Опыт работы по теме "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков""
материал (младшая группа) на тему
Представление опыта работы
Тема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы
Тема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков».
Задачи:
- Создавать условия для развития у детей умений самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни.
- Способствовать овладению ребенком простейших навыков самообслуживания, через различные формы, методы и приемы работы.
- Формировать у детей потребность применять навыки самообслуживания в детском саду и дома.
- Повышать педагогическую компетентность родителей по развитию самостоятельности у детей при формировании культурно - гигиенических навыков.
Актуальность:
Взрослым часто кажется, что малышу не свойственна самостоятельность, так как ребенок очень зависит от взрослого. Однако это не так. Самостоятельность ребенка проявляется во многих сферах его жизни: самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, умение играть, занимать себя полезной деятельностью, вступать с окружающими в общение и многое другое.
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из задач ФГОС.
Самостоятельность – это способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Она обеспечивает познавательное и личностное развитие.
«Я сам»- самая характерная фраза, которую мы слышим от малыша. Чтобы у ребенка не угасло стремление к самостоятельности, взрослым необходимо поддержка малыша в этом стремлении. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.
Большое значение в развитии ребенка имеет воспитание культурно-гигиенических навыков.
В процессе самообслуживания, ребенок узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении.
Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания – требует работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность.
Что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
- Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:
- Рационально организованная среда
- Четкий режим дня
- Сопровождение взрослого
Для детей нашей группы в умывальной комнате висят мыльницы с фигурным мылом; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Для посещения туалета, установлены индивидуальные кабинки для мальчиков и девочек с обозначениями. В умывальной комнате мы поместили сказочный персонаж К.И. Чуковского Мойдодыр. В кармане у Мойдодыра находится коллекция гигиенических средств по уходу за телом «Волшебные помощники». Это повышает интерес детей к умыванию.
В раздевалке стоят удобные шкафчики, по росту ребенка. В каждом висят индивидуальные карманы-органайзеры для хранения личных вещей. Шкафчики оформлены фотографиями детей. В раздевалке мы поместили куклу Таню в сезонной одежде, для поддержания стремления детей к самостоятельному одеванию.
В групповой комнате, в зоне речевого развития, выделен центр «Чистюлькин», в котором собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков.
В зоне приема пищи, висят два комплекта фартуков и пилоток для оказания посильной помощи младшему воспитателю в сервировки столов. Для того чтобы дети могли замечать и устранять неполадки в одежде и внешнем виде, в каждом помещении мы разместили зеркала.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
- Личный пример.
- Алгоритмы действий.
- Использование сюжетных и дидактических игр.
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- Игровые и проблемные ситуации.
- Использование фольклора и художественной литературы, беседы.
- Проектная деятельность.
Личный пример подразумевает безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. Так, например, обучая ребёнка умению намыливать руки мылом, я личным примером показываю и объясняю, как это нужно правильно делать. В некоторых ситуациях можно объяснить детям способы действия путём показа на другом ребенке. Например, обучая детей снимать майку или футболку, я объясняю, что нужно взяться руками за нижний край, подтянуть к шее, освободить одну руку, затем другую, а потом уже снять эту вещь через голову. Младший воспитатель учит детей правильно сервировать стол. В семье, родители своим личным примером, помогают малышу освоить элементарные трудовые навыки. Например: вместе с папой, накрыть на стол. После ужина, убрать со стола посуду. Помочь маме вытереть пыль, собрать свои игрушки. Главное – участие! Помогая маме, ребенок получит хороший урок и положит еще одно умение в копилку своего жизненного опыта.
Для того чтобы дети быстрее усвоили процессы умывания, одевания, раздевания, сервировки стола и умели делать это самостоятельно, нами были изготовлены алгоритмы, которые я располагаю в умывальной комнате, раздевалке, в группе. Глядя на эти схемы, каждый ребёнок видит, что надо сделать сначала, что потом, чем заканчивается тот или иной процесс, т.е. ребёнок может проконтролировать последовательность своих действий.
По мере усвоения культурно-гигиенических навыков, полученный опыт переносится в игровую воображаемую ситуацию. В играх ребёнок отражает бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно повторялись самим ребенком. Усвоение КГН обобщают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
Особая роль в закреплении процесса формирования КГН принадлежит сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Например:
С/ролевые игры: «Дочки-матери», «Накроем стол для кукол», «Салон красоты», «Кафе», «День рождение мишки». Дети увлеченно принимали участие в игре «У нас обед». Здесь были очень активными мальчики. Мальчики усаживались за стол и делали вид, что едят, а девочки занимались в основном сервировкой стола.
С большим удовольствием дети принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами («Купание малыша-голыша», «Завяжем кукле бантик»). Таким образом, мы работаем над формированием у детей желания к выполнению гигиенических действий, помогали им сделать игры более осмысленными. Хорошо, для решения педагогических задач, использовать дидактические игры, в которые мы играем малыми подгруппами (по 3-5 человек) с использованием игрового персонажа (кукла Таня, Антошка, «Мойдодыр», «Королева расческа», «Маша-растеряша» и др.). Дидактические игры, позволяющие сформировать отчетливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля: «В гостях у Мойдодыра», «Научим куклу Таню мыть руки», «Мыльные пузыри». Игры и упражнения на формирование навыка одевания и раздевания: «Оденем куклу на прогулку», «Уложи куклу спать», «Найди пару», «Подберем куклам одежду», и др. Игры для привития культуры поведения за столом и самообслуживания: «Готовим обед для кукол», «Сервируем стол», «У Тани и Ани сегодня праздник», «Все готово для ребят», и др. Многие из этих игр изготовлены своими руками.
Для закрепления результата, в своей работе, создаю проблемные ситуации: «К нам пришла Замарашка ». Этому персонажу требуется помощь детей. Помогая Замарашке, дети активно участвуют в уходе за внешним видом, выборе предметов для умывания, и т.д.
«Волшебные помощники – для чего они нужны?», «Королева расческа в гостях у детей», «Мои друзья вода и мыло», придумывали увлекательные истории от имени сказочного персонажа Мойдодыр. Для поощрения детей использовали игры с водой и мылом: «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена» и т.д.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка»,
«Собери бусы», « Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.
Наряду с этим применялось чтение известных художественных произведений на тему КГН, использовались потешки в режимных процессах.
Беседы на тему: «Зачем нам расческа?», «Как вести себя за столом», «Чистота залог здоровья» и т.д.
В поиске новых форм и методов работы по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста, в 2015 году был проведен краткосрочный проект «Мы растем», направленный на формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.
Этапы реализации проекта.
1. Проектировочный.
- Определение темы проекта, цели, задачи.
- Анкетирование родителей.
- Сбор информации по данной теме.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Подбор литературы, иллюстраций, разработка алгоритмов.
- Изготовление дидактических игр, игровых персонажей.
В умывальной комнате появился сказочный персонаж К.И Чуковского «Мойдодыр» с «Волшебными помощниками» - средствами по уходу за телом. На протяжении недели с детьми играли и беседовали «Королева Расческа», «Фея Зубная Щетка», «Принцесса Мочалка» и другие игровые персонажи, изготовленные воспитателями и родителями. Специально созданные проблемные ситуации «К нам пришла Замарашка», «Научим куклу Таню мыть руки», «Купание малыша – голыша» способствовали формированию у воспитанников навыков гигиены. При подготовке к проекту изготовила д/игры «Подберем куклам одежду», «Найди пару», «Сервируем стол» и т.д. Они помогли сформировать отчетливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля.
2. Практический.
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- Оформление центра речевого развития.
- Проведение беседы «».
- Показ алгоритмов.
- Проведение с детьми игр-ситуаций гигиенической направленности.
- Создание проблемных ситуаций.
- Организация дидактических и с/ролевых игр.
- Чтение и разучивание стихов, потешек.
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми:
- Речевое развитие «Водичка, водичка, умой мое личико»
- Художественно – эстетическое развитие «Красивое полотенце»
Самостоятельная деятельность детей:
- Выполнение гигиенических действий.
- Выполнение действий по самообслуживанию.
- Рассматривание книг и иллюстраций.
- дидактические игры.
- с/ролевые игры.
- игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Совместная деятельность родителей и детей:
- Изготовление семейной стенгазеты на формирование самостоятельности.
- Изготовление персонажей для коллекции «Волшебные помощники».
- Участие в изготовлении картотеки потешек.
В результате дети овладели навыками самообслуживания; стремятся проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении, научились проявлять заботу о близких, бережно относиться к игрушкам, помогать друг другу.
3. Аналитический.
- Выставка семейных стенгазет по обмену опытом.
- Развлечение «К нам пришел Мойдодыр».
- Анализ результатов по реализации проекта.
В развитии самостоятельности у детей в процессе формирования КГН, важно единство требований сотрудников детского сада и родителей.
Очень важно позволить ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:
- слушать взрослого;
- выполнять простые просьбы, поручения;
- умел подражать, повторять элементарные действия с игрушками, предметами.
Формы взаимодействия с родителями:
- Анкеты
- Индивидуальная беседа
- Консультации
- Родительские собрания
- Развлечения
С целью выяснения, как организована самостоятельная деятельность детей в семье было проведено анкетирование: «Самостоятелен ли ваш ребенок», которое показало, что большая часть родителей считает своих детей еще маленькими и излишне опекают их.
Поэтому советуем родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой, поручать детям, в домашних условиях, оказывать посильную помощь.
Из бесед с родителями я узнаю, какие традиции в семье существуют.
С целью обмена опытом семейного воспитания, предложили родителям изготовить стенгазеты «Кто опрятен, тот приятен!», «Навыки гигиены».
Знакомим с новой информацией в родительском уголке. Проводим консультации на темы: «Я сам», «Особенности формирования КГН у детей», «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности», «О здоровье всерьез».
Проведено родительское собрание на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», которое имело положительный отзыв у родителей.
Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях. Например, в ходе совместного чаепития к 8 марта дети и взрослые поменялись ролями: родители были гостями, а дети сами накрывали на стол и ухаживали за взрослыми.
Итак, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.
От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.
«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»
В результате:
- Дети овладели культурно гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
- Самостоятельно выполняют элементарные гигиенические правила и навыки самообслуживания в детском саду и дома.
- Принимают активное участие в играх, направленных на формирование КГН.
- Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и пособиями.
- Повышена педагогическая компетентность родителей по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
· Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком в максимально сензинтивный перио...
Опыт работы на тему: "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами"
Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами». Цель педагогического опыта:Изучить и обос...
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования тонких движений пальцев рук
Опыт по данной теме может быть использован в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста....
Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"
Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....
Опыт работы на тему:"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"
Опыт работы на тему : "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"...
Опыт работы по развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста
Опыт работы по развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста, воспитатель Веселова Юлия Викторовна...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности на тему: «Моя семья».
Включает в себя презентацию к проекту и речь педагога....