Воспитание сказкой или сказочное воспитание
статья (младшая группа) на тему

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности

           У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:

• Волю — сложное и многогранное качество личности.

• Веру в себя — умение противостоять неудачам.

• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

 • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

 • Обязательность — умение держать слово.

 • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

 • Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

 • Доброту и честность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание сказкой или сказочное воспитание

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"

В. А. Сухомлинский

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»

В. А    Сухомлинский.

           

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности

           У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:

• Волю — сложное и многогранное качество личности.

• Веру в себя — умение противостоять неудачам.

• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

 • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

 • Обязательность — умение держать слово.

 • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

 • Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

 • Доброту и честность.

                Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка: умение слушать;

• умение познавать;

• умение сравнивать, сопоставлять;

 • умение мыслить словами;

• связную речь;

• интерес к учебе;

• мышление; внимание;

• память;

• воображение;

• мимику лица и жесты;

• эстетические чувства;

• чувство юмора.

             Почему воспитывать детей через сказку просто?

Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказка – это занимательный урок нравственности.

В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение.

Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным. Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!».

                           

                           Как правильно читать ребенку сказки.

Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах.

Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и кроху.

После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.

Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.

Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и сказкотерапии.

С подробностями и иллюстрациями порой надо быть осторожными! Действие в сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не получил лишней информации, которая могла бы его испугать.

                        Рекомендации родителям по подбору сказок.

Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка.

Детей до двух лет вряд ли можно заинтересовать сказкой. Для маленьких капризуль больше подходит воспитание потешкой.

В возрасте с 2 до 3,5 лет идут «на ура» классические детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Спустя некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка».

Детям более понятны сказки о животных. Сюжеты сказок о животных более доступны для их понимания.

В 3 года происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки. Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца для подражания (желательно одного пола с ним) обязательно.

В возрасте 3-5 лет подражание героям продолжается. Важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло.

Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите прочитать  детские детективы, повести Николая Носова.

Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы не так…».

Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки.

Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным процессом!

"Нужна ли сказке присказка?"

Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко - здесь, где мы живем.

Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: "Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку.

Уважаемые родители, удачи Вам!

Учитель –дефектолог Кулик Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная сказка «На сказочной полянке» Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о ценности окружающей природы в музыкальной импровизации, связанной с  образами обитателей леса и фантазийными персонажами....

Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"

"  Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...

Воспитание сказкой или сказочное воспитание

В статье раскрываются пути решения проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования. Представлены формы и методы поэтапного развития творческого воображения воспита...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...

Сценарий музыкально - театрализованной постановки сказка – сценка «Сказочная Репка» по мотивам русской народной сказке «Репка» Воспитатель: Кузнецова Н.Г.

Действующие лица и костюмы:Автор – взрослый.Старик – (ушанка, рубашка, невод, висящий через плечо).Баба – Яга (платье с заплатами, платок, накладной нос, метла).Спящая Красавица &nda...

Всё вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без сказочных героев? Конечно, и в нашей сказочной реальности появляются снежные герои, главный из которых - добрый снеговик.

Снеговик является самым популярным зимним сказочным героем после Деда Мороза и Снегурочки. В каждом дворе стоит свой снеговик, дети в восторге от этого сказочного героя. Наверное, еще и потому, ...