«Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация на тему

Горбунова Нина Александровна

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_ispolzovanie_ozdorovitelnyh_igr.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование оздоровительных игр в работе

с детьми  дошкольного возраста»

 Воспитатель:    - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предлагаю вам  принять участие с детьми в мастер-классе на тему «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста.

       Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека,  а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… НЕТ. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Игра - является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого.

Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации.

Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности,  мечты в игровом процессе. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка:

  1. позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни;
  2. помогает ребенку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает
    эмоциональное и физическое состояние;
  3. игра обладает лечебным действием,  позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегченной форме;
  4. помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия;
  5. Общие рекомендации для проведения оздоровительных игр с дошкольниками

1. Игры,  следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Их надо комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ нужно чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по несколько раз в день. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической кривой, то есть для вводной и заключительной части игры подбираются упражнения с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.

2. При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали не нужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего – заинтересовывающим и, может быть даже интригующим. Взрослый должен сам включиться в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, - в таком возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.

3. Перед игрой необходимо проветрить комнату. Также следует очистить ребенку нос от слизи, чтобы он мог  правильно осуществлять носовое дыхание.

4. Число детей не должно превышать 7-8 человек – иначе будет трудно уделить каждому ребенку достаточно внимания. Учитывайте объем своего внимания (не более 7 + - 2 детей).

5.Если ребенок находится в состоянии возбуждений, то тон разговора с ним должен быть строгим и негромким. С робкими, тихими детьми интонации должны быть поощрительными и мягкими.

6.Даже небольшие достижения таких детей в игре надо отмечать, тем самым придавая им бодрости и уверенности в своих силах.

7.Если ребенок застенчив, то такого ребенка надо хвалить тихо, при малом числе свидетелей, чтобы  он не терялся и не замыкался. Следует давать ребенку максимально проявить себя в игре, не уступая гиперактивным детям, желающим всегда быть водящими; если в группе есть гиперактивные дети, нужно строже соблюдать правила игры, чтобы не идти у них на поводу.

В своей работе я использую игры:

1.Игры, направленные на коррекцию детских страхов.

«Жмурки», «Сова и зайцы», «Мяч в кругу», «Прятки» и др.

2.Игры с песком.

    «Угадай, что спрятано в песке», «Детские секретики»  и др.

3.Игры с куклами.

«Дочки – матери».

4.Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.

«Снеговик, «Буратино», «Перышко» и др.

5.Игры, направленные на тренировку   памяти, внимания, торможения.

«Кто первый», «Быстрые ответы»

Воспитатель: Сейчас уважаемые коллеги мы с ребятами покажем вам Оздоровительные игры.

(Дети заходят в музыкальный зал под музыку спортивную, становятся полукругом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Что мы должны сделать с вами, когда к нам приходят гости?

Дети: Здороваться.

Воспитатель: Правильно ребята! Мы должны здороваться! Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями.  (здороваемся)

Ребята я вам хочу сказать, что такое здравствуй?

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»,

Значит «будь здоров»!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое здоровье?

Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать для того, чтобы сберечь свое здоровье?

Воспитатель: правильно. Первое правило, Это соблюдение режима дня, второе правило, нужно соблюдать правила гигиены, третье правило, это здоровое питание и, четвертое правило, заниматься  физкультурой и спортом.

Воспитатель: А сегодня на нашем занятии мы с вами будем играть.

Скажите пожалуйста вы любите играть? И так, предлагаю с вами поиграть в следующую игру. Называется она…..

«Игровой массаж» (провести сначала с детьми, а потом предложить с педагогами)

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю  в месте с нашими гостями сделать игровой массаж.

Стихи для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают веселое общение, снимают напряжение.

                                                 «Перышко»

Смотрите, смотрите, что я принесла!

Смотрите, какое  перо я нашла

Оно по ладошке тихонько ползет

Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,

И шейку оно очень нежно ласкает.

Куда полетит – интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет,

Одно и другое немножко щекочет

Но перышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

(педагоги и дети   в соответствии с текстом  песенки выполняют   движения  с перышком).

Воспитатель: Молодцы, как ловко мы поиграли с перышком. А сейчас мы с вами ребята поиграем в игру, которая называется «Быстрые ответы».                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                         Игра «Быстрые ответы»

 Материал: Карточки с вопросами.

Описание игры: Я буду вам  задавать вопросы и ждать ответа в течении произносимого вслух счета: 1-2-3. Ограничение времени создает стрессовую ситуацию, после счета 3, ответ признается недействительным.

Вопросы для детей:

1)- Как называется страна, где живут самые высокие люди?        (Великания.)

2)- Где живут самые маленькие люди?                                      ( в Лилипутии.)

3)- Почему мороженное холодное?                     ( Из холодильника.)

4)- Что можно увидеть с закрытыми глазами?                 (Сон.)

5)- Почему крокодил зеленый?                           (Живет в болоте.)

6)- Почему птички поют?                                               (Им весело.)

Воспитатель:    Молодцы, ребята быстро ответили на мои вопросы.  

Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?  

Дети: Мыльные пузыри

Воспитатель: Правильно ребята! Мы сейчас с вами будем играть в игру «Мыльные пузырьки». Я сейчас вам расскажу правило игры, хорошо! Мы будем пускать пузыри (предложить ребенку пустить мыльные пузыри) , а потом мы вместе  будем их считать.

Ребята, а давайте предложим пустить мыльные пузырьки Людмиле Николаевне  и посчитаем сколько пузырьков выпустила Людмила Николаевна и т.д).

Звучит тихая спокойная музыка.   Упражнение «Посчитаем пузырьки»

Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть еще одна игра. Хотите поиграть?

(ответы детей)

Воспитатель: А игра называется

                          «Превратим бумагу в снег»

Материал: Бумага, грузовик.

Описание игры:

Воспитатель: - Ребята, вы иногда ссоритесь и ругаетесь друг с другом, а это очень плохо. Давайте прогоним нашу злость и поиграем в игру, которая называется – «Превратим бумагу в снег».

Дети возьмите бумагу, разорвите ее на кусочки, сложите в центр круга.

Дети: рвут бумагу.

Воспитатель: - Вот сколько раздражения и злости вышло из вас.

Давайте произнесем волшебные слова и превратим бумагу в … (снег).

Дети: «Крибли,  крабли,  бумс»!

(Дети кидают бумагу, прыгают на ней, бросают горстями в воздух и в друг  друга).

Воспитатель: - Приехала снегоуборочная машина.

(Дети собирают бумагу в корзину).

Воспитатель: - Дети как вы себя чувствуете?

Дети: - Мы стали добрее, злость от нас ушла.

Воспитатель:  А для вас ребята у меня есть еще одна игра. Поиграем?  А вы не устали у меня? Игра  называется

                                    Игра «Разноцветные карточки»

Звучит тихая и спокойная музыка.

Описание игры:

Воспитатель: Сядьте ребята поудобнее на коврики, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, себе, что вы лежите на зеленой травке. Над вами голубое небо, на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение.

- Откройте глаза. Возьмите карточки красные, желтые, зеленые, голубые,  синие теперь вы видите каждый свою радугу.

Красный цвет – дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно.

-Желтый цвет – Приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнышка вас гладят, и вы улыбаетесь.

Зеленый цвет – Цвет травы и листьев, вам хорошо и спокойно.

Голубой и синий – Цвет неба и воды. Голубой – мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару.

- Запомните ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги – пусть настроение у вас сегодня будет таким же разноцветным, как радуга.

Итог занятия:

Сейчас уважаемые педагоги расскажу вам на, что именно эти игры направлены.

Игровой массаж «Перышко»

Цель: обеспечивают веселое общение, снимают напряжение.

Игра «Быстрые ответы»

Цель:  Эта игра, направленная на тренировку памяти, внимание торможения. Игра не только снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, но и развивает сообразительность, находчивость, смекалку.

Упражнение «Посчитаем пузырьки»

Целью этой игры является активизация зрительного восприятия; для улучшения эмоционального состояния, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно моторной координации, дыхательная гимнастика.

Превратим бумагу в снег. Эта игра направлена на коррекцию агрессии.

«С мячем играй, но его не трогай»

Цель: Умение координировано выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц и туловища и конечностей.

Игра «Разноцветные карточки»

Целью  этой   игры является   закрепление у детей знаний  о теплых и холодных цветах, развитие фантазии, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель: Я бы хотела вам, уважаемые коллеги,  раздать памятки на тему:   «Игры, которые лечат».

 Они помогут вам:

  • снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
  • развить ловкость и координацию движений.
  • Не заставляйте ребенка играть насильно, уважайте его желания, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребенка, наблюдайте за его самочувствием.
  • Самая эффективная психотерапия — это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите и растите вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.

Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. ТЕМА: «Использование оздоровительного бега в работе с дошкольниками»

Цель: сформировать представления педагогов о сущности понятия "оздоровительный бег", актуальности его использования и правила организации оздоровительного бега в работе с детьми.План.1. Сущность понят...

Использование оздоровительных игр в работе с детьми 3-4 лет в младшей группе

Практический материал для работы с детьми 3-4 лет в младшей группе. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....

Использование оздоровительных игр в работе с детьми 4-5 лет в средней группе

Практический материал для работы с детьми 4-5 лет в средней группе. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....

«Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста» (старшая группа). Опубликовано октябрь 2020 года.

Я предлагаю вам  принять участие в мастер-классе на тему «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста....