Использование оздоровительных игр в работе с детьми 4-5 лет в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Лаптева Татьяна Валерьевна

Практический материал для работы с детьми 4-5 лет в средней группе. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровительные игры для детей 4-5 лет

(средняя группа)

Игры для обучения правильному носовому дыханию

        Эти игры помогут детям освоить правильное (ритмичное, полное, с правильным выдохом) носовое дыхание, что, в свою очередь, поможет избавиться от многих заболеваний дыхательной системы.

       

«Разгоним облака»

   

 Дети встают в круг. Воспитатель читает стихотворение, а потом дети выполняют движения.

      Дождик, дождик,

     Кап-кап-кап…

    Скоро будут лужи.                         Дуют на облака, «прогоняют» - машут

    Дождик, дождик,                           руками

   Кап-кап-кап…

  Нет, мы с солнцем дружим!

 

   Дождик, дождик,                           Изображают дождик – поднимают

  Кап-кап-кап…                                  обе руки вверх, потом, расслабив

  Мы разгоним облака!                     мышцы рук, «сбрасывают» сначала

                                                           одну руку до уровня плеча, затем до

                                                           пояса и, наконец вниз, потом другую руку.

«Хлоп-хлоп»

      Дети встают, приняв правильную осанку, ноги на ширине плеч, руки прямые.

     Воспитатель читает стихотворение и при этом показывает движения: хлопки в ладоши сначала перед собой, потом над головой и точно так же при поворотах туловища вправо и влево.

     При хлопке в ладоши дети говорят: «Хлоп-хлоп».

     

                            На дворе стоит жара,

                           И мы ловим комара.

                           Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

                          А то сядет вдруг на лоб!

                         Слева хлопнем комара.

                         Справа хлопнем комара.             Игру повторить 4-6 раз.

                        Что за летняя пора?

«Трубочист»

     Дети встают прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.

    Начинайте читать стихотворение и выполняйте следующие движения: поднять руки вверх (вдох), затем немного опустить их, согнув в локтях и сжав кисти в кулаки, а потом с силой опустить вниз (выдох). Дети повторяют все действия с воспитателем.

                   

                     Вот чумазый трубочист,

                    Как он трубы чистит!

                   Руки вверх идут и вниз,                  Игра проводится 3-4 раза.

                  Крепко сжаты кисти.

«Внимательные мышки»

 

    Дети встают в круг. Воспитатель начинает читать стихи.

   Сначала дети идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени, оттянув носки, руки на поясе.

    Потом, взяв друг друга за руки, они бегут: сначала быстро, потом все медленнее и медленнее. Воспитатель следит за темпом ходьбы и бега.

           

               Вот дорожка вьётся.

              Солнце яркое смеется.

              А теперь мы друг за другом

             Побежим скорее кругом.

            Тише, тише, тише, тише,

           Прячутся все в норках мыши.

«Самый сильный ветер»

    Цели игры: улучшение функции дыхания, укрепление мышц челюстно-лицевой области.

   Оборудование: стол, 4 среднего размера воздушных шарика.

 Соревнуются 2 игрока. Шарики кладутся на стол. Игроки становятся у противоположных концов столов и стараются сдуть их на пол первыми.

       Важно! Сдувать шарики надо по одному, вытянув губы в трубочку. В эту игру нельзя играть детям, страдающим астматическим бронхитом и бронхиальной астмой.

«Заполни амбар»

Цели игры: укрепление мышц челюстно-лицевой области, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Ход игры:

   Напомните детям, что полевые зверьки хомячки за щечками переносят свои съестные припасы – зернышки. Предложите поиграть в этих забавных животных.

     Дети проходят 10-15 шагов по дорожке- маршруту (может быть в виде несложной полосы препятствий или «камушек, кочек»)с раздутыми как у хомячков щеками (рот закрыт, дышат носом).

     По сигналу воспитателя: «высыпать зернышки в амбар!» дети хлопают себя кулачками по щекам и выпускают воздух изо рта.

     Хомячки опять идут за зерном (по маршруту) и несут его в амбар. Игру повторяют 5-6 раз.

   Важно! Следите за осанкой и тем, чтобы дыхание было носовым.

«Надуй шарик»

       Цели игры: восстановление правильного носового дыхания, формирование глубокого вдоха и выдоха, а также умения правильно смыкать губы, развитие чувства ритма.

      Оборудование: призы (жетоны).

     Ход игры:

    Дети стоят полукругом напротив воспитателя. Воспитатель предлагает детям понарошку «надуть шарик».

  Чтобы «надуть» шарик, нужно развести руки в стороны и сделать глубокий вдох через нос, потом что есть силы выдохнуть в воображаемый шарик через рот, издав звук «ф-ф-ф.», и медленно соединить ладони под «шариком».

      Воспитатель хлопает в ладоши – «шарик! Лопнул (дети повторяют движения за воспитателем).

 - Что происходит, когда шарик лопнул? – Конечно, из него выходит воздух!

   Дети произносят звук «ш-ш-ш» на выдохе («прошипеть» надо как можно дольше). При этом делают губы трубочкой и складывают руки на коленях.

    Игру повторяют 2-5 раз.

   Важно! Следите, чтобы вдох был глубокий, и во время игры у ребенка не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.

«Забей гол!»

  Цели игры: укрепление мышечного корсета позвоночника, улучшение вентиляции задних отделов легких, развитие чувства пространства, меткости.

    Оборудование: 4 кегли, 6 небольших воздушных шарика.

   Ход игры:  На игровое поле поставьте по две кегли на расстоянии 50-60 см (ворота) в разных частях комнаты. Перед каждыми воротами положите по три шарика. Каждый из игроков пары должен как можно быстрее «забить» (задуть) воздушные шарики в свои ворота.

Оздоровительные игры на воздухе

«Сплети венок»

    Цель игры: развитие внимания и быстроты реакции.

   Ход игры:

  В начале игры при помощи считалки определите, кто будет «садовником». Остальные дети - «цветы».

  «Цветы» встают в шеренгу на одном из концов площадки. «Садовник» находится от «цветов» достаточно далеко – на расстоянии 10-12 шагов. Приближаясь к цветам, он поет:

                                         

                                          Раз цветок, и два цветок..

                                         Я иду плести венок.

«Цветы» отвечают ему:

                                        Расцвели мы дружно в мае,

                                       Не хотим, чтоб нас срывали.

                                      Мы хотим - в саду расти

                                      И цвести, цвести, цвести…

     После последних слов «цветы» бегут на другой конец площадки. «Садовник» старается осалить  одного из игроков. Пойманный сам становится «садовником».

«Кто дальше бросит?»

   Цель игры: развитие меткости, глазомера.

   Оборудование: теннисные мячи (если играют летом) или снежки (если играют зимой) – по 6 на каждого игрока.

   Ход игры:

   По сигналу воспитателя все играющие бросают по мячу за черту, проведенную на расстоянии 3 м от играющих. Выигрывает тот, кому удалось забросить мячик дальше других.

«Попрыгунчики»

   Цели игры: развитие координации движений, обучение умению сохранять равновесие и умению прыгать.

   Ход игры:

   Играют  парами. Игроки парами по сигналу воспитателя сначала прыгают на месте на правой ноге, а затем – на левой. Потом по сигналу меняют ноги: сначала прыгают на левой, а потом на правой ноге, но на этот раз прыгать надо не на месте, а двигаясь вперед.

       Детей поощряйте фишками, жетонами за внимание, старание, правильность выполнения движений.

       После того, как дети освоят прыжки, предложите им посоревноваться парами: допрыгнуть по «дорожке» до предмета на одной ноге и вернуться обратно, прыгая на другой ноге. Игрок, который вернется первым – победитель.

«Ястреб, курица и цыплята»

   Цели игры: общеукрепляющее воздействие, воспитание внимания, развитие быстроты реакции, ловкости.

    Оборудование: обручи.

   Ход игры:

  При помощи считалки определите, кто из играющих будет «ястребом». Воспитатель – «курица» (когда дети освоят игру – ребенок). Остальные игроки- «цыплята». Домик цыплят обозначают большими обручами ( в одном обруче 2-3 ребенка) или обозначают место на площадке (н-р, мелом)

     «Курица» с цыплятами выходят гулять: «клюют корм», «гуляют на лужайке».

    «Курица» подает сигнал: «Ястреб!». На птичьем дворе появляется ястреб и пытается поймать «цыплят». «Цыплята» прячутся в домике, а «курица» защищает их. Схваченного «цыпленка» «ястреб» уводит в свое гнездо.

     Игра может продолжаться до последнего пойманного «цыпленка». Но интереснее, если «ястребом» станет пойманный «цыпленок».

«Заяц, мороз и елочки»

       Цели игры: тренировка различных навыков передвижения, формирование правильной осанки, развитие внимания, быстроты реакции, координации движений, укрепление мышц стоп и голеней.

     Оборудование: кусочек мела.

     Ход игры:

    При помощи считалки выберите среди детей «зайчика» и «мороза». Остальные играющие будут «елочками». Начертите на площадке круги, в каждый из которых должна встать «елочка».

     По сигналу «заяц» бежит к ближайшей «елочке», чтобы укрыться под ней от «мороза». А «мороз» хочет «заморозить» - осалить «зайчика».

    Если «зайчик», убегая от «мороза», успеет прыгнуть в кружок, где стоит «елочка», то он становится «елочкой», а «елочка» - «зайчиком». «Зайчик» опять убегает от «мороза» к следующей «елочке».

     Если зайчика осалили – то «зайчик» становится «морозом».

    Если «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик», и в кругу остались двое - «мороз» может осалить «зайчика».

«Бездомный зайка»

    Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции. Эта игра имеет общеукрепляющее действие.

    Оборудование: обручи.

   Ход игры:

   При помощи считалки выберите из играющих «лису», остальные дети будут «зайцами». На одной стороне площадки «зайцы» устраивают себе «норы» (кладут обручи).

        В начале игры «зайцы» стоят в своих «норках» и едят морковь. «Лиса» же находится на противоположном конце площадки (в «овраге»).

       Воспитатель произносит стишок:

                              Зайки скачут: скок-скок-скок

                             На зелененький лужок.

      После последних слов «зайцы» выпрыгивают из «норок» и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, не идет ли «лиса».  Неожиданно для «зайцев» из «оврага» появляется «лиса» и начинает их ловить. «Зайцы» стараются убежать, ушмыгнуть в любую «норку» (обруч). Но «рыжая плутовка» тоже не промах – она также пытается занять одну из них.

     Если ей это удается, то «заяц», оказавшийся бездомным, сам становится «лисой».

«Кот и мышка»

      Цели игры: развитие ловкости, быстроты реакции. Координации движений и скорости, воспитание выносливости.

     Ход игры:

    При помощи считалки выберите «кота» и «мышку». Все остальные игроки встают в круг и берутся за руки, образуют «ворота».

     Задача «кота» - поймать «мышку». Только, «мышка» может пробегать во все «ворота», а «кот» - лишь в одни - двое, (которые ему укажете).

     «Мышка», убегая бросается из круга, то снова бежит в круг. «Кот», стараясь ее догнать, порой хочет прорваться через запретные «ворота», но играющие опускают руки ниже и приседают.

      Когда «кот» поймает «мышку», выбирают новых игроков на эти роли.

     Игру повторяют 2-3 раза.

«Поймай комара»

Цель игры: научить прыгать.

Оборудование: прутик, веревка длиной 0,5 м, небольшой платочек-«комар».

Ход игры:

 Привяжите к прутику веревку. К концу веревки привяжите платочек. Держите прутик так, чтобы «комар» находился на 5-10 см выше поднятой руки ребенка. Ребенок подпрыгивает, ловит ладонями «комара».

Игры при плоскостопии

«Ну-ка вместе пересядем»

     Цели игры: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц ног, формирование правильной осанки.

    Ход игры:

   По сигналу воспитателя игроки сначала встают на колени, потом садятся на пол вправо, после чего без помощи рук возвратиться в исходное положение. Затем дети садятся по сигналу на пол влево (без помощи рук).

Важно! На первых порах помогайте детям выполнять движения, поддерживайте их за руки.

     После того, как играющие научатся обходиться без помощи своих рук, устройте между ними соревнование - кто ловчее пересаживается.

«Прыжки через скакалку»

        Цели игры: развитие ловкости, координации движений, укрепление мышц и связок стоп, обучение умению прыгать.

      Оборудование: скакалка любого цвета и из любого материала.

     Ход игры:

    Педагог с кем-то из детей крутят скакалку. Игроки один за другим подходят к крутящейся скакалке (или скакалку останавливают) и прыгают, пока не собьются, но не дольше 20-30 секунд.

     Более ловкие игроки могут прыгать парами, держась при этом за руки.

     Можно также разделить игроков на команды для игры-соревнования.

«Зайчики и сторож»

    Цели игры: общее укрепление мышц туловища и конечностей, развитие быстроты реакции и внимания.

  Оборудование: шнур, колышки, скакалка.

  Ход игры:

      Начертите на игровой площадке большой круг – «огород». Обозначьте его границы колышками, по которым протяните шнур на высоте 30-40 см от земли.

     При помощи считалки выберите «сторожа», который встает в середину огорода. «Сторож» вооружен скакалкой. С ее помощью он охраняет «огород» от набегов «зайцев».

    «Зайцы» стараются попасть в огород. У них это получится, если они перепрыгнут через ограду – шнур, не задев его ногами. «Зайцы» должны выпрыгнуть обратно так, чтобы не задеть шнур и их не достала скакалка зоркого «сторожа».

«Донеси, не урони»

    Цели игры: укрепление мышц и связок стоп, развитие ловкости.

    Оборудование: стулья по числу играющих, одинаковые платочки со стороной 50-80 см (по числу играющих).

     Игроки садятся на стулья и разуваются, снимают носочки, гольфы и т.п. Под ногами у каждого из них – платки.

    По сигналу воспитателя дети захватывают пальцами одной ноги платок и, ни разу не уронив ее, доставляет любым способом (например, проскакать на одной ноге или проползти на четвереньках) в противоположный конец ковра. Потом то же самое проделать с помощью другой ноги. Игру можно проводить как состязание пар. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и, не уронив платка.

«Сложи косынку»

      Игроки, участники состязания могут складывать пальцами ноги косынку: края и углы к центру (поочередно каждой ногой).

«Кто быстрее соберет игрушки?»

      Цели игры: укрепление мышц туловища и конечностей, особенно мышечного корсета позвоночника и стоп, а также развитие ловкости и четкости выполнения движений.

     Оборудование: две коробки, игрушки – кубики, мячи, кольца крупные и мелкие от пирамидок и др. игрушки.

     Важно! Это игра – «состязание», в которой одновременно участвуют двое детей.

     Дети садятся на пол и опираются о него руками позади спины. Слева от каждого ребенка (если ребенок – правша) находится пустая коробка, справа – разложенные игрушки.

      По сигналу воспитателя дети приступают к состязанию: им нужно захватывать игрушки стопами ног, поднимать их и класть игрушки в коробки – каждый в свою.  

     Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку за определенный отрезок времени.

«С одной ножки на другую»

    Цели игры: развитие ловкости, координации движений, укрепление мышц и связок стоп.

   Оборудование: скакалки.

  Игроки вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. При этом туловище держать прямо, а носки оттянуть. Количество прыжков в ходе игры постепенно надо увеличивать.

     Важно! Победителем станет тот, кто сможет прыгать дольше всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по профилактике плоскостопия в средней группе

Перспективный план составленный мною поможет другим педагогам в проведении занятий по профилактике плоскостопия. План занятий составлен на год для средней группы....

Использование оздоровительных игр в работе с детьми 3-4 лет в младшей группе

Практический материал для работы с детьми 3-4 лет в младшей группе. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....

Использование оздоровительных игр в работе с детьми 5-6 лет в старшей группе

Практический материал для работы с детьми 5-6 лет. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....

Перспективный план работы с детьми по пожарной безопасности в средней группе «Солнышко» на 2015 - 2016 учебный год

Перспективный план работ с детьми по пожарной  безопасности в средней группе «Солнышко» на 2015 - 2016 учебный год...

«Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста» (старшая группа). Опубликовано октябрь 2020 года.

Я предлагаю вам  принять участие в мастер-классе на тему «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста....