ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ТЕМА ПРОЕКТА: «Один дома».
ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ЕЕ РАЗРАБОТКИ Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Именно поэтому, я уделяю большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.
НОВИЗНА ПРОЕКТА: реализация проекта осуществляется в сотрудничестве с родителями (законными представителями) детей
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
| Сформировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, ситуациях, которые могут быть опасными.
|
| Научить детей соблюдать определенные правила поведения дома.
Стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности и ответственности.
|
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития представлений об опасных для жизни и здоровья предметах быта у детей
Создать атмосферу общности интересов среди родителей и педагогов группы.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТА
Методика изучения основ безопасности жизнедеятельности для детей.
№ | ВОПРОС | ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ | ОЦЕНКА | 1. | Знает свои данные (собеседование)
| Знает свою фамилию, имя | 1 балл | Знает своё имя, фамилию, домашний адрес, телефон | 2 балла | Знает своё имя, фамилию, телефон, домашний адрес, Ф.И.О. родителей | 3 балла | Знает своё имя, фамилию, телефон, домашний адрес, Ф.И.О. родителей, место их работы и/или их контактные телефоны | 4 балла | 2. | Знает номера телефонов экстренных служб (собеседование) | Знает один номер | 1 балл | Знает два номера | 2 балла | Знает три номера | 3 балла | Знает четыре номера
| 4 балла | 3. | Умеет объяснить ситуацию при звонке в службу экстренной помощи (проигрывание ситуации)
| При звонке может сообщить только домашний адрес, не может рассказать, как произошла травма, описать характер травмы. | 1 балл | При звонке может сообщить домашний адрес, может рассказать, как произошла травма, но не может описать характер травмы (или по обоим пунктам дает неполные данные). | 2 балла | При звонке сообщает домашний адрес и телефон, дает точные формулировки: как произошло, что повреждено, что испытывает пострадавший (головокружение, тошнота и т.д) | 3 балла | При звонке сообщает домашний адрес и телефон, дает точные формулировки: как произошло, что повреждено, что испытывает пострадавший (головокружение, тошнота и т.д), рассказывает, какая помощь уже оказана.
| 4 балла | 4. | Может выделять источники опасности в доме: на кухне и в комнате
| В общей сложности выделяет 0 - 25% опасных объектов (0-5 объектов) | 1 балл | В общей сложности выделяет 25% - 50% опасных объектов (5-10 объектов) | 2 балла | В общей сложности выделяет 50%-75% опасных объектов (10-15 объектов) | 3 балла | В общей сложности выделяет 75% - 100% опасных объектов (20 объектов)
| 4 балла | 5. | Умеет обращаться: - электроприборами (прибор имеет повреждения) - ножом - ножницами - иголкой (наблюдение, моделирование ситуации) | Электроприбор включает в сеть, несмотря на повреждения. При работе с ножницами и ножом размахивает ими, создавая угрозу здоровью окружающих. | 1 балл | Знает правила безопасного обращения, но часто игнорирует их. Электроприбор с повреждениями не включает в сеть. После работы с ножницами и иголкой, бросает их на месте работы или уносит в игровую зону. | 2 балла | Знает правила безопасного обращения и выполняет их, но не всегда. Электроприбор с повреждениями не включает в сеть. После работы с ножницами и иголкой, аккуратно убирает их на место | 3 балла | Знает правила безопасного обращения и выполняет их, поправляет других детей. Электроприбор с повреждениями не включает в сеть. После работы с ножницами и иголкой, аккуратно убирает их на место
| 4 балла | 6. | Может безопасно достать предмет с высоты (моделирование ситуации)
| Не использует никакую мебель, а пытается сразу лезть по полкам | 1 балл | Пытается построить «лестницу» из стульев, которая, однако, не отличается надежной устойчивостью | 2 балла | Пытается построить «лестницу» из столов и стульев, которая весьма устойчива | 3 балла | Не пытается строить никакой «лестницы», просит принести стремянку
| 4 балла | 7. | Знает и объясняет действия во время пожара (собеседование) | Из всех действий называет только эвакуацию и звонок пожарным, не знает первичные средства пожаротушения. | 1 балл | Перечисляет некоторую часть действий при пожаре, но не все; не может объяснить их смысл, называет некоторые средства первичного пожаротушения | 2 балла | Перечисляет большую часть действий при пожаре, но не все; может объяснить их смысл, называет некоторые средства первичного пожаротушения. | 3 балла | Перечисляет все необходимые действия в правильной последовательности, объясняет их смысл, знает первичные средства пожаротушения.
| 4 балла | 8 | Может выделить среди нескольких картинок те, что изображают опасную ситуацию и объяснить свой выбор (собеседование по серии картинок) | В общей сложности выделяет 0 - 25% опасных объектов (0-5 объектов) | 1 балл | В общей сложности выделяет 25% - 50% опасных объектов (5-10 объектов) | 2 балла | В общей сложности выделяет 50%-75% опасных объектов (10-15 объектов) | 3 балла | В общей сложности выделяет 75% - 100% опасных объектов (20 объектов)
| 4 балла |
Высший уровень готовности – 32 балла Оптимальный уровень готовности- 24-28 баллов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
| ребенок старшего дошкольного возраста, знающий и соблюдающий правила безопасного поведения дома, умеющий действовать в различных опасных ситуациях.
|
ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАЗРАБОТКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ МУНЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 65 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Материально-технические ресурсы: - ИКТ,
- методическая литература,
- художественная литература,
- дидактические игры,
- наглядный материал,
- папки-передвижки,
- наборы для изодеятельности,
Для решения задач проекта, необходимы условия. Одно из них - это среда. Уголок по безопасности жизнедеятельности оснащен: - дидактическими играми;
- учебными макетами;
- книгами разных авторов на соответствующую тематику;
- справочной литературой: энциклопедии, справочники;
- строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
- транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ;
- настольно-печатными играми;
- разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
- альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
- иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей.
Возможные способы реализации проекта.
Тема | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями
| непосредственно- образовательная деятельность | образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Незваный гость | 1.«Незваный гость» (что могли сделать семеро козлят, чтобы волк их не съел). 2.Рисование «Предметы безопасности или незваным гостям: СТОП».
| 1.Тренинг: Звонок в милицию 02. 2.Инсценировка: «Когда мамы нет дома» (с.143 (Чермашенцева) 3.Чтение. Сказка «Старуха, дверь закрой!» обр. С. Я. Маршака 4.Заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г.Шалаева 5.Беседа «Мой дом – моя крепость». | 1.Сюжетно – ролевая игра «Семья» (сюжет «Один дома») 2.Предложить детям раскраски по сказкам. 3. Настольные игры по теме: «Безопасность». 4.Рассматривание иллюстраций, фотографий
| Родительское собрание: «Безопасность детей в наших руках»
| Высота – это опасно! | 1.«Высоко сижу, далеко гляжу» 2.Рисование: иллюстрированная инструкция «Как уберечься от падений и ушибов» (с.135 Чермашенцева) | 1.Тренинг: Звонок в «Скорую помощь» 03 (с.96 Алябьева) 2.Беседа «Как избежать неприятностей»
| Сюжетно – ролевая игра «Семья» 2. Создание проблемных игровых ситуаций «На кухне», «Мама вешает шторы» | Консультации для родителей «Азбука безопасности» | Электроприборы | «Помощники рассердились» (знакомство с электроприборами)
| 1.Рассказ детям об опасности электрического тока. 2.Заучивание правил пользования электроприборами. 3.Составление рассказов об электроприборах и о том, как ими пользоваться. 4.Творческое задание: «Загадай загадку – нарисуй отгадку» 5.Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что будет, если…» | 1.Сюжетно – ролевая игра «Семья» 2.Лото «Основы безопасности в доме» «Эволюция вещей» 3.Дидактические игры «Опасно – не опасно(парные картинки)», «Бытовые приборы (разрезные картинки)» 4.Создание проблемных игровых ситуаций «Я смотрю телевизор»
| Индивидуальная беседа с родителями | Вот иголки и булавки… | 1.«Каждому предмету свое место» (Чермашенцева, с.163) 2.«Умный наперсток» | 1.Беседа «Как избежать неприятностей» | 1.Сюжетно – ролевая игра «Семья» 2.Лото «Основы безопасности в доме» «Эволюция вещей» 3.Подвижные игры по желанию детей. 4.Создание проблемных игровых ситуаций «Мама шьет» | Оформление папки – передвижки «Безопасность»
| Огонь – друг, огонь - враг | 1.«Горячо-холодно» 2.Рисование: иллюстрированная инструкция «Как уберечься от ожогов» (Чермашенцева, с.80) | 1.Тренинг: Звонок в «Пожарную службу» 01. (Алябьева, с.96) 2.Беседа «Спички детям не игрушка»
| Сюжетно – ролевая игра «Мы пожарные» 2.Предложить детям раскраски «Машины службы МЧС» 3.Рассматривание плаката «Детям об огне» 4.Создание проблемных игровых ситуаций «На кухне»
| Консультация для родителей: «Основы пожарной безопасности» 2.Оформление памятки: «Правила пожарной безопасности» |
В рамках проекта мы предлагаем, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические, так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице). Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. Продуктами этой деятельности являются: • создание книжки-малышки «Азбука безопасности», • выставки детских рисунков, • сборник «Копилка загадок», • мультимедийная презентация.
Список литературы. - Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
- Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.
|