Опыт работы по теме "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков""
материал (младшая группа) на тему

Чувалова Марина Анатольевна

 

Представление опыта работы

Тема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков».                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

Тема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков».                          

Задачи:

  1. Создавать условия для развития у детей умений самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни.
  2. Способствовать овладению ребенком простейших навыков самообслуживания, через различные формы, методы и приемы работы.
  3. Формировать у детей потребность применять навыки самообслуживания в детском саду и дома.  
  4. Повышать педагогическую компетентность родителей по развитию самостоятельности у детей при формировании  культурно - гигиенических навыков.                

                                 

 

                                                Актуальность:

    Взрослым часто кажется, что малышу не свойственна самостоятельность, так как ребенок очень зависит от взрослого. Однако это не так. Самостоятельность ребенка проявляется во многих сферах его жизни: самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, умение играть, занимать себя полезной деятельностью, вступать с окружающими в общение и многое другое. 

     Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. В Конституции Российской Федерации,  в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из задач ФГОС.

Самостоятельность – это способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Она обеспечивает познавательное и личностное развитие.

 «Я сам»-  самая характерная фраза,  которую мы слышим от малыша. Чтобы у ребенка не угасло стремление к самостоятельности, взрослым необходимо поддержка малыша в этом стремлении. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.        

     Большое значение в развитии ребенка имеет воспитание культурно-гигиенических навыков.

В процессе самообслуживания, ребенок узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении.

 Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания – требует работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность.

     Что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

  • Рационально организованная среда
  • Четкий режим дня
  • Сопровождение взрослого

      Для детей нашей группы  в умывальной комнате висят  мыльницы с фигурным мылом; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Для посещения туалета, установлены индивидуальные кабинки для мальчиков и девочек с  обозначениями. В умывальной комнате мы поместили сказочный персонаж К.И. Чуковского Мойдодыр. В кармане у Мойдодыра находится коллекция гигиенических средств по уходу за телом «Волшебные помощники». Это повышает интерес детей к умыванию.

  В раздевалке стоят удобные шкафчики, по росту ребенка. В каждом висят индивидуальные карманы-органайзеры для хранения личных вещей. Шкафчики оформлены фотографиями детей. В раздевалке мы поместили куклу Таню в сезонной одежде, для поддержания стремления детей к самостоятельному одеванию.

В групповой комнате, в зоне речевого развития, выделен центр «Чистюлькин», в котором собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков.

    В зоне приема пищи, висят два комплекта фартуков и пилоток для оказания посильной помощи младшему воспитателю в сервировки столов. Для того чтобы дети могли замечать и устранять неполадки в одежде и внешнем виде, в каждом помещении мы разместили зеркала.

         Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время  –  это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности.

        Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • Личный пример.
  • Алгоритмы действий.
  • Использование сюжетных и дидактических игр.
  • Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
  • Игровые и проблемные ситуации.
  • Использование фольклора и художественной литературы, беседы.
  • Проектная деятельность.

       Личный пример подразумевает безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. Так, например, обучая ребёнка умению намыливать руки мылом, я  личным примером показываю и объясняю, как это нужно правильно делать. В некоторых ситуациях можно объяснить детям способы  действия путём показа на другом ребенке. Например, обучая детей снимать майку или футболку, я объясняю, что нужно взяться руками за нижний край, подтянуть к шее, освободить одну руку, затем другую, а потом уже снять эту вещь через голову. Младший воспитатель учит детей правильно сервировать стол. В семье, родители своим личным примером, помогают малышу освоить элементарные трудовые навыки. Например: вместе с папой, накрыть на стол. После ужина, убрать со стола посуду. Помочь маме вытереть пыль, собрать свои игрушки. Главное – участие! Помогая маме, ребенок получит хороший урок и положит еще одно умение в копилку своего жизненного опыта.

         Для того чтобы дети быстрее усвоили процессы умывания, одевания, раздевания, сервировки стола и умели делать это самостоятельно,  нами были изготовлены алгоритмы, которые я располагаю в умывальной комнате, раздевалке, в группе. Глядя на эти схемы, каждый ребёнок видит, что надо сделать сначала, что потом, чем заканчивается тот или иной процесс, т.е. ребёнок может проконтролировать последовательность своих действий.  

          По мере усвоения культурно-гигиенических навыков, полученный опыт переносится в игровую воображаемую ситуацию. В играх ребёнок отражает бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно повторялись самим ребенком. Усвоение КГН обобщают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

     Особая роль в закреплении процесса формирования КГН  принадлежит сюжетно-ролевым и  дидактическим играм. Например:

С/ролевые игры: «Дочки-матери», «Накроем стол для кукол», «Салон красоты», «Кафе», «День рождение мишки». Дети увлеченно принимали участие в игре «У нас обед». Здесь были очень активными мальчики. Мальчики усаживались за стол и делали вид, что едят, а девочки занимались в основном сервировкой стола.

С большим удовольствием дети принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами («Купание малыша-голыша», «Завяжем кукле бантик»). Таким образом, мы работаем над формированием у детей желания к выполнению гигиенических действий, помогали им сделать игры более осмысленными.                                                                                                 Хорошо, для решения педагогических задач, использовать дидактические игры,  в которые мы играем малыми подгруппами (по 3-5 человек) с использованием игрового персонажа (кукла Таня, Антошка, «Мойдодыр», «Королева расческа», «Маша-растеряша» и др.).  Дидактические игры, позволяющие сформировать отчетливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля: «В гостях у Мойдодыра», «Научим куклу Таню мыть руки», «Мыльные пузыри».           Игры и упражнения на формирование навыка одевания и раздевания: «Оденем куклу на прогулку», «Уложи куклу спать», «Найди пару», «Подберем куклам одежду», и др. Игры для привития культуры поведения за столом и самообслуживания: «Готовим обед для кукол», «Сервируем стол», «У Тани и Ани сегодня праздник», «Все готово для ребят», и др. Многие из этих игр изготовлены своими руками.

       Для закрепления результата,  в своей работе, создаю проблемные ситуации: «К нам пришла Замарашка ». Этому персонажу требуется помощь детей. Помогая Замарашке, дети активно участвуют в уходе за внешним видом,  выборе предметов  для умывания,  и т.д.
 «Волшебные помощники – для чего они нужны?», «Королева расческа в гостях у детей», «Мои друзья вода и мыло», придумывали увлекательные истории от имени сказочного персонажа Мойдодыр. Для поощрения детей использовали игры с водой и мылом: «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена» и т.д.

        Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка»,

«Собери бусы», « Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.

        Наряду с этим применялось чтение известных художественных произведений на тему КГН, использовались потешки  в режимных процессах.

Беседы на тему: «Зачем нам расческа?», «Как вести себя за столом», «Чистота залог здоровья» и т.д.

    В поиске новых форм и методов работы по формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста, в 2015 году был проведен краткосрочный проект «Мы растем», направленный на формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.  

Этапы реализации проекта.

1. Проектировочный.

- Определение темы проекта, цели, задачи.

- Анкетирование родителей.

- Сбор информации по данной теме.

- Организация предметно-развивающей среды.

- Подбор литературы, иллюстраций, разработка алгоритмов.

- Изготовление дидактических игр, игровых персонажей.

В умывальной комнате появился сказочный персонаж К.И Чуковского «Мойдодыр» с «Волшебными помощниками» - средствами по уходу за телом. На протяжении недели с детьми играли и беседовали «Королева Расческа», «Фея Зубная Щетка», «Принцесса Мочалка» и другие игровые персонажи, изготовленные воспитателями и родителями. Специально созданные проблемные ситуации «К нам пришла Замарашка», «Научим куклу Таню мыть руки», «Купание малыша – голыша» способствовали формированию у воспитанников навыков гигиены. При подготовке к проекту изготовила д/игры «Подберем куклам одежду», «Найди пару»,  «Сервируем стол» и т.д. Они помогли сформировать отчетливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля.

2. Практический.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

- Оформление центра речевого развития.

- Проведение беседы «».

- Показ алгоритмов.

- Проведение с детьми игр-ситуаций гигиенической направленности.

- Создание проблемных ситуаций.

- Организация дидактических и с/ролевых игр.

- Чтение и разучивание стихов, потешек.

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми:

- Речевое развитие «Водичка, водичка, умой мое личико»

- Художественно – эстетическое развитие «Красивое полотенце»

Самостоятельная деятельность детей:

- Выполнение гигиенических действий.

- Выполнение действий по самообслуживанию.

- Рассматривание книг и иллюстраций.

- дидактические игры.

- с/ролевые игры.

- игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Совместная деятельность родителей и детей:

- Изготовление семейной стенгазеты на формирование самостоятельности.

- Изготовление персонажей для коллекции «Волшебные помощники».

- Участие в изготовлении картотеки потешек.

В результате дети овладели навыками самообслуживания; стремятся проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении, научились проявлять заботу о близких, бережно относиться к игрушкам, помогать друг другу.

3. Аналитический.

- Выставка семейных стенгазет по обмену опытом.

- Развлечение «К нам пришел Мойдодыр».

- Анализ результатов по реализации проекта.

  В развитии самостоятельности у детей в процессе формирования КГН, важно единство требований сотрудников детского сада и родителей.

 Очень важно позволить ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:

   - слушать взрослого;

   - выполнять простые просьбы, поручения;

   - умел подражать, повторять элементарные действия с игрушками, предметами.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Анкеты
  • Индивидуальная беседа
  •  Консультации
  • Родительские собрания
  • Развлечения

        С целью выяснения, как организована самостоятельная деятельность детей в семье  было проведено анкетирование: «Самостоятелен ли ваш ребенок», которое показало, что большая часть родителей считает своих детей еще маленькими и излишне опекают их. 

Поэтому советуем родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой, поручать детям, в домашних условиях, оказывать посильную помощь.

Из бесед с родителями  я узнаю, какие традиции в семье существуют.

С целью обмена опытом семейного воспитания, предложили родителям изготовить стенгазеты «Кто опрятен, тот приятен!», «Навыки гигиены».

       Знакомим с новой информацией в родительском уголке.  Проводим консультации на темы: «Я сам», «Особенности формирования КГН у детей», «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности», «О здоровье всерьез».

        Проведено родительское собрание на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», которое имело положительный отзыв у родителей.

Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях. Например, в ходе совместного чаепития к 8 марта дети и взрослые поменялись ролями: родители были гостями, а дети сами накрывали на стол и ухаживали за взрослыми.

Итак, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

 «Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

В результате:

  • Дети овладели культурно гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
  • Самостоятельно выполняют элементарные гигиенические правила и навыки самообслуживания в детском саду и дома.
  • Принимают активное участие в играх, направленных на формирование КГН.
  • Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и пособиями.
  • Повышена педагогическая компетентность родителей по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного  возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

Опыт работы на тему: "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами"

Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами». Цель педагогического опыта:Изучить и обос...

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования тонких движений пальцев рук

Опыт по данной теме может быть использован в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"

Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....

Опыт работы на тему:"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"

Опыт работы на тему : "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"...

Опыт работы по развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста

Опыт работы по развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста, воспитатель Веселова Юлия Викторовна...