Презентация "Патриотическое воспитание детей- основа формирования гражданственности в ДОО"
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Космачева Галина Ивановна

В настоящее время появилась необходимость пристального внимания к вопросу формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста , созданию предметно-развивающей среды и материально-техническому оснащению ДОО.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Патриотическое воспитание детей- основа формирования гражданственности в ДОО». Выполнила Космачева Галина Ивановна , воспитатель, ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино с/ п «Детский сад»

Слайд 2

Введение. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. В Законе «Об образовании в РФ», Федеральных Государственных Образовательных Стандартах особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности :

Слайд 3

Актуальность Актуальность темы исследования обусловлена процессами, происходящими в российском обществе в настоящее время. Распад СССР привел к утрате идеологии государства, граждане огромной, многонациональной страны остались без объединяющего начала. В этот сложный исторический период изменились не только политический курс государства и система экономических отношений, но также такие важные элементы как институт семьи, система образования и средства массовой информации. Как следствие мы можем наблюдать девальвацию многих ценностей: семьи, традиций, природы, образования, в том числе снижение интереса к изучению отечественной культуры, общественно - исторического опыта своего народа, за которой следует постепенная утрата патриотического сознания. Это влечет за собой развитие эгоизма, индивидуализма, равнодушия к чужим бедам, неуважительного отношения к старшему поколению, государственным и социальным институтам, цинизма, национального безразличия в общественном сознании.

Слайд 4

Противоречия -между заявленной государством идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои населения и возрастные группы граждан РФ и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания; -между необходимостью проводить работу по патриотической компетенции со всеми возрастными группами населения и недостаточным уровнем подготовленности работников учреждений образования к данному виду деятельности; -между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с культурным наследием и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к собственной культуре;

Слайд 5

Недостатки в воспитании патриотизма у дошкольников 1. У детей старшего дошкольного возраста не сформированы элементарные нормы патриотического воспитания; 2. Родители не придают должного внимания патриотическому воспитанию; 3. Педагоги недостаточно используют современные технологии и методы обучения (метод проекта, компьютерные игры, презентации); 4. Недостаточная методическая, материальная база ДОО; 5. Неготовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами;

Слайд 6

Проблема , Обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, созданию предметно-развивающей среды и материально-техническому оснащению ДОО.

Слайд 7

Цель Изменение методов организации педагогического процесса и обогащение развивающей предметно - простраственной среды в ДОО с целью формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 8

Задачи 1.Знакомить детей старшего дошкольного возраста с историей своего села, его достопримечательностями, используя метод проектов. 2. Обобщить и закрепить знания детей о государственных символах России - флаге, гербе, гимне, используя игровые технологии. 3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду патриотическим содержанием. 4. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми, через организацию в ДОО конкурсов и выставок. 5. Использовать ИКТ и ЭОР при формировании гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 9

Ожидаемые результаты 1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. 2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее. 3. Освоение доступных знаний об истории родного села, его достопримечательностях, героях- соотечественниках, государственных символах России. 4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. 5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. 6. Повышение активности родителей . 7. Обогащение развивающей предметно- пространственной среды .

Слайд 10

Этапы работы для достижения цели 1.Выявить уровень первичных представлений с помощью диагностики. Формы мониторинга: наблюдения, беседы, тесты 2.Разработать познавательные занятия-экскурсии: «Доблестные воины России», « К памятнику погибших воинов села», в «Школьный музей»; 3. Реализация проектов: «Родной свой край люби и знай!», «Государственные символы России». 4. Проведение цикла познавательных занятий с использованием ИКТ и ЭОР на темы: “Наша малая Родина – прошлое и настоящее», «Моя Родина – мое село!» , «Природа моего края». 5. Оформление альбомов “Достопримечательности моего села”, “Они защищали Родину”, «Хлеб – всему голова!».

Слайд 11

Этапы работы для достижения цели: 6. Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего села», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной». 7. Организация музея «Крестьянская изба» в ДОО. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. 8. Экскурсии и фотоэкскурсии по родному селу. 9. Оформление музыкального уголка в русских традициях. 10. Организация тематических стендов на тему «Моя родословная». 11.Организация развлечения «Делу – время, потехе – час». Закреплять знание русского фольклора с участием родителей.

Слайд 12

Вывод Таким образом, проводимая в ДОО работа по формированию гражданственности поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, русскую культуру, язык, традиции, достижения, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации заданной цели дети приобретут знания об истории села и его достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил нашу малую Родину, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста выполнены.



Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

 «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ДОО».

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 9.11 –20.11.2015г.

                           

                                                                           

 Выполнила

Космачева Галина Ивановна,

                                                                         воспитатель,

 ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино

                                                                            с/п «Детский сад»

                                                      Самара, 2015г.

Введение.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.

К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.                                    

В Законе «Об образовании в РФ», Федеральных Государственных Образовательных Стандартах  особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности:

  • Объединение  обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,      общества и государства ( ФГОС).

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине, к стране, в которой живем, выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

Актуальность темы исследования еще обусловлена процессами, происходящими в российском обществе в настоящее время. Распад СССР привел к утрате идеологии государства, граждане огромной, многонациональной страны остались без объединяющего начала. В этот сложный исторический период изменились не только политический курс государства и система экономических отношений, но также такие важные элементы как институт семьи, система образования и средства массовой информации. Как следствие мы можем наблюдать  снижение интереса к изучению отечественной культуры, общественно - исторического опыта своего народа, за которой следует постепенная утрата патриотического сознания. Это влечет за собой развитие эгоизма, равнодушия к чужим бедам, неуважительного отношения к старшему поколению, государственным и социальным институтам, цинизма, национального безразличия в общественном сознании.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

 Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем компетенции патриотизма.

Как показывает опыт работы, уважение  к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны  без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС  перед нами  возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей  воспитания дошкольника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Безусловно, гражданско- патриотическое воспитание в дошкольном учреждении охватывает всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и разнообразные виды деятельности.

Анализ источников позволяет выявить некоторые противоречия в области воспитания патриотизма на современном этапе развития российского общества:

-между заявленной государством идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои населения и возрастные группы граждан РФ и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

-между необходимостью проводить работу по патриотической компетенции со всеми возрастными группами населения и недостаточным уровнем подготовленности работников учреждений образования к данному виду деятельности;

-между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с культурным наследием и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к собственной культуре;

Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем в области воспитания патриотизма:

  • У детей старшего дошкольного возраста не сформированы элементарные нормы патриотического воспитания;
  • Родители не придают должного внимания патриотическому воспитанию;
  • Педагоги недостаточно используют современные технологии и методы обучения (метод проекта, компьютерные игры, презентации);
  • Недостаточная методическая, материальная база ДОО;
  • Неготовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами;

Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что не обеспечивается полноценное развитие патриотизма подрастающего поколения. В связи с чем, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования гражданственности у детей старшего  дошкольного возраста, созданию предметно-развивающей среды и материально-техническому оснащению. 

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием,  изменение форм и методов организации педагогического процесса по формированию гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Использование новых  методов организации педагогического процесса и обогащение развивающей предметно-простраственной среды  в ДОО с целью формирования  гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

  1. Знакомить  детей старшего дошкольного возраста с историей своего села, его достопримечательностями, используя метод проектов.
  2. Обобщить и закрепить знания детей о государственных символах России - флаге, гербе, гимне, используя игровые технологии.
  3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду   патриотическим содержанием.
  4. Привлечь  родителей к совместной творческой деятельности с детьми, через организацию в ДОО конкурсов и выставок.
  5. Использовать  ИКТ и ЭОР  при формировании гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного села, его достопримечательностях, героях- соотечественниках, государственных символах России.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  6. Повышение активности родителей .
  7. Обогащение  развивающей  предметно- пространственной среды патриотическим содержанием .

Этапы работы для достижения цели:

1.Выявить уровень первичных представлений с помощью диагностики.       Формы мониторинга: наблюдения, беседы, тесты

2.Разработка  познавательных занятий-экскурсий: «Доблестные воины России», « К памятнику погибших воинов села», в «Школьный музей»;

3. Реализация проектов: «Родной свой край люби и знай!», «Государственные   символы России».

4. Проведение цикла познавательных занятий с использованием ИКТ и ЭОР  на темы: “Наша малая Родина – прошлое и настоящее», «Моя Родина – мое село!» , «Природа моего края».

5.Оформление альбомов “Достопримечательности моего села”, “Они защищали Родину”, «Хлеб – всему голова!».

6.Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего села», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

7.Организация музея «Крестьянская изба» в ДОО. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

8.Экскурсии и фотоэкскурсии по родному селу.

9.Оформление музыкального уголка в русских традициях.

10. Организация   тематических стендов на тему «Моя родословная».

11.Организация развлечения «Делу – время, потехе – час». Закреплять знание русского фольклора с участием родителей.

        Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

    Для эффективности работы по формированию у дошкольников гражданственности   используются различные  методы и приемы:

   Наглядные:  наблюдения, демонстрация (тематических картинок, слайдов, видеофильмов); атрибуты к подвижным играм, настольные игры;

 Словесные:  рассказы, беседы, чтение художественной литературы.

 Практические:  экскурсии, целевые прогулки, во время которых у детей формируются представления о наследии традиционной отечественной культуры, отношения к стране и государству, где живет человек.

Достижению итоговых ориентиров способствуют новые условия:

Кадровые:

  • Повышение квалификации педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;
  • Совместная работа  педагогов ДОУ со специалистами (физ. инструктором, музыкальным руководителем) в плане культурного поведения дошкольников;
  • Совместная работа педагога с воспитателями различных возрастных групп  в повседневной деятельности.

Материально-технические:

  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • проектор;
  • интерактивная доска.

Информационные:

  • Подборка информационно-методической литературы для родителей;
  • Плакаты на тему патриотического воспитания;
  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ;
  • Мультимедийные презентации для детей.


Вывод:

Таким образом, проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой  народ, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Не следует ждать от детей взрослых  форм проявления любви к родному селу, но если в ходе  реализации  заданной  цели   дети приобретут  знания об истории села и его достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и  прославил  нашу малую Родину, начнут проявлять интерес к событиям общественной  жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи  по формированию гражданственности  у детей старшего дошкольного возраста  выполнены.


Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: конспекты занятий.  М.: Перспектива, 2012
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00с. ― (Стандарты второго поколения).-ISBN  978-5-09-022138-2
  3.  Концепции модернизации Российского образования на период до 2020г.,
  4.  «Патриотическое воспитание граждан РФ» государственная программа на 2001-2005гг.
  5. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях» Л.Д.Калачева, Л.Н. Прохорова).
  6. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"            № 273-ФЗ  Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей. Основы формирования экологической этики.

Рассматриваются проблемы по воспитанию экологической морали...

«Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста»

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Дек...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Первые чувства гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства – это то, что не...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Первые чувства гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства – это то, что не...

«Сенсорное воспитание как основа формирования логического мышления и развитие математических представлений у детей раннего возраста»

Мышление, это процесс познания чего-то нового и неизведанного. Помогает в развитии логического мышления сенсорное воспитание, являясь основой математических представлений у детей раннего возраста....

«Нравственное воспитание как основа формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Реализация проекта по выбранной теме, позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов)....

Консультация для родителей: **Патриотическое воспитание – основа формирования гражданственности у детей**

Консультация для родителей: **Патриотическое воспитание – основа формирования гражданственности у детей**...