"ТРИЗ - школа творческой личности" (Материалы по самообразованию)
статья
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Одним из главных резервов становления личности на этапе дошкольного детства является творчество в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_osnovnye_ponyatiya.pptx | 1.68 МБ |
samoobrazovanie_smirnova_a._l.docx | 274.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.
Направления работы ТРИЗ - педагогики
В основе ТРИЗ – педагогики лежат: Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции ( РТВ – развитие творческого воображения); Методология решения проблем, о снованная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления); Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)
Структурно-функциональная модель внедрения ТРИЗ-технологии в практику работы детского сада: Мотивационная готовность (хочу). Теоретическая (могу). Технологическая (делаю). Результативная (получаю).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: Развивать у детей творческое и вариативное мышление, способность мыслить. Формировать умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения поставленной задачи, производить при этом разнообразные мыслительные операции. Учить ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Воспитывать творческого, инициативного, коммуникабельного ребенка, умеющего переносить полученные знания, умения и навыки в различной жизненной ситуации.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?". На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
«Величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека» (Оскар Уайльд)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Чебурашка», г. Качканар.
Смирнова Алёна Леонидовна
Воспитатель 1 квалификационной категории
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: «ТРИЗ - школа творческой личности»
СОДЕРЖАНИЕ:
- План самообразования.
- Введение.
- Что же такое творческие способности на самом деле?
- Технология ТРИЗ - технология развития творчества.
- Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
- Методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения.
- Игровые приемы и методы ТРИЗ.
- Этапы работы по использованию элементов.
- Заключение.
- Список методической литературы.
- ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
№ п / п | Срок выполнения | Содержание работы |
1. | Сентябрь |
|
2. | Октябрь |
|
3. | Ноябрь Декабрь |
|
4. | Январь |
|
5. | Март |
|
6. | Апрель |
|
7. | Май |
|
- ВВЕДЕНИЕ
Среди проблем, стоящих перед дошкольными учреждениями на современном этапе, центральной является проблема повышения качества дошкольного образования. В программных документах Министерства образования РФ (Закон «Об образовании», «Концепция дошкольного воспитания», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» и других) утверждается право ребёнка на самореализацию и творческий поиск.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно действовать в мире. «Воображение - основа активного участия ребёнка в разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т.д. Достаточно развитое воображение позволяет ребёнку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются впервые проявления творческого отношения к действительности». Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.
Развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ.
Задачи исследования:
- изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования;
- обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников;
- раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста;
Объект исследования: педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: проявления творческой активности детьми дошкольного возраста.
Гипотеза: целенаправленное использование методов и приемов ТРИЗ способствует формированию творческой активности детей дошкольного возраста, развитию их творческих способностей.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Одним из главных резервов становления личности на этапе дошкольного детства является творчество в различных видах деятельности.
3.ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.
Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей, к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Давно известно, что для развития творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей - тёплая доброжелательная атмосфера в семье и детском коллективе.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать "творческих озарений", когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы. В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 89-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно, по недоразумению (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка, где дети подготовительной группы с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей "Маленькие человечки". Знакомство с неживой природой (лед, пар, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний, и они начали строить крепости, плавать, летать. Обстановка занятий непривычная: общение происходит свободно, демократично, можно сомневаться, отвечая на вопросы, угадывать, поправляться, размышлять и совершать "открытия".
В 80–е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ - педагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач в различных областях деятельности.
Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.
Изобретение - это всегда решение какой-то задачи. Еще в древнем мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристике - науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Изобретатель стремится превзойти все то, что создано до него, пытается сделать пусть небольшой, но свой шаг в развитии интересующей его области. Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире, укрепить детей верой в целесообразность творческой жизни.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз: "Творчество во всем!": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.
По замечанию Л.С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.
Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗ, педагоги авторских школ начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗ - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих способностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗ. Вполне оправдан поворот авторов ТРИЗ от "железки" к личности, связь с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, творчество для которых - сама жизнь. Постепенно ТРИЗ начали применять в новой области знаний - ТРТЛ (теории развития творческой личности).
- Педагогическое кредо ТРИЗовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер).
- Девиз ТРИЗовцев : "Можно говорить все!" И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Занятия по методу ТРИЗ планируются и в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий: «от простого - к сложному».
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.
5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. «Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий» - определение Р. С. Немова.
Предпосылки воображения появляются на 2 году жизни. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение на картинке, переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте, и выступает его знаком, воспринять который помогает воображение. Воображение достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.
Становление механизма представления. Воссоздания образов происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений, что проявляется в реакции сосредоточения и адекватных эмоциях, сопереживание событиям рассказа.
На 3-м году жизни в действиях ребенка наблюдается отсроченное подражание увиденному. Это уже достаточно сложное представление, показатель умения действовать на основе сформированного образа.
В 2,5-5 года ребенок уже умеет действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на 2-м г.ж., еще не заключают в себе элементов воображения, т.к. ребенок здесь лишь осваивает функцию предмета («есть» пустой ложкой), действие с ним и повторяет его (подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошечке. Это действие определяется ложкой, не игровым «кормлением» предметов). Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.
Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым; ребенком и объектом его желаний. В игре ребенок действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, отражая его действия обобщенно и условно, передавая лишь их смысл. Мотив игрового действия – не в получении реального результата, поэтому игровое действие – это воображаемая реализация нереализованных желаний.
Развитие начальных форм воображения преддошкольника связано с включением замещения реальных предметов.
Вначале ребенок лишь играет с реальными игрушками, затем, подражая взрослым, использует предметы-заместители, но замещения остаются еще неустойчивыми, некритичными и мало осознанными.
Критичность в использовании предметов наступает тогда, когда ребенок отказывается использовать любое замещения, предлагаемое взрослым. Замещение становится осмысленным, но имеет воспроизводящий характер, а не творческий.
Освоение речи способствует появления в игре первых самостоятельных замещений, Ребенок сначала дает реальные названия (использует палочку вместо ложки, но называет палочкой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одновременно палочкой, ложкой), а потом только игровые (действует с палочкой как с ложкой и называет ее ложкой).
К концу раннего возраста складывается полноценное использование замещений: дети четко видят сходство и различие между реальным и замещающим, вводят в игру собственное замещение. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, идет поиск подходящего объекта.
Таким образом, в игровой деятельности преддошкольника зарождаются творческие элементы:- отступает от образцов взрослого; - апробирует разные схемы выполнения действия; - осуществляет самостоятельные игровые действия.
На 3-м году жизни основным содержанием игры является ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности.
Итак, показателями развития воображения в игре преддошкольника являются: разнообразие сюжетов; действие в воображаемой ситуации; самостоятельный выбор предмета-заместителя; гибкость в изменении функции и названия предметов оригинальность замещения игровых действий; - критичность к замещениям партнера.
Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на реальные предметы и внешние действия с ними.
Виды и функции воображения. Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Репродуктивное воображение воспроизводит реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:
- Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
- Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
- Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
- Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
- Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Развитие видов воображения. О развитии воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества (поделки, рисунки).
Воображение ребенка отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность (шаблонность) образов. Это обусловлено недостатком знаний и представлений, низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знаний – недостаток и достоинство детского воображения.
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка; было ли подобное в его собственном опыте.
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Особенно в 3-4 года замысел рождается только после действия. Ребенок фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющих яркую эмоциональную окраску.
Таким образом, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло ребенка, поразило: прочитанная сказка, увиденные мультфильм, новая игрушка.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает пассивное, воссоздающее (репродуктивное) воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе.
В старшем дошкольном возрасте, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность.
Для младших дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, т.е. понимание того, что может быть и чего быть не может.
Так, дети 3-4 лет в сказке часто не отличают возможное от невозможного, соглашаются с любым замыслом, часто смешивают сказочные и реальные образы. С расширением опыта, дошкольники начинают понимать, что в сказке не все возможно. Они чувствуют меру, которую не должно переходить воображение. Старший дошкольник перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастичное. При нарушении типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает у них отрицательное отношение. В игре дети также понимают логику жизненных связей и следуют им. В словесном творчестве ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.
В 3-4 года воссоздающее воображение неразрывно связано с предметом и появляется только при действии с ним. Здесь предмет выполняет функцию внешней опоры.
В игре младший дошкольник не может вообразить действие с предметом, переименовать предмет, если не действует с ним (представляет стул кораблем или кубик кастрюлей, только когда действует с ним). При этом предмет заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте внешней опорой является игрушка, игровые атрибуты.
В среднем и старшем дошкольном возрасте опорой становится выполнение взятой на себя роли.
Воображение начинает опираться на предметы, не похожие на замещаемые (природный материал – листья, шишки, палки, камешки и пр.)
Воссоздание художественного текста:
- младшие дошкольники без иллюстраций не могут воссоздать описанные в сказке события;
- старшие дошкольники уже без наглядной опоры воссоздают текст, но используют ее, когда испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Иллюстрация важна для понимания действий и взаимоотношений персонажей.
В результате интериоризации необходимость во внешних опорах отпадает. Это происходит в двух планах: переход к игровому действию при отсутствии предмета и придание игровому предмету нового смысла, представление действий с ним в уме, т.е. без реального действия («уже поспали»).
Рост произвольности воображения связан с развитием умения создавать замысел и планировать его достижение (к 5-7 годам).
В младшем дошкольном возрасте замысел чаще рождается после выполнения действия:
- если формируется до начала деятельности, то неустойчив, легко разрушается, теряется по ходу его реализации (например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации);
- возникает стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания.
До 5 лет на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь», «Придумай сказку» - отказывается. Причина – не умеет руководить деятельностью воображения.
О возрастании целенаправленности воображения можно судить по игре: продолжительность на одну и ту же тему, устойчивость ролей. В 3-4 года игра длится 10-15 минут; появление внешнего фактора вызывает побочные линии в сюжете и первоначальный замысел теряется; дети забывают переименование предметов и используют их в соответствии с реальными функциями; наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. Ребенок идет от действий к мысли. В 4-5 лет игра длится уже 40-50 минут; ступенчатое планирование. В 5-7 лет – от нескольких часов и даже дней; игровые замыслы относительно устойчивы и могут осуществить их до конца; целостное планирование, т.е. дети способны до начала деятельности планировать процесс воплощения замысла. Они намечают план (цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности) достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. Позже – в индивидуальной деятельности (например, в речевой).
Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника.
Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения. Оно начинает активно проявляться в 4-5 лет в игре, ручном труде, рассказывании, пересказе.
С 5 лет появляются мечты о будущем, но они ситуативны, неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Опорой для создания образов теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове, что тесно связано с развитием речи и мышления. Это ведет к тому, что дети начинают сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок тем самым как бы «отрывается» от конкретной ситуации и начинает видеть ее глазами разных людей, животных, предметов.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности.
Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразовывают уже известные. Действенный способ дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.
Главная «школа» активного воображения – сюжетно-ролевая игра.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети строят замысел игры, придумывают сюжет постепенно, в самом ее ходе. Но со временем построение замысла игры начинает ей предшествовать. Старшие дошкольники раньше, прежде чем начинать реальную игру, проигрывают ее в уме, создают связную картину в своем воображении. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга, что придумал один ребенок, служит толчком для воображения другого.
Но замысел – еще не развернутая картина воображения. В нем намечена только общая схема будущей игры, подробности же возникают по ходу деятельности.
Доля активного творческого воображения в задумывании и развертывании игры увеличивается при переходе ребенка к режиссерским играм, где весь замысел строит и реализует он сам, пользуясь игрушками только как внешними опорами.
Постепенно такая игра начинает происходить без реальных действий, целиком в плане воображения, протекающем в уме.
Словесное творчество. Уже в раннем возрасте у детей начинается свободное фантазирование – сочинение сказок и рассказов по образцу услышанных ими от взрослых.
В младшем и среднем дошкольном возрасте такие сочинения, продолжая основываться на нанизывании знакомых образов по случайным основаниям, становятся значительно разнообразнее и оригинальнее. Однако они еще не имеют определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Поэтому их нельзя считать проявлением активного воображения.
Сочиняемые детьми сказки и истории становятся в старшем дошкольном возрасте более организованными, последовательными и оригинальными, часто имеют вполне законченный сюжет.
В процессе создания образов воображения дети пользуются разными приемами.
1. Наделение персонажей реалистическими действиями: включение героев в специфически человеческие жизненные ситуации; - приписывание им человеческих мыслей, чувств, поступков; интерпретирование поведения животного на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.
2. Прием антропоморфизации – одушевление предметов.
3. Агглютинация – в новом образе соединяют несоединимые стороны разных объектов.
4. Гиперболизация – широко используется детьми для создания резких противоположностей, легко доступных примитивному пониманию. Например, в сказках, созданных дошкольниками, герои – либо чудо добродетели, либо чудовища и злодеи и т.п.
5. Комбинирование – к хорошо знакомым сказочным событиям:
- вносят некоторые добавления;
- заменяют персонажей;
- соединяют несколько сюжетов разных сказок;
- придумывают для знакомой сказки новое продолжение.
6. Для дошкольников характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников. Поэтому придуманные сказки нередко приобретают причудливый характер.
Изобразительная деятельность.
Младший и средний дошкольный возраст – фантастические образы создают сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. Содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями.
У старших дошкольников образы все более оригинальны, богаче, разнообразнее. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения становятся все более эмоциональными, пронизаны эстетическими и познавательными чувствами, приобретают личностный смысл.
Таким образом, в числе важных новообразований дошкольного детства – появление качественно новых типов воображения – произвольного и творческого. Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видах деятельности (первоначально в игре, затем – в изобразительной, трудовой, музыкальной, бытовой, учебной деятельности).
Образы воображения детей отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.
Роль взрослых в развитии детского воображения.
Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности – игра, рисование, лепка и пр. В общении со взрослым ребенок осваивает средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.
На 2-м году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши (например, ребенка катают на коленях, делая вид, что роняют). Созданию мнимых ситуаций помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые включаются в бытовые процессы. Необходимо учить детей сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки.
Данные ситуации можно использовать и в работе с детьми 3-го года жизни. Однако основным является обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации.
Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители. Создать ребенку воображаемую ситуацию помогает расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям.
Игровая деятельность – мощный стимул воображения. Выполнение роли. Развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Перевоплощаясь в разные персонажи, особенно в режиссерских играх, ребенок может посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Предметная среда должна включать в себя наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением, ребенок интенсивно осваивает замещение.
Взрослый должен научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новом образе. Специально организованное обучение поможет ребенку научиться манипулировать образами, когда заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.
Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка должна быть представлена в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, что придаст процессу создания новых образов целенаправленный характер.
Особое внимание требует коллективное творчество в разных видах деятельности. Педагогу важно формировать у детей критичность мышления, т.е. сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности («Так бывает или нет?»), вооружить детей необходимыми важными критериями, научиться пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе.
Разнообразны частные приемы развития воображения:
- разглядывание облаков, трещины стены, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира;
- составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем, нравственно-эстетическую, познавательную, сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах – например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказ по пейзажной картинке и др.
Важным фактором в развитии творческого воображения является социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду.
Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремится к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческого потенциала своих воспитанников.
6. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ.
1. «Дорисовывание фигур»
(автор - П.Торренс, модификация О.М.Дьяченко)
Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как образования новой целостности.
Проведение: набор карточек с нарисованными на них фигурами, например: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами) и простые геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник), карандаш. Всего – 10 карточек. Педагог просит ребенка дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
- «Составь предложение»
(модификация Т.В. Чередниковой).
Цель: оценка словесно-образной креативности.
Проведение: детям предлагается рисунок, на котором изображены елка, мышка и книга. Ребенок, глядя на картинку, должен составить как можно больше предложений с этими тремя словами в каждом из них. Допустимы любые словоизменения этих существительных, но не их пропуск.
- «Перестановка спички»
(автор Т.В.Чередникова, модификация В.Т.Кудрявцева)
Цель: оценка способности к поиску и использованию формообразующего(целостнообразующего элемента в ходе превращения одного изображения в другое).
Проведение: в основе теста - один из многочисленных видов игр-головоломок со спичками, в большинстве своем имеющих «фольклорное» происхождение.
Необходимы: сложенные из спичек изображения дома, коровы, стакана, вырезанный из цветной бумаги кружок - ягодка (в стакане). Ребенку предлагается перестановкой только одной спички: а) повернуть дом другой стороной; б) вынуть ягоду из стакана и перестановкой только двух спичек - сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
- «Несуществующее животное»
(модификация А.Э.Симановского)
Цель: оценка общего подхода ребенка к творческой задаче.
Проведение: ребенка просят нарисовать животное, которого в природе не существует и, которого он не видел, ни в книжках, ни в мультфильмах. Затем просят назвать животное и все о нем рассказать.
При собственно творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. При художественно-эмоциональном подходе создается целостный образ нового, несуществующего животного, но по образу и подобию существующих (отдаленно напоминает дракона, слонопотам). При рационалистическом подходе новое существо собирается из деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост).
Как показывает практика, развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение. Данный материал можно найти в книге Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду».
Для развития воображения применяются:
- Игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т.п.)
- Игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий («Дом моделей» - придумать свою коллекцию одежды; «Взгляд в будущее» - представить автомобиль будущего, дом, фантастический пейзаж, «Реклама» и т.п.).
- Артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и эмоциональной сферы, партнерских отношений («Театр теней», «Артисты цирка» - придумать оригинальный цирковой номер, «Театр моды» и др.).
- Мини-этюды. Помогают собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
- Игры-импровизации можно применять на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый описывает ситуацию («Я - кленовый листочек», «Подснежник», «Бабочка»), а дети ищут образ, проявляя свою творческую индивидуальность, и выражают его посредством телесных движений.
- Игры-беседы планируются как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком троена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры, кроме воображения, развивают эмпатию, память, мышление, диалогическую речь.
- Игры-путешествия проводятся по заранее составленным сценариям и проводятся не наглядно, опираясь только на воображение детей.
Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в различных видах занятий. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
7. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ТРИЗ
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:
МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как мышам достать сыр из-под носа кота;
- как выгнать лису из зайкиной избушки;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Правила мозгового штурма:
- исключение всякой критики;
- поощрение самых невероятных идей;
- большое количество ответов, предложений;
- чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.
Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
СИНЕКТИКА.
Это так называемый метод аналогий:
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Этот метод появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан.
Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)
Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).
Приведем пример применения метода с использованием "ящика", т.е. таблицы.
Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!
Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.
Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их
Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.
МЕТОД КАТАЛОГА.
Этот метод позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.
Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
- наличие положительного и отрицательного героев;
- зло, причинённое отрицательным героем;
- борьба положительного героя со злом;
- присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Последовательность вопросов может быть следующей:
- О ком сочиняем сказку?
- Он добрый или злой герой?
- Какое добро (зло) он делал?
- С кем он дружил?
- Кто им мешал? Каким образом?
- Как добрый герой боролся со злом?
- Чем всё закончилось?
Предполагаемый ход действия сказки:
- Жил-был…
- И был он какой?
- Умел делать что?
- Делал он это, потому что…
- Но в это время жила-была…
- Она была…
- Однажды между ними случилось…
- Им помогла…
- Сделала она это, чтобы… и т.д.
Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.
Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
Этот метод предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.
Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами.
Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.
Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.
Например, стол метеорит:
круглый искрящийся
кухонный горячий
пластмассовый стремительный
Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.
Например, машина:
стремительная - быстро едет;
горячая - везет горячий хлеб;
искрящаяся - летающая тарелка;
кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.
Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.
«ДАНЕТКА»
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
МЕТОД РОБИНЗОНА.
Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.
Следующий вариант использования этого метода: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т.д.
ТИПОВОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ.
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);
д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР.
Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая из таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы, где С - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С - подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.
Н/С | Н/С | Н/С |
С | С | С |
П/С | П/С | П/С |
Прошлое | Настоящее | Будущее |
Таким образом, рассматривая объект, дети определяют: из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.
Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).
Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.
ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО».
Позволяет ребенку усвоить, что у любого предмета, не бывает однозначно плохих или хороших качеств, упражняет ребенка в поиске отрицательных сторон у уже найденных положительных качеств объекта (и наоборот), подводит к пониманию диалектического закона «Борьбы и единства противоположностей», развивает логику, способность правильно строить доказательства.
1–й вариант: Берется, например, слово, предмет, действие и говорится, почему это хорошо, а затем почему плохо? Пример: «Часы» – хорошо. Почему?
– с ними не опоздаешь;
– можно по числам учиться считать;
– узнавать точно время;
«Часы – плохо». Почему?
– ломаются;
– могут не правильно идти;
– их легко потерять;
2–й вариант: Это построение цепочки. Идет непрерывное доказательство. Доказали почему «хорошо». Убираем слово «хорошо», подставляем «плохо», доказываем, что это плохо, доказали – убираем слово «плохо», подставляем «хорошо» и т.д.
«Значок» – хорошо, так как можно носить на рубашке. Носить на рубашке плохо, так как можно уколоться. Можно уколоться – хорошо, так как станешь йогом. Станешь йогом – плохо….
Когда ребенок начинает играть в эту игру, он начинает опираться на свой запас знаний. Вспоминает, воспроизводит то, что он где–то видел, слышал. Когда же перед ним ставится новая задача, которую он не решал, у него включается фантазия на изобретение чего-то нового.
ИГРА «НАЙДИ НОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ».
Берется предмет или называется слово. Где и как он сможет нам пригодиться? Что заменить?
Эти игры помогут лучше и глубже узнать мир, а главное – научат детей не сдаваться в трудных обстоятельствах и находить, если чего–то нет, чем заменить.
ИГРА «НАОБОРОТ».
Всему можно найти антисистему (тепло – холодно), трудней с предметами. Для этого нужно идти от их свойств. Очки – чтобы лучше видеть; наоборот, чтобы хуже видеть – туман.
Эта игра поможет детям разобраться, что сравнивают и обобщают не сами предметы, а их свойства [34].
МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ.
При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (далее М.М. Ч.).М.М.Ч. –практическое воплощение идей Г.С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М.Ч. начинается в группе детей 5–го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.
твердое | жидкое | газообразное |
Игра «Моделирование маленькими человечками».
Игра состоит из кубиков, на гранях которых изображены стилизованные фигурки человечков. Символизирующие агрегатное состояние вещества и поля взаимодействия, а так же взаимодействия между веществами и предметными знаками (+, –, 0) с помощью «человечков» моделируются различные состояния вещества, физические явления и процессы, так же, как фазовый переход из одного состояния в другое (твердое – жидкое – газ).
Играя, дети знакомятся с физической сущностью различных природных явлений (дождь, снегопад, град). Игра дает возможность моделировать взаимодействия между веществами и физическими телами, помогает формированию диалектического представления о различных объектах живой и неживой природы, строить модели этих объектов и взаимодействий между ними.
Игра позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ. Человечки твердого вещества – крепко держаться за руки; чтобы их разъединить, нужно приложить какое–то действие. Человечки жидкого тела – стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других. Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, а от этого они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого [34].
На первом этапе игры нужно научить ребенка моделировать вещество и описывать его.
На втором этапе строятся процессы, происходящие с веществом и процессы взаимодействия между веществами.
На третьем этапе моделируются процессы взаимодействия двух веществ.
ЭВРОРИТМ.
Данный метод используется только для объектов рукотворного мира, с детьми старшего дошкольного возраста больше пяти этажей разбирать на одном занятие не рекомендуется.
9. Кем может быть?
8. Помощники?
7. SOS (если функция не выполняется).
6. Неудачник (функция не нужна).
5. Один в мире остался.
4. Волшебник (ИКР, предмета нет, а функция выполняется).
3. Друзья (по функции).
2. Главные части.
1. Функция.
БИНОМ ФАНТАЗИЙ.
Прием основан на создании чего–либо нового, абсолютно неизвестного никому, чего никогда не существовало в природе.
Возьмем любые два слова: пес и шкаф. Возникают такие варианты соединения слов: пес со шкафом, шкаф пса, пес на шкафу, пес в шкафу и т.д.
Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории.
По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка, он всегда ее таскает на себе…
8. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.
На 1 этапе можно учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры «Хорошо-плохо». Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства ("В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?").
В игре «Наоборот" хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).
Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.
При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М.М. Ч.).М. М.Ч. - практическое воплощение идей Г.С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М.Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.
После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ-РТВ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос Как спасти колобка" - Убить лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т.д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.
Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф. О.).
Работу по М.Ф.О. можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:
- придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;
- познакомить детей с новым объектом;
- создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
- проанализировать художественное произведение.
Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.
На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.
Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.
Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
"Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" -
утверждает ученый-дидакт А.Л. Несмеянов.
Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.
Исходным положением концепции ТРИЗ является принцип природосообразности. Обучая ребёнка, педагог должен идти от природы.
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
Анализ учебно-методической литературы позволил выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. В работе раскрыты основные методы технологии ТРИЗ, рассмотрены возможности их применения в дошкольном возрасте: мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфологического анализа, метод Робинзона, системный оператор и др.
В итоге были сделаны следующие выводы:
- ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей.
- ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.
- ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
- ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008.
- Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
- Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. М, 2010.
- Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008.
- Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006.
- Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация к творческому отчету по теме самообразования "Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Презентация с фотографиями 20 слайдов...
Анализ творческой деятельности по теме самообразования: «Технология формирования единого педагогического пространства»
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства воспитателей, связующим в единое целое всю систему работы детского сада, является методическая работа. Роль методической работы значительно воз...
Творческий отчет по теме самообразования "Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности"
Творческий отчет по теме самообразования«Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности» Актуальность. (слайд 1)...
Использование технологий ТРИЗ в творческой деятельности детей
Составленные данные игры уникальны наглядным материалом -продуктом детского творчества ребят старшего дошкольного возраста.Аппликации выполнены из различных матери...
Творческий отчет по теме самообразования за 16-17 уч. год. Яблунина
ТЬворческий отчет по теме самообразования "Развитие личностных качеств ребенка в творческой деятельности"...
Методическая разработка "ТРИЗ и творческое развитие дошкольников"
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, креативность....
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Алла Леонидовна, с интересом
Алла Леонидовна, с интересом познакомилась с вашим опытом работы! Спасибо за подробную и полезную информацию!