Развитие познавательных способностей дошкольников
материал (младшая группа) на тему
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Как же развивать познавательные способности дошкольников?
К детсадовскому возрасту, дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.
Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет нам в развитии познавательных способностей дошкольника.
Подбирая развивающие игры для ребенка, мы помним, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?
Чтобы новый навык закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, мы учитываем уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку
Также на развитие познавательных, или интеллектуальных способностей влияет восприятие, память и внимание. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Игры для развития восприятия которые мы используем в своей группе такие как - игра «Чудесный мешочек», « Что изменилось?», «Найди предмет» , «Найди игрушку». и мн. другие.
Память является одной из основных свойств личности. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если мы, пересказывая сказку, иногда отклоняемся от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит, напомнит пропущенную деталь. Следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Смоляной бочок» и др. Читать сказку нужно неоднократно. В дальнейшем используя элементы строения сказки, можно попробовать с ребёнком сочинить собственную сказку.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Игры на развитие внимания которые мы играем такие, как – «Запомни картинку», «Какой картинки не хватает?», «Кто ушел?» , «Что изменилось» и т.д.
Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznovatelnyh_sposobnostey_detey.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей дошкольников
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Как же развивать познавательные способности дошкольников?
К детсадовскому возрасту, дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.
Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет нам в развитии познавательных способностей дошкольника.
Подбирая развивающие игры для ребенка, мы помним, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?
Чтобы новый навык закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, мы учитываем уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку
Также на развитие познавательных, или интеллектуальных способностей влияет восприятие, память и внимание. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Игры для развития восприятия которые мы используем в своей группе такие как - игра «Чудесный мешочек», « Что изменилось?», «Найди предмет» , «Найди игрушку». и мн. другие.
Память является одной из основных свойств личности. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если мы, пересказывая сказку, иногда отклоняемся от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит, напомнит пропущенную деталь. Следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Смоляной бочок» и др. Читать сказку нужно неоднократно. В дальнейшем используя элементы строения сказки, можно попробовать с ребёнком сочинить собственную сказку.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Игры на развитие внимания которые мы играем такие, как – «Запомни картинку», «Какой картинки не хватает?», «Кто ушел?» , «Что изменилось» и т.д.
Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Калининска Саратовской области»
Выступление на методическом объединении на тему:
«Развитие познавательных способностей дошкольников»
Воспитатель первой
квалификационной категории Шульгина Н.В.
Январь 2016год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности
С введением ФГТ существенно изменились подходы к организации НОД...
Диагностика и развитие познавательных способностей дошкольников
Способности- это свойство личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком- либо виде деятельности. Задатки- природные предпосылки способностей, особенности функци...
Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).
Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...
Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.
Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...
Значение воображения в развитии познавательных способностей дошкольников
Значение воображения в развитии познавательных способностей детей Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки име...
- Мне нравится (1)