Инновационные технологии в обучении детей старшей группы
статья (старшая группа) по теме
В данной статье говорится о повышении качества современного образования и этим самым качетсвом являтся распространение инновационных технологий, которые предназначены содействовать развитию познавательных и творческих способностей дошкольников, стремление узнавать новое, постигать мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovats.tehnologii.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в обучении детей старшей группы
В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Анализ существующей теории и практики дошкольного образования свидетельствует об активном распространении в инновационных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса.
Нельзя не согласиться с мнением Е.М. Сафроновой, что для педагога, компетентного в области воспитательной работы, воспитание не является обязанностью, а выступает в качестве ступени личностно-профессиональной самореализации [3]. Важным условием повышения компетентности педагога в воспитании дошкольников выступает способность выбирать и задействовать наиболее эффективные методы и приемы, соответствующие задачам и возрасту детей.
Современный воспитательно-образовательный процесс в ДОО нельзя себе представить без поиска новых, интересных и эффективных технологий, предназначенных содействовать развитию познавательных и творческих способностей дошкольников, развитию стремления узнавать новое, постигать мир. Данным требованиям соответствует, прежде всего, исследовательская и экспериментальная деятельность, которая основана на выросших требованиях к универсальности знаний, преподносимых детям. Связано это с тем, что дети по своей природе стремятся активно изучать окружающий мир, познавать его во всех отношениях и разных взаимосвязях. Детское экспериментирование – особое средство практического познания действительности, которое нацелено на деятельность в таких условиях, в которых предметы и объекты наиболее ярко демонстрируют собственную суть, неаметную в обычных ситуациях.
Необходимость использования исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в ДОО связана с ее значением в развитии ребят-дошкольников и также определена требованиями ФГОС ДО в разделе требований к старшему дошкольнику и описания сформированных интегративных качеств (интересуется новым, задает вопросы, любит экспериментировать и т.д.).
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста выступает как инновационная технология развивающего (личностно-деятельностного) обучения, имеющая своей целью развитие и совершенствование самостоятельных исследовательских навыков, способствующая формированию креативности и логического мышления, аккумулирующая знания, усвоенные в процессе образовательно-воспитательного процесса и приобщающая к актуальным, жизненно важным, событиям и явлениям. Образовательный процесс при этом выстраивается как самостоятельный поиск дошкольниками нового знания.
В ходе исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, старших дошкольников в группе реализуются условия, при которых ребята самостоятельно и с желанием, заинтересованностью усваивают необходимые знания из разных источников; тренируются в применении этих знаний для решения познавательных и практических задач. В процессе такой деятельности они общаются, взаимодействуют при решении проблем, в коллективе и индивидуально совершенствуют исследовательские умения.
В течение года с дошкольниками проводится самая разнообразная опытно-исследовательская работы. При планировании соблюдаются правила: материал должен быть интересен дошкольнику, достижение цели должно быть реальным (не ставим невыполнимых и долгосрочных задач), тематика выбирается с учетом того чтобы развивать какие-то стороны личности и интеллекта ребенка. Кроме этого, для детей всегда важен элемент неожиданности, необычности.
Со старшими дошкольниками проводятся опыты, связанные с получением представлений о разных материалах (глина, песок, ткань, древо и пр.), о мире растений (что важно для их роста и т.п.) или об объектах неживой природы (вода, лед, магнетизм и пр.). Такие опыты в целом, довольно просты, их элементарность заключается: в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются разные способы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так?); ситуация выбора [1].
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность используется: в ходе НООД (образовательная область «Познание»), в ходе совместной деятельности детей, взрослого и детей, в ходе свободной самостоятельной деятельности. Опытно-экспериментальная деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности. Существуют двусторонние связи с трудом, коммуникацией, чтением художественной литературы познанием и т.д. Тесно связаны исследования с игрой (например, проводим опытно- экспериментальную деятельность, затем сюжетную игру по мотивам путешествий по карте или «реке времени»).
Разумеется, в ходе самой технологии широко применимы традиционные методы воспитательной работы (наблюдения, беседы, ознакомление с литературой, дидактические игры), но этим педагогический потенциал не исчерпывается. Используется ряд инновационных методов:
- элементы ТРИЗ (например, эффективным оказывается прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.
- метод игрового проблемного обучения – проигрываем на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемные ситуации, которые стимулируют познавательную активность дошколят.
- приемы мнемотехники – широко используем мнемотаблицы, схемы, коллажи и т.д.
В работы со старшими дошкольниками актуально и уместно применять компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны, красочны, позволяют лучше проиллюстрировать материал и запомнить его.
Многие занятия, игры, опыты сопровождаются продуманными презентациями. Современные научные достижения позволяют использовать их при ознакомлении с природными явлениями, при чтении литературы, при рассказе о жизни растений и животных, при демонстрации отдельных процессов окружающего мира. С интересом воспринимаются старшими дошкольниками небольшие видеосюжеты, обучающие анимационные фильмы, развивающие задания. ИКТ позволяют так систематизировать и упорядочить материал, чтобы провести дидактическую, речевую игру, проанализировать усвоение представлений, обобщить знания.
В целом, можно сделать вывод, что современные педагоги призваны с особым вниманием относиться к новым педагогическим веяниям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность инновационных технологий обучения. Использование инноваций способствует как повышению эффективности работы с дошкольниками, так и стимулирует профессиональный и личностный рост педагога.
Список литературы
- Бадулина Е.В. Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ. – Кемерово, 2013. – 36 с.
- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Сафронова Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания. – Волгоград: Перемена, 2004. – 334 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Использование инновационных технологий при обучении детей безопасному поведению на дороге".
В жизни мы обязаны соблюдать существующие нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Очень часто в ДТП виноваты сами дети, которые играют около дороги, переходят улицу в неполо...
Конспект занятия с использованием инновационных технологий при обучении детей старшей группы связной речи «Путешествие в страну Красивой речи».
Конспект занятия с использованием инновационных технологий при обучении детей старшей группы связной речи«Путешествие в страну Красивой речи»....
«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...
Инновационные технологии при обучении детей старшей группы "Путешествие в страну красивой речи"
Каждый день всегда, везде,На занятиях, в игре,Громко, четко, говорим,Никуда мы не спешим....
Применение инновационных технологий при обучении детей дошкольного возраста развитию речи.
Презентация для воспитателей....
Мастер-класс "Классические и неклассические техники рисования С.В.Погодиной, как средство инновационной технологии в обучении детей рисованию и развитию интереса к изобразительному творчеству"
Особенностью технологии Погодиной С.В. является экспериментирование с художественными эталонами уже в раннем возрасте (с цветом и художественными техниками). Технолог...
Презентация«Классические и неклассические техники рисования С. В. Погодиной, как средство инновационной технологии в обучении детей рисованию и развитию интереса к изобразительному творчеству»
laquo;Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно из...