уже есть.
Для того чтобы помочь родителям найти выход из той или иной трудной жизненной ситуации, у нас в группе создан семейный клуб «Мы команда».
Обсуждаются наболевшие вопросы и проблемы.
Благодаря «клубу» родители стали активными участниками совместного процесса воспитания. Помогают в оформлении группы, изготовлении различных пособий, активно участвуют в различных выставках. Например:
« Моя любимая игрушка», « Здравствуй осень – золотая «, « Гостья –зима» и др. Принимают активное участие в родительских собраниях, в различных праздниках. Собрания проходят на различные волнующие темы. Например:
« Мы команда «, « Мы вместе», « Урок воспитания «, « Дарите детям доброту»,
« Бережём здоровье с детства «, « Азбука хорошего тона « и др.
Ещё одна новая находка, в которой тоже участвуют родители, - это дружная подготовка группы к новому учебному году. На собрание родители выбирают себе какое-то посильное задание по желанию, указываем дату, когда это задание должно быть выполнено. Родители такую свободу действия одобряют и воспринимают как игру.
Добрые дела не остаются забытыми. На собраниях выносятся благодарности родителям, также вывешивается благодарность в уголок для родителей.
Не хотелось останавливаться на достигнутом. Традиционных форм, казалось, уже недостаточно для плодотворной работы, захотелось расширить рамки сотрудничества. В это момент и возникла идея – провести совместный праздник для детей и их родителей одной семьёй. Поставив задачей наладить сотрудничество с семьями воспитанников, было необходимо поближе познакомиться с ними лично. Каждая семья, пожелавшая принять участие встретилась с воспитателям заранее. Как я и предполагала, их оказалось не так много: только пять. Заранее обговорили детально все вопросы, касающиеся предстоящего мероприятия. Также был согласован сценарий праздника. Сценарий подразумевал, что каждая семья представит себя в своем амплуа. Каждая семья представила свое хобби, продемонстрировали своё мастерство, умение создавать красивое и полезное.
Во всех выступлениях активное участие принимали наши дети – члены этих семей. В паузах выступали остальные дети нашей группы. Это были танцы, песни, игры, стихи.
И всё задуманное удалось! Все номера имели успех. Многие поняли: родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей. Они должны учить их примером своей жизни.
Такой праздник – это не просто радость света и солнца для всех, это – праздник детской души.
Я глубоко убеждена, что так и надо работать с семьёй, в единстве духовной жизни родителей, воспитанников и воспитателя. Важно научить родителей понимать и чувствовать душу ребёнка.
Также для работы с семьёй используются: наблюдения, анкетирование, рисуночные тесты, различные беседы среди родителей, круглые столы. Также не забываю и о наглядных формах работы: папки-передвижки, видео, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотостенды, уголки для родителей.
Таким образом, работа родителей и воспитателя в условиях детского сада носит ярко выраженный характер сотрудничества, так как изменились и содержание и формы взаимоотношений.
Месяцы | Содержание работы |
1 | 2 |
Сентябрь | 1.Родительское собрание на тему: «Мы единомышленники» (знакомство родителей с режимом работы, анкетирование) 2. Конкурс « В гостях у Самоделкина»на лучшую поделку для участка. 3. Посещение открытых занятий. 4.Анкетирование среди родителей. |
Октябрь | 1.Праздник для детей и родителей.»Мы умеем дружно жить» 2. Консультация для родителей на тему: « Разговор о правильном питании». 3.Конкурс на лучшее сочинение на тему: « Мой ребёнок». |
Ноябрь | 1.Родительское собрание « Здоровье детей в наших руках« 2. Праздник « Осень в гости к нам пришла « 3. Встреча с родителями будущих выпускников. 4. Конкурс « Мы творим, что хотим» |
Декабрь | 1.Конкурс для родителей « В гости в сказку» 2.Выставка работ совместно с детьми « Здравствуй гостья- Зима « 3.Семинар «Игры для детей» 4. Новогодний праздник с участием родителей. |
Январь | 1.Игродискотека (развлекательная рождественская программа) с участием родителей. 2.Консультация для родителей будущих выпускников на тему: «Психологическая готовность к школе». 3.Встреча с учителем. « Что должен знать будущий первоклассник « 4. Экскурсия в школу с привлечением родителей. |
Февраль | 1.Месячник « А мы с папою вдвоём, везде порядок наведём!» 2. » Глава семьи, кто он?» ( тематическое занятие с присутствием пап ) 3. Анкетирование « Я и мой ребёнок на улицах села» 4. « Там –там новости « Новости из жизни группы. 4. Конкурс на лучший рассказ о совместном отдыхе, по фотографиям. |
Март | 1.Изготовление подарков, выставка рисунков и поделок к 8 Марта – конкурс семейных концертных номеров. 2. Выпуск газеты для родителей. 3. Семинар « Азбука добрых дел» 4. Выставка « Весна пришла! « совместно с родителями. |
Апрель | 1.День открытых дверей. 2. Детский сад и семья – лучшие друзья ( педагогические игры с родителями в форме ответов и вопросов. 3. Праздник « Мама, папа и я – спортивная семья» 4. Анкетирование « Здоровый малыш» |
Май | 1.Совместный досуг взрослых и детей на тему: « Путешествие в страну полезных продуктов « 2. Групповое итоговое собрания на тему: « Подготовка детей к школе ». 3. Выпускной вечер « До свиданья детский сад» |
Воспитатель старшей группы:
Чиркова.О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО»
Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через социального педагога позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родите...
обобщение опыта работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"
Уважаемые коллеги, в данной работе представлен опыт моей работы по обозначенной теме. В данной публикации вы можете ознакомиться с основными формами работы с родителями в период, когда их детишки прив...
Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)
Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада....
Обобщение опыта работы «Современные формы взаимодействия семьи и детского сада»
Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающ...
Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек
Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...
«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)
Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...