«Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста» (старшая группа). Опубликовано октябрь 2020 года.
материал

Хорова Марина Николаевна

Я предлагаю вам  принять участие в мастер-классе на тему «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование оздоровительных игр в работе

с детьми  дошкольного возраста»

(старшая группа)

ОО «Здоровье»

Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной категории Хорова М. Н.

 Воспитатель:    - Здравствуйте, уважаемые родители. Я предлагаю вам  принять участие в мастер-классе на тему «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Игра - является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого.

Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации.

Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности,  мечты в игровом процессе. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии.

Игра - закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка:

  1. позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни;
  2. помогает ребенку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает
    эмоциональное и физическое состояние;
  3. игра обладает лечебным действием,  позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегченной форме;
  4. помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия;

В своей работе я использую игры:

1.Игры, направленные на коррекцию детских страхов.

«Жмурки», «Сова и зайцы», «Мяч в кругу», «Прятки» и др.

2.Игры с песком.

«Цветы на клумбе», «Угадай, что спрятано в песке», «Детские секретики»  и др.

3.Игры с куклами.

«Дочки – матери».

4.Игры, направленные на коррекцию агрессии.

«Минута шалости», «Добрые злые кошки», «Превратим бумагу в снег» и др.

5.Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.

«Снеговик, «Буратино», «Перышко» и др.

6.Игры, направленные на тренировку   памяти, внимания, торможения.

«Кто первый», «Быстрые ответы»

                                                   1.«Игровой массаж»  

Воспитатель : Сейчас я вам предлагаю вместе с детьми сделать игровой массаж, который  называется «Перышко». Стихи для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают веселое общение, снимают напряжение. (Дети и родители встают в круг и выполняют игровой массаж  «Перышко»).

                                                 «Перышко»

Смотрите, смотрите, что я принесла!

Смотрите, какое  перо я нашла

Оно по ладошке тихонько ползет

Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,

И шейку оно очень нежно ласкает.

Куда полетит – интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет,

Одно и другое немножко щекочет

Но перышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

(Дети  и родители    в соответствии с текстом  песенки выполняют   движения  с перышком).

В: Молодцы , как ловко вы поиграли с перышком.

В: А сейчас мы свами ребята поиграем в игру, которая называется «Быстрые ответы».                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                         2.Игра «Быстрые ответы»

 Цель:  Эта игра, направленная на тренировку памяти, внимание торможения. Игра не только снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, но и развивает сообразительность, находчивость, смекалку.

Материал: Карточки с вопросами.

Описание игры: Я буду вам  задавать вопросы и ждать ответа в течении произносимого вслух счета: 1-2-3. Ограничение времени создает стрессовую ситуацию, после счета 3, ответ признается недействительным.

Вопросы для детей:

1)- Как называется страна, где живут самые высокие люди?

                                                                       (Великания.)

2)- Где живут самые маленькие люди?

                                                                                       (В Лилипутии.)

3)- Почему мороженное холодное?

                                                                           ( Из холодильника.)

4)- Что можно увидеть с закрытыми глазами?

                                                                                         (Сон.)

5)- Сколько лет Бабе- Яге?

                                                                                         (Много.)

6)- Почему крокодил зеленый?

                                                                                     (Живет в болоте.)

7)- Почему земля круглая?

                                                                                   (Такая  получилась.)

8)- Почему птички поют?                                               (Им весело.)

                                         

В:    Молодцы, ребята быстро ответили на мои вопросы. Пусть  ваши  родители  тоже поиграют в эту интересную игру.

Игра с родителями.

Вопросы для родителей:

1) – От чего утки плавают                                   (От берега.)

                                                                                 

2) – Без чего не испечь хлеба?

                                                                               ( Без корки.)

3) – Сколько яиц можно съесть натощак?

                                                                                                                                               (Одно, т.к. второе будет уже не натощак)

4) – Зачем мы едим?

                                                   

                                                                                      ( За столом.)

5) – В какую посуду нельзя налить воды?

                                                                                      ( В полную.)

6) Почему Чапаев скакал на белом коне?                    (По земле.)                            

     

В:      Ваши родители то же очень быстро справились с моими вопросами.                                              

В:   А сейчас мы вашим родителям покажем новую игру, которая называется «Нарисуй свой страх и победи его».

3.Игра «Нарисуй свой страх и победи его»

Цель: Эта  игра, направленная на снятие страхов и повышения уверенности в себе .Для этой игры нам нужны белые листы, фломастеры, пакет.

 

Описание игры: До упражнения следует предварительно поговорить с ребенком, спросить: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался?». Затем дети рисует то, чего он боятся. Дети разрывают свой «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – на еще более мелкие. Когда «страх», рассыплется на крошечные кусочки. Показать ребенку, что теперь его собрать невозможно. Нужно завернуть мелкие кусочки в большую бумагу, или пакет и выбросить в мусорное ведро, а затем вместе с ребенком выбросить весь мусор в бак. Его увезут и сожгут. А вместе с мусором сожгут и «страх». Больше его никогда не будет.

Повторять упражнение нужно через 1-2 недели.

Посмотреть что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делать это до того момента, пока у ребенка не появится недоуменное выражение на лице в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».

В: Ребята, вот вам фломастеры ,листы бумаги. Было ли такое, когда вы сильно испугались  и  вам стало страшно?  А чего вы боитесь? (Темноты, паука, змею и т.д.)

  Нарисуйте свой страх.

Дети ложатся на пол и рисуют свой страх, затем разрывают свой страх на мелкие кусочки. Посмотрите ребята, на какие маленькие кусочки рассыпался ваш страх , можем мы его собрать обратно ?(Нет).

Давайте ваш страх соберем в пакет и выбросим в мусорное ведро, а затем отнесем в мусорный бак. Его  увезут и сожгут. А вместе с мусором сожгут и «страх». Больше его никогда не будет.

                                    4.Игра «Разноцветные очки»

(Воспитатель раздает детям и родителям разноцветные очки (с разноцветными стеклами зелеными, красными, желтыми, синими).

 

 Воспитатель: - Целью  этой   игры является   закрепление у детей знаний  о теплых и холодных цветах, развитие фантазии, снятие эмоционального напряжения.

Материал: Разноцветные очки (с зелеными, красными, желтыми, синими стеклами). Звучит тихая и спокойная музыка.

Описание игры:

Воспитатель: Сядьте поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, себе, что вы лежите на зеленой травке. Над вами голубое небо, на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение.

- Откройте глаза. Наденьте очки, теперь вы видите каждый свою радугу.

- Красный цвет – дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно.

-Желтый цвет – Приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнышка вас гладят, и вы улыбаетесь.

- Зеленый цвет – Цвет травы и листьев, вам хорошо и спокойно.

- Голубой и синий – Цвет неба и воды. Голубой – мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару.

- Запомните ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги – пусть настроение у вас сегодня будет таким же разноцветным, как радуга.

                5. Игра «Какого цвета предмет»

Целью этой игры является  обучение умению называть цвета предметов, выделяя заданный цвет из нескольких объектов.

Материал: Цветные платочки  (красного, синего, желтого цвета).

Описание игры

( Дети встают в круг)

Воспитатель: Ребята посмотрите на мир через цветные платочки.

- Какой цвет вы видите?

- Каким стал мир вокруг вас?

- Назовите предметы желтого, синего, красного цвета.

Воспитатель показывает круги. Дети называют новые цвета или цветовые оттенки.

Красный + желтый = оранжевый.

Синий + желтый = зеленый.

Красный + синий = фиолетовый.

Воспитатель предлагает родителям взять с подноса  любой круг из цветной бумаги.

В: Давайте посмотрим,  какой цвет выбрали ваши мамы.

-У кого в руках  круг

- Красного цвета: предпочитают активные, энергичные деятельные люди, обычно они оптимистичны, шумны и веселы, часто не сдержанны.

-Желтого цвета: предпочитают мечтательные, полные надежд, но не готовые активно действовать люди.

-Зеленого цвета: предпочитают люди с высоким уровнем притязаний, озабочены собственным статусом и положением в коллективе, они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

-Синего цвета: чувствительные,  впечатлительные, но в тоже время спокойные и  уравновешенные, они испытывают потребность в эмоциональном общении.

 - Фиолетового цвета: капризные,  любят,  что бы с ними обращались как с маленькими.

- Коричневого цвета: тревожные,  часто испытывают эмоциональный  или физический  дискомфорт,  страх.

- Чёрного цвета: испытывают негативное отношение к себе, активное резкое неприятие окружающего мира, протест.

- Серого цвета: отсутствие эмоционального участия и безразличия к жизни.

Воспитатель приносит волшебную трубку с пузырьками.

6. «Трубка с пузырьками»

Упражнение «Посчитаем пузырьки»

Целью этой игры является активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно моторной координации.

Материал: трубка с пузырьками. Звучит тихая спокойная музыка.

Описание игры:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какую волшебную трубку с пузырьками , я вам  принесла. Как трубка меняет цвет, что в ней плавает (пузырьки, рыбки).

-Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем.

(Дети вместе с воспитателем считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения).

                         7. Игра «Превратим бумагу в снег»

 Эта игра направлена на коррекцию агрессии.

Материал: Бумага, грузовик.

Описание игры:

Воспитатель: - Ребята, вы иногда ссоритесь и ругаетесь друг с другом, а это очень плохо. Давайте прогоним нашу злость и поиграем в игру, которая называется – «Превратим бумагу в снег».

Дети возьмите бумагу, разорвите ее на кусочки, сложите в центр круга.

Дети: рвут бумагу.

Воспитатель: - Вот сколько раздражения и злости вышло из вас.

Давайте произнесем волшебные слова и превратим бумагу в … (снег).

Дети: «Крибли,  крабли,  бумс»!

(Дети кидают бумагу, прыгают на ней, бросают горстями в воздух и в друг  друга).

Воспитатель: - Приехала снегоуборочная машина.

(Дети собирают бумагу в корзину).

Воспитатель: - Дети как вы себя чувствуете?

Дети: - Мы стали добрее, злость от нас ушла.

В: - Ребята, лягте на палас в позу звезды .

Затем участники по команде воспитателя ложатся в позу «Звезды», широко раскинув руки и ноги, спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 мин.

Воспитатель: - Какая красивая звездочка у вас получилась.  Нам дышится легко, ровно, глубоко.

Воспитатель: Я бы хотела вам, уважаемые родители,  раздать памятки на тему:   «Игры, которые лечат».

 Они помогут вам:

  • снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
  • уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
  • наладить контакт между родителями и детьми;
  • развить ловкость и координацию движений.
  • Не заставляйте ребенка играть насильно, уважайте его желания, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребенка, наблюдайте за его самочувствием.

  • Самая эффективная психотерапия — это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите и растите вместе!

                    Методическое обеспечение:

  1. Журнал «Обруч» 2007 г. №5.
  2. Журнал «Обруч» 2008 г. №2
  3. Журнал «Здоровье дошкольника» 2009г. №2
  4. Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате»2009г.
  5. Киселёва М. В. «Арт – терапия в работе с детьми» Санкт – Петербург 2006г.
  6. Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»

Москва 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми второй младшей группы на октябрь 2018 года по темам: Осень наступила; проектная деятельность "Бережем природу"

В планирование отрадены НОД, совместная деятельность воспитателя с детьми, а также организация предметно-пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей....

Перспективный план работы с родителями детей старшей группы на 2019 - 2020 учебный год

Перспективный план работы с родителямидетей старшей группына 2019 – 2020 учебный год...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Работы с родителями в старшей группе "Ромашка" 2019-2020 учебный год

Материал представляет из себя подробный перспективный план работы с родителями в старшей группе МБДОУ ЦРР №19 Василек...

Перспективный план работы с родителями воспитанников старшей группы на 2019-2020

Перспективный план работы с родителями воспитанников старшей группы на 2019-2020 Сентябрь№п.пНазвание мероприятияЦель проведения мероприятияОтветственные Консультация «Всё о детс...

Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2019-2020

Перспективный план работы с родиетлями в старшей группена 2019-2020 учебный год....

Новогодний праздник в старшей группе. 8 декабря 2020 года

Сценарий праздника, в котором приходят Лиса Алиса и Кот Базилио. Хотят спилить нарядную елочку, но Снегурочка не дает....