Материалы по самообразованию
рабочая программа на тему

Денисова Галина Владимировна

конспекты занятий по теме самообразования, перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_0.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

Тема: Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде.

Воспитатель: Денисова Г.В.

Актуальность темы.

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

       Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Цель патриотического воспитания – воспитание  духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи патриотического воспитания:

1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, селу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3. Воспитание уважения к труду.

4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о городах России.

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны.

9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.

Так как процесс нравственно – патриотического воспитания сложный и длительный, то решать данные задачи необходимо во всех группах, в разных видах детской деятельности и по разным направлениям: непосредственно образовательная деятельность, игры, труд, быт.

Этапы.

Изучение специальной методической литературы

(в течение года).

  1. Арапова Н.А. Мой родной дом, М, 2005

  1. Демин В.Н. Тайны русского народа. - М, 1999

  1. Герб и Флаг города Воронеж

  1. Жуковская Р.И. Родной край, М, Просвещение, 1990

  1. Звездина Г.П. Классные часы в начальной школе. М, Творческий центр, 2004

  1.  Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. — Воронеж: Центрально-чернозёмное книжное издательство, 1989. — 255 с.

  1. Каргин С.А. Народная художественная культура. - М, 1997

  1. Костина Э.П. Родина моя – Россия, Н. Новгород, 1996

  1. Комолов Н. Калейдоскоп воронежской истории. — Воронеж: ООО "Творческое объединение "Альбом", 2008. — 192 с.

  1. Новицкая М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003

  1.  Панова В.И. История Воронежского края. — Воронеж: «Родная речь», 2008. — 287 с.

  1. Рылеева Е.В. вместе веселее. М. 2000

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям М, 1980

  1. Сухомлинский В.А. Родина в сердце, М, 1980

  1. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

  1. Ушинский К.Д. Родное слово, Новосибирск, 1994

Практический этап.

         Основной формой патриотического воспитания являются занятия. На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, он должен продумывать использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Тематическое планирование поможет педагогу устанавливать логическую связь между различными рода сведениями. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и так далее.

           Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом взрослых, с народами нашей страны. Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей действительности. На занятиях по сообщению новых знаний целесообразно для развития любознательности, интереса к предмету разговора предлагать детям задавать вопросы педагогу. Ответить на вопросы на одном занятии невозможно, да и нет необходимости. Поэтому ответив на один, два вопроса связанных с темой занятия, воспитатель записывает остальные.

            Использование на занятии игровых приемов важно одновременно для создания эмоциональной атмосферы занятия и для развития познавательной активности. Полезно включать в занятия дидактические игры. Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Искренность чувств взрослого непременно передастся и воспитанникам. Очень эффективным средством, способствующим усвоению нового материала и воспитания чувств детей является использование на занятии художественных средств в различных сочетаниях в зависимости от темы. Периодически в течение года проводятся итоговые занятия, на которых воспитатели уточняют, как дети усвоили ту или иную тему, появилось ли у них активное отношение к событиям.

              Игры так же, как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление. Беседой можно подвести детей к распределению ролей, функций между играющими детьми. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и поступки того или иного ребенка.

Конспекты занятий по патриотическому воспитанию дошкольников.

«Не надо ссориться, друзья»

Цель: социализация детей в условиях детского коллектива.

Задачи:

-формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные                                      отношения, навыки общения друг с другом.

-развивать у детей чувства эмпатии:

Предварительная работа:

- беседа с детьми о дружбе, отношениях друг к другу.

-чтение художественной литературы.

Оборудование:

куклы,  бумага, гуашь, аудиозапись песни «Улыбка» (муз. Шаинского, сл. Пляцкого).

Ход занятия.

(Дети входят в группу, встают полукругом, на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга)

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?

Ответы детей (они поссорились, отвернулись, поругались )  

Воспитатель: Я поссорилась  с подружкой,

Мы с ней  больше не играем

И друг с другом не болтаем,

Мы с ней  больше не вдвоем.

Каждый со своей обидой

Целый день один сидит.

Каждый со своей обидой

Без умолку говорит.

Воспитатель:-  Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что же такое дружба?

Ответы детей (когда не ссорятся, играют вместе)

Воспитатель:- Правильно. Дружба - это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.

Игра - имитация «Настроение»

 

Воспитатель: - Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).

        -  Теперь нам стало грустно, нахмурились (дети хмурятся)

- Ребята, когда мы с вами улыбаемся, нам так хорошо, радостно; когда хмуримся, сразу хочется грустить.

А давайте покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные.                           Воспитатель:    - Вот мы с вами поиграли,

                           Мы на стульчики пойдем,

                           И немного отдохнем (дети садятся на стулья полукругом)

- Дружны не только девочки и мальчики, дружны и наши пальчики.

Пальчиковая игра  «Дружные пальчики»

         Дружат в нашей группе                       (пальчики в замок, сгибать и                                            

         Девочки и мальчики                       выпрямлять их)

        С вами мы подружимся,        (соединить кончики  пальцев

Маленькие пальчики                          обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять            (похлопать каждой парой

Начинай скорей считать                  пальчиков)

Раз, два, три, четыре, пять            (встряхнуть кистями)

Мы закончили считать

Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что дружбу можно нарисовать? Ведь дружба – это прикосновение рук. Покажем это нашим  куколкам?

Ответы детей: (покажем, да)

«Протянем друг другу свои ручки навстречу»

Отпечатывание ладошек левой и правой рук. Коллективная работа по рисованию гуашью разного цвета. Дети выполняют работу, после оттирают руки влажными салфетками.

(Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол)

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и  помирились.

-Так что такое дружба?

Ответы детей (когда делимся игрушками, не обижаем друг друга, играем вместе)

- А как можно выразить дружеские чувства?

Ответы детей (прикосновениями, улыбкой, совместной игрой)

Воспитатель: - Правильно, молодцы.

А теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу, улыбнемся друг другу.

(Дети в хороводе ходят по круг за руки,  выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)            

(Аудиозапись песни  «Улыбка»)

Воспитатель:- Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!

        

«Наша Родина»

Цель: развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

2. Закрепить название «Россия».

3. Закрепить знания о флаге.

4. Развивать диалогическую речь, память, мышление.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Ход занятия:

- Ребята, на земле много разных стран. Как называется страна, в которой мы живем?

- Россия.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, по нашей Родине на поезде. Вы любите путешествовать?

- Ответы детей.

(Дети садятся на стулья, стоящие друг за другом.)

- Отправляемся. Счастливого пути!

- Паровоз кричит: «ту-ту!»

   Я иду, иду, иду.

   А вагоны стучат, а вагоны говорят:

 «Так, так-так, так-так, так»

- Остановились. Наша станция называется «Лесная». Какие деревья растут в лесах нашей Родины? (воспитатель показывает картинки деревьев)

- Ответы детей.

- Какие птицы живут на территории России? (картинки птиц)

- Ответы детей.

- Какие животные обитают в лесах нашей Родины? (картинки животных)

- Ответы детей.

- Молодцы. Поехали дальше.

- Паровоз кричит: «ту-ту!»

  Я иду, иду, иду.

 А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так, так-так, так-так, так»

- Останавливаемся. Станция называется «Сказочная». Назовите русские народные сказки (иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»).

- Ответы детей.

- Молодцы, ребята. Поехали дальше.

- Паровоз кричит: «ту-ту!»

  Я иду, иду, иду.

 А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так, так-так, так-так, так»

- Следующая станция «Главная». Ребята, мы знаем, что наша родина- Россия. А еще есть такое слово: «малая Родина». Что же это такое? Это маленький кусочек нашей огромной страны, это город, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Назовите главный город нашей малой Родины.

- Воронеж.

- Ребята, у каждой страны есть свой флаг. Вспомним, какие цвета есть у нашего флага.

- Ответы детей.

- Сейчас мы с вами немножко отдохнем, и каждый сделает свой флаг. На столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на бумагу.

Физкультминутка.

- Молодцы, ребята. Закончилось наше путешествие по нашей Родине.

 О чем мы сегодня говорили?

- Ответы детей.

- В конце нашего путешествия мы послушаем стихотворение «Наша Родина»

- Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

«Хорошо у нас в детском саду».

      Задачи: продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, младших воспитателей; учить называть их по имени и отчеству; обращаться к ним на «Вы»; воспитывать уважение к ним и их труду. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам детского сада.

      Оборудование: Колобок (игрушка), фотографии детей группы, воспитателя, младшего воспитателя, письмо с приглашением на экскурсию по детскому саду.

Ход занятия:

     По полу катится Колобок (игрушка). Воспитатель обращает на него внимание детей. Колобок поет:

 «Я Колобок, Колобок,

 По амбару метен, по сусекам скребен.

 На сметане мешан, на окошке стужен.

 Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел»

     Колобок спрашивает у детей, куда он прикатился. Дети отвечают, что он попал в детский сад. Колобок просит объяснить ему, что такое детский сад. Воспитатель предлагает детям рассказать Колобку, что такое детский сад, кто живет в детском саду.

 Дети показывают Колобку свои фотографии и называют свои имена («Это я – Даша» и т.д.).

     Затем дети показывают фотографии воспитателей и помощника воспитателя которые работают в группе. Колобок рассматривает фотографии и просит рассказать о воспитателях. Дети рассказывают (например: «Галина Владимировна – добрая, красивая, ласковая, умная. Она проводит занятия, игры».)

     Колобок спрашивает у детей, чему воспитатели научили их в детском саду. Ребята сообщают, что воспитатели научили их лепить, петь и выразительно рассказывать стихи. Читают (по желанию) любимые стихотворения.

     Колобок говорит, что он тоже любит петь и выразительно рассказывать стихи. Предлагает послушать песенку, которую он часто поет:

  «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

    Я в чистом поле затеряюсь и назад не ворочусь.

    Я качусь и кувыркаюсь, я качусь и кувыркаюсь.

    Я качусь и кувыркаюсь, я качусь и кувыркаюсь.»

     Воспитатель выясняет у детей, понравилась ли им песенка.

     Затем дети находят фотографии помощника воспитателя и называют её имя и отчество (Светлана Викторовна), говорят, чем она занимается (убирает в группе, приносит еду, моет посуду и т.д.)

     В группу входит помощник воспитателя в переднике. Воспитатель спрашивает: «Ребята, как вы думаете, чем сейчас займется Светлана Викторовна?» дети угадывают, что Светлана Викторовна будет делать.

     Светлана Викторовна: «Какие молодцы! Угадали, что я буду сейчас делать – мыть посуду. А вы знаете, где я мою посуду?»

     Воспитатель предлагает детям посмотреть, как и где Светлана Викторовна моет посуду. Обращает внимание детей на предметы необходимые при мытье посуды (моющее средство, губка, тряпка и т.д.) Дети наблюдают за последовательностью мытья посуды, под руководством воспитателя объясняют и называют действия Светланы Викторовны.

     Затем воспитатель предлагает детям рассказать о Светлане Викторовне, называют её качества (умела., трудолюбивая, заботливая и.т.д.)

     Колобок: «Как здорово и весело у вас в детском саду! И все это благодаря вашим воспитателям, они учат вас рисовать, лепить, петь и т.д. А Светлана Викторовна заботится о вас.

     Воспитатель: «Колобок, хочешь отправиться с нами в путешествие по детскому саду?»

     Колобок: «Хочу!»

     Воспитатель предлагает детям вместе с Колобком отправиться в путешествие по детскому саду.

     Первая остановка – кухня.

     Воспитатель: «Как вкусно пахнет. Догадались, что это за место? (кухня).

   Поскорей ответьте дети

   Кто же лучше всех на свете

   Вас сумеет угостить,

   Напоить и накормить?»

     Педагог уточняет, о ком эта загадка, спрашивает у детей: «Что делают повара? (обязательно называет имя и отчество повара). Повар готовит еду, варит, жарит, печет, моет, режет. Где находится кухня? (на первом этаже). Как можно найти кухню? (по запаху, по табличке на двери и т.д.)

      Воспитатель подводит детей к выводу: повара старательные, умелые, готовят вкусную пищу, поэтому и всегда благодарят их.

      Вторая остановка – прачечная

      Воспитатель: «Что это шумит? Что за чудо – машины? Догадались, что это за остановка? (прачечная) А вы знаете, кто работает в прачечной? (ответы детей) Что делает прачка? (обязательно называется имя и отчество прачки) прачка стирает, гладит постельное белье, полотенца, фартуки, халаты, скатерти. Где находится прачечная? (на первом этаже) Как можно найти прачечную? (ответы детей).

      Воспитатель подводит детей к выводу: прачки очень старательные, умелые, трудолюбивые, заботливые. Предлагает поразмыслить о том, как можно помочь прачкам (мыть руки после прогулки, чтобы не пачкать полотенца, кушать аккуратно, чтобы не пачкать салфетки, скатерти и т.д.)

      Третья остановка – медицинский кабинет.

       Воспитатель объявляет следующую остановку – «Айболит» - и спрашивает у детей: «кто работает в этом помещении? (врач, медсестра) Что делает медсестра? (лечит, дает лекарства, витамины, смазывает ранку зеленкой)

      Медсестра приглашает детей войти в кабинет, показывает, как она обрабатывает царапину: промывает и смазывает зеленкой, заклеивает пластырем; так царапина скорее заживет.

      Воспитатель предлагает детям рассказать о медсестре (обязательно называется имя и отчество медсестры) о том, какая она заботливая, внимательная, умелая, добрая). Обращает внимание детей на то, где находится медицинский кабинет (на первом этаже). Как можно найти медицинский кабинет.

      Затем педагог подводит детей к выводу: при встрече нужно здороваться, называть взрослых по имени и отчеству, благодарить за их заботу, проявлять желание оказывать посильную им помощь.

      Колобок благодарит воспитателя и детей за замечательное путешествие по детскому саду. Дети читают стихотворение:

«Вот какой у нас хороший детский сад,

  Все мы любим нежно детский сад,

  Утром я бегу скорее в детский сад,

   Вечером скажу: «До встречи, детский сад!»

                                                                 

Спасибо деду за Победу!

Цель:

1) Воспитывать чувство уважения к Ветеранам Великой Отечественной войны, желание сделать им приятное.

2) продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования (аппликация ладошками).

3) развивать чувство композиции, цвета и ритма.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о Великой Отечественной войне, беседа «9 мая – День Победы».

Оборудование: фотографии ветеранов на параде, фотографии салюта, иллюстрации с изображениями сражений Великой Отечественной войны, здания Рейхстага, над которыми развевается знамя нашей страны, заготовка плаката с нарисованным голубем Мира.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам рассказала о том, какой праздник отмечает наша страна 9 мая. Это День Победы, победы в Великой Отечественной войне. Я вам говорила, что в этой войне погибло много солдат и мирных жителей. Но многие вернулись домой с войны героями. Сейчас еще живы те, кто воевал в той страшной войне. Когда была война, они были молодыми, а теперь они старенькие, больные и их с каждым годом становится всё меньше и меньше. Их называют Ветеранами Великой Отечественной войны. (Показать иллюстрацию с изображением ветеранов на параде) В день Победы ветераны надевают ордена, военные награды и отправляются на парад, чтобы встретится со своими фронтовыми друзьями и вспомнить, как они воевали.

 

   Может быть у кого – то из вас прабабушки и прадедушки то же воевали, может кто-то еще жив. Спросите об этом своих родителей и если в вашей семье есть такой человек, не забудьте их поздравить с праздником. Если 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Уступайте место в транспорте, пожилым людям и ветеранам, пусть Ваши родители помогают перейти дорогу, открыть дверь. Ветеранам будет очень приятно, что мы помним их подвиг, благодаря которому, мы сейчас живем под мирным небом в нашей стране.

День Победы

Майский праздник —

День Победы -

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.     Т. Белозеров

 Ребята давайте тоже поблагодарим наших ветеранов, за победу. Мы нарисуем для них небольшой плакат, а потом повесим его в нашем зале. Все, кто увидит наш плакат, поймут, что мы с вами помним подвиг русских солдат, и благодарны им за победу, за мирное небо над головой. Рисовать будем ладошкой. Но сначала давайте немного разомнёмся. Я приготовила для вас очень интересное стихотворение, которое называется «Салют». Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной.

Физкультминутка.

«Салют»

Вокруг все было тихо. (Встать прямо, руки опустить)

И вдруг - салют! Салют! (Подмять руки вверх)

Ракеты в небе вспыхнули и там, и тут!  (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево - вправо).

Над площадью, над крышами, (Присесть, встать, руки с раскрытыми

Над праздничной Москвой        пальчиками поднять вверх (2—Зраза)).

Взвивается все выше огней фонтан живой.

На улицу, на улицу (Легкий бег на месте).

Все радостно бегут,

Кричат: «Ура! », (Поднять руки вверх, крикнуть «Ура).

Любуются (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево- вправо).

На праздничный салют!

О. Высотская

 Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь начинаем собирать плакат.

(Перед детьми заготовка плаката.)

Воспитатель объясняет детям технику наклеивания, показывает порядок действий на своём примере, проводит индивидуальную работу. По окончании работы дети моют руки и садятся на свои места.

Воспитатель: Молодцы! У вас получился замечательный плакат.

Заканчивает занятие стихотворением Н. Найденовой:

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города.

Мир нужен на земле всегда.

Заключительный этап

(май)

Творческий отчет по теме:

Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ТРИЗ - школа творческой личности" (Материалы по самообразованию)

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучен...

Материалы по самообразованию на тему: «Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»

Материалы по самообразованию на тему:«Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста (Материалы по самообразованию)

Мнемотехника  - искусство запоминания, совокупность  приемов   и способов,   облегчающих   запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти путе...

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» (Материалы по самообразованию)

laquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, на­блюдать».В. Сухомлинский.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14725840","attributes":{"alt":""...

материалы по самообразованию

План по самообразованию  на тему: "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования-пластилинография"...

Социально-нравственное развитие дошкольников_материалы по самообразованию

Методические материалы, отчеты по самообразованию в рамках темы "Социально-нравственное развитие дошкольников"...