Презентация "Патриотическое воспитание детей- основа формирования гражданственности в ДОО"
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Космачева Галина Ивановна

В настоящее время появилась необходимость пристального внимания к вопросу формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста , созданию предметно-развивающей среды и материально-техническому оснащению ДОО.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Патриотическое воспитание детей- основа формирования гражданственности в ДОО». Выполнила Космачева Галина Ивановна , воспитатель, ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино с/ п «Детский сад»

Слайд 2

Введение. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. В Законе «Об образовании в РФ», Федеральных Государственных Образовательных Стандартах особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности :

Слайд 3

Актуальность Актуальность темы исследования обусловлена процессами, происходящими в российском обществе в настоящее время. Распад СССР привел к утрате идеологии государства, граждане огромной, многонациональной страны остались без объединяющего начала. В этот сложный исторический период изменились не только политический курс государства и система экономических отношений, но также такие важные элементы как институт семьи, система образования и средства массовой информации. Как следствие мы можем наблюдать девальвацию многих ценностей: семьи, традиций, природы, образования, в том числе снижение интереса к изучению отечественной культуры, общественно - исторического опыта своего народа, за которой следует постепенная утрата патриотического сознания. Это влечет за собой развитие эгоизма, индивидуализма, равнодушия к чужим бедам, неуважительного отношения к старшему поколению, государственным и социальным институтам, цинизма, национального безразличия в общественном сознании.

Слайд 4

Противоречия -между заявленной государством идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои населения и возрастные группы граждан РФ и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания; -между необходимостью проводить работу по патриотической компетенции со всеми возрастными группами населения и недостаточным уровнем подготовленности работников учреждений образования к данному виду деятельности; -между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с культурным наследием и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к собственной культуре;

Слайд 5

Недостатки в воспитании патриотизма у дошкольников 1. У детей старшего дошкольного возраста не сформированы элементарные нормы патриотического воспитания; 2. Родители не придают должного внимания патриотическому воспитанию; 3. Педагоги недостаточно используют современные технологии и методы обучения (метод проекта, компьютерные игры, презентации); 4. Недостаточная методическая, материальная база ДОО; 5. Неготовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами;

Слайд 6

Проблема , Обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, созданию предметно-развивающей среды и материально-техническому оснащению ДОО.

Слайд 7

Цель Изменение методов организации педагогического процесса и обогащение развивающей предметно - простраственной среды в ДОО с целью формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 8

Задачи 1.Знакомить детей старшего дошкольного возраста с историей своего села, его достопримечательностями, используя метод проектов. 2. Обобщить и закрепить знания детей о государственных символах России - флаге, гербе, гимне, используя игровые технологии. 3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду патриотическим содержанием. 4. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми, через организацию в ДОО конкурсов и выставок. 5. Использовать ИКТ и ЭОР при формировании гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 9

Ожидаемые результаты 1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. 2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее. 3. Освоение доступных знаний об истории родного села, его достопримечательностях, героях- соотечественниках, государственных символах России. 4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. 5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. 6. Повышение активности родителей . 7. Обогащение развивающей предметно- пространственной среды .

Слайд 10

Этапы работы для достижения цели 1.Выявить уровень первичных представлений с помощью диагностики. Формы мониторинга: наблюдения, беседы, тесты 2.Разработать познавательные занятия-экскурсии: «Доблестные воины России», « К памятнику погибших воинов села», в «Школьный музей»; 3. Реализация проектов: «Родной свой край люби и знай!», «Государственные символы России». 4. Проведение цикла познавательных занятий с использованием ИКТ и ЭОР на темы: “Наша малая Родина – прошлое и настоящее», «Моя Родина – мое село!» , «Природа моего края». 5. Оформление альбомов “Достопримечательности моего села”, “Они защищали Родину”, «Хлеб – всему голова!».

Слайд 11

Этапы работы для достижения цели: 6. Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего села», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной». 7. Организация музея «Крестьянская изба» в ДОО. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. 8. Экскурсии и фотоэкскурсии по родному селу. 9. Оформление музыкального уголка в русских традициях. 10. Организация тематических стендов на тему «Моя родословная». 11.Организация развлечения «Делу – время, потехе – час». Закреплять знание русского фольклора с участием родителей.

Слайд 12

Вывод Таким образом, проводимая в ДОО работа по формированию гражданственности поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, русскую культуру, язык, традиции, достижения, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации заданной цели дети приобретут знания об истории села и его достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил нашу малую Родину, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста выполнены.



Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

 «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ДОО».

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 9.11 –20.11.2015г.

                           

                                                                           

 Выполнила

Космачева Галина Ивановна,

                                                                         воспитатель,

 ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино

                                                                            с/п «Детский сад»

                                                      Самара, 2015г.

Введение.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.

К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.                                    

В Законе «Об образовании в РФ», Федеральных Государственных Образовательных Стандартах  особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности:

  • Объединение  обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,      общества и государства ( ФГОС).

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине, к стране, в которой живем, выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

Актуальность темы исследования еще обусловлена процессами, происходящими в российском обществе в настоящее время. Распад СССР привел к утрате идеологии государства, граждане огромной, многонациональной страны остались без объединяющего начала. В этот сложный исторический период изменились не только политический курс государства и система экономических отношений, но также такие важные элементы как институт семьи, система образования и средства массовой информации. Как следствие мы можем наблюдать  снижение интереса к изучению отечественной культуры, общественно - исторического опыта своего народа, за которой следует постепенная утрата патриотического сознания. Это влечет за собой развитие эгоизма, равнодушия к чужим бедам, неуважительного отношения к старшему поколению, государственным и социальным институтам, цинизма, национального безразличия в общественном сознании.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

 Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем компетенции патриотизма.

Как показывает опыт работы, уважение  к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны  без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС  перед нами  возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей  воспитания дошкольника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Безусловно, гражданско- патриотическое воспитание в дошкольном учреждении охватывает всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и разнообразные виды деятельности.

Анализ источников позволяет выявить некоторые противоречия в области воспитания патриотизма на современном этапе развития российского общества:

-между заявленной государством идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои населения и возрастные группы граждан РФ и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

-между необходимостью проводить работу по патриотической компетенции со всеми возрастными группами населения и недостаточным уровнем подготовленности работников учреждений образования к данному виду деятельности;

-между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с культурным наследием и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к собственной культуре;

Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем в области воспитания патриотизма:

  • У детей старшего дошкольного возраста не сформированы элементарные нормы патриотического воспитания;
  • Родители не придают должного внимания патриотическому воспитанию;
  • Педагоги недостаточно используют современные технологии и методы обучения (метод проекта, компьютерные игры, презентации);
  • Недостаточная методическая, материальная база ДОО;
  • Неготовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами;

Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что не обеспечивается полноценное развитие патриотизма подрастающего поколения. В связи с чем, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования гражданственности у детей старшего  дошкольного возраста, созданию предметно-развивающей среды и материально-техническому оснащению. 

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием,  изменение форм и методов организации педагогического процесса по формированию гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Использование новых  методов организации педагогического процесса и обогащение развивающей предметно-простраственной среды  в ДОО с целью формирования  гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

  1. Знакомить  детей старшего дошкольного возраста с историей своего села, его достопримечательностями, используя метод проектов.
  2. Обобщить и закрепить знания детей о государственных символах России - флаге, гербе, гимне, используя игровые технологии.
  3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду   патриотическим содержанием.
  4. Привлечь  родителей к совместной творческой деятельности с детьми, через организацию в ДОО конкурсов и выставок.
  5. Использовать  ИКТ и ЭОР  при формировании гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного села, его достопримечательностях, героях- соотечественниках, государственных символах России.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  6. Повышение активности родителей .
  7. Обогащение  развивающей  предметно- пространственной среды патриотическим содержанием .

Этапы работы для достижения цели:

1.Выявить уровень первичных представлений с помощью диагностики.       Формы мониторинга: наблюдения, беседы, тесты

2.Разработка  познавательных занятий-экскурсий: «Доблестные воины России», « К памятнику погибших воинов села», в «Школьный музей»;

3. Реализация проектов: «Родной свой край люби и знай!», «Государственные   символы России».

4. Проведение цикла познавательных занятий с использованием ИКТ и ЭОР  на темы: “Наша малая Родина – прошлое и настоящее», «Моя Родина – мое село!» , «Природа моего края».

5.Оформление альбомов “Достопримечательности моего села”, “Они защищали Родину”, «Хлеб – всему голова!».

6.Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего села», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

7.Организация музея «Крестьянская изба» в ДОО. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

8.Экскурсии и фотоэкскурсии по родному селу.

9.Оформление музыкального уголка в русских традициях.

10. Организация   тематических стендов на тему «Моя родословная».

11.Организация развлечения «Делу – время, потехе – час». Закреплять знание русского фольклора с участием родителей.

        Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

    Для эффективности работы по формированию у дошкольников гражданственности   используются различные  методы и приемы:

   Наглядные:  наблюдения, демонстрация (тематических картинок, слайдов, видеофильмов); атрибуты к подвижным играм, настольные игры;

 Словесные:  рассказы, беседы, чтение художественной литературы.

 Практические:  экскурсии, целевые прогулки, во время которых у детей формируются представления о наследии традиционной отечественной культуры, отношения к стране и государству, где живет человек.

Достижению итоговых ориентиров способствуют новые условия:

Кадровые:

  • Повышение квалификации педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;
  • Совместная работа  педагогов ДОУ со специалистами (физ. инструктором, музыкальным руководителем) в плане культурного поведения дошкольников;
  • Совместная работа педагога с воспитателями различных возрастных групп  в повседневной деятельности.

Материально-технические:

  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • проектор;
  • интерактивная доска.

Информационные:

  • Подборка информационно-методической литературы для родителей;
  • Плакаты на тему патриотического воспитания;
  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ;
  • Мультимедийные презентации для детей.


Вывод:

Таким образом, проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой  народ, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Не следует ждать от детей взрослых  форм проявления любви к родному селу, но если в ходе  реализации  заданной  цели   дети приобретут  знания об истории села и его достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и  прославил  нашу малую Родину, начнут проявлять интерес к событиям общественной  жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи  по формированию гражданственности  у детей старшего дошкольного возраста  выполнены.


Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: конспекты занятий.  М.: Перспектива, 2012
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00с. ― (Стандарты второго поколения).-ISBN  978-5-09-022138-2
  3.  Концепции модернизации Российского образования на период до 2020г.,
  4.  «Патриотическое воспитание граждан РФ» государственная программа на 2001-2005гг.
  5. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях» Л.Д.Калачева, Л.Н. Прохорова).
  6. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"            № 273-ФЗ  Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей. Основы формирования экологической этики.

Рассматриваются проблемы по воспитанию экологической морали...

Патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования личности ребенка.

Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления лично...

«Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста»

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Дек...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Первые чувства гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства – это то, что не...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Первые чувства гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства – это то, что не...

«Сенсорное воспитание как основа формирования логического мышления и развитие математических представлений у детей раннего возраста»

Мышление, это процесс познания чего-то нового и неизведанного. Помогает в развитии логического мышления сенсорное воспитание, являясь основой математических представлений у детей раннего возраста....

«Нравственное воспитание как основа формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Реализация проекта по выбранной теме, позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов)....