«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
методическая разработка на тему
Выступление на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_obedinenii_muzykalnyh_rukovoditeley_po_teme.docx | 30.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на объединении музыкальных руководителей по теме:
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
Подготовила :
музыкальный руководитель
СП Д/С «Ромашка»
О.В.Трошина
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты , тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры .
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Большое место отводится музыке в детских садах. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.
По утверждению специалистов дошкольный возраст синзетивный период для формирования музыкальных способностей (синзетивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования определённых психических свойств и поведения).
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).
Музыкальные игры и пособия можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.
Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности
Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:
Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»
Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»
Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено:
* Слуховое внимание детей стало более организованным;
* Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию;
* Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.
Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.
В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступают наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Используются словесные пояснения, указания, вопросы к детям.
Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.
Поэтому практическая часть должна происходить в два этапа:
· подготовительный
· основной.
На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.
1. Развитие звуковысотного слуха
2. Развитие динамического слуха
3. Формирование тембрового восприятия
4. Совершенствование чувства ритма
Подходящий образ для ведущего данных игр - образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будеть проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога - проявить интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.
Заключение При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.
Музыкально-дидактические иры
«Укрась музыку»
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
- Лесенка – три ступеньки
- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,
музыкальные коробочки, молоточки.
- Киндеры с зерном внутри.
- Палочки.
- Настольные МДИ.
- Магнитофон.
- Кассеты и диски с записями детских песен.
- Книжки – песенки.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»
(Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры)
« ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»
(Большие карточки (25/15) с изображением взрослых животных :курицы, утки, гуся, птицы и несколько маленьких карточек (10/15) их детенышей + описание)
« ДОЖДИК ЛЬЕТ И КАПАЕТ»
(Палочки + картинка + описание)
« НАУЧИ ИГРУШКУ ТАНЦЕВАТЬ»
( Маленькая игрушка + описание)
« ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
( Ярко оформленный мешочек в котором находятся маленькие мягкие игрушки: кошка, собачка, корова, медведь, зайчик и др.)
« КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»
(Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание)
« УСТАЛАЯ И РЕЗВАЯ ЛОШАДКА»
(Палочка + картинка + описание)
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ»
- Лесенка – три ступеньки
- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,
музыкальные коробочки, молоточки, любые звучащие инструменты.
- Киндеры с зерном внутри.
- Палочки.
- Настольные МДИ.
- Звучащие коробочки (спичечные коробочки с зерном внутри).
- Магнитофон.
- Набор кассет и дисков с записями детских песен.
- Книжки – песенки.
- Инструменты из бросового материала.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»
(Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры)
« УГАДАЙ - КА»
(4 – 6 больших карточек (20/10) каждая разделена на две части. На первой половине изображено взрослое животное (гусь, утка, корова, коза, собака, кошка), на второй их детеныши + фишки по две на каждую карточку + описание игры)
« КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»
(Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание)
« КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА»
(Фланелеграф + изображения на фланели: большой домик, девочка, курица, цыплята 2 – 3 шт. + описание игры)
« ЗАЙЦЫ»
( Фланелеграф + изображение леса на фланели + изображение зайцев спящих, танцующих, играющих в барабан + описание игры)
« НАМ ИГРУШКИ ПРИНЕСЛИ»
(Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка) коробочка.)
« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»
- Лесенка – пять ступенек
- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен,
колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты,
детское пианино или его плоскостное изображение.
- Портрет композитора.
- Настольные МДИ.
- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.
- Магнитофон.
- Набор кассет и дисков с записями детских песен.
- Инструменты из бросового материала.
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»
- Лесенка – семь ступенек
- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен,
колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты,
детское пианино или его плоскостное изображение.
- Портрет композитора.
- Настольные МДИ.
- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.
- Магнитофон.
- Набор кассет и дисков с записями детских песен.
- Инструменты из бросового материала.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»
(Карточки (4 – 5 шт) с изображением нотного стана (30/15) + ноты кружочки + описание игры)
« ЛЕСЕНКИ»
(Семи ступенчатые лесенки – раскладушки + описание игры)
« ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»
(Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни + описание игры)
« ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»
(Карточки с изображением лиц человека (солнышка, цветка, звездочки, тучки, колобка и т.д.) в трех настроениях – веселое, грустное, спокойное + запись музыкальных произведений соответствующих характеров)
« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)
«СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?»
(Карточки с прорезями на каждого играющего + изображение матрешек вставляющихся в прорези + описание игры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.
Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....
Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»
https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg ссылка на видео-презентацию Опыта работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...
Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»
Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...