Примерное тематическое планирование по программе «Развивай-ка»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Примерное тематическое планирование по программе «Развивай-ка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_razvivay-ka.docx | 47.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование по программе «Развивай-ка»
Пояснительная записка
Правильное развитие и воспитание ребёнка – залог наиболее полного раскрытия и реализации всех его интеллектуальных и творческих способностей, а также успешной социализации в будущем.
В выбранной мной программе «Развивай-ка» объединены три направления:
1. Сенсомоторное развитие.
2. Математика.
3. Художественно - ручной труд.
1. Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания
дошкольников.
Круг задач сенсомоторного воспитания:
1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
2. Тактильно-двигательное восприятие.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие зрительного восприятия.
5. Восприятие формы, величины, цвета.
6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
7. Восприятие пространства и времени.
Средства для решения задачи:
- Научно-методическая литература
- Изучение передового опыта
- Диагностика
- Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
- Фронтальные и подгрупповые занятия
- Создание развивающей среды
- Работа с родителями
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода - обследование и сравнение.
Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий.
2. Формирование элементарных математических представлений. Изучение математике способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Часто можно услышать, что математика – скучная наука, но нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.
Нередко обучение детей математике сводится к обучению их счету, а также накопление минимальных знаний, например знакомство с цифрами, геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу.
Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытываю не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и стремление думать, узнать что то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сфере, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятие, внимание, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображение творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
3. Художественно - ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.
Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Поэтому появилось необходимость обучения детей художественному труду индивидуально.
В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
Рабочая программа составлена на основе программ:
- Новикова В.П. Математика в детском саду.
- Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие.
- Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:
книга для воспитателей детского сада.
- Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.
Курс программы, предназначен для детей 3-4 лет, обучающихся в младшей группе. Занятия проводятся с сентября по май - 72 занятия в год. Занятия длительностью от 15 до 20 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 15 человек.
Цель кружковой работы:
- Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
- Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений у детей, развития логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей и развития творческих способностей.
- Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Задачи кружка:
- Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
- Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
- Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
- Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.
- Развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности;
- Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь, взаимовыручку.
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
- Осваивание нетрадиционной техники рисования, работа с крупами.
- Развивать нравственные, эстетические чувства, умение видеть окружающую красоту, создавать ёё своими руками.
Содержание программы «Развивай-ка»
• Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)
• Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
• Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
• Выделение части группы.
• Нахождение «лишних» предметов.
• Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов).
• Формирование представлений о сохранении количества.
Числа 1 — 5
• Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки. Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.
• Количественный и порядковый счет от 1 до 5.
• Сравнение предыдущего и последующего чисел. Знакомство с наглядным изображением чисел 1-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.
Величины
• Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее - короче, шире -уже, выше -ниже.
Пространственно-временные представления
• Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.
• Формирование временных представлений: утро - вечер, день -ночь. Установление последовательности событий. Части суток.
• Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
• Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, умение ориентироваться на листе бумаги.
К концу обучения по программе «Развивайка» основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
Ожидаемые результаты:
(планируемый минимум образования)
Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну
Умение считать в пределах 5 в прямом порядке.
Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, овал.
Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
Умение различать правую и левую руки.
(желаемый уровень)
Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
Умение считать в пределах 5 в прямом порядке.
Умение соотносить запись чисел 1 - 5 с количеством и порядком предметов.
Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на - над - под, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед.
Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме, развивать моторику рук, гибкость пальцев.
Обогащение активного и пассивного словаря детей;
Познавательный интерес к НОД кружка;
Развивать творческое воображение, проявление фантазии детей в изображении собственных замыслов.
Участники: педагоги – воспитатель, дети, родители.
Примерное тематическое планирование по программе «Развивай-ка»
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | Тема | Программное содержание |
Октябрь | 1 неделя | 1. Утро. Один. Много. Большой, маленький. 2. «Витамины в банке» | Познакомить с частью суток – утро. Учить отгадывать загадки, составлять группы отдельных предметов, выделять признаки сходства разных предметов, правильно употреблять слова в речи. Знакомство с предметами круглой формы. Учить делать оттиск овощей и фруктов подбирая соответствующую краску, отличая, красный и зелёный цвет. Закреплять навык аккуратной работы. Развивать речь, образное мышление, умение работать тычком из картошки, «пальчиковой живописью», ориентироваться на листе, моторику рук. Воспитывать радость от рисования, самостоятельность, желание рассказать о рисунке. |
2 неделя | 1. Число 1. Квадрат. Круг. День. 2. «Урожай». | Познакомить с числом 1, геометрической фигурой квадрат и круг, с частью суток - день. Учить употреблять этот термин в речи. Учить делать оттиск овощей и фруктов. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой. | |
3 неделя | 1. Вечер. Закрепление один, много. 2. «По грибы, грибочки» | Познакомить с частью суток – вечер. Закрепить понятия один – много, «большой» и « маленький», умение соотносить предметы по величине. Учить различать квадрат и круг. Учить детей делать грибочки из скорлупы грецких орехов. Развивать интерес в работе, аккуратность, умение работать с пластилином, краской и клеем. | |
4 неделя | 1. Высокий, низкий. 2. «Борщ – Компот» | Учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий – низкий), употреблять этот термин в речи. Уметь различать и называть геометрические фигуры. Развивать воображение. Учить детей различать овощи от фруктов. | |
Ноябрь | 1 неделя | 1. Ночь. 2. «Листопад» | Учить узнавать цифру 1. Познакомить с частью суток – ночь. Учить правильно употреблять его в речи. Расширять знания детей о разновидностях деревьев; познакомить с отличительными признаками окраски берёзы, клёна. Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе родного края. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте. |
2 неделя | 1. Число 2. Слева, справа, на, под. Закрепление ночь 2. « Браслет из пуговиц» «Ёжик» | Познакомить с числом 2. Учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под. Закреплять части суток. Цель: развивать мелкую моторику рук, нанизывая пуговицы на резинку, составлять браслет из пуговиц 2-х цветов, чередуя их. Цель: Развивать мелкую моторику рук, распределять семечки по определённой части рисунка. Развивать творческие способности детей. Материал: изображение ёжика, семечки, клей, | |
3 неделя | 1. Закрепление числа 2. Треугольник. Желтый цвет. 2. «Осенний букет» | Учить узнавать и называть число 2. Познакомить с геометрической фигурой – треугольник. Познакомить с жёлтым цветом. Уметь слушать взрослого и сверстников, любоваться красотой окружающего мира; отвечать на вопросы педагога; помогать педагогу в составлении букета из осенних листьев; выполнять простейшие движения вслед за педагогом; узнавать предметы жёлтого цвета. | |
4 неделя | 1. Столько, столько, столько же. Осень. 2. «Рябинка» | Учить сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и неравенство (без счёта) по количеству входящих в группу. Учить различать геометрические фигуры. Учить называть время года – осень. Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающей природы, вызывать эмоциональный отклик. Упражнять в рисовании нетрадиционным способом, вызывать радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы. | |
Декабрь | 1 неделя | 1. Число 3. Закрепление слева, справа, на, под. 2. «Домик» | Познакомить с цифрой 3. Закрепить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под. Закрепление геометрических фигур. Учить детей собирать композицию из геометрических фигур. Воспитывать аккуратность |
2 неделя | 1. Сравнение чисел 2-3. Зеленый цвет. 2. «Белый снег пушистый» | Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине. Познакомить с зелёным цветом. Формировать умения изображать предметы и явления окружающей жизни, продолжать учить рисовать ватной палочкой (приёмом тычка, ритмичными мазками располагать снежинки в определенных местах листа; познакомить детей с природными явлениями (снегопад); закреплять знания цвета (белого, качество (пушистый, легкий, холодный) и свойство снега (тает в тёплой ладошке образуется вода) вызывать интерес к рисованию, познакомить со стихотворением «Снег идет» М. Познанской | |
3 неделя | 1. Число 4. Цвет белый. Зима. 2. «Ах, какая ёлочка, зелёная иголочка». | Познакомить с цифрой 4. Учить называть числительное по порядку. Учить различать и называть время года – зима. Познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; продолжать вызывать интерес к данной деятельности. | |
4 неделя | 1. Столько, сколько, поровну. 2. «Тёплый свитер» | Продолжать знакомить с числом 4. Учить называть числительные по порядку. Учить сравнивать одну группу предметов с другой. Познакомить с белым цветом. Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | |
Январь | 2 неделя | 1. Сравнение чисел 3-4. Прямоугольник. Познакомить с синим цветом. 2. «Снеговик» | Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи. Учить называть числительные по порядку. Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник, и с синим цветом. Учить работать с ватными дисками, клеем, красками. Воспитывать аккуратность. Доводить работу до конца. |
3 неделя | 1. Сравнение по ширине. Закрепление – прямоугольник. 2. «Снегирь» | Учить сравнивать два предмета по ширине. Различать и называть геометрические фигуры. Учить работать детей с крупами (манка), краской. Материл: манка, трафареты снегирей | |
4 неделя | 1. Сравнение предметов по высоте. Закрепление времени года - зима 2. «Красивая чашка» | Учить сравнивать предметы по высоте. Различать и называть времена года. Учить детей разукрашивать чашку разными крупами. Развивать интерес к работе. | |
Февраль | 1 неделя | 1. Закрепление чисел 1,2,3. 2.«Шапка» | Продолжать знакомить с знакомыми цифрами. Учить различать предметы по цвету. Цель: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. |
2 неделя | 1. Знакомство с цифрой 5. Закрепление сравнения предметов по высоте. 2. «Тарелочка» | Познакомить с числом 5. Продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы. Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине. Цель: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. | |
3 неделя | 1. Число 4-5 (закрепление). Сравнение предметов по длине. 2. «Жираф». Аппликация из пуговиц | Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты в речи. Учить в сравнении предметов по длине. Цель: познакомить с одним из видов аппликации –из пуговиц, учить распределять пуговицы на рисунке равномерно. Материал: мелкие пуговицы чёрного цвета, клей ПВА, листы разноцветного картона с контурным изображением жирафа | |
4 неделя | 1. Закрепление предметов по длине. Цвета белый, 2. «Пушистый кот» | Учить сравнивать два предмета по длине. Учить различать предметы по цвету. Цель: продолжать знакомить с техникой выполнения аппликации из манки, развивать мелкую моторику рук, воображение. Материал: листы картона с контурным изображением кота, манка, клей ПВА, акварельные краски, кисти | |
Март | 1 неделя | 1. Число 5. Утро. Вечер. 2. «Солнышко» | Познакомить с числом 5. Закрепить части суток. Работа с крупами (пшено). |
2 неделя | 1. Сравнение двух групп предметов 2.»Чебурашка» | Продолжать учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты в речи. Учить детей работать с крупами. | |
3 неделя | 1. Ориентировка в пространстве: на, над, в; (закрепление) 2. «Ромашки для мамы» | Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. Цель: познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ватных дисков Материал: листы плотной цветной бумаги, вырезанные из ватных дисков цветы, клей. | |
4 неделя | 1. Время года - весна Овал. 2. «Виноград» | Продолжать совершенствовать время года весна. Познакомить с геометрической фигурой - овал. Цель: учить детей работать с бумажными салфеткам. | |
Апрель | 1 неделя | 1. Утро. День. Вечер. Ночь (закрепление). 2.«Печенье». | Продолжать учить время суток.
|
2 неделя | 1. Порядковый счёт. 2. «Пасхальные яйца» | Учить детей порядковому счёту. Закрепление геометрических фигур. Учить украшать пасхальные яйца. Совершенствовать навыки работы с крупами и макаронными изделиями. | |
3 неделя | 1. «Кто за кем?» 2. « Браслет из пуговиц» | Совершенствовать представления детей о пространственном положении предметов: впереди сзади; учить определять местоположение предметов относительно друг другу. Цель: развивать мелкую моторику рук, нанизывая пуговицы на резинку, составлять браслет из пуговиц 2-х цветов, чередуя их. | |
4 неделя | 1. Какой формы предметы? 2.»Подсолнухи» | Совершенствовать представления детей о геометрических фигурах, инициировать поиск предметов, похожих на них. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон (картон синего цвета, заготовка стебелька, листика, желтых лепестков, гречка, клей, кисти, салфетка). Аппликация из гечки и бумаги | |
Май | 1 неделя | 1. «Волшебные домики» 2. .«Салют к 9 мая» | Продолжать учить геометрические фигуры по величине и обозначать словом. Закреплять представления о времени суток (утро, вечер). Закрепить приемы приклеивания конфетти на лист, а также заполнять весь лист бумаги. |
2 неделя | 1. Разные домики 2.«Ромашка» | Различать и называть элементы, составляющие плоскостное изображение домика (квадрат, треугольник, прямоугольник); пространственные представления (вверху, внизу, рядом). Работа с крупами (манка горох) | |
3 неделя | 1. «Далеко – близко - рядом» 2. «Весеннее солнышко» | Учить детей передвигаться в указанных направлениях и определять своё положение по отношению к другим. Продолжать учить работать с крупами (спагетти, манка) | |
4 неделя | 1. «Что когда бывает?» 2. «Весеннее дерево» | Продолжать формировать представления детей о сутках (утро, день, вечер) Работа с крупами (манка, рис) |
Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Часы занятий |
1. | Счет от 0 до 5 | 11 часов |
2. | Сравнение предметов | 6 часов |
3. | Геометрические фигуры | 7 часов |
4. | Ручной и художественный труд | 30 часов |
5. | Время суток | 7 часов |
6. | Времена года | 3 часа |
7. | Цвет | 4 часа |
8. | Ориентировка в пространстве | 4 часа |
Итого | 72 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)
Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)...
Содержание требований программы, примерное тематическое планирование, конспекты занятий для дошкольников четвертого года обучения
Закреплять умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.Сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и...
«Модель комплексно-тематического плана на неделю «Мальчики и девочки» в подготовительной группе», составленная по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой
Проблема воспитания обучения детей в соответствии с их полом являееся актуальной задачей педагогической работы с детьми. Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что при обучении...
Консультация для родителей "Развиваем речь" (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования " Развитие:" /Под ред. Булычевой А.И.
Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается...
Комплексно-тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС и на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
Комплексно-тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС и на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред...
Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)
Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа) Срок реализацииТема Содержание работы...
Примерное комплексно - тематическое планирование в средней группе по примерной основной образовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Календарно-тематическое планирование на учебный год...