проект по знакомству детей с русской народной игрушкой
методическая разработка (младшая группа) на тему
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_znakomstvu_detey_1_mladshey_gruppy_s_russkoy_narodnoy_igrushkoy.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26»
Пгт. Назия
Воспитатели: Кузьмина Т.В.
Кочеткова Л.А.
Проект «Знакомство детей 1 младшей группы с русской народной игрушкой — деревянной матрёшкой»
2016
Вид проекта: краткосрочный (недельный)
Дата проведения: 25.04-29.04.16
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Гипотеза:
Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, цвету. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
Проблема:
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель проекта:
Познакомить детей с народной игрушкой – деревянной Матрёшкой.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с произведениями прикладного искусства – на примере игрушки - деревянной Матрешки;
2. Учить детей рассматривать народную игрушку – Матрешку, отвечать на вопросы педагога, расширять словарный запас;
3. Воспитывать у детей интерес, любознательность, эмоциональный отклик на отдельные свойства и качества деревянной игрушки – Матрешки.
Решение задач осуществлялось через образовательные области:
Познание. Ребенок и окружающий мир - «Знакомства с русской народной игрушкой-Матрёшкой».
Познание. Математическое развитие - «Одна-много».
Познание. Конструирование - «Построим домик для Матрёшки».
Художественное творчество:
Рисование - «Украсим Матрёшкам сарафан».
Коллективная аппликация «Мы веселые матрешки».
Была подготовлена консультация для родителей - «Как играть с Матрешкой».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап (подготовительный).
Сбор материалов для реализации проекта:
1.Составление плана работы
2. Подбор литературных произведений.
3.Подготовка атрибутов для игр.
2 этап (основной)
Познание. (Формирование целостной картины мира.)
Тема: «Знакомство с матрешками».
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Учить выделять особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами), учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка, строительный материал (кубики, пластины и т.д.).
Художественно-эстетическое развитие. Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки».
Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Русская народная песенка в обработке Н.Колпановой.
Как у нашей у Матрешеньки,
Сад зеленый, дом хорошенький,
Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.
Балалайка звенит, заливается
А матрешенька глядит, улыбается.
Игра «Хитрые матрешки»
Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.
Материал: деревянная матрешка с вкладышами.
З.Медведева «Матрешка»
Художественное творчество (рисование).
Тема: «Укрась наряд для матрешки».
Цели: развитие мелкой моторики, цветовое восприятия, закрепление понятий об игрушке.
Конструирование
Игра со строительным материалом: «Дорожки для матрешки»
Цель: учить строить дорожку узкую и широкую из кирпичиков и пластин.
Материал: матрешки по количеству детей, строительный материал: кирпичики и пластины.
Художественное творчество (лепка).
Тема: «Угощаем матрешек».
Цели: Развивать у детей чувство формы, мелкой моторики, умение раскатывать, сплющивать, защипывать края.
Формировать умение выполнять предметно игровые действия; учить расставлять посуду каждой матрёшке.
Настольно-печатная игра «Сложи матрешку»
Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.
Музыкальное.
Программное содержание: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.
Мы – матрешки крошки.
Всё! (кланяются разводя руки в стороны) |
Танец с ложками.
Танец с платочками.
Веселые матрешки.
Мы веселые матрешки Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки. |
Проигрыш – дети выставляют ноги на пяточки. |
Завязали мы платочки. Ладушки, ладушки. Раскраснелись наши щечки. Ладушки, ладушки. |
Проигрыш – дети кружатся, топая ногами (топатушки). |
В сарафанах наших пестрых. Ладушки, ладушки. Мы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки. |
Проигрыш – дети приседают (пружинка). |
Матрешки – крошки.
Воспитатель: отдохнули? |
Мы матрешки Все мы крошки (2 р) Снова пляшут наши ножки. Мы матрешки Все мы крошки (2 р) Всем поклонятся матрешки. | Стоят на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, поворачиваются то вправо, то влево. Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, кланяются. |
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Дидактическая игра «Больше – меньше»
Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание.
Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.
Прячется малютка, вот она какая!
Появилась дочка маленького роста
С ней матрешка-мама, загляденье просто!
(с.Резщикова)
Математическая игра «Одна и много»
Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.
Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.
Математическая игра «Помоги матрешке найти свой домик»
Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунки матрешек разного цвета, домики разного цвета.
3 этап (заключительный):
Итоговое занятие:
Художественное творчество (рисование).
Тема: «Укрась наряд для матрешки».
Цели: развитие мелкой моторики, цветовое восприятия, закрепление понятий об игрушке.
Структура, организации, деятельности, взрослым. | Деятельность воспитателя | Предполагаемая деятельность детей | |
ххх | Высокий уровень | Низкий уровень |
Игровая мотивация Постановка игровой задачи Постановка учебной задачи Показ способа изображения (пальчиком) взрослым и детьми Прием напоминания Руководство выполнением задания | Воспитатель: «жила-была матрешка. И была она веселой, озорной, любила играть, петь и танцевать. А больше всего она очень любила своих подружек и часто приглашала их в гости, пекла для них пироги и угощала их чаем с пирогами. Решила матрешка пирогов напечь, да поспешила. Засыпала совой нарядный сарафанчик мукой и не видно на нем ни цветочков ни листиков. Надумала она переодеть сарафан, нарядиться красиво, но потеряла ключик от сундучка, где лежат ее наряды. -Не грусти матрешка, мы сейчас что-нибудь придумаем. Вы хотите помочь матрешке? (взгляд-вопрос обращает к детям, делает паузу). Если результата нет спрашиваю: -А вы, ребятки не хотите помочь матрешке украсить сарафан? Получив ответ, воспитатель раздает ответы матрешек. На столы ставит гуашевую краску разных цветов. -Вот она наша матрешка. Давайте, поможем ей, украсим сарафанчик: нарисуем цветочки, листики, развеселим ее. -Чем можно украсить сарафан? (обращаю внимание на краски) Какие краски нам подарил художник? -Каким цветом будем рисовать листочки? -А что нарисуем красной, желтой краской? -Мы постараемся, разукрасим красиво сарафанчик, порадуем матрешку. -Окуну я пальчик в желтую краски и тык-тык пальчиком нарисую желтенький цветочек. А ты, Настенька, иди нарисуй еще цветочек. Ну как матрешка получается у наших помощников? -Молодцы! Какие яркие цветочки получились. А теперь нарисуем красные цветочки. Окунем пальчик в красную краску и тык-тык – появились красные цветочки. -Сейчас давайте разрисует листочки. Обмакивайте пальчик в зеленую краску. (Наблюдаю за работой детей, оказываю индивидуальную помощь, напоминаю о необходимости промыть пальчик) -Много листиков и цветочков на сарафанчике. -Матрешка беспокоится, что вы забудете промыть пальчики после того, как нарисуете. -Не волнуйся, матрешка, ребятки не забудут. - Даши цветочек спрятался за листочек, а Дани высоко поднял голову, а у Антоши только-только распускается. -Ах, какие красивые сарафанчики получились! (даю возможность полюбоваться работами.) -Мы старались. Давайте улыбнемся друг другу и матрешке. Матрешка. -Ой, какие красивые сарафанчики у вас получились. Спасибо вы мне помощь. Наряжусь - ка я в новый сарафанчик. А сейчас с вами поиграю. Игра шли матрешки по дорожке. Мы наших красавиц матрешек пригласим в хоровод, и полюбуемся ими. | Слушают Высказываются Утвердительные ответы детей Перечисляют цвета красок Отвечают Привлечение к показу ребенка Дети рисуют приговаривают тык-тык Смотрят, высказываются Дети улыбаются, убегают от матрешки | Слушают Высказываются Утвердительные ответы детей Показывают краски Отвечают Смотрят Помогаю направляю пальчик смотрят |
Художественное слово | Наши ручки рисовали, Грязными от краски стали. Ручки нужно нам помыть. Полотенцем посушить |
Итог проекта:
1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.
2. Развили интерес детей к дидактическим играм на тему «Матрёшка».
3. Организовали выставку детских работ.
4. Повысили интерес родителей к занятиям детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Знакомство детей с русским-народным праздником Кузминки"
Данный проект знакомит детей с русским народным праздником Кузминки. Позволяет детям немножко прикоснуться к истории нашего народа....
Проект во 2 младшей группе «Знакомство детей с русской народной культурой»
Тема проекта: «Знакомство детей с народной культурой и традициями» »Вид проекта: краткосрочныйПродолжительность: с 04.02.2019г. по 08.02.2019г.Актуальность. Традиционная народная кул...
Консультации для родителей.«Кто не знает своего прошлого-тот не имеет будущего»."Знакомство детей с русской народной игрушкой".
laquo;Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего» Знакомство детей с русской народной игрушкой....
Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Рекомендация для родителей. Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.
Задание1. Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях, фотографиях или в натуральном виде.Определите материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, ...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....