Использование оздоровительных игр в работе с детьми 5-6 лет в старшей группе
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Практический материал для работы с детьми 5-6 лет. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
оздоровительные игры для детей 5-6 лет | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительные игры для детей 5-6 лет
(старшая группа)
Игры для обучения правильному носовому дыханию,
игры при бронхолегочных заболеваниях
«Внимательные мышки»
Дети встают в круг. Воспитатель начинает читать стихи. Сначала дети идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени, оттянув носки, руки на поясе.
Потом, взяв друг друга за руки, они бегут: сначала быстро, потом все медленнее и медленнее. Воспитатель следит за темпом ходьбы и бега.
Вот дорожка вьется.
Солнце яркое смеется.
А теперь мы друг за другом
Побежим скорее кругом.
Тише, тише, тише, тише,
Прячутся все в норках мыши.
«Самый сильный ветер»
Цели игры: улучшение функции дыхания, укрепление мышц челюстно-лицевой области.
Оборудование: стол, 4 среднего размера воздушных шарика.
Соревнуются 2 игрока. Шарики кладутся на стол. Игроки становятся у противоположных концов столов и стараются сдуть их на пол первыми.
Важно! Сдувать шарики надо по одному, вытянув губы в трубочку. В эту игру нельзя играть детям, страдающим астматическим бронхитом и бронхиальной астмой.
«Забей гол!»
Цели игры: укрепление мышечного корсета позвоночника, улучшение вентиляции задних отделов легких, развитие чувства пространства, меткости.
Оборудование: 4 кегли, 6 небольших воздушных шарика.
Ход игры:
На игровое поле поставьте по две кегли на расстоянии 50-60 см (ворота) в разных частях комнаты. Перед каждыми воротами положите по три шарика.
Соревнуются парами. Каждый из игроков пары должен как можно быстрее «забить» (задуть) воздушные шарики в свои ворота.
Важно! На шарики можно только дуть!
«Подпрыгни и подуй»
Цели игры: обучение правильному дыханию, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Оборудование: воздушный шарик.
Ход игры:
Подвесьте воздушный шарик так, чтобы ребенок, проходя мимо него, мог подпрыгнуть и подуть на шарик. Победителем окажется тот, у кого шарик отлетит дальше. Не забудьте похвалить остальных!
«Пройди, не урони!»
Цель игры: развитие координации движений, чувства равновесия, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц стопы.
Ход игры:
Предложите детям изобразить восточного продавца. Нужно выпрямиться, принять правильную осанку. Положите на голову мешочек с песком или гречкой, предложите детям (по двое) пройти вперед, не поддерживая руками ношу.
Важно! Следите, чтобы мышцы ребенка не были слишком напряжены. После игры обязательно попросите детей выполнить расслабляющие движения, показав их: поднять руки вверх (встать при этом на цыпочки), а потом, опуская их вниз, согнуться в поясе и полностью расслабить руки – и так несколько раз.
Вариант игры на улице летом: Предложите детям посоревноваться – кто пронесет на голове пластмассовое блюдечко и не прольет из него воду. Блюдце нужно донести и поставить его на стул. Обязательно наградите победителей!
« Послушный мяч»
Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие ловкости движений.
Оборудование: мячи по числу игроков, ковер.
Ход игры:
Игроки ложатся на ковер на спину и вытягиваются. Раздайте детям по мячу – мячи надо зажать между ног, потом перевернуться на животы, не выронив при этом мяч.
После того, как игроки проделают это упражнение 4-6 раз, устройте соревнование, кто сумеет перевернуться таким образом 10 раз. Наградите победителей!
Оздоровительные игры на воздухе
«Донеси шарик»
Цель игры: укрепление силы мышц кистей и развитие координации движений.
Оборудование: ложки (металлические или деревянные), шарики от пинг-понга.
Ход игры:
Дети переносят в ложке шарик, не уронив и не придерживая другой рукой. Могут состязаться по 2 игрока с преодолением «полосы препятствий» (пролезть в обруч, пройти по «мостику», обежать кегли, пройти по «камушкам» и др.). Наградите самых ловких!
«Рыбак»
Цель игры: развитие ловкости.
Оборудование: чистые косынки (повязки) на глаза.
Ход игры:
При помощи считалки выберите из играющих «рыбака». «Рыбаку» надевается повязка на глаза. Все остальные игроки – «рыбки».
«Рыбки», хлопая в ладоши, ходят или бегают вокруг «рыбака». Тот старается поймать рыбку. Если на пути «рыбака» окажется какое-либо препятствие (стена, скамейка и т.д.), дети предупреждают «рыбака»: «Мелко!».
Когда рыбак поймает «рыбку», то он угадывает и называет, кто это. Если угадает – «рыбаком» становится пойманная рыбка, и игра продолжается. Если не угадает рыбку, то отпускает жертву и принимается снова ловить.
В случае, если «рыбак» не смог угадать 3 раза, воспитатель считалкой выбирает нового «рыбака». Игра повторяется.
«Тяни-толкай»
Цель игры: обучение детей координировать свои движения с действиями других.
Оборудование: кусочек мела или 4 цветных ленточки, 2 кегли.
Ход игры:
Из игроков формируются пары (дети вытягивают картинки – дети с одинаковыми картинками образуют свою пару – например). При помощи мелка или цветной ленточки обозначается линия старта и финиша дистанции.
Игроки, составляющие пару, встают спинами друг к другу и берутся за руки. По сигналу каждая пара пробегает дистанцию, а потом таким же образом возвращается назад. Наградите самых дружных и ловких!
«Удочка»
Цель игры: учить детей прыжкам на месте.
Оборудование: шнур длиной около метра, матерчатый мешочек, наполненный, например, горохом.
Ход игры:
К концу шнура привязывается мешочек – удочка готова. Дети встают в круг – они будут «рыбки».
Воспитатель говорит: «Ловлю!» и словно заправский рыбак начинает вращать шнур таким образом, чтобы мешочек на его конце смог достигнуть ступней играющих.
Дети подпрыгивают так, чтобы рыбак не задел их ноги и не «поймал». Попавшая на удочку рыбка встаёт в середину круга и вращает шнур, пока не попадется другая рыбка.
«Подними кубик»
Цель игры: развитие силы рук.
Оборудование: веревка, 2 кубика.
Ход игры:
Двое игроков берутся за концы веревки (для удобства на ее концах можно завязать узлы или сделать петли). На одинаковом расстоянии от каждого игрока положите по кубику.
По сигналу играющие расходятся в стороны, натягивая веревку. Каждый из игроков старается перетянуть противника, чтобы суметь достать свой кубик.
Важно! Похвалите всех участников! Наградите самых сильных!
«Лиса-плутовка»
Цели игры: обучение бегу, прыжкам, умению ориентироваться в пространстве, воспитание решительности.
Оборудование: кусочек мела или обручи, игрушка лиса или ободок лисы.
Ход игры:
При помощи считалки выберите из игроков водящего. Остальные дети встают в круг плечом к плечу, руки – у всех за спиной. Обозначаются «домики» зайцев (обручами или рисуются мелом круги – домики для каждого зайца).
Начинает игру воспитатель: обежав круг, он незаметно кладет кому-либо из игроков в руки лисичку (или надевает на голову ободок лисы), потом встаёт в центр круга и спрашивает: «Хитрая лиса, где ты?»
«Лиса» выпрыгивает на середину круга и кричит: «Вот я!» - зайцы разбегаются, прячутся в домиках. Осаленных игроков лиса уводит в свою норку. Игра повторяется 4-5 раз, выбирается новая лиса.
«Игра в кегли»
Цель игры: развитие меткости, ловкости и координации движений.
Оборудование: кегли по числу играющих, теннисные мячики – столько же.
Ход игры:
Игроки выстраиваются в один ряд. Перед ними на расстоянии 1,5 -2 м устанавливаются кегли.
Игрокам раздаются теннисные мячи (по 1 шт.). По сигналу воспитателя состязание начинается: играющие по очереди делают бросок мячом, чтобы сбить кегли. После удачного попадания в цель кеглю переставляют на шаг дальше, и игра продолжается.
Выигрывает тот, у кого в конце игры кегля будет стоять дальше других кеглей. Наградите победителей!
«Попади кольцом» (серсо).
Цели игры: развитие крупных и мелких мышц, координации движений, тренировка скоординированности выполнения движений туловища и конечностей.
Оборудование: кольцо диаметром 15 см и шириной ободка 3-4 см, вырезанное из плотного картона или фанеры, шнурок, палочка длиной 30 см.
Ход игры:
Привяжите шнурок к кольцу. Свободный конец шнурка закрепите на палочке.
Играющие по очереди берут палочку в руку и стараются, чтобы кольцо оказалось надетым на палочку. Воспитатель определяет количество попыток и записывает на видном месте количество баллов каждого игрока (1 удачная попытка =1 балл). Победитель награждается!
«Беги и меняй – упасть не давай»
Цели игры: развитие активности, внимания, обучение умению держать себя в руках.
Оборудование:2 обруча разных цветов (красный и синий,н-р), кусочек мела, фишки.
Ход игры:
Играющие строятся в две колонны на противоположных концах площадки. Игроки строятся за обозначенной мелом чертой. В середине площадки чертится круг (равноудаленный от каждой из команд).
Колонны выстраиваются вдоль линии, проведенной мелом. Перед каждой колонной кладется: красный обруч – перед одной командой и синий обруч – перед другой командой.
По сигналу воспитателя первые игроки из команд бегут навстречу друг другу, катя перед собой обруч. Добежав до круга, игроки обмениваются обручами и возвращаются к команде с обручем другого цвета.
Задача игроков: не уронить обруч, докатить до круга, обменяться обручами и вернуться к команде, докатив обруч и не уронив его. За правильное выполнение игрок получает 2 фишки (если правильно прокатил обруч туда и обратно), 1 (если обруч упал на половине дистанции), 0 очков (если обруч падал на всей дистанции) – игрок передаёт обруч. Но фишки не получает.
В конце игры фишки команд подсчитываются. Более ловкая команда (у которой фишек больше) награждается!
«Эстафета с мячом»
«Кто скорее дойдет?»
Двое-трое играющих, ударяя мячом о землю, продвигаются вперед шагом или бегом. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до противоположной стороны, не уронив мяча.
«Прыжки с мячом»
Дети, стоящие первыми, зажав мяч между коленями, прыжками передвигаются к предмету, огибают его и, взяв мяч в руки, бегом возвращаются, передают его следующему игроку своей команды.
«Отбивай – не роняй!»
Игроки, отбивая мяч от земли, доходят до предмета (кегли, кубика и т.п.) «змейкой», огибая препятствия, обратно возвращается бегом и передаёт мяч следующему игроку команды.
«Лови – не урони!»
Игроки, подбрасывая мяч вверх и ловя, добегают до предмета, обегают его и возвращаются с мячами в руках и передают их следующим игрокам команды.
«Бег парами»
Игроки команды бегут до предмета парами, держа руками один мяч на двоих, обегают предмет и возвращаются также, передают мяч следующим игрокам.
«Быстрый мяч»
Разноцветный быстрый мячик Игроки стоят в кругу и выполняют
Без запинки скачет, скачет, движения: бросают мяч вверх и ловят,
Часто, часто, низко, низко,
От земли к руке так близко. Отбивают о землю,
Скок и скок, скок и скок, бросают вверх и ловят,
Не достанешь потолок.
Скок и скок, стук и стук, Отбивают о землю.
Не уйдешь от наших рук. Движения выполняют ритмично.
«Ловишки»
Дети произвольно располагаются на площадке. Выбирается ловишка, он встаёт на середину площадки. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три –лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка ловит детей. Осаленные дети отходят на специальную площадку (обозначить обручами, мелом) или замирают на месте (обговариваются правила до игры). Игра заканчивается, когда ловишка поймает (осалит) больше половины детей (или заранее в правилах говорится сколько: 4-5 реб., например).
Важно! Ловишке выдать какой-то отличительный знак: повязать на руку ленточку, др. Можно выбрать пару ловишек, если детей много и один ловишка не может поймать столько детей. Поощрите ловких ловишек призами, жетонами.
«Мы веселые ребята»
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проведена черта. Примерно на середине площадки, между линиями, находится ловишка. Дети хором произносят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три – лови!
После слова: «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки – ловишка старается догнать бегущих. Пойманным считается ребенок, осаленный до черты (он отходит в сторону). После двух-трех пробежек пойманных пересчитывают и выбирают нового ловишку.
Ловишка, осаливший наибольшее количество игроков награждается (медалькой «Лучший ловишка», др.).
«Белые медведи»
Посередине площадки длинным шнуром выкладывают неправильный круг, обозначающий льдину. На ней двое детей – это белые медведи, которые держатся за руки; остальные дети- моржи. Они бегают по площадке – резвятся в море. Медведи выходят на охоту и стараются поймать моржа, сомкнув вокруг него руки. Пойманный морж отводится на льдину. Игра продолжается.
После того, как будут пойманы три- четыре моржа, выбирают новых медведей.
Важно! Поощрите самых дружных медведей и самых ловких моржей призами. Похвалите всех участников игры.
«Космонавты»
По краям площадки чертятся контуры ракет, двух-, трех-, четырехместные. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше числа играющих детей.
Дети-космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракетах. Те, кому не хватило места, остаются на космодроме. Занявшие места в ракетах поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.
После все снова встают в круг, и игра повторяется.
Важно! До игры побеседовать с детьми о космонавтах. Вместо рассказа о том, что видели во время полета можно предложить детям выполнить различные упражнения.
«Цветные перебежки»
Участники игры делятся на 2-3 группы по 4-6 человек, встают в свои кружки, начерченные по всей площадке. В центре каждого кружка – водящий с флажком «своего» цвета, отличающегося от цвета флажков других водящих. По сигналу воспитателя «Беги!» дети в течение 10-15 секунд бегают по всей площадке между кружками. По сигналу «Стоп!2 останавливаются и закрывают глаза. В это время водящие с флажками меняются местами. По сигналу «Найди свой круг!» дети бегут к своему флажку и образуют круг.
Побеждает группа, построившаяся в кружок вокруг своего флажка первой.
«Успей пробежать»
Воспитатель и кто-то из детей держат за концы шнур (веревку) длиной 3 м и медленно вращают его по направлению к бегущим детям. Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху.
Первое время воспитатель подсказывает, как надо вращать шнур, при необходимости регулирует движения детей, давая сигнал «Беги!». В дальнейшем дети самостоятельно следят за движением шнура и пробегают, когда шнур находится наверху.
«Салки в кругу»
Чертится круг. Все игроки становятся вдоль линии, лицом в круг, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга двое водящих. По сигналу воспитателя все игроки начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Водящие стараются осалить игроков в тот момент, когда они находятся в кругу. Осаленные дети выбывают из игры. Игра заканчивается, когда большинство детей окажутся осаленными.
Важно! Диаметр круга зависит от количества играющих. Игроки должны прыгать на двух ногах. Воспитатель может усложнить игру, изменив способы прыжков: на одной ноге, боком и т.д. Водящие могут передвигаться в любых направлениях внутри круга, но им нельзя стоять около одного игрока и «сторожить» его.
«Сбей мяч»
На линии раскладываются небольшие кольца, например, от серсо, на них кладут большие мячи. Дети становятся на расстоянии 5-6 м от них несколькими колоннами (по числу мячей), по сигналу сбивают мячи с колец мешочками с песком. В каждой колонне выделяется один наблюдающий: он поднимает сбитые мячи и подсчитывает их. Затем дети бегут за своими мешочками, бегом возвращаются и передают их следующим в колонне. Выполнив задание, дети передают мячи наблюдающим. Те становятся в колонны первыми и сбивают мячи.
Каждая команда подсчитывает количество сбитых мячей – выигрывает та, что получит больше очков.
Важно! Необходимо следить за тем, чтобы дети, бросая мячи, не заходили за линию. Мячи модно сбивать одной рукой (правой или левой).
«Ловишки с мячом»
Площадка ограничивается линиями или флажками. В центре ее играющие образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых в стороны рук. Выбирается водящий. Он встает в центр круга, радом с ним 2-3 мяча диаметром 6-8 см. Водящий называет или выполняет ряд движений: приседание, хлопок над головой и т.п. Дети выполняют такие же по слову или по показу.
Когда воспитатель говорит: «Беги из круга!», все разбегаются в разные стороны (в пределах установленных границ площадки), а водящий, не сходя с места, старается попасть в убегающих мячами, бросая их поочередно.
Осаленные игроки отходят в сторону, остальные снова встают в круг. Выбирается новый водящий, игра повторяется. Те дети, кого водящий осалит мячом, одно повторение игры пропускают.
Важно! Если игра проводится зимой на площадке, мячи заменяются снежками. Для обозначения места водящего в центре круга можно положить обруч или нарисовать кружок.
«Веселый мяч»
Для этой игры чертят две параллельные линии на расстоянии 7-8 м одна от другой. Выбирают 3-4 водящих, которые встают на равном расстоянии друг от друга перед одной из линий; напротив них, у второй линии, выстраиваются остальные дети. В руках у водящих мячи среднего диаметра.
По сигналу воспитателя водящие начинают отбивать мячи о пол одной рукой и одновременно произносят слова: «Раз, два, три, четыре, пять – постарайся убежать!»
С началом слов играющие идут вперед, навстречу водящим. На последнем слове водящие прокатывают мячи вперед, стараясь осалить ими игроков, а играющие стараются увернуться от мячей и убежать в свой «домик», т.е. за линию.
Того, кого осалили мячом, меняется местами с водящим. Игра повторяется.
Важно! Необходимо следить за тем, чтобы водящие не заходили за линию при прокатывании мячей. Для усложнения игры ходьбу можно заменить прыжками на двух ногах с продвижением вперед (лицом или спиной вперед, правым или левым боком). Выигрывает тот, в кого ни разу не попали мячом.
«Охотники и зайцы»
На одной стороне площадки очерчивают место для охотника, на другой – обозначают домики для зайцев, в каждом 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе.
По сигналу «Зайцы!» зайцы выбегают из своих домиков на полянку и, прыгая на двух ногах, продвигаются вперед. По сигналу «Охотник!» зайцы бегут в домики, а охотник бросает в их сторону мяч.
Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Важно! У охотника в руках может быть несколько мячей; бросать мяч в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.
Литература в помощь воспитателям:
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986.
- Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение,1983.
- Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
- Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие Часть 2. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов на тему: «Капитошка открывает свои секреты». Для детей старшей группы.
Занятие по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов....
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов на тему: «Капитошка открывает свои секреты». Для детей старшей группы.
Занятие по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов....
Мастер – класс «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс...
«Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ...
Использование оздоровительных игр в работе с детьми 3-4 лет в младшей группе
Практический материал для работы с детьми 3-4 лет в младшей группе. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....
Использование оздоровительных игр в работе с детьми 4-5 лет в средней группе
Практический материал для работы с детьми 4-5 лет в средней группе. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....
«Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста» (старшая группа). Опубликовано октябрь 2020 года.
Я предлагаю вам принять участие в мастер-классе на тему «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста....